«Раскас» В.М.Шукшина и русская сказка
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Анализ рассказа в единстве формы и содержания с учетом мифопоэтического подхода к анализу художественного
произведения позволяет выявить специфические особенности рассказа Шукшина и черты, роднящие его со сказкой; показать человеческую открытость героя миру как синоним незащищенности;урок снабжен презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_shukshin.doc | 66 КБ |
urok_po_shukshinurasskaz.ppt | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №52»
«РАСКАС» В.М.ШУКШИНА И РУССКАЯ СКАЗКА.
Гарлик Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ
« Средняя общеобразовательная школа№52»
Октябрьского района.
БАРНАУЛ
«Раскас» В.М.Шукшина и русская сказка
Цель: развитие представлений о творчестве В.М.Шукшина в контексте развития отечественной культуры;
Задачи: овладение умениями анализа рассказа в единстве формы и содержания с учетом мифопоэтического подхода к анализу художественного
произведения;
выявление специфических особенностей рассказа Шукшина и черт, роднящих его со сказкой; человеческая открытость героя миру как синоним незащищенности;
воспитание гражданской позиции, гуманистического мировоззрения, любви и уважения к ценностям отечественной культуры.
Оборудование: портрет писателя, выставка его произведений, презентация
Слова В.М.Шукшина, используемые в презентации:
«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость доброта».
«Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдавай всего этого за понюх табаку…
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком .»,
«Если конкретизировать и искать дальше истоки того творческого пути, которым иду, то они, конечно, лежат в искусстве устного рассказа… Всегда в таких рассказах была цель, какая-то прямая жизненная необходимость. Рассказывали так, чтобы слушатели решительно все поняли. Но простая и доступная форма - не значит унылая и серая. Тут… всегда был свой неожиданный прием, свой особый фокус».
Виды деятельности: работа в группах, индивидуальные задания учащихся, работа со словарями.
ХОД УРОКА
I.ОРГМОМЕНТ (Объявление темы, работа по формулированию целей урока ведется совместно с детьми при помощи таблицы;
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Дети самостоятельно заполняют колонки № 1 и 2 таблицы, затем идет корректировка цели с помощью учителя; 3-я колонка заполняется в ходе урока)
II. СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ (слайды 1-8)
Чтец.
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло.
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков.
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки-
Это родина Шукшина.
Ученик. (Из автобиографии В. Шукшина. )
- Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители- крестьяне. В1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую его судьбу не знаю. В 1956 году он посмертно полностью реабилитирован. В1943 году окончил сельскую семилетку... Работал в колхозе, потом, в 1946 ушел из деревни. Работал в Калуге, во Владимире, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком… В 1949 году был призван во флот…служил на Черном море. После демобилизации приехал домой. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом- аттестат. После этого работал учителем вечерней школы рабочей молодежи… Затем все бросил и уехал в Москву в Литературный институт. Правда, туда меня не приняли - за душой не было ни одной строки: поступил на режиссерский факультет в мастерскую М.И. Ромма.
УЧЕНИК 2.
- В Москве Шукшин остался, чтобы «завоевать Москву», добиться славы и известности. Но его цель – не просто литературная и кинематографическая слава. Его цель - прежде всего! – добро, которое можно сделать литературой и кино. Творчество Шукшина многогранно: он писал киноповести и сказки, романы и публицистику, был режиссером и актером, но, пожалуй, популярность ему принесли именно рассказы. Шукшин - человек в высшей степени совестливый, умеющий критически относиться не только к другим, но и к себе. Он был очень неудобен.
ЧТЕЦ.
В искусстве уютно
быть сдобною булкой
французской,
но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиною красной
вприкуску,
черняшкою той,
без которой немыслим народ…
Е.Евтушенко «Памяти Шукшина»
Учитель обращает внимание детей на слова, написанные на слайде 9: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость доброту.» (В.М.Шукшин), говорит о близости творчества Шукшина фольклору.
III. РАБОТА С ТЕКСТОМ. АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МОТИВОВ РУССКОЙ СКАЗКИ.(слайды 10-13)
(Работа в группах, задание получает каждая группа.)
1. Смысл названия.
- Намеренное ошибочное написание. Шукшин ищет как будто самый короткий путь к массовому читателю. Заголовки рассказов сами кричат: я - твой друг, иди сюда, что-то расскажу - «раскас». Это не какая-нибудь занудная литературщина, это не «рассказ», это «нашенское», смешное, вроде анекдота, или вообще житейская сплетня: «От Ивана Петина ушла жена».
-«Раскас», сказка (устно говорить, сказывать). Учитель обращает внимание на слова Шукшина о народном устном сказе, написанные на плакате.
2. Экспозиция рассказа (зачин)1 ГРУППА (слайд 10)
-Чтение отрывка.
- Какое событие является завязкой действия (зачином)? /Возвращение Ивана из дальнего рейса. Слово Reise в немецком языке имеет значение «дальнее путешествие». Известие о бегстве жены, полученное из записки/. С какой целью автор затормаживает действие? /«ушла жена», «как ушла!», «сбежала с офицером» Важно, как ушла/
- Кто является главным героем рассказа? /Говорящее имя Иван: Иван-царевич, богатырь, славный труженик – Иван-дурак, пенек./
- Обычно в сказках в качестве героя выступает человек, не подающий надежды. А здесь? / Иван - дурак – Иван-«пенек», сравните лексическое значение слов дурак, пенек/
- Портрет героя/возрастные характеристики (лыс, стар - лыс, как пень, старый пень), «не по-деревенски изрядно лыс»- значение ряженности, шутовства - шут, дурак. /Иван-мужик, крестьянский сын - Иван-шут гороховый, не «мужик»/
- Анализ лексики начала рассказа, возвращающей нас к старой доброй сказке/ архаичное слово «отомкнул». См. у Даля: «Ларец без замка, без ключа, да с потайкой. Отомкни-ка его»; думать, не думалось; молчаливый, неласковый, невеселый» Сравните: «Что не весел, буйну голову повесил».
- Горевание героя, узнавшего о похищении жены- красавицы. Как долго тоскует герой?/Два дня не находил себе места. На третий день сел писать рассказ в районную газету./
Таким образом, уже в самом начале рассказа отчетливо слышны функциональные мотивы русской сказки с ее традиционным героем- Иваном:
/Выполняется запись в тетради/
1.Возвращение Ивана из дальнего путешествия
2.Открытие некой тайны.
3.Похищение красавицы-жены.
4.Горевание. Дума.
3.Действие героя. Рассказ Ивана Петина. /2 группа анализирует «раскас» Ивана/(слайд 11)
- Какое решение обычно предпринимает герой сказки? А здесь? /Вместо активного действия - поиска похищенной жены, подвигов в борьбе с соперником – Иван «сел писать рассказ в районную газету»./
- Почему именно такой шаг предпринимает наш герой? /Жанром новой мифологии, по всей видимости, служит газета, куда Иван пишет свой «раскас», следуя известным жанровым образцам: «Он частенько читал в газетах рассказы людей, которых обидели ни за что» Поэтому на замечание редактора «Это не рассказ», он возражает: «Почему? Я читал, так пишут». Пародией на стиль газеты и ее «сказочный» жанр – «письма трудящихся»- является «Раскас» Ивана Петина./
- Что узнаем мы о субъектах истории, рассказанной героем?
Иван | Людмила | Соперник |
в жанре русской сказки Я не лиходей людям сердце к ей приросло душа радуется при жене ни разу не матернулся обида возьмет не каменный | описывается в терминах романа. Действия до исходной ситуации и после нее: ушла от Ивана Петина сделала финт ушами вильнула хвостом уехала куда глаза глядят не вытерпела – «потиряла голову» сбежала с офицером/признаки безрассудности и скрытой уловки/ «пошла в культ прасвет школу» засветилась ходила в клуб, боготворила репетиции – обозначение культурности героини с резко сниженной оценкой. | описан скупой лаконичной прозой, функция ограничена одним эпизодом, он не инициатор действий, его роль пассивна: «Приехало в село небольшое воинское подразделение с офицером» Помощник совхозу - соперник Ивану. |
Таким образом, выявляется еще одна функциональная особенность сказки (запись в тетради и на доске) 5. Действия героя после узнавания тайны.
4.Иван идет со своим рассказом в редакцию./анализирует эпизод 3 группа/(слайд 11)
- Роль пейзажной зарисовки/Душевное состояние героя находится в диссонансе с природой: ласковая весна – «глаза бы ни на что не глядели»/
- Встреча с женщиной, стерегущей «заветное» место
- Редактор/рыбак, расставляющий Переметы на пути героя/Отношение редактора к истории Ивана, запрет, смена настроения, сочувствие герою, желание помочь/
- Зачем Ивану нужно, чтобы его история была непременно напечатана? / «Пускай они прочитают», «Я найду их …И пошлю» - не подвиг чести, а всего лишь желание «послать им» свой «раскас». «Им совестно станет» Обнаруживается незащищенность героя, развенчивается романическое в Иване./
6. Путь и препятствия на пути. ( запись в тетради)
5. Финал рассказа/анализирует эпизод 4 группа/(слайд 12)
- Каков обычно финал сказок? /Сказка обычно заканчивается счастливым финалом с победой Добра и всенародным Пиром/.
- Что мы видим у ШУКШИНА? /Прочтение финала анализируемого рассказа./Почему именно так автор заканчивает свое произведение?/ Желанное равновесие в душе героя не наступило, поэтому вместо пира – горькое «кабацкое» застолье: «Он направился прямиком в чайную. Там взял полкило водки, выпил сразу, не закусывая, и пошел домой»/
7. Пир. Горькое застолье. (продолжение записи)
- Перечитаем последнюю картину финала: «Он шел и молча плакал. Встречные люди
удивленно смотрели на него. А он шел и плакал. И ему не было стыдно. Он устал » Что можем мы сказать о герое, прочитав эти строки?/Так плакать, не стыдясь своих слез, могут только дети или «сказочные» Иванушки. Это позволяет предположить стойкое сосуществование «мифа» и «реальности», или вернее, реальное существование новых мифов, героем которых является Иван Петин.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Слово учителя о проделанной на уроке работе, о мифологичности литературы, народности творчества В.М.Шукшина, который выступает разведчиком и хранителем народных богатств. Доказательство тому результаты нашей работы с текстом одного рассказа писателя.
Дети зачитывают конспект урока (Запись в тетрадях) (слайд 13)
Функциональные мотивы русской сказки в рассказе В.М.Шукшина:
1.Возвращение Ивана из дальнего путешествия
2.Открытие некой тайны.
3.Похищение красавицы-жены.
4. Горевание. Дума.
5.Действия героя после узнавания тайны.
6. Путь и препятствия на пути.
7. Пир. Горькое застолье.
Учитель вновь обращает внимание на слова самого писателя (плакат)
Таким образом, Шукшин видел жизненную необходимость рассказа, как и всего искусства, в пробуждении самосознания народа – заставить его увидеть себя в зеркале рассказа, припасть к живому еще источнику народной культуры, родной почвы.(слайд 14)
- Домашнее задание. Прочитать один из рассказов В.М.Шукшина. (слайд 15)
Написать сочинение на одну из тем: «Пенек в школе, семье, обществе» (эссе)
. «Шукшин. Каким я увидел его сегодня»
«Мой любимый рассказ В.М.Шукшина»
«Какие чувства вызывает Иван Петин?»
Список использованной литературы(слайд 17)
- Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М.Шукшина. Барнаул. Издательство Алтайского государственного университета.1992 год
- Коробов В.И. Василий Шукшин «Современник».1984 год
- В.М.Шукшин. Точка зрения. Алтайское книжное издательство.1979 год.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа "Говоры Прибайкалья в Русских сказках Восточной сибири"
Данная работа посвящена исследованию говоров Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири, выявлены фонетические, синтаксические и морфологические особенности говоров....
Тема: Русская сказка «Про бурого мишку и мышку вертушку».
Урок чтения и развития речи 3 класс (коррекциооное образование)...
Конкурс-игра «В гостях у русской сказки»
Мероприятие предназначено для воспитанников в возрасте 6-11лет (либо учащихся 0-5классов) в системе проживания детей в группах семейного типа школы - интернат с целью создания условий для развития поз...
"Эти мудрые русские сказки"
Целью этнографического проекта являетсяформирование духовно-нравственного отношения и интереса к русским народным сказкамСрок реализации - учебный годВозраст детей-4-5 лет...
Открытый урок по Изобразительному искусству проводимый в рамках внеурочной деятельности во 2 классе на тему "В гостях у русской сказки"
Тема урока: «В гостях у русской сказки».Цели урока: · Образовательные: - обобщить и систематизировать знания у...
Проект "Образ Бабы Яги в русских сказках"
В мир сказок мы вступаем в самом раннем детстве, как только начинаем говорить. Русская волшебная ...
Урок-проект "Русская сказка в иллюстрациях детей"
Использование проектной методики на уроках литературы позволяет учащимся глубже проникнуть в содержание произведения, полнее представить героев и связанные с ними проблемные ситуации. Проектная деятел...