Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Планирование по литературе по программе Беленького
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnolit_8_klass_zun.doc | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов Министерства Образования и науки РФ под редакцией Г. И. Беленького (М., «Мнемозина», 2009 год, базовый уровень).
На изучение литературы в 8 классе отводится 68 часов. Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно, с опорой на художественный текст. Произведения первого и второго списка включены в данное планирование. Внесены следующие изменения в третий список:
- Вместо стихов поэтов, ставших народными песнями отводится 1 урок внеклассного чтения для знакомства с произведениями В. Высоцкого, Б. Окуджавы;
- Произведения «Сказание о Борисе и Глебе», «Суд Шемяки», «Повесть о Петре и Февронии» носят рекомендательный характер;
- Для урока внеклассного чтения выбраны не все «Повести Белкина» А. С Пушкина, а только повесть «Метель», по которой запланирована творческая работа (написание отзыва);
- Вместо отрывков из произведения М. Цветаевой «Мой Пушкин» планируется чтение и обсуждение стихотворения М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года»;
- Стихотворения Лермонтова «Желание», «Узник», «Соседка», Гоголя «Женитьба», Тургенева «Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы», Л. Толстого «Хаджи-Мурат» носят рекомендательный характер;
- Очерк Короленко «Огоньки» из списка для самостоятельного чтения перенесён в список «Для чтения и бесед»;
- Включен в произведения для уроков внеклассного чтения рассказ В. Короленко «Слепой музыкант»;
- Включён для чтения и изучения рассказ И. Бунина «Сверчок», повесть А. Грина «Алые паруса», «Голос и глаз», «Победитель»;
- Из предложенных для самостоятельного чтения произведений Горького выбраны для чтения и бесед «Сказки об Италии»;
- Из предложенных для самостоятельного чтения произведений Н. Заболоцкого, В. Шукшина выбраны для чтения и бесед стихотворения «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц», «Дядя Ермолай»;
- Стихотворения А. Твардовского и Ч. Айтматова, роман М. де Сервантеса «Дон Кихот» носят рекомендательный характер;
Ученик 8-го класса должен уметь:
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаружить связь между героем литературного произведения и эпохой;
- комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- сопоставить героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
- осмыслять художественную деталь, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- сравнивать авторскую позицию в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- написать отзыв о произведении отечественной и зарубежной литературы;
- редактировать свои сочинения и сочинения своих товарищей;
- написать сочинение на заданную тему.
Календарно-тематическое планирование
Предмет – литература
Класс – 8
№ | тема | теория литературы | задачи урока | дата |
Тема 1. Искусство слова | ||||
1 | художественный образ | Углубить представление о литературе как виде искусства, ввести понятие о художественном образе. | 1 четверть 1-7 сентября | |
2 | Урок 2. Отличие художественной литературы от других видов искусства. Условность искусства | условность искусства | Дать понятие о месте художественной литературы среди других видов искусств, об условности художественной литературы как вида искусства. | |
Тема 2. Народные песни | ||||
3 | Урок 3. Устное народное творчество. Народные песни. Исторические песни | жанры народной поэзии, вымысел, ритм, повторы | Активизировать знание жанров устного народного творчества. Дать учащимся представление о народной песне и ее жаровых разновидностях: эпические песни (былины и исторические песни), лирические песни (о любовных переживаниях, о личных радостях и горестях человека, солдатские, ямщицкие, разбойничьи, песни тюремной неволи), лироэпические песни (обрядовые), лирико-драматические (разыгрываются в виде небольших сценок, сопровождаемых хороводом). Познакомить школьников с историческими народными песнями, их художественными особенностями: масштабностью героев, отсутствием рифмы, речитативностью стиха, использованием устоявшихся поэтических формул. | 8-14 сентября |
4 | лирические песни как жанр, песенный стих, параллелизмы | Закрепить знание видов народных песен, художественных особенностей исторических песен; показать значение лирических песен в народной жизни, их поэтические особенности, характер исполнения народной лирической песни. | ||
5 | Закрепить и проверить знания, полученные на уроках по народной песне; дать представление о том, как создаются народные песни, об их исполнителях и собирателях. | 15-21 сентября | ||
6 | Урок 6. Из сборников авторских песен. В. Высоцкий. Б. Окуджава. (Урок внеклассного чтения) | Познакомить с авторской песней. | ||
Тема 3. Русская старина | ||||
7 | житие как жанр | Вспоминая знакомые учащимся произведения искусства, обобщить их представления о людях Древней Руси, их идеалах и стремлениях. Охарактеризовать житие как жанр литературы средневековья. Дать сведения о Епифании Премудром, авторе жития. Охарактеризовать Сергия Радонежского, который своей жизнью являл современникам пример христианского благочестия, неприхотливости, скромности, трудолюбия и любви к людям; рассказать о событиях его жизни, разъяснить понятие пустынник. Познакомить с текстом «Жития…». | 22-28 сентября | |
8 | Дать краткую справку о расколе в русской православной церкви в XVII веке, о церковной реформе Никона, его жестокости по отношению к старообрядцам; познакомить с первым автобиографическим произведением древнерусской литературы, показать его художественные достоинства; раскрыть характер Аввакума – фанатизм проповедника, жизнестойкость, нетерпимость, готовность страдать за веру, человечное отношение к близким. | |||
9 | Познакомить с оценками личности и произведений протопопа Аввакума деятелями русской культуры, с его изображением в художественной литературе; включить учащихся в диалог о личности Аввакума, его жизненной позиции, отношении к людям; обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по изученной теме. | 29 сентября-5 октября | ||
Тема 4. А. С. Пушкин | ||||
10 | повесть | Восстановить в памяти содержание повести «Капитанская дочка», представить события повести в их взаимосвязи. Осмыслить тематику, жанровые особенности произведения. Познакомить учащихся с историей создания повести. | ||
11 | Урок 11. «Капитанская дочка». Главы I–II. «Крушение иллюзий. На пути к познанию жизни» | Познание прошлого, увиденного глазами великого поэта, возбуждение раздумий школьников о вопросах чести, долга, любви, развитие их умения видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов. Постижение особенностей Пушкина-прозаика, языка его произведения. Создать представление о колорите эпохи, быта дворянской усадьбы XVIII века. Особенности построения повести: Гринев – участник событий и рассказчик. | 6-12 октября | |
12 | Урок 12. «Капитанская дочка». Главы III-V. «Крушение иллюзий. На пути к познанию жизни» | ирония как приём | Возбуждение раздумий школьников о вопросах чести, долга, любви, развитие их умения видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов. Анализ глав о жизни Гринева в Белогорской крепости. | |
13 | Урок 13. «Капитанская дочка». Главы VI-XII. «Сильное и благое потрясение» | образ-характер | : Выяснить изменение взглядов рассказчика на жизнь и окружающих людей. Установить, какие его оценки верны, какие ошибочны, о чем он умалчивает. Анализ образа Пугачева, увиденного глазами Гринева. | 13-19 октября |
14 | Урок 14. «Капитанская дочка». Главы II, VI-XII. «Сильное и благое потрясение» | портрет литературного героя | Образ Пугачева в повести. Портретные зарисовки героя, особенности его речи и поведения. | |
15 | Урок 15. «Капитанская дочка». Главы VI–XII. «Сильное и благое потрясение» | Образ Пугачева в повести как предводителя крестьянского восстания. Портретные зарисовки героя, особенности его речи и поведения. Проблема жестокости в поведении Пугачева и вообще в отношениях между людьми. | 20-26 октября | |
16 | Урок 16. «Капитанская дочка». Главы XIII-XIV. «В конце восстания. Финал» | художественная права и вымысел в литературе | Наблюдение за изменением темпа повествования. Анализ сцены встречи Марьи Ивановны с Императрицей. Значение этой сцены в повести. Анализ образа Маши Мироновой. | |
17 | эпиграф | Итоговое осмысление идейно-художественной структуры повести. Форма «семейных мемуаров», история, изложенная «домашним образом». Фигура повествователя в повести: взгляды рассказчика и позиция автора. Роль эпиграфов в постижении авторской позиции. Закрепление и проверка знаний школьников | 2 четверть 3-9 ноября | |
18 | Урок 18. Внеклассное чтение. Другие страницы прозы Пушкина. «Метель» | Наблюдение над построением повести, её прерывистым сюжетом. Сопоставление отдельных мотивов повести с музыкальными (Музыка Свиридова к кинофильму «Метель»). Выявление роли обстоятельств в жизни человека и их соотнесенности с его волей. | ||
19 | Урок 19. Внеклассное чтение. Пушкин «Метель». М. Цветаева. «Генералам двенадцатого года» | Наблюдение над художественными особенностями повести: лаконизмом пушкинских описаний; тонкой иронией автора в повествовании о героях, благодаря которой преодолевается романтическая традиция изображения героев и событий в исключительных обстоятельствах. Поэтизация защитников отечества 1812 года. | 10-16 ноября | |
Тема 5. М. Ю. Лермонтов | ||||
20 | Урок 20. М. Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы. Лирика. «Кавказ», «Сосед», «Пленный рыцарь» | амфибрахий, мотив узничества, развёрнутая метафора | Активизация знаний о биографии и стихотворениях поэта; представление о личности Лермонтова, выразившейся в его лирике; подготовка к восприятию поэмы «Мцыри» через осмысление мотивов его стихотворений: Кавказ как символ величия и свободы («Кавказ», «Синие горы Кавказа…»), узничество («Сосед», «Пленный рыцарь»). | |
21 | Урок 21. М. Ю. Лермонтов. Лирика. «Завещание». Художественный образ в лирике | худож. образ в лирике | Представление о личности Лермонтова, выразившейся в его лирике; подготовка к восприятию поэмы «Мцыри» через осмысление мотивов его стихотворений: узничество; одиночество умирающего человека («Завещание»). | 17-23 ноября |
22 | Знакомство с историей создания поэмы. Чтение поэмы. Выявление первых впечатлений о прочитанном. Наблюдение над композицией поэмы. Размышление над мотивами поступков Мцыри. Его исповедь как спор с монахом. | |||
23 | пейзаж | Рассказ о «трех блаженных днях», проведенных на воле. Наблюдение над композицией поэмы, особенностями ее языка, пейзажем. Размышление над мотивами поступков Мцыри. | 24-30 ноября | |
24 | Урок 24. «Мцыри» и устное творчество грузинского народа. Тема и идея художественного произведения | тема и идея произведения | Углубить знания учащихся о теме и идее произведения, о воплощении идеи в художественных образах; обучение работе с критическими источниками, наблюдение над особенностями ритмики и характером стиха в поэме; проблемы отношения к монастырской жизни в поэме и ранее изученных произведениях. Проверка знаний по теме. | |
Тема 6. Н. В. Гоголь | ||||
25 | драма, комедия, роль авторских ремарок | Подготовить учащихся к восприятию комедии. Познакомить с историей ее создания. Активизировать и углубить представления о драматическом роде литературы, в частности, о комедии и элементах ее построения. Прокомментировать перечень действующих лиц, сведения об их характерах и костюмах. | 1-7 декабря | |
26 | Урок 26. «Ревизор». Действие первое. «Порядки в уездном городе» | завязка | Комментированное чтение Действия первого. Обнаружение двух завязок (письмо Чмыхова; известие Добчинского и Бобчинского). Сбор материала для сообщения на тему «Порядки в уездном городе». | |
27 | кульминация | Проследить характерные черты в поведении героев (Хлестакова, городничего, Осипа): наглость по отношению к низшим, зависимым и трусость, ложь перед вышестоящими. Проследить за изменениями в мыслях и чувствах Хлестакова и городничего в VIII явлении второго действия, объяснить эти изменения, выявить кульминационный момент этой сцены. Охарактеризовать Хлестакова на основе его монолога в V явлении и монолога Осипа в I явлении этого действия. | 8-14 декабря | |
28 | Показать убожество фантазии Хлестакова и чиновников в IV явлении Действия третьего. Мотивировать, почему истинное лицо Хлестакова принимается чиновниками за искусную маску, а вымышленный вздор – за действительность. | |||
29 | Проследить, как все более смелеет Хлестаков в своих запросах и замашках (градация просьб о деньгах «взаймы», в отличие от чернового варианта), равнодушие Хлестакова к просьбам посетителей. Характеристика Хлестакова на основе «романтической истории» с женой и дочерью городничего. Анализ хлестаковщины как общественного явления. | 15-21 декабря | ||
30 | Рассмотреть поведение городничего в сцене с купцами (явление II пятого действия), мотивировать изменение его поведения по ходу развития действия в комедии. Охарактеризовать хлестаковщину как жизненный идеал персонажей комедии. Раскрыть значение немой сцены в комедии, познакомить с ее театральными интерпретациями. | |||
31 | Урок 31. «Ревизор». Конфликт и сюжет художественного произведения | конфликт, сюжет | Определить кульминационное событие комедии и ее развязку. | 22-28 декабря |
32 | Урок 32. Персонажи комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Образы городничего и Хлестакова | тема, конфликт | Обобщение наблюдений над комедией. Итоги работы над образами ее героев. Обучающая характеристика Хлестакова и городничего. Хлестаковщина как общественное явление. Тема, конфликт произведения. | |
33 | тема и идея, сатира и юмор в драматическом произведении | Дать представление об историческом времени, отраженном в комедии, о правде жизни как источнике художественного вымысла; познакомить с реакцией современников Гоголя на постановку пьесы. Показать ее значение для своего времени, причины непреходящего интереса к комедии. Тема и идея комедии. Пронаблюдать за мастерством речевой характеристики персонажей в пьесе, языком как средством создания комического эффекта. Проверить знания учащихся по теме. | 3 четверть 12-18 января | |
Тема 7. И.С.Тургенев «Ася» | ||||
34 | элегия, пейзаж | Познакомить учащихся с историей создания повести «Ася», произведения о любви. Расширить представление школьников о биографии писателя. В процессе комментированного чтения I и начала II главы обратить внимание учащихся на элегический тон повести-воспоминания, роль пейзажа в ней. | ||
35 | «тайный психологизм», образ «тургеневской девушки» | Анализ образа Аси в рассказе: романтической недоговоренности образа героини, двуплановости ее портретных зарисовок. Комментирование примеров «тайного психологизма» писателя. Заострение внимания учащихся на «косвенных» средствах передачи переживаний героини, её мыслей: портретных зарисовках; интонациях, паузах, намеках в речи. | 19-25 января | |
36 | исповедь | Анализ образа господина Н.Н. – созерцателя, а не человека активного действия. Проследить эволюцию его любовного чувства. Рассмотреть исповедь рассказчика как прием раскрытия его внутреннего мира. Выявить сходство и различие характеров Гагина и господина Н.Н. | ||
37 | Урок 37. «Ася» Итоги изучения повести. Высказывания критиков о ней | композиция | Анализ композиции повести, проверка знаний по теме. Знакомство с высказываниями критиков о характере господина Н.Н., причинах их интереса к повести, раскрытие смысла любовного сюжета повести. | 26-31 января |
Тема 8. Л. Н. Толстой «После бала» | ||||
38 | Дать школьникам представление о чертах живого Толстого, познакомить их с духовными исканиями писателя, его протестом против зла и неправды. Подготовить учащихся к восприятию рассказа. Прочитать рассказ. Выявить впечатления о прочитанном. Познакомить с историей создания рассказа. | |||
39 | литературное произведение как художественное единство, композиция произведения, антитеза | Анализ рассказа «После бала»: показать перекличку двух эпох в рассказе (времени Николая I и современной автору эпохи), обусловливающую постановку философских, нравственных, социальных проблем; углубить понятие о композиции художественного произведения, антитезе как способе его построения. Обратить внимание на форму «рассказа в рассказе» как художественную особенность «После бала». Формировать у учащихся умение определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристик персонажей произведения для постижения его идейно-художественного смысла. | 1-8 февраля | |
Тема 9. В. Г. Короленко «Парадокс», «Огоньки» | ||||
40 | Урок 40. В. Г. Короленко. Человек с большим и сильным сердцем. Очерк «Парадокс» | очерк | Дать представление о личности писателя, основных фактах его биографии. Углубить понятие об очерке, его типах, об отличии очерка от рассказа. Раскрыть пафос любви к людям, веры в светлые начала жизни в очерке «Парадокс». Вовлечь учащихся в размышление над смыслом названия рассказа и афоризма – идейного центра очерка. | |
41 | миниатюра | Вовлечь учащихся в размышления над тем, как понимается счастье знакомыми им литературными героями. Расширить представление учащихся о произведениях Короленко, их гуманистическом содержании. Познакомить с очерками «Мгновение», «Огоньки». | 9-15 февраля | |
42 | Урок 42. Повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант». (Урок внеклассного чтения) | Показать, что проблема смысла жизни (для чего, в сущности, создан человек?) – проходит через многие произведения писателя. Осветить жизненный путь Петра Попельского как борьбу за свое самоутверждение, за ощущение полноты жизни, как поиск и реализацию своего предназначения. Проверить знания учащихся по изученным произведениям В. Г. Короленко. | ||
Тема 10. И. А. Бунин. Лирика, рассказ «Сверчок» | ||||
43 | Познакомить учащихся с основными событиями жизни писателя – страстного жизнелюба, «нежнейшей любовью» которого была Россия. Представить лирику Бунина как выражение его чувства Родины, любви к русскому языку, русской речи. Обратить внимание учащихся на особенности пейзажной лирики И. А. Бунина. | 16-22 февраля | ||
44 | Расширить представление школьников о лирике И. А. Бунина. Развивать умение самостоятельно анализировать текст стихотворения. Познакомить учащихся с рассказом «Сверчок», определить его проблематику | |||
45 | Урок 45. И. А. Бунин – прозаик. Анализ рассказа «Сверчок». Образ главного героя рассказа | Показать особенности композиции рассказа «Сверчок», раскрыть роль построения рассказа в раскрытии характера, внутренней красоты главного героя; привлечь внимание к деталям в изображении внешности, поведения Сверчка, к авторским ремаркам, сопровождающим рассказ о главном герое. Расширить представление учащихся о прозаическом творчестве Бунина. Познакомить их с темами, содержанием, художественными особенностями рассказов, выбранных учащимися или рекомендованных учителем. | 23-28 февраля | |
Тема 11. М. Горький «Песня о Соколе», «Заветы отца» | ||||
46 | символ, аллегория | Расширить представления учащихся о жизни и творчестве писателя. Чтение «Песни о Соколе» и выявление первых впечатлений об этом произведении. Аналитический разбор «Песни…»: антитеза как художественный прием в ней. Роль пейзажа в «Песне…»; противопоставление и столкновение носителей противоположных взглядов. | ||
47 | композиция, ритмика, интонация | Анализ «Песни»: образы Ужа и Сокола, жизненные позиции персонажей; обобщение наблюдений над композицией произведения, особенностями ее языка, ритмики. Подвиг Сокола – в активном неприятии обывательского покоя, в стремлении к свободе. | 1-8 марта | |
48 | Урок 48. М. Горький. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии». (Урок внеклассного чтения) | Дать представление о «Сказках об Италии», познакомить с содержанием, проблематикой избранных сказок. Анализ сказки «Заветы отца»: изображение пейзажа в произведении; силы отцовской любви. Сопоставление рассказов Бунина «Сверчок» и Горького «Заветы отца» (идейно-художественный смысл и жанровые особенности этих произведений). Проверка изученного по теме «М. Горький». | ||
Тема 12. А. Грин «Голос и глаз», «Победитель», «Алые паруса» | ||||
49 | Познакомить учащихся с фактами биографии А. Грина, дать представление о личности писателя. Раскрыть благородство, красоту характеров персонажей рассказов Грина «Голос и глаз», «Победитель», силу их переживаний, мотивы поступков | 9-15 марта | ||
50 | Углубить представление учащихся об особенностях художественного мира Грина. Познакомить с содержанием, раскрыть идейно-художественный смысл феерии «Алые паруса». Обобщить представления о чертах характера любимых героев писателя, показать их противостояние миру пошлости, приземлённой привязанности к быту. Углубить понятие об условности в искусстве. Показать особенности условности в произведениях А. Грина. | |||
Тема 13. Н. А. Заболоцкий. Стихотворения | ||||
51 | Урок 51. Н. А. Заболоцкий. О поэте. Лирика. «Я воспитан природой суровой…», «Журавли» | Кратко познакомить учащихся с событиями жизни поэта. Анализ стихотворений «Я воспитан природой суровой…», «Журавли». Философское восприятие природы, соответствие картин жизни природы состоянию внутреннего мира поэта в стихотворении «Я воспитан природой суровой…». Прямой и переносный смысл стихотворения «Журавли». Подготовка к выразительному чтению стихов. Н. Заболоцкого | 16-22 марта | |
52 | философская глубина, афористичность | Познакомить учащихся со стихотворениями Н. А. Заболоцкого, характеризующими разные грани его таланта. Проанализировать стихотворения «Одинокий дуб», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться!..», помещённые в учебнике-хрестоматии. Раскрыть метафорический смысл стихотворения «Одинокий дуб», роль стиховых переносов в нём (энжамбе), закрепить понятие о стихотворных размерах, стихотворной речи. «Птичий двор» как юмореска. Роль аллитерации в этом стихотворении. Развернутая метафора в стихотворении «Не позволяй душе лениться!..»: уподобление души человеку. Пополнить «поэтические антологии» школьников. | ||
Тема 14. К. Г. Паустовский «Телеграмма» | ||||
53 | Урок 53. К. Г. Паустовский. Мастер слова. Рассказ «Телеграмма» | Расширить представление учащихся о жизни и творчестве писателя. Выявить, как восприняли рассказ «Телеграмма» и осмыслили его идейно-художественное содержание при самостоятельном чтении. | 4 четверть 1-8 апреля | |
54 | Урок 54. Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». Тема матери в литературе | роль воображения в художественном творчестве | Продолжение аналитического разбора рассказа «Телеграмма»: жизненная основа рассказа и художественный вымысел в нем. Проблема взаимоотношений взрослых детей и родителей. Наблюдение над художественными особенностями рассказа: его композицией, лирической тональностью, изобразительно-выразительной силой деталей в нем. Знакомство с произведениями, воспевающими материнскую любовь, выражающими чувство благодарности и неоплатного долга по отношению к матери | |
Тема 15. А. Т. Твардовский «Василий Теркин» | ||||
55 | образ автора в художественном произведении | Познакомить учащихся с важнейшими фактами жизни А. Т. Твардовского. Сообщить сведения об истории создания поэмы «Василий Теркин», подготовить школьников к её восприятию: обратить внимание на народную основу произведения; голос автора в лироэпическом произведении; особенности композиции поэмы. Чтение и анализ главы «Переправа». | 8-15 апреля | |
56 | Урок 56. «Василий Теркин» (главы из поэмы). «О награде». «Гармонь». «Два солдата» | Показать Теркина и его друзей в редкие минуты отдыха, в часы вынужденного бездействия (по дороге к месту боев), раскрыть новые стороны их характера. Обратить внимание учащихся на слитность судьбы «малой родины» с судьбой всей страны в главе «О награде». Раскрыть психологизм диалога В. Теркина с танкистами в главе «Гармонь», чуткость, деликатность Теркина. Выявить близость главы «Два солдата» к бытовой сказке о ловком, смекалистом солдате. | ||
57 | Урок 57. «Василий Теркин» (главы из поэмы). «Кто стрелял?». «Смерть и воин» | традиции устного народного творчества в литературе | Обратить внимание на контраст картин в главе «Кто стрелял?»: мотивы мирной жизни, рисующейся солдатам в идиллических тонах, и суровой военной прозы. Самообладание, мужество, активность Теркина. | 15-22 апреля |
58 | Урок 58. «Василий Теркин» (главы из поэмы). «От автора». Современники о поэме Твардовского | юмор в поэме | Анализ главы «От автора». Итоги изучения поэмы. Обобщение представлений учащихся о поэме и образе Василия Теркина в ней. Знакомство с отзывами современников о поэме А. Т. Твардовского. Проверка знаний по теме. Рекомендации произведений А. Т. Твардовского для самостоятельного чтения. | |
Тема 16. В. М. Шукшин. Рассказы | ||||
59 | Урок 59. В. М. Шукшин. О писателе. «Дядя Ермолай». «Солнце, старик и девушка» | Познакомить с биографией В. М. Шукшина, дать представление об уникальной личности талантливого писателя, сценариста, выдающегося кинорежиссера и актера. Чтение и анализ рассказов «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка». Дать представление об особом типе рассказа Шукшина – сценке, выхваченной из жизни; построенном на диалоге, отличающегося выразительными деталями, метким народным языком, сочетанием юмора и трагических ситуаций. | 22-29 апреля | |
60 | Урок 60. Рассказ «Микроскоп». Особенности героев и рассказов В. М. Шукшина | человек с «чудинкой» как характерный герой Шукшина, юмор в рассказе | Анализ рассказа «Микроскоп»: раскрыть противопоставление души человека, жаждущего праздника, радостной наполненной жизни, бездуховному мещанскому сознанию. Показать юмор писателя в передаче психологии Андрея, его увлеченности неведомой стороной жизни и страха перед женой. Пронаблюдать ориентированность на устное слово как особенность рассказов Шукшина. Рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь, рассказ-анекдот в творчестве писателя. «Чудики» как тип шукшинского героя. | |
Тема 17. Н. М. Рубцов. Стихотворения | ||||
61 | Урок 61. Н. М. Рубцов. Лирика. «Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога» | Вспомнить факты биографии, стихотворения Н. М. Рубцова, с которыми учащиеся познакомились в 6 классе. Обогатить представления школьников о личности поэта. Чтение и анализ стихотворений «Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога». | 29 апреля – 6 мая | |
62 | Расширить представление о темах и мотивах лирики Рубцова, вызвать к ней интерес. Обобщение изученного: выражение больших, масштабных тем и идей в лирике Н. М. Рубцова через личное, частное. Образ родины в поэзии Рубцова. | |||
Тема 18. У. Шекспир «Ромео и Джульетта» | ||||
63 | Урок 63. Уильям Шекспир. О драматурге. О театре времен Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта» | Восстановить в памяти учащихся страницы учебников по МКХ и истории, рассказывающие о культуре Возрождения. Познакомить школьников с основными сведениями о биографии Шекспира и о его творчестве. Подготовить их к восприятию трагедии «Ромео и Джульетта», сделав предварительные комментарии об эпохе, отраженной в ней, об особенностях театра времён Шекспира и его пьесы. Знакомство с перечнем действующих лиц, чтение Пролога и сцены второй II действия. | 6-13 мая | |
64 | трагедия как жанр драматургии | Проверка знания содержания трагедии, анализ конфликта, характеров персонажей в ней. Выборочное чтение и анализ эпизодов трагедии. | ||
65 | Урок 65. «Ромео и Джульетта». Для любознательных. Из высказываний о Шекспире | Анализ сцен из V действия трагедии. Подведение итогов изучения трагедии, выявление её идейно-художественного смысла. Проверка знаний учащихся по теме. | 13-20 мая | |
Тема 19. Уроки повторения и обобщения | ||||
66 | Вспомнить и в аспекте теории литературы рассмотреть произведения, изученные в 8 классе. | |||
Тема 20. Роды и виды литературы | ||||
67 | Урок 67. Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения. Художественная речь | Роды и виды литературы | Закрепление знаний о родо-жанровой специфике изученных произведений. Проверка знаний о родах и жанрах литературы, умения определять функциональную роль основных средств эпического изображения. | 20-27 мая |
68 | Урок 68. Изобразительно- выразительные средства художественной речи. Стихотворная речь | Изобразительно- выразительные средства художественной речи. | Закрепление знаний о художественной и стихотворной речи, изобразительно-выразительных средствах художественной речи. Проверка знаний учащихся по теории литературы. |
I четверть
- Учащийся должен прочитать:
- "Житие Сергия Радонежского"
- "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное"
- А.С.Пушкин "Капитанская дочка"
- Знать ответы на следующие вопросы:
- Какие жизненные ценности утверждает своим поведением Сергий Радонежский?
- Какое серьёзное испытание было послано Варфоломею в детстве?
- В чём "Житие протопопа Аввакума" не соответствует житийному жанру?
- Что вы можете сказать о характере Аввакума?
- Почему повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка" называют духовно-нравственным завещанием автора?
- Какова роль эпиграфов в повести?
- Как в истории любви Петра Гринёва и Маши Мироновой проявились их характеры? Почему их счастье всё-таки состоялось?
- Как изображён предводитель восстания Пугачёв? Что вам нравится в Пугачёве? Почему бунт обречён?
- Что плохого в борьбе Швабрина за свою любовь?
- Чем схожи и различны нравы и обычаи двух семей в повести?
- Объясните смысл названия повести.
- Учащийся должен написать сочинение по одной из следующих тем:
- Гринёв и Швабрин. Сравнительная характеристика героев.
- Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
- Пётр Гринёв и Маша Миронова. История их любви.
- Мой любимый герой повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
- Нравственные уроки в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
(Вместо сочинения можно дать устный развёрнутый ответ по одной из предложенных тем).
II четверть
- Учащийся должен прочитать :
- М.Ю.Лермонтов. "Мцыри"(поэма)
- М.Ю.Лермонтов. Стихотворения "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание".
- Н.В.Гоголь."Ревизор".
- Выучить наизусть одно из указанных стихотворений М.Ю.Лермонтова.
- Знать ответы на следующие вопросы:
- "Мцыри"- романтическая поэма. Расскажите об особенностях этого жанра.
- Что увидел Мцыри на воле? Какие черты характера юноши раскрылись за эти "три блаженных дня"?
- Какую роль играют картины природы в поэме?
- О чём пьса Н.В.Гоголя "Ревизор"? Она смешная или грустная? Кто такой ревизор? Он есть в пьесе? Какой ревизии боятся все?
- Зачем перед появлением Хлестакова даётся монолог Осипа?
- Каковы жизненные идеалы Хлестакова?
- Каковы жизненные стремления городничего?
- Какова роль второстепенных и внесценических персонажей?
- Учащийся должен написать сочинение по одной из следующих тем:
- Гринёв и Швабрин. Сравнительная характеристика героев.
- Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
- Пётр Гринёв и Маша Миронова. История их любви.
- Мой любимый герой повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
- Нравственные уроки в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
(Вместо сочинения можно дать устный развёрнутый ответ по одной из предложенных тем).
III четверть
- Учащийся должен прочитать :
- И.С.Тургенев."Ася"
- Л.Н.Толстой."После бала".
- В.Г.Короленко."Парадокс".
- А.Грин."Голос и глаз","Алые паруса"
- М. Горький «Песня о соколе».
- Заболоцкий. Стихотворения (выучить одно наизусть)
- Должен ответить на следующие вопросы:
- Что в поведении Аси удивляет, восхищает рассказчика, а что вызывает его неприязнь?
- Как мечты Аси характеризуют её?
- Любил Н.Н. Асю? Почему он потерял её?
- В чём драма героя?
Задания по повести "Ася":
- письменно объясните , как драму рассказчика помогают понять слова Тургенева:"У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновение".
- Ответить на вопросы по рассказу Л.Н.Толстого "После бала":
- Какое событие описано в рассказе?
- Каково отношение автора к рассказчику?
- Задание: провести наблюдения над текстом и выписать ключевые слова из эпизодов "На балу" и "После бала". Сделать выводы из этих наблюдений.
- Задание по очерку В.Г.Короленко "Парадокс": докажите,опираясь на текст, что встреча с феноменом явилась духовным переломом в жизни юных героев очерка.
- В чём смысл рассказов А.Грина "Голос и глаз", «Победитель», М. Горького «Песня о соколе»?
3. Написать сочинение на одну из следующих тем:
- Чиновники в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
- Зачем врёт Хлестаков?
(Вместо сочинения можно дать устный развёрнутый ответ )
IV четверть
- Учащийся должен прочитать :
- Паустовский «Телеграмма»
- Твардовский «Василий Тёркин»
- Шукшин «Рассказы»
- Рубцов «Стихотворения»
- Выучить наизусть одно из стихотворений.
- В.Шекспир"Ромео и Джульетта".
- Устно ответить на следующие вопросы:
- В чём идейно-художественное содержание рассказа «Телеграмма»?
- Рассказать об отзывах современников о поэме «Василий Тёркин».
- Рассказать о «чудиках» как типе героев рассказов Шукшина.
- Почему невозможно счастье Ромео и Джульетты?
- Что победило: любовь или вражда?
График контрольных работ по литературе в 8 классе
№ | дата | Вид работы | Тема |
3-9 ноября | Контрольное сочинение | А. С. Пушкин «Капитанская дочка» | |
10-16 ноября | Отзыв о прозаическом произведении | А. С. Пушкин «Метель» | |
24-30 ноября | Контрольное сочинение | М. Ю. Лермонтов «Мцыри» | |
22-28 декабря | Характеристика литературного героя | Характеристика Хлестакова и городничего (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») | |
12-18 января | Контрольное сочинение | Гоголь Н. В. Комедия «Ревизор» | |
1-8 февраля | Контрольное сочинение (домашнее) | «Полковник на балу и после бала», «Утро, изменившее жизнь» (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») | |
13-20 мая | Контрольное сочинение | «Каждый человек есть немножко Дон Кихот» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...