Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Планирование для5 класса по программе Беленького
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnolit_5_klass_zun.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов Министерства Образования и науки РФ под редакцией Г. И. Беленького (М., «Мнемозина», 2009 год) (базовый уровень).
На изучение литературы в 5 классе отводится 102 часа (из расчёта 3 часа в неделю)
Основные умения учащихся по литературе. 5 класс.
Ученик 5-го класса должен уметь:
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменения настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- выразительно читать описательный, повествовательный тексты, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
- подготовить (устно и письменно) краткий, выборочный и подробный пересказы;
- устно словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- видеть общность и различия писателей в пределах близкой ситуации;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра;
- создавать сочинения-миниатюры по картине,
- сформулировать четкий и грамотный письменный ответ на конкретный вопрос.
Календарно-тематическое планирование
Предмет – литература
Класс – 5
№ | тема | теория литературы | задачи урока | Дата неделя |
литература как искусство | Раскрыть специфику художественной литературы как искусства слова, познакомить учащихся с содержанием и структурой учебного предмета литература | 1 четверть 1 неделя | ||
Выявить читательские предпочтения пятиклассников, рекомендовать книги и журналы для чтения. Развитие интереса к чтению. | ||||
Урок 3. Мифы. Мифы Древнего Египта | миф | Дать представление о мифологии и мифологии Древнего Египта. | ||
Знакомство с верованиями, искусством древних египтян. | 2 неделя | |||
Урок 5. Мифы Древней Греции. «Олимп». «Ночь, луна, заря и солнце». | Дать представление о мифологии, богах Древней Греции | |||
Урок 6. «Орфей и Эвридика». «Пигмалион» | Познакомить с древнегреческими мифами, раскрыть их значение, развивать интерес к мифологии, чтению. | |||
Урок 7. «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»). (Урок внеклассного чтения) | Сформировать представление о героях древнегреческих мифов. Познакомить с мифами о Геракле. Раскрыть нравственные ценности, утверждаемые мифами о Геракле. | 3 неделя | ||
Урок 8. О бессмертном поэте древности. «Одиссея» (отрывок из IX песни поэмы) | Раскрыть значение поэм Гомера в древнегреческой и мировой культуре, дать представление о содержании поэм «Илиада» и «Одиссея», их художественных особенностях. | |||
Урок 9. «Одиссея» (отрывок из IX песни поэмы) | Анализ эпизода «Одиссей у циклопа». Изображение Одиссея, его спутников и циклопа. | |||
Урок 10. Мифы Древних славян. Персонажи славянских мифов | мифы | Дать представление о мифологии древних славян, о божествах, добрых и злых духах в представлении славян. | 4 неделя | |
Персонажи славянских мифов | сказка | Проверка и углубление знаний славянской мифологии. | ||
Урок 12. Устное народное творчество. Возвращаясь к прочитанному | фольклор | Закрепить знание понятия фольклор, знакомых жанров устного народного творчества. | ||
Урок 13. Сказки. Сказка и миф. Египетская сказка «Коршун и кошка». Русская сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» | виды сказок | Понятие о сказке как фольклорном жанре. Художественные особенности народной сказки. Отличие сказки от мифа. Сопоставление русской и египетской сказок. Подготовка к освоению видов сказок. | 5 неделя | |
Урок 14. Виды сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки | деление сказок на три вида | Вспомнить о делении сказок на три вида. Рассмотреть особенности бытовых сказок и сказок о животных. Соответствия в сказках о животных у разных народов. | ||
Урок 15. Волшебные сказки | волшебная сказка | Вспомнить знакомые волшебные сказки, познакомиться с их художественными особенностями. | ||
Урок 16. Сказка «Белая уточка» | поэтичность | События и персонажи волшебной сказки. Ужасное в сказке. Поэтичность народной сказки. | 6 неделя | |
Урок 17. Поразмышляй над самостоятельно прочитанной сказкой «Царевна-лягушка». Итоги изучения сказок. (Урок внеклассного чтения) | Наблюдение над особенностями волшебной сказки. Варианты одной сказки как фольклорное типичное явление. | |||
Урок 18. О предании. «О граде Китеже». «Атаман Кудеяр». «Про Никитушку Ломова» | предание | Понятие о предании, его роль в народной культуре. Отличие предания от сказки и мифа. | ||
Урок 19. Загадки | загадка | Познакомить с тематикой и художественными особенностями загадок. | 7 неделя | |
Урок 20. Загадки | Наблюдение над поэтической формой загадок, развитие интереса к этому жанру. | |||
Урок 21. Пословицы и поговорки. | пословицы и поговорки | Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок, сходство и различие между пословицами и поговорками. Показать художественные особенности этих жанров фольклора. | ||
Урок 22. Пословицы и поговорки народов мира | Показать общность пословиц народов мира. | 8 неделя | ||
Урок 23. Пословицы и поговорки. В. Соколов «Пословица». Итоги изучения малых жанров фольклора | малые жанры фольклора | Закрепление понятий о пословицах и поговорках, других малых жанрах фольклора, обогащение речи учащихся, развитие творческого мышления, освоение прямого и переносного смысла пословиц | ||
Урок 24. На веселой ярмарке. О пьесе и народном кукольном театре. «Петрушка Уксусов» | народное драматическое творчество | Дать представление о народном драматическом творчестве, русских скоморохах, уличных представлениях. Познакомить с особенностями пьесы как жанра, народным кукольным театром. | ||
Урок 25. «Петрушка Уксусов» | особенности драматического действия | Анализ текста пьесы «Петрушка Уксусов», особенностей ее комизма, характера Петрушки. Освоение особенностей народного драматического действа. | 2 четверть 9 неделя | |
Урок 26. Кукольный спектакль «Петрушка Уксусов» | Демонстрация творческих возможностей учащихся, проверка знания пьесы и о пьесе «Петрушка Уксусов». | |||
Урок 27. Литературная сказка | литературная сказка, народная сказка | Дать представление об отличии литературной сказки от сказки народной, вспомнить прославленных сказочников мира, рекомендовать для самостоятельного чтения лучшие литературные сказки. Закрепить знание сказок А. С. Пушкина. Развитие интереса к жанру литературной сказки. | ||
Урок 28. Александр Сергеевич Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила». «Пролог» | сказочная поэма | Проверка знаний о литературной сказке. Знакомство с жанром сказочной поэмы, сведениями из истории создания «Руслан и Людмила». Анализ «Пролога» | 10 неделя | |
Урок 29. Александр Сергеевич Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила». «Пролог» | условность времени | Представление об условности времени, изображенного в поэме. Знакомство с содержанием поэмы «Руслан и Людмила», анализ фрагментов из Песни первой. Чтение Песни третьей. | ||
Урок 30. «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы) | изобразительно-выразительные языковые средства | Выразительное чтение и анализ фрагментов из поэмы «Руслан и Людмила». Наблюдение над его художественными особенностями поэмы, анализ изобразительно-выразительных языковых средств в поэме. | ||
Урок 31. «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы) | характер героя, фантастика | Проверка знания текста поэмы, завершение анализа текста поэмы. Изображение характеров Руслана и Черномора в поэме. Народные истоки фантастических эпизодов в поэме. Обучение выразительному чтению | 11 неделя | |
Урок 32. О стихотворной речи. Ритм. Стихотворный размер. Рифма | стихотворная речь, ритм, рифма, ямб, хорей | Дать первоначальное представление о стихотворной речи, ритме, рифме, стихотворных размерах ямбе и хорее. Закрепить знания в практических упражнениях. | ||
Урок 33. Великий сказочник | сказка | Дать представление об Андерсене-сказочнике и Андерсене-человеке, активизировать в памяти лучшие сказки писателя, приоткрыть их глубокий смысл. Погрузить учащихся в необычный сказочный мир, вызвать интерес к чтению сказок писателя. Чтение сказки первой «Снежной королевы». | ||
Урок 34. Великий сказочник | сказка | Дать представление об Андерсене-сказочнике и Андерсене-человеке, активизировать в памяти лучшие сказки писателя, приоткрыть их глубокий смысл. Погрузить учащихся в необычный сказочный мир, вызвать интерес к чтению сказок писателя. Чтение сказки первой «Снежной королевы». | 12 неделя | |
Урок 35. «Снежная королева» | Проверка знания сюжета сказки. | |||
Урок 36. «Снежная королева» | авторское отношение | Смысл испытаний Герды в поисках Кая. Изображение второстепенных персонажей сказки. Группировка персонажей: помощники и враги Герды. Авторское отношение к героям сказки. | ||
Урок 37. «Снежная королева» | Анализ завершающих событий сказки, размышление о ее смысле. Подготовка к творческой работе: сочинению собственной сказки. | 13 неделя | ||
Урок 38. «Истинная правда» (урок внеклассного чтения) | Сатирический смысл сказки «Истинная правда». Постижение идеи произведения путем подбора пословиц к нему. Понятие о градации, её роли в художественном тексте. Развитие творческих способностей учащихся: обсуждение сочинённых дома сказок: «История о сказке, оставшейся «на дне высохшей чернильницы»». Обобщающая беседа о сказках и героях Андерсена. | |||
Урок 39. Сказки о гонимой падчерице. Евгений Львович Шварц. Сказки о гонимой падчерице. Шарль Перро «Золушка». Сказочник-драматург (О Е. Л. Шварце) | сюжет | Представить тему «гонимой падчерицы» в сказочном творчестве. Сказка «Золушка» Ш. Перро как классическая сказка о гонимой падчерице и основа для пьесы-сказки Е. Шварца. Дать представление о личности Е. Л. Шварца, его творчестве. Подготовить к восприятию сказочной музыкальной кинокомедии. Раскрыть ее сюжетную основу. Начать чтение кинокомедии Е. Шварца. | ||
Урок 40. Е. Л. Шварц. Музыкальная кинокомедия «Золушка» | Осмысление художественных особенностей кинокомедии «Золушка», изображения характеров персонажей в ней. | 14 неделя | ||
Урок 41. Е. Л. Шварц. Музыкальная кинокомедия «Золушка» | кинокомедия | Завершение анализа кинопьесы, сопоставление ее со сказкой Ш. Перро. Осмысление особенностей кинокомедии как драматургического текста. | ||
Урок 42. «Золушка» (кинокомедия). О пьесе и театре | пьеса | Завершение анализа кинопьесы, сопоставление ее со сказкой Ш. Перро. Осмысление особенностей кинокомедии как драматургического текста. | ||
Урок 43. О пьесе и театре | «театральная» терминология | Проверка знания «театральной» терминологии, выполнения творческих заданий. Защита собственных интерпретаций изученного текста. | 15 неделя | |
Урок 44. О читательском дневнике | эпистолярный жанр, дневник | Развитие рефлексивного мышления школьников, раскрытие роли книги в становлении внутреннего мира человека, знакомство с эпистолярным жанром, дневниковыми записями выдающихся людей. Подготовка к работе с читательским дневником. | ||
Урок 45. П. П. Бажов. Путь писателя к сказу. «Каменный цветок» | сказ | Дать представление о личности и творчестве П. П. Бажова. Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки, образом дедушки Слышко. В чтении текста показать сказовую манеру повествования. | ||
Урок 46. «Каменный цветок» | сказ, стилистические особенности | Анализ сказа, его стилистических особенностей. | 16 неделя | |
Урок 47. П. П. Бажов «Горный мастер», «Хрупкая веточка» | трилогия | Понятие о трилогии. Развитие сюжетной линии «Каменного цветка» в других сказах. Знакомые и новые герои. | ||
Урок 48. Литературные сказки. Итоговый урок | литературная сказка | Осмысление особенностей литературных сказок, их отличия от народных сказок. Расширение начитанности школьников в области сказочного творчества, развитие интереса к нему. | ||
Урок 49. Басни. Иван Андреевич Крылов. «Звери мои за меня говорят». «Волк на псарне» | басня | Вспомнить изученные басни, осмыслить особенности басни как жанра. Дать представление о личности И. А. Крылова, жизни и творчестве писателя. Познакомить с исторической основой басни «Волк на псарне», рассмотреть ее жанровые особенности, раскрыть поучительный смысл. | 3 четверть 17 неделя | |
Урок 50. Басни. Иван Андреевич Крылов. «Звери мои за меня говорят». «Волк на псарне» | Вспомнить изученные басни, осмыслить особенности басни как жанра. Дать представление о личности И. А. Крылова, жизни и творчестве писателя. Познакомить с исторической основой басни «Волк на псарне», рассмотреть ее жанровые особенности, раскрыть поучительный смысл. | |||
Урок 51. Басни И. А. Крылова «Волк на псарне», «Демьянова уха». | Раскрыть смысл басен. Обучение действенному анализу текста, выразительному чтению. | |||
Урок 52. Басня И. А. Крылова «Квартет» | Раскрыть смысл басни «Квартет», особенности её языка, изображения характеров персонажей в басне. Обучение действенному анализу текста. | 18 неделя | ||
Урок 53. Басня И. А. Крылова «Квартет» | Раскрыть смысл басни «Волк и Ягнёнок», обучение действенному анализу текста, выразительному чтению. | |||
Урок 54. Басни Эзопа. Басня «Лисица и виноград» в пересказе Л. Толстого, переложении Жана де Лафонтена и И. А. Крылова. Итоги изучения темы «Басни» | Дать представление об Эзопе – основоположнике жанра басни. Сравнить переложение сюжета басни Эзопа в интерпретации Лафонтена и Крылова. Познакомить с именами известных баснописцев. | |||
Урок 55. Михаил Юрьевич Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино» | стихотворение | Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии поэта, историей создания стихотворения «Бородино». Исторический и лексический комментарий, необходимый для понимания текста стихотворения. Подготовить пятиклассников к глубокому эмоциональному восприятию текста, выявить особенности первоначального восприятия и осмысления стихотворения школьниками. | 19 неделя | |
Урок 56. «Бородино». Эпитет и сравнение. О теме и идее художественного произведения | тема и идея произведения, эпитет, сравнение | Рассмотреть художественные особенности стихотворения «Бородино». Раскрыть его патриотический пафос. Дать понятие о теме и идее художественного произведения, об эпитете и сравнении как изобразительно-выразительных средствах языка. | ||
Урок 57. «Бородино». «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…»*. Стихотворения Лермонтова о войне 1812 года | тема и идея произведения, эпитет, сравнение | Расширить представление учащихся о стихах М. Ю. Лермонтова, посвященных событиям 1812 года, их участникам. Закрепить теоретико-литературные понятия и теме и идее произведения, об эпитете и сравнении. Развивать вкус к поэзии, чуткость к поэтическому слову и ритму, интерес к художественному миру М. Ю. Лермонтова. | ||
Урок 58. Алексей Васильевич Кольцов. Поэт из народа. «Косарь» | постоянные эпитеты, повторы, восклицания, обращения, сравнения | Познакомить учащихся с биографией А. В. Кольцова, Дать представление о его стихах. Проследить черты народной поэзии в его лирике: темы, язык стихотворений Кольцова (постоянные эпитеты, повторы, восклицания, обращения, сравнения). Обогатить теоретико-литературные знания школьников. | 20 неделя | |
Урок 59. Алексей Васильевич Кольцов. Поэт из народа. «Косарь». Близость стихотворений А. В. Кольцова народной лирической песне. Стихотворения поэта по выбору учащихся. | Расширить представление школьников о лирике поэта, ее народной основе. Развивать внимание учащихся к образности художественной речи, умение выразительно читать художественный текст. | |||
Урок 60. Иван Сергеевич Тургенев. Верность «Аннибаловой клятве». «Муму». Глава 1: Герасим в деревне и в городе («…он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле»). | Подготовить учащихся к восприятию рассказа «Муму». Познакомить с фактами биографии Тургенева, сделавшими значимой для него тему крепостного права; его «аннибаловой клятвой». Историко-бытовой, лексический комментарий к статье о писателе. Комментированное чтение экспозиционной части рассказа | |||
Урок 61. «Муму». Глава 2. «Полюбилась она ему…» История любви Герасима к Татьяне | Осмысление роли «небольшого происшествия» в жизни Герасима и Татьяны; характеров барыни и ее крепостных, сформированных под влиянием крепостных отношений. Обучение характеристике литературного героя, умению передать в выразительном чтении реплик персонажа его намерений и особенностей характера. | 21 неделя | ||
Урок 62. «Муму». Главы 3 и 4: Муму в жизни Герасима («Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей»). | конфликт | Осмыслить роль Муму в жизни Герасима; новый конфликт между Герасимом и барыней, его причину, поведение персонажей в связи с конфликтом. Наблюдение над приемами изображения чувств героев: как показаны притворство барыни, угодничество ее челяди, искренние переживания Герасима. | ||
Урок 63. «Муму». Главы 5, 6, 7. Герасим и дворня: «…он казался каким-то великаном перед ними» | литературный герой, характеристика героя | Обучение характеристике литературного героя и групповой характеристике персонажей. | ||
Урок 64. «Муму». Глава 7: Возвращение Герасима в деревню («Он шел… с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью»). Возвращаясь к прочитанному. Из воспоминаний В. Н. Житовой о семье И.С.Тургенева. | пафос, портрет героя | Раскрыть антикрепостнический пафос рассказа, мотивы самовольного ухода Герасима в деревню; проанализировать, как в портрете героя выражены его свободолюбие, протест против насилия над своей личностью. Подведение итогов изучения темы, проверка знаний по теме. | 22 неделя | |
Урок 65. Лев Николаевич Толстой. Из воспоминаний внука Л. Н. Толстого «Как я помню Льва Николаевича и чему он меня учил». Из истории рассказа «Кавказский пленник». «Кавказский пленник» (быль). Глава 1 | Первое знакомство с личностью Л. Толстого, событиями его жизни, по впечатлениям от которых написан рассказ «Кавказский пленник». Подготовка к восприятию текста рассказа. Чтение 1 главы. | |||
Урок 66. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Жилин и Костылин | сравнительная характеристика | Развитие умения школьников устанавливать последовательность и взаимосвязь событий, выделять наиболее важные из них для характеристики персонажей; обучение сравнительной характеристике литературных героев на основе средств их изображения. | ||
Урок 67. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Жизнь и характеры горцев в рассказе. Описания в рассказе | описание | Раскрыть учащимся мастерство Л. Толстого в воссоздании в рассказе обычаев, жизненного уклада, нравов горцев, описании природы Кавказа. Показать роль описаний в рассказе. | 23 неделя | |
Урок 68. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Дружба русского офицера с горской девочкой | жанр рассказа | Проблема взаимоотношений пленных офицеров и горцев. Проявление национальной вражды и гуманных, уважительных отношений друг к другу людей разных национальностей. Смысл названия рассказа и определения его жанра. | ||
Урок 69. О сюжете и героях. Теоретико-литературная статья | сюжет, эпизод, конфликт | Дать представление о сюжете как важнейшем средстве раскрытия характеров персонажей. Учить видеть роль эпизода в развитии сюжета. Раскрыть взаимосвязь событий и героев в произведениях. Раскрыть значение конфликта в произведении как движущей силы в развитии сюжета (вопрос первый к рассказу). Обобщить наблюдения учащихся над средствами создания характера литературного героя в произведении. | ||
Урок 70. Всеволод Михайлович Гаршин. Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера В. П. Сахарова, однополчанина В. М. Гаршина. «Сигнал» | Дать представление о личности В. М. Гаршина, показать его душевность, человеколюбие, способность нравственно влиять на других своим поведением, поступками. Познакомить учащихся с рассказом «Сигнал». Выявить первые впечатления о прочитанном, отношение учащихся к главным героям рассказа. | 24 неделя | ||
Урок 71. «Сигнал». Анализ рассказа | Вовлечь учащихся в размышление над проблемой добра и зла в окружающей человека действительности и на борьбу добра и зла в душе человека: истоки зла, его зарождение в душе человека; пути победы над злом. Помочь осознать учащимся нравственный смысл рассказа: трагична жизнь человека, одержимого злом. Помочь им осмыслить жизненные позиции и характеры Семена и Василия. Формировать умение характеризовать героев на основе средств их изображения. | |||
Урок 72. Леонид Николаевич Андреев. Из воспоминаний Корнея Чуковского о Леониде Андрееве. «Кусака» | мемуары как жанр | Дать представление о личности Л. Андреева. Познакомить учащихся с особенностями мемуаров как жанра литературы. Вызвать интерес к чтению мемуаров. Чтение рассказа «Кусака». | ||
Урок 73. Кусака в мире людей (анализ рассказа «Кусака»). Роль пейзажа в рассказе | Активизировать в памяти детей знание текста, создать эмоциональный настрой, необходимый для анализа рассказа. Рассмотреть разные отношения людей к Кусаке, мотивы этих отношений; ответное отношение собаки к людям. Выявить роль описаний Кусаки в рассказе, значение картин природы в нем. | 25 неделя | ||
Урок 74. Александр Иванович Куприн. Путь в литературу. Из воспоминаний дочери А. И. Куприна Ксении. «Белый пудель» | Дать учащимся представление о личности писателя, о разнообразии его интересов, познакомить с некоторыми фактами биографии, тем самым подготовить их к восприятию рассказа «Белый пудель», других рассказов писателя. Познакомить школьников с реальной историей, которая легла в основу сюжета рассказа «Белый пудель». Чтение главы 1 – начала главы 2 рассказа «Белый пудель». | |||
Урок 75. «Белый пудель». Сюжет и конфликт рассказа | сюжет, конфликт | Проверка знания текста рассказа. Выявление сюжетной линии рассказа, участие в конфликте персонажей рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий, закрепить знания о сюжете и конфликте произведения. | ||
Урок 76. «Белый пудель». Характеры персонажей | Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения. Анализ участия персонажей в конфликте рассказа и развитии событий в нем. Отработка умения в чтении реплик персонажей выражать их намерения, характер. | 26 неделя | ||
Урок 77. «Белый пудель». Пейзаж в рассказе. Рассказы И. А. Куприна о детях. | пейзаж | Формировать умение школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа. Выражение учащимися своего отношения к персонажам рассказа, оценка их поступков с морально-нравственной точки зрения. Рассмотрение функциональной роли пейзажа в рассказе. Расширение представлений школьников о сюжетах рассказов А. И. Куприна. | ||
Урок 78. А. С. Пушкин «Обвал» | ритмика стихотворного текста | Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста. | ||
Урок 79. Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» | Дать первоначальное представление о поэзии Ф. И. Тютчева. Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста. | 4 четверть 27 неделя | ||
Урок 80. Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста. | |||
Урок 81. А. Н. Майков «Пейзаж». «Ласточки» | Дать первоначальное представление о поэзии А. Н. Майкова.. Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста. | |||
Урок 82. К. Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал». Стихотворения поэта по выбору учащихся | изобразительно-выразительные средства языка, ритмика | Дать первоначальное представление о поэзии К. Д. Бальмонта. Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста. | 28 неделя | |
Урок 83. Н. И. Рыленков «Все в тающей дымке». Возвращаясь к прочитанному | Обобщение наблюдений над особенностями пейзажных стихотворений, их образностью, языком. Отличительные черты русской природы в изображении поэтов. Раскрыть красоту пейзажа средней полосы России, чувство любви поэтов к родной земле, выраженное в стихотворениях. | |||
Урок 84. Константин Георгиевич Паустовский. Певец Мещеры. «Мещерская сторона». Очерк «Обыкновенная земля» | очерк | познакомить учащихся с новым для них жанром – очерком, показать его особенности; обратить внимание школьников на красоту, поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном; развивать наблюдательность, воссоздающее воображение, речь учащихся. Воспитывать в школьниках любовь к родной природе. Дать представление о писателе, познакомить учащихся с историей создания очерков «Мещерская сторона», порекомендовать произведения Паустовского для самостоятельного чтения. | ||
Урок 85. «Мещерская сторона». Очерки «Мшары», «Леса» | познакомить учащихся с новым для них жанром – очерком, показать его особенности; обратить внимание школьников на красоту, поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном; развивать наблюдательность, воссоздающее воображение, речь учащихся. Воспитывать в школьниках любовь к родной природе. Дать представление о писателе, познакомить учащихся с историей создания очерков «Мещерская сторона», порекомендовать произведения Паустовского для самостоятельного чтения. Проверить первоначальное восприятие самостоятельно прочитанных очерков Паустовского. Привлечь внимание учащихся к достоверности, документальности как особенностям очерков. Помочь школьникам осознать мастерство писателя-художника в создании словесных картин, его умение «живописать словами». | 29 неделя | ||
Урок 86. «Мещерская сторона». Очерк «Луга» | темпоритм, изобразительно-выразительные средства языка | В ходе самостоятельной работы и её последующей проверки закрепить в опыте учащихся приемы анализа пейзажа, с которыми они познакомились на предыдущих уроках (краски, звуки, темпоритм, изобразительно-выразительные средства языка и др.). Развитие воссоздающего воображения школьников | ||
Урок 87. «Мещерская сторона». Очерки «Мой дом», «Бескорыстие» | «очеловечивание» | Продолжить наблюдения над стилистикой очерков Паустовского; отметить особенности изображения писателем животных, птиц (их «очеловечивание», придающее изображению юмористический характер; добрые чувства писателя по отношению к живому миру). | ||
Урок 88. «Мещерская сторона». Итоги изучения темы. Очерки «Небольшое отступление от темы», «Родина талантов» (Из дополнительной учебной книги «Читаем вместе»). Рассказы К. Г. Паустовского по выбору учащихся. (Урок внеклассного чтения) | очерк, рассказ, сказка | Расширить представление о произведениях К. Г. Паустовского, их жанрах, о темах, нравственных проблемах, которые волнуют писателя. Вызвать интерес к чтению очерков, рассказов, сказок Паустовского, проверить знания по теме. | 30 неделя | |
Урок 89. Евгений Иванович Носов. «Это и называется у нас – Человек». «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась» | Познакомить учащихся с рассказами Е. И. Носова, сообщить им некоторые факты биографии писателя, обусловившие темы его рассказов. Обратить внимание учащихся на любознательность рассказчика, его наблюдательность, бережное отношение к природе, к «братьям нашим меньшим» в произведениях писателя. | |||
Урок 90. К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь». «Мы так простились с мирным днем, / И нам в огне страды убойной / От горькой памяти о нем / Четыре года было больно». (А. Твардовский). Или другой эпиграф к теме: «Я проходил, скрипя зубами, мимо / Сожженных сел, казненных городов, / По горестной, по русской, по родимой, / Завещанной от дедов и отцов». (С. Наровчатов). | стихотворение | Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне военных и послевоенных лет, их темами, пафосом, выражением в них патриотических чувств. | ||
Урок 91. О. Берггольц «Разговор с соседкой». «Я говорю: нас, граждан Ленинграда, / не поколеблет грохот канонад…» (О. Берггольц). М. Джалиль «Мост». «Случается порой…». «Не преклоню колен, палач, перед тобою, / Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей. Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя…» (М. Джалиль) | Познакомить учащихся с поэзией блокадного Ленинграда, отразившей тяжелое испытание и стойкость его жителей. История создания стихотворений О. Берггольц. | 31 неделя | ||
Урок 92. С. Орлов «Тонкая российская береза». «Все, что было выжжено и смято, / заново оделось в зеленя. / Но хранит земля торжественно и свято / страшный стон железа и огня». (С. Васильев). Р. Гамзатов «Журавли». «Солдаты мы. / И это наша слава, / Погибших и вернувшихся назад…» (Н. Старшинов) | эпитет, ритм | Помочь осмыслить образ березки в стихотворении С. Орлова как символ и утверждение вечного торжества жизни. Роль эпитетов в стихотворении. Познакомить школьников с историей создания стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова. Мотив вечного братства вернувшихся и не вернувшихся с войны в стихотворении. Скорбь о погибших, ушедших и святая память о них. Значение ритмического строя стихотворения для выражения чувств автора. | ||
Урок 93. Возвращаясь к прочитанному | Обобщить впечатления учащихся по изученной теме. Сопоставить образы, мотивы стихотворений о войне. Подвести итоги изучения темы. Подчеркнуть величие патриотического, нравственного подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к памяти об этом событии, к тем, кто защитил независимость Родины. Чтение наизусть избранных стихотворений о войне. | |||
Урок 94. В. М. Шукшин «Жатва» | Дать школьникам первое представление о жизни и творчестве В. М. Шукшина, познакомить их с рассказом, в котором отразились впечатления военных лет. Показать жизнь тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, труд подростков в эти годы. Помочь осмыслить образ председателя в рассказе, отношение к нему рассказчика. | 32 неделя | ||
Урок 95. Юрий Павлович Казаков. Путь в литературу. «Тихое утро» | конфликт | Дать представление о личности и творчестве Ю. П. Казакова, проанализировать конфликтную ситуацию и поведение персонажей в рассказе «Тихое утро». Создать начальное представление о внешнем и внутреннем конфликте в рассказе. Привлечь внимание школьников к изображению внутреннего мира персонажей художественного произведения. | ||
Урок 96. «Тихое утро». Анализ рассказа | пейзаж | Наблюдение над пейзажами в рассказе, развитие читательской наблюдательности, отзывчивости на слово-образ. Тонкое чувство природы, ее воздействие на человека, показанные в рассказе. Формирование представление о функциональной роли пейзажа в рассказе. | ||
Урок 97. Владимир Алексеевич Солоухин. «Правда факта и слово художника». «Мститель» | Познакомить учащихся со сведениями о жизни и творчестве В. А. Солоухина, дать первое представление о его личности. Проблематика рассказа «Мститель» – преодоление чувства обиды, озлобленности подростком в своей душе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. | 33 неделя | ||
Урок 98. Рэй Дуглас Брэдбери. «Многогранный талант». «Мальчик-невидимка» | конфликт | Познакомить с фактами биографии Р. Брэдбери, обусловившими тему рассказа «Мальчик-невидимка», дать первоначальное представление о творчестве писателя. Вовлечь учащихся в размышление над проблемой взаимоотношений стариков и внуков, трагедией одиночества старого человека. Рассмотреть причины конфликта между героями в рассказе «Мальчик-невидимка», мотивы их поступков, пронаблюдать за способами выражения авторского отношения к своим персонажам. | ||
Урок 99. О рассказе. Теоретико-литературная статья | рассказ | Обобщить наблюдения школьников о рассказе как литературном жанре, познакомить их с этим понятием, с отличительными признаками рассказа. Закрепление понятия в игровых и творческих заданиях по теме урока. | ||
Урок 100–101. Прежде чем закрыть книгу | Обобщение и проверка знаний учащихся по курсу литературы за 5 класс, развитие их интереса к литературе, чтению книг, творческого отношения к изучению предмета. | 34 неделя | ||
Урок 100–101. Прежде чем закрыть книгу | Обобщение и проверка знаний учащихся по курсу литературы за 5 класс, развитие их интереса к литературе, чтению книг, творческого отношения к изучению предмета. | |||
Заключительный урок |
График контрольных работ по литературе
Класс – 5
№ | Вид работы | тема | дата |
сочинение | «Изображение характеров Руслана и Черномора в поэме «Руслан и Людмила» | 17-23 ноября | |
сочинение | Собственная интерпретация изученного текста | 15-21 декабря | |
сочинение | По страницам рассказа Тургенева «Муму» | 16-22 февраля | |
сочинение | «Кусака в мире людей» | 9-15 марта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...