Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Карась Светлана Владимировна

Планирование для5 класса по программе Беленького

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnolit_5_klass_zun.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов Министерства Образования и науки РФ под редакцией Г. И. Беленького (М., «Мнемозина», 2009 год) (базовый уровень).

На изучение литературы в 5 классе отводится 102 часа (из расчёта 3 часа в неделю)

Основные умения учащихся по литературе. 5 класс.

Ученик 5-го класса должен уметь:

  1. выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  2. определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  3. прослеживать изменения настроения (интонации) в стихотворении;
  4. воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  5. различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  6. пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  7. выразительно читать описательный, повествовательный тексты, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
  8. подготовить (устно и письменно) краткий, выборочный и подробный пересказы;
  9. устно словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  10. аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  11. видеть общность и различия писателей в пределах близкой ситуации;
  12. написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  13. сочинять небольшие произведения фольклорного жанра;
  14. создавать сочинения-миниатюры по картине,
  15. сформулировать четкий и грамотный письменный ответ на конкретный вопрос.

Календарно-тематическое планирование

Предмет – литература

Класс – 5

тема

теория литературы

задачи урока

Дата

неделя

Урок 1. О художественной литературе и чтении

литература как искусство

Раскрыть специфику художественной литературы как искусства слова, познакомить учащихся с содержанием и структурой учебного предмета литература

1 четверть

1 неделя

Урок 2. Путешествие в Книгоград (урок внеклассного чтения)

Выявить читательские предпочтения пятиклассников, рекомендовать книги и журналы для чтения. Развитие интереса к чтению.

Урок 3.  Мифы. Мифы Древнего Египта

миф

Дать представление о мифологии и мифологии Древнего Египта.

Урок 4. Великое путешествие Солнечной ладьи

Знакомство с верованиями, искусством древних египтян.

2 неделя

Урок 5. Мифы Древней Греции. «Олимп». «Ночь, луна, заря и солнце».

Дать представление о мифологии, богах Древней Греции

Урок 6. «Орфей и Эвридика». «Пигмалион»




Познакомить с древнегреческими мифами, раскрыть их значение, развивать интерес к мифологии, чтению.

Урок 7. «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»). (Урок внеклассного чтения)

Сформировать представление о героях древнегреческих мифов. Познакомить с мифами о Геракле. Раскрыть нравственные ценности, утверждаемые мифами о Геракле.

3 неделя

Урок 8. О бессмертном поэте древности. «Одиссея» (отрывок из IX песни поэмы)

Раскрыть значение поэм Гомера в древнегреческой и мировой культуре, дать представление о содержании поэм «Илиада» и «Одиссея», их художественных особенностях.

Урок 9. «Одиссея» (отрывок из IX песни поэмы)

Анализ эпизода «Одиссей у циклопа». Изображение Одиссея, его спутников и циклопа.

Урок 10. Мифы Древних славян. Персонажи славянских мифов

мифы

Дать представление о мифологии древних славян, о божествах, добрых и злых духах в представлении славян.

4 неделя

Персонажи славянских мифов

сказка

Проверка и углубление знаний славянской мифологии.

Урок 12. Устное народное творчество. Возвращаясь к прочитанному

фольклор

Закрепить знание понятия фольклор, знакомых жанров устного народного творчества.

Урок 13. Сказки. Сказка и миф. Египетская сказка «Коршун и кошка». Русская сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»




виды сказок

Понятие о сказке как фольклорном жанре. Художественные особенности народной сказки. Отличие сказки от мифа. Сопоставление русской и египетской сказок. Подготовка к освоению видов сказок.

5 неделя

Урок 14. Виды сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки

деление сказок на три вида

Вспомнить о делении сказок на три вида. Рассмотреть особенности бытовых сказок и сказок о животных. Соответствия в сказках о животных у разных народов.

Урок 15. Волшебные сказки

волшебная сказка

Вспомнить знакомые волшебные сказки, познакомиться с их художественными особенностями.

Урок 16. Сказка «Белая уточка»

поэтичность

События и персонажи волшебной сказки. Ужасное в сказке. Поэтичность народной сказки.

6 неделя

Урок 17. Поразмышляй над самостоятельно прочитанной сказкой «Царевна-лягушка». Итоги изучения сказок. (Урок внеклассного чтения)

Наблюдение над особенностями волшебной сказки. Варианты одной сказки как фольклорное типичное явление.

Урок 18. О предании. «О граде Китеже». «Атаман Кудеяр». «Про Никитушку Ломова»

предание

Понятие о предании, его роль в народной культуре. Отличие предания от сказки и мифа.

Урок 19. Загадки

загадка

Познакомить с тематикой и художественными особенностями загадок.

7 неделя

Урок 20. Загадки

Наблюдение над поэтической формой загадок, развитие интереса к этому жанру.

Урок 21. Пословицы и поговорки.

пословицы и поговорки

Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок, сходство и различие между пословицами и поговорками. Показать художественные особенности этих жанров фольклора.

Урок 22. Пословицы и поговорки народов мира

Показать общность пословиц народов мира.

8 неделя

Урок 23. Пословицы и поговорки. В. Соколов «Пословица». Итоги изучения малых жанров фольклора

малые жанры фольклора

Закрепление понятий о пословицах и поговорках, других малых жанрах фольклора, обогащение речи учащихся, развитие творческого мышления, освоение прямого и переносного смысла пословиц

Урок 24. На веселой ярмарке. О пьесе и народном кукольном театре. «Петрушка Уксусов»

народное драматическое творчество

Дать представление о народном драматическом творчестве, русских скоморохах, уличных представлениях. Познакомить с особенностями пьесы как жанра, народным кукольным театром.

Урок 25. «Петрушка Уксусов»

особенности драматического действия

Анализ текста пьесы «Петрушка Уксусов», особенностей ее комизма, характера Петрушки. Освоение особенностей народного драматического действа.

2 четверть

9 неделя

Урок 26. Кукольный спектакль «Петрушка Уксусов»

Демонстрация творческих возможностей учащихся, проверка знания пьесы и о пьесе «Петрушка Уксусов».

Урок 27. Литературная сказка

литературная сказка, народная сказка

Дать представление об отличии литературной сказки от сказки народной, вспомнить прославленных сказочников мира, рекомендовать для самостоятельного чтения лучшие литературные сказки. Закрепить знание сказок А. С. Пушкина. Развитие интереса к жанру литературной сказки.

Урок 28. Александр Сергеевич Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила». «Пролог»

сказочная поэма

Проверка знаний о литературной сказке. Знакомство с жанром сказочной поэмы, сведениями из истории создания «Руслан и Людмила». Анализ «Пролога»

10 неделя

Урок 29. Александр Сергеевич Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила». «Пролог»

условность времени

Представление об условности времени, изображенного в поэме. Знакомство с содержанием поэмы «Руслан и Людмила», анализ фрагментов из Песни первой. Чтение Песни третьей.

Урок 30. «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы)

изобразительно-выразительные языковые средства

Выразительное чтение и анализ фрагментов из поэмы «Руслан и Людмила».  Наблюдение над его художественными особенностями поэмы, анализ изобразительно-выразительных языковых средств в поэме.

Урок 31. «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы)

характер героя, фантастика

Проверка знания текста поэмы, завершение анализа текста поэмы. Изображение характеров Руслана и Черномора в поэме. Народные истоки фантастических эпизодов в поэме. Обучение выразительному чтению

11 неделя

Урок 32. О стихотворной речи. Ритм. Стихотворный размер. Рифма

стихотворная речь, ритм, рифма, ямб, хорей

Дать первоначальное представление о стихотворной речи, ритме, рифме, стихотворных размерах ямбе и хорее. Закрепить знания в практических упражнениях.

Урок 33. Великий сказочник










сказка

Дать представление об Андерсене-сказочнике и Андерсене-человеке, активизировать в памяти лучшие сказки писателя, приоткрыть их глубокий смысл. Погрузить учащихся в необычный сказочный мир, вызвать интерес к чтению сказок писателя. Чтение сказки первой «Снежной королевы».


Урок 34. Великий сказочник

сказка

Дать представление об Андерсене-сказочнике и Андерсене-человеке, активизировать в памяти лучшие сказки писателя, приоткрыть их глубокий смысл. Погрузить учащихся в необычный сказочный мир, вызвать интерес к чтению сказок писателя. Чтение сказки первой «Снежной королевы».

12 неделя

Урок 35. «Снежная королева»

Проверка знания сюжета сказки.

Урок 36. «Снежная королева»

авторское отношение

Смысл испытаний Герды в поисках Кая. Изображение второстепенных персонажей сказки. Группировка персонажей: помощники и враги Герды. Авторское отношение к героям сказки.

Урок 37. «Снежная королева»

Анализ завершающих событий сказки, размышление о ее смысле. Подготовка к творческой работе: сочинению собственной сказки.

13 неделя

Урок 38. «Истинная правда» (урок внеклассного чтения)


Сатирический смысл сказки «Истинная правда». Постижение идеи произведения путем подбора пословиц к нему. Понятие о градации, её роли в художественном тексте. Развитие творческих способностей учащихся: обсуждение сочинённых дома сказок: «История о сказке, оставшейся «на дне высохшей чернильницы»». Обобщающая беседа о сказках и героях Андерсена.

Урок 39. Сказки о гонимой падчерице. Евгений Львович Шварц. Сказки о гонимой падчерице. Шарль Перро «Золушка». Сказочник-драматург (О Е. Л. Шварце)

сюжет

Представить тему «гонимой падчерицы» в сказочном творчестве. Сказка «Золушка» Ш. Перро как классическая сказка о гонимой падчерице и основа для пьесы-сказки Е. Шварца. Дать представление о личности Е. Л. Шварца, его творчестве. Подготовить к восприятию сказочной музыкальной кинокомедии. Раскрыть ее сюжетную основу. Начать чтение кинокомедии Е. Шварца.

Урок 40. Е. Л. Шварц. Музыкальная кинокомедия «Золушка»



Осмысление художественных особенностей кинокомедии «Золушка», изображения характеров персонажей в ней.

14 неделя

Урок 41. Е. Л. Шварц. Музыкальная кинокомедия «Золушка»

кинокомедия

Завершение анализа кинопьесы, сопоставление ее со сказкой Ш. Перро. Осмысление особенностей кинокомедии как драматургического текста.

Урок 42. «Золушка» (кинокомедия). О пьесе и театре

пьеса

Завершение анализа кинопьесы, сопоставление ее со сказкой Ш. Перро. Осмысление особенностей кинокомедии как драматургического текста.

Урок 43. О пьесе и театре

«театральная» терминология

Проверка знания «театральной» терминологии, выполнения творческих заданий. Защита собственных интерпретаций изученного текста.

15 неделя

Урок 44. О читательском дневнике

эпистолярный жанр, дневник

Развитие рефлексивного мышления школьников, раскрытие роли книги в становлении внутреннего мира человека, знакомство с эпистолярным жанром, дневниковыми записями выдающихся людей. Подготовка к работе с читательским дневником.

Урок 45. П. П. Бажов. Путь писателя к сказу. «Каменный цветок»


сказ

Дать представление о личности и творчестве П. П. Бажова. Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки, образом дедушки Слышко. В чтении текста показать сказовую манеру повествования.

Урок 46. «Каменный цветок»

сказ, стилистические особенности

Анализ сказа, его стилистических особенностей.

16 неделя

Урок 47. П. П. Бажов «Горный мастер», «Хрупкая веточка»


трилогия

Понятие о трилогии. Развитие сюжетной линии «Каменного цветка» в других сказах. Знакомые и новые герои.

Урок 48. Литературные сказки. Итоговый урок

литературная сказка

Осмысление особенностей литературных сказок, их отличия от народных сказок. Расширение начитанности школьников в области сказочного творчества, развитие интереса к нему.

Урок 49. Басни. Иван Андреевич Крылов. «Звери мои за меня говорят». «Волк на псарне»

басня

Вспомнить изученные басни, осмыслить особенности басни как жанра. Дать представление о личности И. А. Крылова, жизни и творчестве писателя. Познакомить с исторической основой басни «Волк на псарне», рассмотреть ее жанровые особенности, раскрыть поучительный смысл.

3 четверть

17 неделя

Урок 50. Басни. Иван Андреевич Крылов. «Звери мои за меня говорят». «Волк на псарне»

Вспомнить изученные басни, осмыслить особенности басни как жанра. Дать представление о личности И. А. Крылова, жизни и творчестве писателя. Познакомить с исторической основой басни «Волк на псарне», рассмотреть ее жанровые особенности, раскрыть поучительный смысл.

Урок 51. Басни И. А. Крылова «Волк на псарне», «Демьянова уха».

Раскрыть смысл басен. Обучение действенному анализу текста, выразительному чтению.

Урок 52. Басня И. А. Крылова «Квартет»

Раскрыть смысл басни «Квартет», особенности её языка, изображения характеров персонажей в басне. Обучение действенному анализу текста.

18 неделя

Урок 53. Басня И. А. Крылова «Квартет»




Раскрыть смысл басни «Волк и Ягнёнок», обучение действенному анализу текста, выразительному чтению.

Урок 54. Басни Эзопа. Басня «Лисица и виноград» в пересказе Л. Толстого, переложении Жана де Лафонтена и И. А. Крылова. Итоги изучения темы «Басни»

Дать представление об Эзопе – основоположнике жанра басни. Сравнить переложение сюжета басни Эзопа в интерпретации Лафонтена и Крылова. Познакомить с именами известных баснописцев.

Урок 55. Михаил Юрьевич Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»

стихотворение

Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии поэта, историей создания стихотворения «Бородино». Исторический и лексический комментарий, необходимый для понимания текста стихотворения. Подготовить пятиклассников к глубокому эмоциональному восприятию текста, выявить особенности первоначального восприятия и осмысления стихотворения школьниками.

19 неделя

Урок 56. «Бородино». Эпитет и сравнение. О теме и идее художественного произведения

тема и идея произведения, эпитет, сравнение

Рассмотреть художественные особенности стихотворения «Бородино». Раскрыть его патриотический пафос. Дать понятие о теме и идее художественного произведения, об эпитете и сравнении как изобразительно-выразительных средствах языка.

Урок 57. «Бородино». «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…»*. Стихотворения Лермонтова о войне 1812 года

тема и идея произведения, эпитет, сравнение

Расширить представление учащихся о стихах М. Ю. Лермонтова, посвященных событиям 1812 года, их участникам. Закрепить теоретико-литературные понятия и теме и идее произведения, об эпитете и сравнении. Развивать вкус к поэзии, чуткость к поэтическому слову и ритму, интерес к художественному миру М. Ю. Лермонтова.

Урок 58. Алексей Васильевич Кольцов. Поэт из народа. «Косарь»

постоянные эпитеты, повторы, восклицания, обращения, сравнения

Познакомить учащихся с биографией А. В. Кольцова, Дать представление о его стихах. Проследить черты народной поэзии в его лирике: темы, язык стихотворений Кольцова (постоянные эпитеты, повторы, восклицания, обращения, сравнения). Обогатить теоретико-литературные знания школьников.

20 неделя

Урок 59. Алексей Васильевич Кольцов. Поэт из народа. «Косарь». Близость стихотворений А. В. Кольцова народной лирической песне. Стихотворения поэта по выбору учащихся.

Расширить представление школьников о лирике поэта, ее народной основе. Развивать внимание учащихся к образности художественной речи, умение выразительно читать художественный текст.

Урок 60. Иван Сергеевич Тургенев. Верность «Аннибаловой клятве». «Муму». Глава 1: Герасим в деревне и в городе («…он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле»).

Подготовить учащихся к восприятию рассказа «Муму». Познакомить с фактами биографии Тургенева, сделавшими значимой для него тему крепостного права; его «аннибаловой клятвой». Историко-бытовой, лексический комментарий к статье о писателе. Комментированное чтение экспозиционной части рассказа

Урок 61. «Муму». Глава 2. «Полюбилась она ему…» История любви Герасима к Татьяне

Осмысление роли «небольшого происшествия» в жизни Герасима и Татьяны; характеров барыни и ее крепостных, сформированных под влиянием крепостных отношений. Обучение характеристике литературного героя, умению передать в выразительном чтении реплик персонажа его намерений и особенностей характера.

21 неделя

Урок 62. «Муму». Главы 3 и 4: Муму в жизни Герасима («Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей»).

конфликт

Осмыслить роль Муму в жизни Герасима; новый конфликт между Герасимом и барыней, его причину, поведение персонажей в связи с конфликтом. Наблюдение над приемами изображения чувств героев: как показаны притворство барыни, угодничество ее челяди, искренние переживания Герасима.

Урок 63. «Муму». Главы 5, 6, 7. Герасим и дворня: «…он казался каким-то великаном перед ними»


литературный герой, характеристика героя

Обучение характеристике литературного героя и групповой характеристике персонажей.

Урок 64. «Муму». Глава 7: Возвращение Герасима в деревню («Он шел… с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью»). Возвращаясь к прочитанному. Из воспоминаний В. Н. Житовой о семье И.С.Тургенева.

пафос,

портрет героя

Раскрыть антикрепостнический пафос рассказа, мотивы самовольного ухода Герасима в деревню; проанализировать, как в портрете героя выражены его свободолюбие, протест против насилия над своей личностью. Подведение итогов изучения темы, проверка знаний по теме.

22 неделя

Урок 65. Лев Николаевич Толстой. Из воспоминаний внука Л. Н. Толстого «Как я помню Льва Николаевича и чему он меня учил». Из истории рассказа «Кавказский пленник». «Кавказский пленник» (быль). Глава 1

Первое знакомство с личностью Л. Толстого, событиями его жизни, по впечатлениям от которых написан рассказ «Кавказский пленник». Подготовка к восприятию текста рассказа. Чтение 1 главы.

Урок 66. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Жилин и Костылин

сравнительная характеристика

Развитие умения школьников устанавливать последовательность и взаимосвязь событий, выделять наиболее важные из них для характеристики персонажей; обучение сравнительной характеристике литературных героев на основе средств их изображения.

Урок 67. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Жизнь и характеры горцев в рассказе. Описания в рассказе

описание

Раскрыть учащимся мастерство Л. Толстого в воссоздании в рассказе обычаев, жизненного уклада, нравов горцев, описании природы Кавказа. Показать роль описаний в рассказе.

23 неделя

Урок 68. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Дружба русского офицера с горской девочкой

жанр рассказа

Проблема взаимоотношений пленных офицеров и горцев. Проявление национальной вражды и гуманных, уважительных отношений друг к другу людей разных национальностей. Смысл названия рассказа и определения его жанра.

Урок 69. О сюжете и героях. Теоретико-литературная статья

сюжет, эпизод, конфликт

Дать представление о сюжете как важнейшем средстве раскрытия характеров персонажей. Учить видеть роль эпизода в развитии сюжета. Раскрыть взаимосвязь событий и героев в произведениях. Раскрыть значение конфликта в произведении как движущей силы в развитии сюжета (вопрос первый к рассказу). Обобщить наблюдения учащихся над средствами создания характера литературного героя в произведении.

Урок 70. Всеволод Михайлович Гаршин. Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера В. П. Сахарова, однополчанина В. М. Гаршина. «Сигнал»

Дать представление о личности В. М. Гаршина, показать его душевность, человеколюбие, способность нравственно влиять на других своим поведением, поступками. Познакомить учащихся с рассказом «Сигнал». Выявить первые впечатления о прочитанном, отношение учащихся к главным героям рассказа.

24 неделя

Урок 71. «Сигнал». Анализ рассказа

Вовлечь учащихся в размышление над проблемой добра и зла в окружающей человека действительности и на борьбу добра и зла в душе человека: истоки зла, его зарождение в душе человека; пути победы над злом. Помочь осознать учащимся нравственный смысл рассказа: трагична жизнь человека, одержимого злом. Помочь им осмыслить жизненные позиции и характеры Семена и Василия. Формировать умение характеризовать героев на основе средств их изображения.

Урок 72. Леонид Николаевич Андреев. Из воспоминаний Корнея Чуковского о Леониде Андрееве. «Кусака»



мемуары как жанр

Дать представление о личности Л. Андреева. Познакомить учащихся с особенностями мемуаров как жанра литературы. Вызвать интерес к чтению мемуаров. Чтение рассказа «Кусака».

Урок 73. Кусака в мире людей (анализ рассказа «Кусака»). Роль пейзажа в рассказе

Активизировать в памяти детей знание текста, создать эмоциональный настрой, необходимый для анализа рассказа. Рассмотреть разные отношения людей к Кусаке, мотивы этих отношений; ответное отношение собаки к людям. Выявить роль описаний Кусаки в рассказе, значение картин природы в нем.

25 неделя

Урок 74. Александр Иванович Куприн. Путь в литературу. Из воспоминаний дочери А. И. Куприна Ксении. «Белый пудель»


Дать учащимся представление о личности писателя, о разнообразии его интересов, познакомить с некоторыми фактами биографии, тем самым подготовить их к восприятию рассказа «Белый пудель», других рассказов писателя. Познакомить школьников с реальной историей, которая легла в основу сюжета рассказа «Белый пудель». Чтение главы 1 – начала главы 2 рассказа «Белый пудель».

Урок 75. «Белый пудель». Сюжет и конфликт рассказа

сюжет, конфликт

Проверка знания текста рассказа. Выявление сюжетной линии рассказа, участие в конфликте персонажей рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий, закрепить знания о сюжете и конфликте произведения.

Урок 76. «Белый пудель». Характеры персонажей

Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения. Анализ участия персонажей в конфликте рассказа и развитии событий в нем. Отработка умения в чтении реплик персонажей выражать их намерения, характер.

26 неделя

Урок 77. «Белый пудель». Пейзаж в рассказе. Рассказы И. А. Куприна о детях.

пейзаж

Формировать умение школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа. Выражение учащимися своего отношения к персонажам рассказа, оценка их поступков с морально-нравственной точки зрения. Рассмотрение функциональной роли пейзажа в рассказе. Расширение представлений школьников о сюжетах рассказов А. И. Куприна.

Урок 78. А. С. Пушкин «Обвал»

ритмика стихотворного текста

Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста.

Урок 79. Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»

Дать первоначальное представление о поэзии Ф. И. Тютчева. Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста.

4 четверть

27 неделя

Урок 80. Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста.

Урок 81. А. Н. Майков «Пейзаж». «Ласточки»







Дать первоначальное представление о поэзии А. Н. Майкова.. Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста.

Урок 82. К. Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал». Стихотворения поэта по выбору учащихся

изобразительно-выразительные средства языка, ритмика

Дать первоначальное представление о поэзии К. Д. Бальмонта. Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста.

28 неделя

Урок 83. Н. И. Рыленков «Все в тающей дымке». Возвращаясь к прочитанному

Обобщение наблюдений над особенностями пейзажных стихотворений, их образностью, языком. Отличительные черты русской природы в изображении поэтов. Раскрыть красоту пейзажа средней полосы России, чувство любви поэтов к родной земле, выраженное в стихотворениях.

Урок 84. Константин Георгиевич Паустовский. Певец Мещеры. «Мещерская сторона». Очерк «Обыкновенная земля»

очерк

познакомить учащихся с новым для них жанром – очерком, показать его особенности; обратить внимание школьников на красоту, поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном; развивать наблюдательность, воссоздающее воображение, речь учащихся. Воспитывать в школьниках любовь к родной природе. Дать представление о писателе, познакомить учащихся с историей создания очерков «Мещерская сторона», порекомендовать произведения Паустовского для самостоятельного чтения.

Урок 85. «Мещерская сторона». Очерки «Мшары», «Леса»

познакомить учащихся с новым для них жанром – очерком, показать его особенности; обратить внимание школьников на красоту, поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном; развивать наблюдательность, воссоздающее воображение, речь учащихся. Воспитывать в школьниках любовь к родной природе. Дать представление о писателе, познакомить учащихся с историей создания очерков «Мещерская сторона», порекомендовать произведения Паустовского для самостоятельного чтения. Проверить первоначальное восприятие самостоятельно прочитанных очерков Паустовского. Привлечь внимание учащихся к достоверности, документальности как особенностям очерков. Помочь школьникам осознать мастерство писателя-художника в создании словесных картин, его умение «живописать словами».

29 неделя

Урок 86. «Мещерская сторона». Очерк «Луга»

темпоритм, изобразительно-выразительные средства языка

В ходе самостоятельной работы и её последующей проверки закрепить в опыте учащихся приемы анализа пейзажа, с которыми они познакомились на предыдущих уроках (краски, звуки, темпоритм, изобразительно-выразительные средства языка и др.). Развитие воссоздающего воображения школьников

Урок 87. «Мещерская сторона». Очерки «Мой дом», «Бескорыстие»

«очеловечивание»

Продолжить наблюдения над стилистикой очерков Паустовского; отметить особенности изображения писателем животных, птиц (их «очеловечивание», придающее изображению юмористический характер; добрые чувства писателя по отношению к живому миру).

Урок 88. «Мещерская сторона». Итоги изучения темы. Очерки «Небольшое отступление от темы», «Родина талантов» (Из дополнительной учебной книги «Читаем вместе»). Рассказы К. Г. Паустовского по выбору учащихся. (Урок внеклассного чтения)

очерк, рассказ, сказка

Расширить представление о произведениях К. Г. Паустовского, их жанрах, о темах, нравственных проблемах, которые волнуют писателя. Вызвать интерес к чтению очерков, рассказов, сказок Паустовского, проверить знания по теме.

30 неделя

Урок 89. Евгений Иванович Носов. «Это и называется у нас – Человек». «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась»




Познакомить учащихся с рассказами Е. И. Носова, сообщить им некоторые факты биографии писателя, обусловившие темы его рассказов. Обратить внимание учащихся на любознательность рассказчика, его наблюдательность, бережное отношение к природе, к «братьям нашим меньшим» в произведениях писателя.

Урок 90. К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь». «Мы так простились с мирным днем, / И нам в огне страды убойной / От горькой памяти о нем / Четыре года было больно». (А. Твардовский). Или другой эпиграф к теме: «Я проходил, скрипя зубами, мимо / Сожженных сел, казненных городов, / По горестной, по русской, по родимой, / Завещанной от дедов и отцов». (С. Наровчатов).

стихотворение

Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне военных и послевоенных лет, их темами, пафосом, выражением в них патриотических чувств.

Урок 91. О. Берггольц «Разговор с соседкой». «Я говорю: нас, граждан Ленинграда, / не поколеблет грохот канонад…» (О. Берггольц). М. Джалиль «Мост». «Случается порой…». «Не преклоню колен, палач, перед тобою, / Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей. Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя…» (М. Джалиль)

Познакомить учащихся с поэзией блокадного Ленинграда, отразившей тяжелое испытание и стойкость его жителей. История создания стихотворений О. Берггольц.

31 неделя

Урок 92. С. Орлов «Тонкая российская береза». «Все, что было выжжено и смято, / заново оделось в зеленя. / Но хранит земля торжественно и свято / страшный стон железа и огня». (С. Васильев). Р. Гамзатов «Журавли». «Солдаты мы. / И это наша слава, / Погибших и вернувшихся назад…» (Н. Старшинов)

эпитет, ритм

Помочь осмыслить образ березки в стихотворении С. Орлова как символ и утверждение вечного торжества жизни. Роль эпитетов в стихотворении. Познакомить школьников с историей создания стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова. Мотив вечного братства вернувшихся и не вернувшихся с войны в стихотворении. Скорбь о погибших, ушедших и святая память о них. Значение ритмического строя стихотворения для выражения чувств автора.

Урок 93. Возвращаясь к прочитанному

Обобщить впечатления учащихся по изученной теме. Сопоставить образы, мотивы стихотворений о войне. Подвести итоги изучения темы. Подчеркнуть величие патриотического, нравственного подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к памяти об этом событии, к тем, кто защитил независимость Родины. Чтение наизусть избранных стихотворений о войне.

Урок 94. В. М. Шукшин «Жатва»

Дать школьникам первое представление о жизни и творчестве В. М. Шукшина, познакомить их с рассказом, в котором отразились впечатления военных лет. Показать жизнь тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, труд подростков в эти годы. Помочь осмыслить образ председателя в рассказе, отношение к нему рассказчика.

32 неделя

Урок 95. Юрий Павлович Казаков. Путь в литературу. «Тихое утро»

конфликт

Дать представление о личности и творчестве Ю. П. Казакова, проанализировать конфликтную ситуацию и поведение персонажей в рассказе «Тихое утро». Создать начальное представление о внешнем и внутреннем конфликте в рассказе. Привлечь внимание школьников к изображению внутреннего мира персонажей художественного произведения.

Урок 96. «Тихое утро». Анализ рассказа

пейзаж

Наблюдение над пейзажами в рассказе, развитие читательской наблюдательности, отзывчивости на слово-образ. Тонкое чувство природы, ее воздействие на человека, показанные в рассказе. Формирование представление о функциональной роли пейзажа в рассказе.

Урок 97. Владимир Алексеевич Солоухин. «Правда факта и слово художника». «Мститель»

Познакомить учащихся со сведениями о жизни и творчестве В. А. Солоухина, дать первое представление о его личности. Проблематика рассказа «Мститель» – преодоление чувства обиды, озлобленности подростком в своей душе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

33 неделя

Урок 98. Рэй Дуглас Брэдбери. «Многогранный талант». «Мальчик-невидимка»

конфликт

Познакомить с фактами биографии Р. Брэдбери, обусловившими тему рассказа «Мальчик-невидимка», дать первоначальное представление о творчестве писателя. Вовлечь учащихся в размышление над проблемой взаимоотношений стариков и внуков, трагедией одиночества старого человека. Рассмотреть причины конфликта между героями в рассказе «Мальчик-невидимка», мотивы их поступков, пронаблюдать за способами выражения авторского отношения к своим персонажам.

Урок 99. О рассказе. Теоретико-литературная статья

рассказ

Обобщить наблюдения школьников о рассказе как литературном жанре, познакомить их с этим понятием, с отличительными признаками рассказа. Закрепление понятия в игровых и творческих заданиях по теме урока.

Урок 100–101. Прежде чем закрыть книгу

Обобщение и проверка знаний учащихся по курсу литературы за 5 класс, развитие их интереса к литературе, чтению книг, творческого отношения к изучению предмета.

34 неделя

Урок 100–101. Прежде чем закрыть книгу

Обобщение и проверка знаний учащихся по курсу литературы за 5 класс, развитие их интереса к литературе, чтению книг, творческого отношения к изучению предмета.

Заключительный урок

График контрольных работ по литературе

Класс – 5

Вид работы

тема

дата

сочинение

«Изображение характеров Руслана и Черномора в поэме «Руслан и Людмила»

17-23 ноября

сочинение

Собственная интерпретация изученного текста

15-21 декабря

сочинение

По страницам рассказа Тургенева «Муму»

16-22 февраля

сочинение

«Кусака в мире людей»

9-15 марта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...