"Что за прелесть эти сказки!" Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Литература 5 класс. Внеклассное мероприятие "Что за прелесть эти сказки!"(А.С.Пушкин). Тема: Народная и авторская сказка. Цель: привить обучающимся любовь к литературе и чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_za_prelest_eti_skazki.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «Что за прелесть эти сказки!» (А.С.Пушкин)
КЛАССЫ: 5 классы.
ПРЕДМЕТ: литература.
ТЕМА: народная и авторская сказка.
ЦЕЛЬ: привить учащимся любовь к литературе и чтению.
ФОРМА УРОКА/ЗАНЯТИЯ: театрализованная викторина.
ЗАДАЧИ:
1. обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках литературы;
2. развитие речи, фантазии, умственных и творческих способностей;
3. воспитание патриотизма и чувства гордости за русское культурное наследие, любви к родному языку.
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, модельный, проектный методы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: игровые технологии, дифференцированный подход, создание ситуации успеха, групповые технологии, самооценивание, рефлексия.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, доски для заданий, выставка рисунков учащихся 5 классов на тему «Моя любимая сказка», выставка книг школьной библиотеки по теме мероприятия, костюмы, призы.
ЭПИГРАФ: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» (А.С.Пушкин)
УЧАСТНИКИ: ведущий, ведущая, Сказка, кот Баюн, команды пятиклассников, зрители (пятиклассники, ученики начальной школы, родители).
ЖЮРИ: учителя русского языка и литературы, приглашенные старшеклассники, представители администрации.
НА ЭКРАН выводятся задания для команд, вопросы для зрительского конкурса, портреты сказочных героев и авторов сказок.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ:
- Организационно-психологический этап.
- подготовка психологического настроя;
- обеспечение порядка;
Музыка: Чайковский «Вальс цветов».
- Этап постановки темы, цели и задач мероприятия:
Задачи:
- организовать и целенаправить деятельность учащихся;
- показать значимость мероприятия и участия в нем, важность темы;
- объяснить учащимся условия конкурса.
Вступительное слово учителя:
Дорогие наши гости, учителя, ребята! Сегодня у нас праздник Сказки! С самого раннего детства мы знакомимся со сказкой. Первые сказки всегда рассказывает мама. Они простые и коротенькие. Но дети взрослеют и узнают все больше новых сказок. Они бывают разные: народные и авторские. По ним снимают фильмы и мультфильмы, их печатают в книгах и журналах. Есть сказки короткие и длинные, веселые и грустные, смешные и серьезные. Но у всех у них одна общая черта: в них всегда побеждает добро.
Поэтому взрослые и дети любят сказки. Вместе со сказкой в нашу жизнь входит волшебство, добро и радость.
III. Этап актуализации знаний и умений учащихся.
Задачи:
- воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
- установление внутрипредметных и межпредметных связей;
- опора на жизненный опыт учащихся.
МУЗЫКА: из кинофильма «Тайна Снежной королевы», песня «Однажды в старой Дании…»
Ведущая:
О чем-то скрипят половицы,
И ветер повеял чудесный,
И тайна стучится в окна,
И в чудо поверишь вдруг,
И дрогнут чьи-то ресницы,
И сразу меняются лица…
Тихонько скрипят половицы –
К нам сказка в гости идет.
Сказка (выходит из-за занавеса):
Много сказок в свете есть.
Их, конечно, все не счесть.
Есть про ворону и лисицу,
Есть про мед и про горчицу,
Но самая ценная, всегда современная
Сказка чудесная, сказка волшебная!
Ведущая: Мы рады тебе, дорогая Сказка! Но вот к нам идет еще один сказочный герой.
Кот Баюн (выходит на середину зала):
Я в сказке живу,
Я песни пою,
Я все о сказках знаю,
Я их запоминаю.
У меня старый, древний род,
Я ученый, умный кот.
Я серьезный, не шалун.
А зовут меня Баюн.
Ведущая: А почему тебя так зовут, котик?
Кот: В далекие времена было слово «баять», значит рассказывать. Я очень люблю рассказывать, поэтому меня так и зовут.
Ведущая: А что ты любишь рассказывать, котик?
Кот: Я очень люблю сказки!
Ведущая: Ребята, а вы любите сказки?
ДА
Сказка:
Сказок много разных есть,
Столько, что их всех не счесть,
Но самые древние, природные -
Это сказки народные!
Музыка в качестве фона: М.И.Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Кот Баюн:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на невидимых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пеняет грозного царя;
Там в облаках, перед народом
Через леса, через поля
Колдун несет богатыря;
Царевна там в темнице тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с бабою - Ягой
Идет-бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
Ведущая: Так великий русский поэт А.С.Пушкин говорил о народной сказке. Поговорим о ней и мы.
Ведущий: Тогда давайте устроим сказочный конкурс. Кто будет участвовать?
КОМАНДЫ ВЫХОДЯТ (по 7 человек)
IV. Выбор названий для команд. Задание – загадки.
Задачи:
- повторение темы «Народная сказка»;
- тренировка внимания, памяти;
Кот: У меня для команд загадки!
Из этой сказки Колобок,
Мед, горчица и чеснок,
И топор, и каша,
И горшок, и чаша.
Разве такие сказки бывают?
Если «да», как их называют?
(БЫТОВЫЕ СКАЗКИ) Отгадавшая команда получает название «Скатерть-самобранка».
Кот:
Вторая загадка!
Из этой сказки петух и кот.
А еще в этой сказке живет
Волк. Медведь, пес и коза,
Заяц, кабан, змея и лиса.
Разве такие сказки бывают?
Если «да», как их называют?
(СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ) Вторая команда получает название «Жар-птица».
КОМАНДЫ РАССАЖИВАЮТСЯ ЗА СВОИ СТОЛЫ.
- Первый конкурс. Тема: «Словарный запас».
Задачи:
- проверить знание средств художественной выразительности;
- тренировать память и внимание.
Ведущая: Первый конкурс!
Сказка:
Я сказка волшебная,
Я сказка прекрасная,
И, конечно же, к вам
Пришла не напрасно я.
Ну-ка попробуйте и подберите
К этим словам постоянные эпитеты!
Кот: Это еще что такое? Подскажите!
Первая команда, ответившая на вопрос, начинает конкурс.
Задание написано на досках. К существительным надо дописать постоянный эпитет.
Жар-птица | Скатерть-самобранка | ||
Существительное | Постоянный эпитет | Существительное | Постоянный эпитет |
девица | красная | молодец | добрый |
поле | чистое | лес | дремучий |
руки | белые | вороны | черные |
палаты | белокаменные | погреба | глубокие |
речка | быстрая | солнце | красное |
конь | добрый | головушка | буйная |
море | синее | зависть | черная |
Сказка: слово жюри о результатах конкурса.
- Второй конкурс. Тема: «Сказочные герои».
Задачи:
- проверить знания участников по данной теме;
- тренировать память и внимание.
Ведущая: Конкурс второй! Команды, выберите одного игрока!
Кот:
Выбегайте пошустрей
Те, кто пишет побыстрей,
Те, кто сможет без заминки,
Без раздумий, без запинки
Перечислить поскорей
Разных сказочных зверей!
Ведущая: Игроки! Поменяйтесь местами, чтобы команда не могла вам подсказать!
Задание игрокам: написать на карточке с заданием как можно больше сказочных животных.
Ведущая: Пока команды работают, мы потанцуем!
ТАНЕЦ «БАРЫНЯ» (Исполняют ученицы пятого класса).
Ведущая: Игроки, перечислите сказочных героев, которых вы вспомнили! А жюри объявит результат!
Жюри объявляет результаты.
- Конкурс болельщиков. Тема: «Сказочные герои».
Задачи:
- повторение темы «Народная сказка»;
- привлечение к соревнованию зрителей.
Кот:
Это кто сидит там грустный?
Есть у нас приз очень вкусный!
Эй, болельщики, не спать!
Будем с вами мы играть!
Сказка волшебная, красивая, необыкновенная,
Все вместе мы тебя просим
Задать гостям и болельщикам вопросы!
Сказка задает болельщикам и гостям персональные вопросы, ведущая раздает призы тем, кто правильно ответил на вопрос.
- Где живет Кащей Бессмертный? (во дворце)
- Сколько голов бывает у Змея Горыныча? (три)
- Какое средство передвижения у бабы Яги? (ступа)
- В кого превращаются девицы-волшебницы? (в птиц)
- Где найти смерть Кащея Бессмертного? (на кончике иглы)
- Кто баба - Яга по образованию? (ведьма)
- В кого превращает непокорных девиц Кащей Бессмертный? (в лягушек)
- Как Иван-царевич выбирает себе невесту? (пускает стрелу)
- С какими словами надо обращаться к жилищу бабы- Яги? (Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом.)
- Третий конкурс. Тема: «Сказочные предметы».
Задачи:
- повторение раздела «Народная сказка»;
- тренировка внимания и памяти;
- проверка эрудиции участников.
Ведущая: Конкурс третий!
Кот:
Этот конкурс всем приятный,
Потому что он командный.
Команды на сказочном листе
Пишут списки на столе.
А перечислить они должны
Вещества и предметы волшебной страны!
Задание командам: написать на карточках с заданием как можно больше волшебных предметов.
Сказка:
Меня любят все на свете!
Больше всех, конечно, дети!
Фильмы обо мне снимают
И стихи мне посвящают!
СТИХОТВОРЕНИЕ К. БАЛЬМОНТА «У чудищ» из цикла «Фейные сказки».
Читает ученик-болельщик.
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею,
Узнаю тайну и был таков.
Ведущий: Прочитайте, команды, что вы написали. Какие волшебные вещества и предметы вы знаете? А жюри объявит результат.
Жар-птица | Скатерть-самобранка |
Ковер-самолет | Ступа с помелом |
Волшебный клубочек | Шапка-невидимка |
Живая и мертвая вода | Заколдованная игла |
Меч - кладенец | Скатерть-самобранка |
Сапоги-скороходы | Молодильные яблоки |
Жюри объявляет результат конкурса.
- Четвертый конкурс. Тема: «Авторская сказка».
Задачи:
- повторение раздела «Авторская сказка»;
- тренировка внимания и памяти;
- проверка эрудиции участников.
Ведущая: Конкурс четвертый (командный) «Герои и авторы».
Сказка:
Есть сказки народные,
Древние, природные,
А есть новаторские,
Старые, новые – авторские.
Торопиться пора - искать герою автора.
Жар-птица | Скатерть-самобранка | ||
герой | автор | герой | автор |
Золушка | Шарль Перро | Чипполино | Джани Родари |
Снежная королева | Ганс Христиан Андерсен | Конек-горбунок | Ершов |
Карлсон | Астрид Линдгрен | Дядя Федор | Эдуард Успенский |
Золотой Петушок | А.С.Пушкин | Незнайка | Носов |
Мумии-тролль | Туве Янсон | Царь Салтан | А.С. Пушкин |
Хозяйка Медной горы | Бажов | Гарри Поттер | Джоан Роулинг |
Мальчик-с-пальчик | Братья Гримм | Маугли | Киплинг |
Ведущий: А пока игроки вспоминают писателей – сказочников, мы с вами послушаем чудесную сказку! Дорогие зрители, вам задание – определите название этой сказки и ее автора. Тому, кто даст правильный ответ- приз!
ПЕСНЯ из фильма «Тайна Снежной королевы» «Однажды в старой Дании…», исполняют ученицы 5 класса.
Однажды в старой Дании,
По сказочному адресу,
В одном старинном здании
Придумал сказку Андерсен.
И грустную, и дерзкую,
И острую, и нежную,
И взрослую, и детскую
Про Королеву Снежную.
Принцесса на горошине,
Башмачники и мельники,
Все были огорошены,
Прочтя ее немедленно.
И грустную, и дерзкую,
И острую, и нежную,
И взрослую, и детскую
Про Королеву Снежную.
Прошли века над крышами,
И сказку все усвоили.
Ее мы тоже слышали,
Но поняли по-своему.
И грустную, и дерзкую,
И острую, и нежную,
И взрослую, и детскую
Про Королеву Снежную.
Ведущая: Кто назовет автора и название этой сказки? Приз!
Ведущий: Проверим результаты конкурса «Герои и авторы».
Жюри объявляет результаты.
- Пятый конкурс. Конкурс капитанов. Тема: «Волшебные загадки».
Задачи:
- повторение раздела «Народная сказка»;
- тренировка внимания и памяти;
- проверка эрудиции участников.
Конкурс капитанов.
Кот:
Эй, буяны-капитаны!
Выворачивай карманы!
Нет ли там подсказки
От волшебной сказки?
Вам вопросы я задам!
Может вам не по зубам?
Вопросы отличные, очень симпатичные!
Вопросы научные, трудные, нескучные!
ВОПРОС КАПИТАНУ «ЖАР-ПТИЦЫ»: Предмет сказочного обихода, очень нужная вещь, переносится в кармане, управляется голосом хозяина, заменяет погреб, плиту, кухню и повара.
(скатерть-самобранка)
ВОПРОС КАПИТАНУ «СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ»: Представитель сказочной фауны, очень редкий вид, живут в стае, питаются пшеницей, держать в неволе не рекомендуется, хотя очень красивые!
(жар-птица)
ВОПРОС КАПИТАНУ «ЖАР-ПТИЦЫ»: Представитель сказочной флоры, растет в саду, высоко, добывается нелегко, употребляется в свежем виде как лекарство от прожитых лет.
(молодильные яблоки)
ВОПРОС КАПИТАНУ «СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ»: Предмет сказочного гардероба, создан не для тепла и не для красоты, а для очень полезной способности исчезать в нужный момент.
(шапка-невидимка)
Сказка: Замечательные капитаны!
Жюри объявляет результат конкурса.
- Театральный конкурс. Тема: «Узнай героев и сказку».
Задачи:
- творческая работа учащихся;
- привлечение к соревнованию зрителей;
- тренировка внимания.
Театральный конкурс.
Ведущая: Посмотрите, дорогие игроки дорогие гости, на наших болельщиков! Они тоже приготовили конкурс! Это пантомима – сценка без слов. Надо узнать героев и сказку!
- Кащей (корона, плащ), молодец (шлем, меч). Молодец достает из шкатулки яйцо, из яйца иглу (зубочистка) и ломает ее, Кащей злится, падает.
- Иван-царевич пускает стрелу (корона, лук, стрела, маленький плащ), ее находит лягушка (зеленая одежда, маленькая корона, шапочка, перчатки зеленые) и подает царевичу.
- Три девицы с прялками и веретенами.
- Царевна идет, видит веретено, укалывается, падает.
Сказка: Молодцы и артисты и зрители! Сейчас мы подведем итоги!
Жюри подводит итоги. Оценивание работы команд, участников викторины.
Награждение команд (по номинациям: «Самые быстрые и веселые», «Самые внимательные и находчивые»)
XII. Самооценка. Рефлексия (вербальная).
Ведущий: У нас есть победители и нет проигравших.
Ведущая: Это потому, что все участники хорошо подготовились и показали себя.
Ведущий: Ребята, вы хорошо знаете сказки?
ДА
Ведущая: Вы любите сказки?
ДА
Сказка: Я очень рада была встретиться с вами, ребята! До новых встреч в сказочной стране!
Ведущий: Где мы можем встретиться со сказкой, ребята?
ОТВЕТЫ С МЕСТ: в книгах, театре, кино, мультфильмах, на уроках, придумать самим.
Ведущая:
Мы со сказкой вовсе не прощаемся,
Мы к ней очень часто возвращаемся.
В сказке – правда, вымысел, намек,
В сказке - радость, счастье и урок.
Ждут тебя тепло, веселье, ласка
В маленькой стране с названьем «Сказка»!
ПЕСНЯ «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА» (исполняют ученицы 5 класса)
Есть за горами, за лесами
Маленькая страна.
Там звери с добрыми глазами,
Там жизнь любви полна.
Там чудо-озеро искрится,
Там зла и горя нет,
Там во дворце живет жар-птица
И людям дарит свет.
Припев:
Маленькая страна, маленькая страна,
Кто мне расскажет, кто покажет где она, где она.
Эта страна мне только снится,
Но светлый миг придет.
И на крылатой колеснице
Я совершу полет.
Мне час свиданья предназначен
В звездной моей стране
Ждет там меня красивый мальчик
На золотом коне.
Припев.
Льет за окошком дождь осенний,
Дома сижу одна.
Верю в тебя, мое спасенье,
Маленькая страна.
Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс БЛИНЫ, КОЛЯДКИ, ПИРОГИ СЛАДКИ…. (Христианские праздники января)
материал можно использовать на уроках литературы, истории, во время проведения внеклассный мерприятий...
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...
Открытое мероприятие по литературе 7 класс.
"Путешествие по сказкам М.Е. Салтыкова - Щедрина"..Игра построена подобно телешоу "Кто хочет стать миллионером"....
"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)
Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....
Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс
Для проверки знаний по всему курсу литературы в 5 классе в игровой форме проводится данное мероприятие. Класс можно разделить на команды...
Внеклассное мероприятие по литературе, 7 класс. Тема: «Повести Белкина» А.С.Пушкина
Цели:- расширить представление о творчестве А.С.Пушкина; - продолжить формирование умения анализиро...
Что за прелесть эти сказки (внеклассное мероприятие)
Цели: воспитание интереса к творчеству А. С. Пушкина; развитие памяти, речи, наблюдательности, активности, самостоятельности. План мероприятия: 1. Знакомство обучающихся с биографией А...