Мой урок
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе по теме "Обычаи и традиции народов Кубани"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
Урок по теме «Обычаи и традиции народов Кубани».
С.А.Бондаренко
МАОУ СОШ № 15
ст. Гостагаевская
(Анапа, Краснодарский край)
В статье описан урок литературы в 6 классе по теме «Обычаи и традиции народов Кубани», который проводился в виде театрализованного представления.
Ключевые слова: традиции, обряды, посиделки, щедровки, колядовщики, святки.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с обычаями и традициями жителей Кубани.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство глубокой любви к родным местам, воспитывать патриотизм и любовь к традициям казачества, развивать интерес к познанию кубанских традиций и обрядов.
Деятельностные: тренировать способность к исследовательской деятельности, продолжить работу по организации деятельности в парах и группах, развивать творческие качества личности через оформление кабинета, выполненное руками учеников, дать участникам почувствовать себя частью родного народа.
Оборудование.
1.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
2.МРЗ - диски с кубанскими песнями.
3.Слайды.
Ход урока.
(Учащиеся класса разделены на 3 группы.)
1. Организационный момент и мотивация на урок.
Учитель. (В это время идёт показ слайдов, демонстрирующих красоту родного края). Посмотрите вокруг - зачарует краса: нету края прекраснее нашего! Золотятся хлеба, зеленеют леса, даль морская лазурью окрашена … Здесь и в песнях казачий размах и в полях. И в свершеньях масштабы российские. На Кубани живёт богатырский народ, и дела у него богатырские. (В. Подкопаев)
Учитель. Вслушайтесь. Вдумайтесь. Какой человек мог это сказать. (Обсуждение в группах)
Общий вывод. Он любит свою Родину, гордится красотой своего края, питает к нему истинно патриотические чувства и т.д.
Учитель. А значит, на Кубани живут очень разные люди. Это люди творческие, воспевающие красоту родного края. Это и труженики различных предприятий, это и мы с вами. Нас всех объединяет то, что мы любим свой край и гордимся тем, что живём на Кубани.( На слайде поля, природа Кубани, песни)
Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Я вновь хочу обратить внимание на слайд. Может быть. Кто-то скажет, с какой целью я это делаю. Сегодня на уроке мы познакомимся с традициями жителей Кубани. ( Каждая группа в народных костюмах готовится к демонстрации результатов своих исследовательских работ).
Учитель. И вновь мы посвящаем родному краю свой урок.
О нём теперь мы много знаем
И много книг перечитали в срок.
Нам всем пришлось немало потрудиться ,
И этим мы готовы поделиться.
2. Театрализованное представление. (каждая группа демонстрирует свой обряд0
1 группа. Добрый день, гости дорогие! У каждого народа есть своя неповторимая душа- это его вера и язык, праздники и обряды, песни и танцы, то есть традиционная культура. Традиционной формой общения на Кубани были «беседы» и «посиделки». Здесь обсуждались текущие дела. Делились воспоминаниями. Обязательно пели песни. Посиделки устраивались с наступлением холодов в доме девушек или молодых супругов. На посиделках девушки пряли, вязали, шили приданое, вышивали. Работа сопровождалась песнями. Итак, приглашаем вас на посиделки!
(Изба. Девушки на посиделках) . А вы то, девчата, знаете, сколько предметов должна к выданью в приданое изготовить своими собственными руками девушка?
Девушка 1.Ой, да мне мама сказала, что 200 предметов, так я и замуж перехотела.
Девушка2. Да ну, что ты, у меня такие рубахи красивые сшиты, салфеточки, что хоть сейчас на свадьбу приглашай.
Хозяйка. Ну твой Ванечка как посмотрит, какая ты рукодельница, так сразу и сватов зашлёт .(Смеются)
Дочка. А мне дедушка и колечко серебряное надел на правую руку. А что это означает? Какое красивое!
Хозяйка. А значит, дочка, что девушке этой замуж пора, что она
« выданка» и уже может быть и хорошей хозяйкой, и матерью, потому что с ней уже великое приобретение – терпение, а это качество в любви. Дружбе, понимании, согласии, это всё так нужно для крепкой семейной жизни.
Девушка3. На Крещение нынче смотрины невест возле церкви будут. Ребята выбирают самых умелых, а кто работящих, рукодельниц. Вот посмотрите мою работу. (Показывает лоскутное шитьё) Хорошая хозяйка никогда не бросит старую одежду или занавеску. И вам на будущее: вещи и полезные, и уют в доме создавать можно.
Девушка 4. А Марина – то наша что-то притихла. Что ты вяжешь? Ох, да у неё там и платье, и шаль красивая ( развернула и рассматривает),вот уж ручки золотые. А это? (берёт в руки вязаные носки) Вот молодец! Это ты своему суженому связала? Правильно. А то впереди зима.
Дочка. А вот смотри. Я тебе подарок к Новому году приготовила.(показывает корзиночку для клубочков)
Девушка 4. Из чего корзиночка?
Дочка. Из листушек кукурузных. Меня дед научил.
Хозяйка. А не спеть ли нам песню? (Девушки сидят за рукоделием и поют песню «Ожидание». Звучит музыка на фоне изображения) Слайд№
Разлетелась по полю – полюшку Уж я лентою шелковистою
Улетела моя тоска, Косу русую заплету.
Ожидаю я с похода дальнего Выйду, выйду я во поле чистое.
Чернобрового казака. В даль туманную погляжу.
Хозяйка. Что-то нас нынче маловато. А где остальные?
Девушка 1. Остальные колядовать пошли. И что они там наколядуют ?
Хозяйка (к вышивальщице). А ну-ка, девка, покажи, что у тебя получается. Ай да молодец, красота-то какая!
Дочка. А почему только красными да чёрными нитками вышиваешь?
Вышивальщица. Красный – цвет жизни и любви. Чёрный символизирует плодородный чернозём, нашу кубанскую землю.
Дочка. А почему только здесь и здесь вышивка? А я вот возьму и здесь вышью лошадку с гривой (показывает на перед)
Вышивальщица. Э, нет. Здесь узор – оберег, и каждому узору своё место. Цветочки с бутонами – символ крепкой семьи: цветы: родители, бутоны: дети, а если ещё и стебли с корнями - это дедушки и бабушки. А вот посмотри – рушник. ( после беседы девушки поют частушки) Слайд №
1.О-ха-ха, о-ха-ха, 3.Ты, музыка, грай, грай,
Чем я девица плоха? Чего нам журиться,
Юбочка бордовая, Будем все мы танцевать,
Сама я чернобровая. Будем веселиться.
2.Ой, на гори хатка, 4. В поле выросла берёза
Под горою кладка, Белая- пребелая.
Там гравалы, выгравалы . Я девчонка боевая,
Молоди дивчатка. Да к тому же смелая.
5.Пой, пой веселей, 6.Мы кубанские девчата,
Кубаночки - девочки, На Кубани мы живём,
Голосочки не жалей Мы кубанские припевки
На наши припевочки. По- кубански вам споём.
ГРУППА 2.(Демонстрирует щедровки) (Слышится стук в дверь)
Голоса. (Пустить щедроваты)
Дед. (Ничёго даваты).
Колядовщики. Пойдём в другу хату. ( Походив, возвращаются)
ХОЗЯЕВА. Заходите, заходите, а ну, щедруйте.
Колядовщики. Слайд №
Щедрывочка щедровала, Як горячее - бедет нам.
До оконца припадала: Як холодное- бедет вам.
Что ты , тётка, напекла? Щедрык, вэдрык,
Неси нам до окна. Дайте вареник,
Грудочку кашки, кильце колбаски.
Колядовщики. С праздником вас!
Дед и баба. А что ж вам давать?
Колядовщики. Всё давайте.
Баба. Ось вам сальце. Колбаска. Пироги. Дед, давай гроши.
Дед. Сейчас, бабка. Ось вам гроши. ( достаёт тысячные купюры) Молодцы! Хорошо щедровалы.
Хозяйка. Ну, девчата, пока самовар закипит у нас время и погадать есть. (Собирает у девушек кольца в шкатулочку. Ставит её на блюдо и накрывает полотенцем. Вновь подключается группа №1.)
Гадай, гадай, девица, Жизнь пойдёт, покатится,
В коей руке былица. Попригожей срядится-
Былица достанется- Молодцу достанется,
Выживет, состарится. Ползёт стих по завалинке,
Тащит казну на молчалинке. Кому спели, тому добро.
Хозяйка. Чьё кольцо?
Девушка 1. Моё.
Хозяйка. К богатству, бери его на счастье.
Мышь пищит, сто рублей тащит. Кому спели. Тому добро. Чьё кольцо? К деньгам. Медведь- пыхтун по реке плывёт, кому пыхнет во двор –тому Предвещает замужество. На дубчике два голубчика целуются, Милуются. То диво, то слава. Кому выльется - тому сбудется, кому сбудется. Не минуется. Чьё кольцо? К свадьбе. ( Опять идут колядовщики из группы 2) Слайд №
Колядовщик №1. Колядовщик №2
Добрый вечер, люди! Чтоб масло и сало
Мы пришли до хаты, На кухне скворчало,
Чтобы с Новым годом Жилось без печали,
Всех вас поздравляты! Чтоб деньги бренчали!
Все. Добрый вечер, щедрый вечер, добрым людям Новый год!
Колядовщик №2. На счастье, на здоровье, на Новый год!( посевает на красный угол)
Все. Сеем, веем, посеваем, счастья, радости желаем!
Колядовщик №2. Чтоб здоровенькими были, много лет прожили! ( посевает на хозяйку)
Все. Сеем. веем, посеваем, счастья, радости желаем!
Колядовщик № 1. Зерно, пшеницу, всяку пашницу, в поле- зерно, в доме - добро, в поле- зернисто, в доме- пирожисто!
Все. Сеем. веем, посеваем, счастья. Радости желаем!
Колядовщик № 2.Ну, хозяйка дорогая, мы тебя повеличали, Святки мы с тобой встречали, принесли тебе звезду, привели и коляду.
Все. Сеем, веем, посеваем, счастья, радости желаем.
Хозяйка. Принимать вас не забота, не тяжёлая работа, принимать мы вас готовы, будьте счастливы, здоровы! А по сердцу вам придётся, огонёчек вновь зажжётся, в наш уютный уголок заходите на часок.(все встают и поют частушку)
Пойдёмте, девочки, домой, Дадим хозяевам покой,
Пойдёмте, ягодиночки! Закончим вечериночки!
Группа № 3 .
Ведущий. Одним из традиционных обрядов казаков является сватовство. И сейчас мы покажем вам, как оно проходило в нашей станице. ( в доме жениха сборы двух уважаемых во всей станице почтенных казаков, отправляемых в качестве старост в дом невесты, чтобы её засватать).
Мать жениха . ( перевязывает старост рушниками благословляет иконой).
Дорогой кум! Родной братик! Дай, господи, вам удачи в добром деле: засватайте для моего сынка найлучшу дивчину в станице! А я по старинному обычаю свяжу вместе рогач и кочергу, чтобы сватовство состоялось
( В доме невесты. Двое старост входят, крестятся на икону, скинув фуражки).
Старосты. Здорово живёте!
Отец невесты. Слава богу.
Старосты. Принимай гостей, хозяин.
Отец невесты. Гостям всегда рады. Мать, дай людям на что сесть.
Старосты. А мы к вам по делу. У вас товар, у нас- купец., у вас девка – невеста, у нас жених- молодец.
Жених. ( Входя.) Здорово живёте!
Отец невесты. Слава богу.
Старосты. Узнать бы хотелось, будете ли вы её выдавать сейчас. Нет ли? А то , может, породнились бы?
Отец невесты. Кто ж её знает?не думали , признаться. В нынешний мясоед выдавать. Годков ей не дюже чтоб много.
Старосты. Теперь самое время. Что ж держать?
Отец невесты. Наша в девках не засидится6 девка- нечего бога- милостивца гневить – всем взяла: что на полях. Что дома.
Староста. И наш молодец тоже не промах. Хозяин хоть куда: дюже работящий, в руках всё горит. И в поле пашет, и за скотом смотрит. И хата крепкая. Для молодой жены да детушек новую сладит. Отцу- матери послушный сын. Добрый да ласковый!
Отец невесты. Будет ли он нашу донечку жалеть, шанувать, как её любили в семье?
Староста 1. Ну а як же. Гляньте на него: и скромен, и приветлив. И кровь с молоком.
Отец невесты. Что же, пусть сама теперь девица скажет, люб ли ей жених , пойдёт ли жить на его подворье.
Невеста. (тихо и скромно) Согласна я.( берёт нож. Разрезает каравай, перевязывает обоих старост рушниками. Дарит жениху хрустку) БОЛЬШОЙ НОСОВОЙ ПЛАТОК)
Мать невесты. Милая дочушка, дай благословлю тебя святой иконкою на долгую и счастливую семейную жизнь. Совет вам да любовь ( прослезилась мать) Гости дорогие, прошу к столу закусить, чем бог послал.
Учитель. Сколько бы ни существовало человечество, всем людям необходимо понимать, что не войны и бессмысленные кровопролития украшают земное бытие, а мирный труд и красивые, добрые традиции.
3. Закрепление материала.
Учитель. С какими обычаями вы сегодня познакомились?
4. Домашнее задание.
1.Собрать материал и составить мини- энциклопедию об обычаях, традициях и обрядах народов Кубани.
2. Сочинение стихотворений о Кубани и народах, её населяющих.
Рефлексия.
Что мы узнали на уроке нового? Как мы это узнали? Где нам могут пригодиться эти знания? Как работал я? Выставление оценок в группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...