Обзор читательских дневников учащихся 5 класса
материал по литературе (5 класс) по теме
Опыт работы с читательскими дневниками учащихся, который пригодился и классному руководителю, и администрации, и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обзор читательской активности учащихся 5 класса | 202.5 КБ |
Таблица читательской активности учащихся 5 класса | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обзор читательских дневников учащихся
Читательский дневник для учителя – это особая форма контроля за тем, читает ли ученик, чем увлечен ребенок в своей внешкольной жизни, это и материал для уроков внеклассного чтения, это и особый срез достигнутого образовательного, культурного, нравственного уровня учащегося. Для ученика – это своеобразный дневник откровений, в который записываются мысли по поводу прочитанного: что тронуло и запомнилось в произведении, чему можно поучиться у героев, а что, возможно, и не понравилось.
У каждого из учеников в классе заведен такой дневник. Диапазон прочитанных книг очень широк: от русских народных сказок до познавательных рассказов о странах мира и рыцарях. В них поднимаются различные проблемы, и в первую очередь нравственные, «определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил»*.
Обратимся именно к теме нравственности как наиболее важной, имеющей воспитательное воздействие. Предлагаем краткий обзор нескольких читательских дневников по данному вопросу.
Бушмакина Екатерина
Катя читает много, жадно, с удовольствием. В этом учебном году успела познакомиться с рассказами В.Ю.Драгунского, М.М.Зощенко, А.Курляндского и А.Хайта, Ю.Сотника, В.Голявкина, с повестями: «Озма из страны Оз» Л.Ф.Блум, «Версия –bat6 клад» П.Северцева, и другими произведениями. Из большого списка прочитанного можно выделить рассказ М.М.Зощенко «Не надо врать». В своем отзыве ученица делает вывод: «Как бы ни было трудно в сложившихся обстоятельствах, всегда нужно оставаться честным перед собой, окружающими и уметь отвечать за свои поступки».
________________________________________________________________________
* Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус.яз., 1989, с.339
Максютина Эльвира
Эту девочку можно выделить, как читающую самые большие по объему произведения. Она редко выбирает рассказы, чаще это повести и романы. Не каждый может похвастаться таким багажом прочитанных книг:
- А.А.Лиханов «Мой генерал»
-Л.И.Кузьмин «Ёлинские петухи»
-А.П.Гайдар «Дальние страны»
-А.Алексин «Узнаете? Алик Деткин!»
-К.Булычев «Заграничная принцесса»
-Т.Крюкова «Ловушка для героя»
Эльвира очень эмоционально пишет о героях, с которыми путешествовала, совершала подвиги, училась хорошему, доброму, главному и событиях, не оставляющих равнодушными читателей: «Очень увлекательная книга!». По-взрослому заманивает в книгу недетской недосказанностью: «И вот однажды!..»
Усманова Нинэль
Нинэль - единственная из класса, у которой есть среди прочитанного поэтический сборник «Лучшие стихи для детей». Это, своего рода, показатель высокого культурного развития ребенка. «Стихи – это «мгновенные фотографии времени», то есть емки и оперативны, … их надо не просто читать, еще и «разгадывать»… Над некоторым стихом-миниатюрой иной раз размышляешь как над романом», - говорит известный учитель-словесник Е.Н.Ильин.* Девочка познакомилась с повестями Ричи Достян, в которых поднимаются вопросы дружбы, взаимопонимания взрослого человека и ребёнка, здорового человека и инвалида, ребёнка, имеющего семью, и сироты.
Сидоров Роман
Вот кто по-настоящему увлечен познавательной литературой! Он прочел рассказы Д.О.Хвостова и В.И. Малова о разных странах, морях и океанах, о бесстрашных рыцарях и их доспехах.
Мещанинова Кира
У Киры в дневнике много записей о произведениях зарубежных авторов: Марка Твена, В.Ронышена, Р.Киплинга. Хочется особо отметить: сказку философского содержания И.Ивановой «Разум и счастье», над содержанием которой еще нужно подумать, и известную во всем мире роман-сказку Ю.Олеша «Три толстяка», которая стала художественным фильмом, балетом, мультфильмом, но при этом не потеряла читательского интереса. Более того, какой бы яркой ни была экранизация, книга всегда богаче и к ней в любое время можно и хочется вернуться.
________________________________________________________________________
* Иванихин В.В. Почему у Ильина Читают все?: Кн. Для учителя. – М: Просвещение, 1990, с.8
Шавалеева Иляна
Трогательно и осторожно, словно, боясь обидеть кого-то из героев, размышляет над прочитанным в своем дневнике Иляна: «я почувствовала жалость», «поучительна концовка рассказа», «повлияли на судьбу Рыжика», «Алеша волнуется, нервничает». Среди произведений хочется выделить повесть А.Свирского «Рыжик», рассказы В.Голявкина «Совесть» и Н.Носова «Огурцы». Все они четко указывают юному читателю на едва уловимую грань между плохим и хорошим, учат думать, жить по совести.
Дьяконов Иван
Ваню привлекают произведения, повествующие о жизни, повадках и приключениях наших четвероногих друзей, а также о сосуществовании и взаимоотношениях животных и человека. Чтение такого рода художественной литературы формирует такие качества личности как доброта, отзывчивость, чуткость. Ученик познакомился с рассказами замечательных писателей ХХ века: К.Паустовского, А.Куприна, Л.Андреева, И.Бунина.
Павлова Алина
Народные сказки и рассказы о школьной жизни особенно интересны для Алины. Она прочла большое количество русских, нанайских, татарских, удмуртских, марийских, башкирских и абхазских сказок. В статье «Мир сказок и былин» Д.С.Лихачев пишет: «Разумеется, впечатление сказочного чуда не есть единственная причина того или иного благородного дела, но можно не сомневаться в том, что в числе многих причин могут быть и впечатления, вынесенные из знакомства со сказками…»*
Произведения о сверстниках особенно близки и понятны любому школьнику. В них дети ищут ответы на вопросы, которые волнуют, алгоритмы по поведению в сложной жизненной ситуации, наконец, самих себя.
Мезенцева Анастасия
Как будущей художнице Насте необходимы специальные знания, поэтому в списке прочитанного научные и исследовательские статьи:
- В.В.Стасов «Избранные статьи о русской живописи»,
- А.Варшавский «Судьбы шедевров»,
- Е.Каменева «Твоя палитра».
Двоеглазов Дмитрий
Для романтиков и любителей приключений написаны произведения А.Грина, В.Крапивина, В.Гусева, которые приглянулись ученику.
______________________________________________________________________________________________________
* Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести/ Авторы вступит. статей, сост. и коммент. В.П. Аникин, Д.С.Лихачев и Т.Н.Михельсон; Переизд. – М.: Дет.лит., 1989. - с.14
Ильин Константин
В ногу со временем шагает Костя: он уже познакомился с книгой Дж.К.Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня». Сказка, которая свела весь мир с ума! Читая её, понимаешь: волшебство – не только магия. Это еще и любящее сердце, верное в дружбе и бесстрашное в беде.
Головенкина Анна
Среди произведений, записанных в читательском дневнике девочки, можно выделить фантастическую повесть К. Булычева «Путешествие Алисы». По словам Ани, повесть начинается со сборов в экспедицию группы учёных, вместе с ними едет Алиса. С этого момента и начинаются необыкновенные приключения, о которых увлекательно рассказывает автор.
Козьмодемьянов Денис
За первое полугодие учебного года познакомился с разными произведениями: веселыми и поучительными рассказами И.Пивоваровой, В.Голявкина и В.Драгунского, народными и авторскими сказками.
Шувалова Ольга
Оля находит для чтения серьёзные произведения:
- Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
- И.Бунин «Танька»
- А.Толстой «Русский характер»
- рассказы К.Паустовского
Подобная литература, несомненно, оставит положительный след в душе каждого читателя, заставит возвратиться к ней в трудную минуту, и она обязательно поможет.
Подводя итог обзору читательских дневников, следует отметить ряд положительных моментов:
- широта читательских интересов учащихся;
2) прочтение произведений не только современных писателей, но и признанных мастеров литературы (Л.Н.Толстого, А.К.Толстого, И.Бунина, К.Паустовского, А.Куприна, Л.Андреева и других);
3) обращение учеников к нравственным проблемам в произведениях;
- чтение произведения «по цепочке», т.е. рекомендация прочитанной книги, что, в свою очередь, укрепляет дружеские связи между учащимися и способствует сплочению коллектива.
2007-2008 учебный год
5 «б» класс
Учитель литературы: Загуменова Э.М.
Классный руководитель: Кашина Н.К.
Книга по-настоящему интересна, когда в ней вдруг обнаруживаешь самого себя и отклик на то, что подспудно или въяве тревожит, мучает.
Е.Н.Ильин
Предварительный просмотр:
ОБЗОР ЧИТАТЕЛЬСКИХ ДНЕВНИКОВ УЧАЩИХСЯ
5 «б» класса (2007-2008 учебный год)
№ п/п | Ф.И. учащегося | Аккуратность (по пятибальной шкале) | Логика изложения (по пятибальной шкале) | Количество записей в дневнике | Объем прочитанного | Количество лирических произведений | Количество произведений зарубежной литературы | Количество произведений русской классической литературы | Количество произведений современной литературы |
1 | Борисов Стас | 3 | 3 | 7 | Рассказы, сказки | - | 2 | - | 2 |
2 | Бушмакина Екатерина | 5 | 5 | 38 | Рассказы и сказки, 7 повестей | 3 | 4 | 3 (сказки Пушкина) | 22 |
3 | Головенкина Анна | 4 | 4 | 10 | Рассказы, сказки, повесть | 4 | 2 | 4 | 3 |
4 | Горбунов Глеб | 3 | 3 | 22 | Сказки, 3 повести | - | 2 | - | 5 |
5 | Двоеглазов Дмитрий | 4 | 4 | 12 | Рассказы, сказки | 4 | - | 6 | 3 |
6 | Дьяконов Иван | 5 | 5 | 24 | Рассказы, сказки | 4 | 2 | 8 | 9 |
7 | Завалина Анна | 3 | 4 | 8 | 4 повести, сказки | 2 | - | 2 (сказки Пушкина) | 4 |
8 | Козьмодемьянов Денис | 4 | 3 | 22 | Рассказы, сказки, 2 повести, Библия | 4 | 3 | 4 (сказки Пушкина) | 11 |
9 | Кудрявцева Татьяна | 5 | 5 | 15 | Рассказы, сказки, 8 повестей | 3 | 7 | 3 | 2 |
10 | Летникова Ксения | 4 | 4 | 7 | Рассказы и сказки, 2 повести | - | 2 | - | 3 |
11 | Максютина Эльвира | 5 | 5 | 34 | Сказки, рассказы, 2 роман, 18 повестей, | 4 (1 из них – сборник стихотворений М.Ю.Лермонтова) | 6 | 5 | 20 |
12 | Мезенцева Анастасия | 5 | 4 | 24 | Рассказы, сказки, мифы, 4 повести, литература по искусству (4 экз.) | 5 | 3 | 5 (сказки Пушкина) | 5 |
13 | Мещанинова Кира | 5 | 5 | 30 | Сказки, рассказы, повести | 3 | 5 | 5 | 9 |
14 | Мингазова Алия | 4 | 4 | Рассказы, сказки, | 1 | 3 | - | 1 | |
15 | Павлова Алина | 5 | 5 | 26 | Рассказы, сказки, 3 повести | 3 | 3 | 3 | 8 |
16 | Семаков Иван | 3 | 3 | 4 | Сказки, рассказы, 1 повесть | - | - | - | 2 |
17 | Тетерев Виктор | 4 | 3 | 9 | Рассказы, сказки, детективы | 1 | 1 | 2 | 3 |
18 | Усманова Нинэль | 4 | 5 | 14 | Рассказы, сказки, 7 повестей, энциклопедия | 4 | 3 | 2 | 7 |
19 | Филиппов Илья | 3 | 3 | 11 | Рассказы, сказки, стихотворения, энциклопедия | 1 | 4 | 1 | 4 |
20 | Шавалеева Иляна | 5 | 5 | 18 | Рассказы, сказки, басни, энциклопедия | 5 | - | 4 | 11 |
21 | Шувалова Ольга | 4 | 3 | 19 | Сказки, рассказы, 1 повесть | - | - | 7 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Электронный читательский дневник школьника"
Автор рассматривает возможность интересной и продуктивной организации процесса приобщения подростков к книге, приучения их еще в школе к систематическому чтению через использование социальных се...
Читательский дневник 5 класс, 8 класс
Примерный образец заполнения читательского дневника в 5 и 8 классах....
Урок внеклассного чтения "Мой читательский дневник" для учащихся и родителей 5 класса
Тема: «Читательский дневник школьника». Тип урока: изучение нового материала. Технология: урок – мастерская. Форма деятельности: групповая, фронтальная. Участ...
СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом. Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице): 1. Автор. Название. Главные герои. 2. Время и место действия. 3. Мои
СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом.Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице):1....
Как вести читательский дневник? Шпаргалка для учащегося
Как вести читательский дневник? Шпаргалка для учащегося 5-11 классы...
Организация работы с читательским дневником как средство формирования читательской самостоятельности школьников 5-9 классов. Описание практики.
Читательская самостоятельность – это способность читателя без постороннего вмешательства обращаться к книгам, предварительно определив для себя цель чтения, и у...
Читательский дневник для учащихся 5-7 классов
Читательский дневник можно использовать школьникам 5-7 классов для литературы, заданной на летнее чтение. Данный дневник содержит в себе титульный лист, таблицу с пунктами для заполнения. П...