Мастер - класс "Электронный читательский дневник школьника"
учебно-методический материал по информатике и икт по теме

Алексеева Оксана Сергеевна

Автор рассматривает  возможность интересной и продуктивной организации процесса приобщения подростков к книге, приучения их еще в школе к систематическому чтению через использование социальных сервисов и инструментов в новых инерактивных формах давно забытого, увлекательного процесса работы над рукописным Читательским  дневником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждый видит книгу по-разному и осмысливает ее также по-своему.

Этот взгляд читатель и представляет в своем дневнике

Маргарита Калюжная, учитель


Привлечение школьника к чтению через создание электронных дневников

Обеднение интеллектуальной и эмоциональной сфер развития, снижение способности к самостоятельному осмыслению и отбору информации – последствия падения интереса к книге и чтению в целом. Использование библиотекарями и педагогами школ в привычных формах работы с читательскими дневниками разнообразных Интернет-сервисов и инструментов поможет во многом решить проблему привлечения современных школьников к книге и чтению. Этому способствуют также самостоятельный отбор и осмысление информации, что находит отражение в новом ее представлении - электронном читательском дневнике.

Электронный читательский дневник  - один из способов привлечения школьников к систематическому чтению. Это – новая форма давно забытого, увлекательного процесса работы над рукописным Читательским  дневником. Практически утраченная форма "читательский дневник" возрождается на глазах в новом виде - с использованием многообразных возможностей социальных сервисов Веб 2.0. Это все те же впечатления о прочитанной книге, но уже представленные на веб–странице, с помощью разнообразных интернет–сервисов и программ. Электронный читательский дневник делает возможным сетевое сотрудничество Читателя и Взрослого (библиотекаря, педагога), где вторые могут  консультировать учащихся, наблюдать за результатами и координировать их самостоятельную деятельность.

Создание современного читательского дневника школьниками помогает:

  • развитию информационной грамотности подростков школьного возраста
  • воспитанию их информационной культуры
  • приобретению навыков сетевого общения
  • формированию умений самостоятельного отбора информации
  • творческой самореализации

У школьников при создании электронных дневников (классом, например) появляется возможность участия в совместной исследовательской и творческой деятельности, сравнивать свои достижения с достижениями других. В процессе систематической работы над читательским дневником расширяется кругозор, совершенствуется речь и обогащается словарный запас.


Каким может быть электронный читательский дневник

Вариантов создания электронного дневника - великое множество. Выбор зависит от того, какие сервисы библиотекарь, а сегодня уже и сам читатель-школьник может предложить для создания дневника, его наполнения, от собственной фантазии и желания фиксировать "интерес к мыслям о прочитанном".

У каждого читателя-школьника дневник может быть абсолютно оригинальный. Все зависит от его собственной фантазии, смысловой функции дневника и, что особенно важно в последнее время - от уровня его информационной грамотности. Но немаловажную роль играет и библиотекарь, способный организовать систематическую работу в школе среди подростков над электронными дневниками, поддерживая их развитие ежегодными конкурсами с призами, заинтересованный в том, чтобы читать в школе стало модным,  а своими читательскими электронными дневниками школьники гордились.

Что же может найти отражение в читательском дневнике? - Личные впечатления владельца дневника о прочитанной книге, список любимых, уже прочитанных или тех, что планируется к прочтению. Дневник может делиться на разделы, может быть оформлен в виде таблицы, книжки, презентации, отсканированных картинок, в виде самостоятельно созданных роликов, выложенных на YouTube, это также могут быть собственные вики-странички, блоги и многое другое. Библиотекарь-руководитель чтением должен помочь подростку разобраться самому, что читать и о чем писать в читательском дневнике, а также предварительно продемонстрировать новые возможности его представления в Сети Интернет. Вариантов представления электронного дневника - великое множество, вот лишь некоторые из них:


Дневник читателя в форме книжки - такой дневник школьники могут создать в любом текстовом редакторе или сделать его в виде презентации PowerPoint, в SlideShare. Если у них уже есть готовый рукописный дневник с нарисованными иллюстрациями, то можно его отсканировать. Если подростки умеют создавать pdf-файлы, то можно разместить книгу в сервисе Scribd, а можно превратить свой электронный дневник с помощью сервиса Calameo в книгу, шуршащую страничками. 



Дневник в виде путешествий литературных персонажей на Гугл-карте - Что такое читательский дневник-литературное путешествие? - На карте отмечаются географические объекты, которые встречаются в литературном произведении - страны, населенные пункты, реки, озера, маршруты героев и т. п. Отметки на карте дополняются описаниями - фрагментами из произведения, картинами художников об этих событиях, фотографиями, ссылками на ресурсы Интернет, видео, аудиокниги и т. п. Работа по созданию литературного путешествия проводится в несколько этапов:

Дневник читателя в виде рекламных плакатов к прочитанным книгам - Рекламный плакат может быть составлен с помощью разных сервисов, одним из которых является сервис Glogster - мультимедийная веб-страница или мультимедийный постер, на которых могут быть представлены тексты, фото, видео, звуковые файлы, графика, ссылки и др. Их можно отправлять на другие ресурсы, которые принимают html-коды. Так на одном плакате можно разместить фото автора, ссылку на текст книги в Интернете (оформив ее картинкой самой книги), цитаты, изображения героев, звук, видео (экранизацию книги) и многое другое.

Дневник "шифровальщика": Читательский дневник в тэгах - Очень важно ребенку-читателю научиться выделять главную мысль в содержании книги. Это можно делать по-разному. Одним из вариантов может быть такая работа - создание школьниками дневников читателя, состоящих из тэгов к книгам. Можно тэги проиллюстрировать. Основу дневника составляют рекламные плакаты, собранные в презентацию или обычный документ и загруженные на сервис Calameo.


Дневник судеб персонажей прочитанных книг в виде Ленты времени - Интересные сервиcы существуют для создания Лент времени, которые позволяют использовать хронологический порядок для отражения того или иного события. Ленты могут сопровождаться не только текстовыми документами, но и встроенными фотографиями, картинками, видео. Лента времени-совершенно замечательный вариант для дневника подростка. Она позволяет "увидеть время". На Ленте школьник может отразить эпизоды жизни из судьбы любимого персонажа или писателя. В качестве примера приведем Ленту времени общественной деятельности А.П.Чехова в 1892-1899 годах. Автор этой Ленты времени Елена Ермолова... Как сделать ленту времени? - Выбрать персонаж, Обозначить основные и важные этапы в его жизни, С помощью программ Dipity.com ,Timelines или TimeRime.com создать Ленту времени, Встроить Ленту в свой блог или на сайт класса можно при помощи кода.


Аудиодневник читателя: Пересказ прочитанного - В аудиодневнике читатели могут отразить свое отношение к прочитанному произведению,пересказать его,озвучить свои рекомендации слушателям-сверстникам, записать творческое эссе или сделать звуковую открытку с использованием картинки,анимации,голоса. В любом случае - это подготовленное записанное устное выступление. Нужно скачайть бесплатное ПО Audacity для записи и редактирования звуковых файлов в формате Ogg и записать аудиофайл. Можно загрузить сразу несколько файлов аудиозаписей, редактировать любой из них и собирать из фрагментов новую запись. Библиотекарь-руководитель чтением вместе в подростками прослушает запись и отредактирует вместе с ними при необходимости. Прослушать подкаст можно на любом компьютере при помощи программы Foobar, далее необходимо загрузить аудиофайл на библиотечный сайт или в блог. С помощью сервиса Playcast (плэйкаст) , позволяющего соединить в единое творение слова, картинку, музыку, можно получить свой уникальный маленький шедевр. Данный сервис - это современная музыкальная открытка или “говорящая” страница. Школьники могут не только подобрать в интернете музыку к стихам или тексту, но и записать собственное чтение стихотворения, рассказа. Можно записать интервью и создать листовку, на которой будет, например, фотография, краткая информация о том, кто у кого брал интервью и по какой теме, ну и само интервью или рассказ.


Видео-дневник читателя на YouTube - Подростки могут попробовать себя в роли видеооператоров, записав видео-интервью о книгах с собственным участием или участием в нем друзей школьников-читателей. таким образом можно рассказать об интересной книге ярко и необычно. Можно, например, снять "жилище" книги-библиотеку или полку, где стоит книга, или сделать видеозапись библиоскворечника с книгами в местном парке отдыха. Или. используя мобильное устройство с доступом в Интернет, провести настоящее читательское расследование - как сложилась судьба книги? Чем знаменит ее автор? И почему решил ее написать? А может быть, по этой книге сняты фильмы, написаны стихи и песни? По ходу расследования подростки могут заносить все найденное в интернет-блокнот, такой как, например, Evernote. Все материалы пригодятся для размещения в своем маленьком фильме о любимой книге.


Дневник на вики-странице - это по сути - сборная страничка электронного дневника. В викисреде могут отражаться комментарии самого автора странички по поводу провчитанного в виде таблицы, книжки, презентации, отсканированных картинок, в виде самостоятельно созданных роликов, выложенных на YouTube, интерактивных плакатов, буктрейлеров, и пернесенных в собственные блоги, на библиотечные сайты.


Сервисы для наполнения электронных читательских дневников

Существует множество полезных сервисов, которые библиотекарь, педагог, родитель могут использовать для организации работы с подростками по созданию читательских дневников: YouTube, Calameo, сервисы для Лент времени (напр., Dipity), для создания аудиодневника, в т.ч. простой - Playcast, сервисы, генерирующие “облака” слов (напр., World.net или  Tagxedo), Google-карты, Glogster, Slideshare, wiki-дневник, сервисы для разработки ментальных карт, Zooburst, пазлы, Picasa, Slidebloom, Flickr.


Что выбирают библиотекари для работы над читательскими дневниками 

          Опрос среди библиотекарей, проведенный в 2012 году, выявил следующие критерии отбора сервисов, наиболее интересных для наполнения Электронных читательских дневников:

  • Простота в освоении сервиса
  • Наглядность
  • Доступность для детей
  • Красочность
  • Возможность систематизировать информацию
  • Информативность
  • Возможность творчески использовать сервис
  • Возможность коллективной работы с его помощью
  • Оригинальность
  • Вариативность использования, «подходит для многого»

Что думают подростки-авторы о работе над электронными читательскими дневниками

Опыт организации и проведения автором статьи конкурса для школьников  «Электронный читательский дневник», собравшего внушительную детскую аудиторию, показал, что ребята с удовольствием создают Читательские дневники, используя различные сервисы. В них они размещают свои истории о прочитанной книге, Ленты времени по жизни и творчеству писателей, цитаты из книги, аудиоподкасты и видеоматериалы по фрагментам из нее. Библиотекари помогали осваивать школьникам новые сервисы, учили озвучивать наиболее понравившиеся главы из книг, создавать маршруты персонажей на Google-картах, выбирать и размещать на вики-страничках разработанные ресурсы по книге, организовывали презентации созданных читательских дневников в группе. Получилось хорошее сетевое взаимодействие по книгам и чтению. Новая форма работы над чтением в виде читательского дневника действительно оказалась более интересной для современного подростка-школьника.

Вот какими были мнения школьников, принявших участие в создании читательских дневников:

  • Мне ну просто оч-чень понравилось создавать электронный читательский дневник. Это совершенно новая интересная для меня работа
  • При работе над дневником я ещё раз вспомнила содержание книги, переосмыслила её и мне ещё больше понравились её благородные герои
  • Книга-то историческая и мне захотелось побольше узнать о семи чудесах света, что я и сделала и рассказала об этом в своей презентации
  • Электронная форма ведения читательского дневника - это интересно, узнаешь новые сервисы, учишься новому! Хватит зависать в социальных сетях!  
  • Работая над созданием электронного читательского дневника я много чего узнала о произведении, героях и авторе
  • Я научилась работать с новыми для меня программами. Мне очень понравилось работать над электронным читательским дневником
  • Электронный читательский дневник помог мне лучше понять книгу
  • Я научился анализировать книгу, лучше поняла смысл книги, узнал много нового об авторе и героях рассказа


Заключение

Идея организации систематической работы библиотеки над электронным читательским дневником с использованием современных технологий может стать одним из эффективных направлений работы школы в  формировании интереса подростков к книге и чтению. Проведение в образовательном учреждении ежегодного праздника книги с конкурсами на лучший читательский дневник позволит вовлечь в круг его участников не только учеников младших классов, но и учащихся средней и старшей школы, широко использующих интернет-сервисы и инструменты для представления осмысленного чтения книг. 

Новый подход к привычной работе... Осваивая новое, библиотекарь становится для школьников не только навигатором в мире книг, но и в мире информационных технологий.


Полезные материалы по теме:

  1. Алексеева О. С. Дневник конференции [Электронный ресурс] / О.С. Алексеева // Образовательная галактика Intel. - Режим доступа:   http://urlid.ru/b9p2
  2. Алексеева О.С. Мастер-класс Электронный читательский дневник [Электронный ресурс]/ О.С. Алексеева // Викисибириада. - Режим доступа:  http://urlid.ru/b9qj
  3. Короповская В.П. Литературное путешествие на Google-Карте [Электронный ресурс] / В.П. Короповская // Литературное путешествие на карте Google по шагам . -  Режим доступа: https://docs.google.com/document/pub?id=1zshvyvKZsspVF79Dv4nG9pH0Jc6tPgOcpBp2NaT6Fhk
  4. Короповская В.П.Линейка времени  [Электронный ресурс] / В.П. Короповcкая // Калейдоскоп сервисов. – Режим доступа: http://mainservis.blogspot.ru/2009/12/blog-post_27.html
  5. Справка: Использование в вики социальных сервисов [Электронный ресурс] // Викисибириада. - Режим доступа:   http://urlid.ru/b9p0
  6. Строим Ленту времени [Электронный ресурс] // Nachalka.com. - Режим доступа:  http://www.nachalka.com/nauka_5
  7. Электронный читательский дневник. Конкурсные работы [Электронный ресурс] // Викисибириада. - Режим доступа:  http://urlid.ru/b9oy


Будь в курсе: Словарь IT-Школы

  • Сервисы для создания Ленты времени - Сервисы для визуализации информации по времени: биографии, истории развития городов, историю открытий и т.д. Ленты могут сопровождаться не только текстовыми документами, но и встроенными фотографиями, картинками, видео. Лента времени позволяет “увидеть время”. Наиболее полпулярны для создания Лент времени сервисы Dipity.com  и TimeRime. В ленту можно встраивать помимо текста изображение, видео, звуковые файлы. В Dipity.com информацию можно привязать к карте.
  • Calameo - может быть применено для создания рекламного буклета книги. Используя его, легко загрузить на сервер свою работу, легко встроить ее на страничку в блог, на сайт или на вики-страничку, приятно просматривать.
  • World.net - С помощью любой программы, позволяющей создать “ облако” слов, можно предложить дать характеристику героям книги, определить свое отношение к произведению
  • Playcast - сервис, который годится для многого. Можно объединить в открытке картину, отрывок из созвучного литературного и музыкального произведения, например, "Садко" или "Царевна Лебедь". Музыкальная открытка очень хорошо подходит для библиотеки как рекламный звуковой ролик, который можно включать на переменах, для  работы с подростками над поэтическим словом.
  • Google-карты представляют собой хорошую визуализацию путешествий персонажей и героев книг, места жительства и творчества авторов-писателей и поэтов. Они позволяют разместить видео, фото, ссылки на сайты и заметки, выстраивать маршруты. Его можно использовать для оформления вопросов викторин, квестов. Удобен как для индивидуального пользования, так и для совместной работы в сервисе.
  • Tagxedo - сервис, который позволит организовать работу со школьниками над смыслами тех или иных книг. Понимание сути художественных произведений через выделение главных слов - тегов, отражающих содержание глав книги и создание из них "живого" облака  может  стать интересной работой над книгой. В “облака” могут быть также превращены ссылки  на произведение, автора, литературного героя...
  • YouTube предоставляет возможность создания самим библиотекарем видеоотчётов, библиорекламы, др. В работе с детьми создание видеороликов по книгам становится интересной совместной творческой деятельностью, способной активизировать чтение.



Предварительный просмотр:

Опыт работы

Большой опыт внедрения Электронного читательского дневника в работу библиотекарей и педагогов освоен в рамках проекта Новосибирской областной детской библиотеки им.М.А.Горького «Дети пишут историю» на портале «ВикиСибириаДа».ВикиСибириаДа - портал для коллективной работы библиотекарей, педагогов-краеведов, детей, подростков и молодежи над созданием, размещением и сохранением материалов Сибирского региона. Здесь обучаются библиотекари, работающие с детьми, создавать свои проекты по географииистории, культуре, искусству, литературе Сибири. Они активно участвуют в различного рода Мастерских по повышению своего профессионального мастерства. Здесь школьники рассказывают о себе и своем городе, поселке, своей улицео родных и близких людяхо сибиряках, участвуют в проектах и конкурсах. На сайте существует Мастерская «Электронный читательский дневник», в которой приняло участие большое количество человек из разных регионов России и Ближнего  Зарубежья. Мастер-класс проводился в рамках обучения библиотекарей на дистанционных курсах «Детские библиотеки в вики-проектах» в 2011-2012 годах , в рамках междунарожной он-лайн конференции "Новая школа: мой маршрут" (Intel и АПКРО).  Затем была повторена в 2012 году для новой группы библиотекарей. В ходе пошаговой работы Мастерской ее участниками было создано большое количество Электронных читательских дневников, ознакомиться с которыми вы можете на сайте проекта.

Опыт организации и проведения регионального конкурса для школьников  «Электронный читательский дневник», собрал не менее внушительную детскую аудиторию, показал, что ребята с удовольствием создают Читательские дневники, используя различные сервисы. В них они размещают свои истории о прочитанной книге, Ленты времени по жизни и творчеству писателей, цитаты из книги, аудиоподкасты и видеоматериалы по фрагментам из нее. Библиотекари помогали осваивать школьникам новые сервисы, учили озвучивать наиболее понравившиеся главы из книг, создавать маршруты персонажей на Google-картах, выбирать и размещать на вики-страничках разработанные ресурсы по книге, организовывали презентации созданных читательских дневников в группе. Получилось хорошее сетевое взаимодействие по книгам и чтению. Новая форма работы над чтением в виде читательского дневника действительно оказалась более интересной для современного подростка-школьника.

Вот какими были мнения школьников, принявших участие в создании читательских дневников:

  • Мне ну просто оч-чень понравилось создавать электронный читательский дневник. Это совершенно новая интересная для меня работа
  • При работе над дневником я ещё раз вспомнила содержание книги, переосмыслила её и мне ещё больше понравились её благородные герои
  • Книга-то историческая и мне захотелось побольше узнать о семи чудесах света, что я и сделала и рассказала об этом в своей презентации
  • Электронная форма ведения читательского дневника - это интересно, узнаешь новые сервисы, учишься новому! Хватит зависать в социальных сетях!
  • Работая над созданием электронного читательского дневника я много чего узнала о произведении, героях и авторе
  • Я научилась работать с новыми для меня программами. Мне очень понравилось работать над электронным читательским дневником
  • Электронный читательский дневник помог мне лучше понять книгу

Приглашаем и вас, уважаемые коллеги, присоединиться к проекту и обучиться в рамках Мастерской. Для этого достаточно войти на сайт «Викисибириада», зарегистрироваться и создать учетную запись. На сайте разработано большое количество Мастерских, в которых вы можете принять участие. Викисибириада – портал, гдн очень развито сетевое сотрудничество. И модераторы, и участники проекта помогут вам освоить вики-среду и разнообразные сервисы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как вести читательский дневник

Данная статья поможет учащимся понять КАК и ЗАЧЕМ? ведётся читательский дневник....

Читательский дневник.

Вашему вниманию представлен эспериментальный вариант страницы "Читательского дневника" по теме: "Тема любви в творчестве А.Куприна. Повесть "Гранатовый браслет"" (Модуль: Литература начала ХХ века)...

Обзор читательских дневников учащихся 5 класса

Опыт работы с читательскими дневниками учащихся, который пригодился и классному руководителю, и администрации, и родителям....

Форма ведения читательского дневника

Читательский дневникЗачем нужен читательский дневник?Ведение читательского дневника - не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.Зап...

СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом. Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице): 1. Автор. Название. Главные герои. 2. Время и место действия. 3. Мои

СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом.Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице):1....

Организация работы с читательским дневником как средство формирования читательской самостоятельности школьников 5-9 классов. Описание практики.

      Читательская самостоятельность – это способность читателя без постороннего вмешательства обращаться к книгам, предварительно определив для себя цель  чтения, и у...

Мастер -класс Решение контекстных задач на уроках биологии как способ развитие читательской грамотности школьников

Сценарий мастер - класса   по использованию задач с биологическим содержанием для формирования читательской  грамотности как важного компанента функциональной грамотности...


 

Комментарии

Купцова Светлана Валериевна

HTML-код: УчМаг здесь вы можете пополнить свою творческую копилку печатной продукцией интернет-магазина "Учмаг".