Урок по рассказу К. Г.Паустовского "Телеграмма".
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» (8 класс).
«Ты прости меня ,мама, прости…»
«Оборудование: интерактивная доска.
Мне горько, мама, грустно, мама,
Я- пленник глупой суеты,
И моего так в жизни мало
Вниманья чувствовала ты.
Кружусь на шумной карусели,
Куда-то мчусь, но вдруг опять
Сожмется сердце : «Неужели
Я начал маму забывать?»
Р.Гамзатов « Матери». Слайд №1.
Ход урока.
1.-О ком сегодня пойдет разговор на нашем уроке?
-О самом близком для каждого из нас человеке- матери. Ответы учащихся.
Запись темы : « Ты прости меня ,мама, прости…».
- Сегодня мы коснемся нравственных вопросов, говоря об отношении к матери.
Что такое нравственность?
Ответы учащихся. Слайд №2.
-Мы вами будем исследователями и проверим, следуют ли правилам нравственности герои рассказа Паустовского.
Обратимся к началу рассказа.
2.Задание по группам.
1 группа.
Определить изобразительно –выразительные средства картины осени.
2 группа.
Найти детали, объясняющие состояние Катерины Петровны.
3 группа.
Определить роль деталей в описании дома.
Вывод: Жизнь Катерины Петровны в далеком прошлом Она очень одинока.
-Как она относится к дочери?
-Мать любит, помнит, такова участь матерей. А есть ли обратная связь?
3.Мы переносимся в Ленинград, где живет
родная душа, кровиночка.
-Что мы узнали о ней?
Рассказы учащихся.
- Что же мешало Насте откликнуться на письмо матери и не поехать в деревню?
Работа в парах. Слайд №3.
-Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?
Ответы учащихся.
Работа с таблицей. Слайд №4.
Таблица . Характеристика Эго и Супер-Эго( По З. Фрейду).
Вывод. Сначала учащиеся, потом учитель. В Насте побеждает Супер-Эго. Это нравственные нормы, необходимые человеку в обществе. В Насте поднимается голос совести, теперь она поняла свою ошибку. Но слишком поздно.
4.Работа с текстом. . А.Чтение отрывка .Приезд Насти в деревню.
Вывод Очень трудно руководствоваться тем, что диктует Сверх Я. Насте не хватает чуткости, человечности. Настя –сложный характер, не обладающий достаточно закрепленной человеческой чуткостью.
-А кто обладает?
Б. Сцена в лицах. Тихон, Манюшка, Катерина Петровна.
- Как здесь проявляется психология действующих лиц?
Ответы.
Вывод. Тихон хотел облегчить предсмертные страдания героини. Он обладает чуткостью, состраданием.
В. Словарная работа. Подобрать синонимы к слову сострадание.
-Кто еще обладает человечностью?
-Манюшка. Она шестые сутки не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на продавленном диване. Недаром говорят : «Мир не без добрых людей».
А Настя будет испытывать муки совести до конца своих дней. Как это важно- успеть.
5. Прослушивание отрывка из песни «Ты прости меня, мама, прости..»( гр. «Любэ»»).
Итог урока. Обращение к эпиграфу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"
Проект урока по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс
Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...