Урок литературы в 5 классе "Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева".
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок литературы – это встреча с прекрасным. И данный урок не исключение, поэтому старалась его построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и запомнился ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 26.49 КБ |
lirika_tyutcheva_5_klass.ppt | 2.8 МБ |
lirika_tyutcheva_5_klass.ppt | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пейзажная лирика Ф. И .Тютчева.
Цель урока: познакомить учащихся с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева.
Задачи: Обучающие: формировать умение анализировать поэтический текст , закрепить умение определять поэтические тропы.
Развивающие: развивать логическое мышление, речевую деятельность учащихся в процессе чтения , слушания ; развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.) и творческие способности.
Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к родной природе, пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный урок.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Ребята, какое у вас сейчас настроение? Опишите. Что же значит слово «настроение»?
(Настроение – внутреннее душевное состояние).
– А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что получится?
(Выбирают цветные карточки, высказывают своё мнение).
– Действительно, кому-то сейчас радостно, значит, ярко и светло, кому-то – тревожно, туманно и серо. Грустно и сонно, значит, мрачно и темно. Вот и получилась у нас с вами картина нашего настроения. А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли радоваться или грустить лес, улыбаться солнце, сердиться и бушевать дождь?(Высказывания учащихся).
– Сейчас каждый из вас выступил в роли воображаемого художника, получились великолепные полотна. А какой художественный приём вы использовали, описывая свои воображаемые картины? (Метафора, олицетворение).
3. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим увлекательное путешествие в волшебный мир лирики и докажем, что природа живая . Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания , тревоги . Природа деятельная , будто сама ведёт свой календарь .
Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
(Ф.И. Тютчев).(Выразительно читает ученик).
–Именно о душе родной природы писал поэт Тютчев. Федор Иванович Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихотворения – это зарисовки различных времен года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и осени.
Сегодня мы будем говорить об осенней и зимней природе. Многие стихотворения Ф. И. Тютчева очень напевны, мелодичны . Такое чувство , что он поёт о природе .
Сообщение о Тютчеве
Ф.И. Тютчев был второй, или меньший, сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых и родился в 1803 году 23 ноября, в родовом тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда. Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы.
Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен.
За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года, но и вдали от России он не переставал любить её и восхищаться русской природой . Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы»
Ответы на вопросы по теме: «Факты биографии Ф.И. Тютчева»
ФЭН – ЭН – ПИК (задания по выбору вопроса для ответа; 1 –держит карточки веером, 2 –выбирает вопрос и читает его вслух, 3 – отвечает на вопрос, 4 – проверяет ответ, корректирует его, перефразирует, хвалит отвечавшего на вопрос, а затем всё меняется по кругу – пока все не ответят на вопросы)
- Когда и где родился Ф.И.Тютчев?
- Кто был его домашним учителем?
- Где учился Ф.И.Тютчев?
- Куда был определён на службу?
- Сколько лет пробыл за границей?
4. Работа над стихотворением «Есть в осени первоначальной…»
Дома вы должны были нарисовать осенний пейзаж, передать цвет (цветопись) и образ осени (эргономика). (Проверка домашнего задания)
Давайте пригласим тишину и послушаем стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Предлагаю прослушать исполнение стихотворения мастером художественного слова .
- опишите настроение произведения.(радостное, восторженное)
- а что вы почувствовали, слушая его?
Определим временные рамки стихотворения. «Первоначальная» осень. Это уже не лето: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё...», « ...птиц не слышно боле...». Но в то же время «...далеко еще до первых зимних бурь». Это своего рода передышка, затишье перед бурей.
Лексическая работа
– В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова
На доске выписаны слова
праздная борозда- полоса ничем не занятая,
лазурь- светло-синий цвет , воздух над полем кажется голубым и сливается с небом, лучезарны вечера- ясные вечера с красивыми закатами
Работа в парах. Найдите выразительные средства, которые использовал поэт. Вы называете и доказываете, а я не подсказываю ( первоначальная осень, дивная пора-э, лучезарны вечера- э, бодрый серп гулял- олиц +э, праздной борозде- э, льется чистая и теплая лазурь- метаф+э, отдыхающее поле-олиц).
-вслед за автором каждый из вас в своем воображении нарисовал пейзаж. Какие картины вы увидели? (Чтение стихотворения вполголоса)
- а что можно услышать? ( тишину, музыкальность , ощущение спокойствия)
- как вы думаете, о чем свидетельствует многоточие в конце предложений? (неспешное любование природой, о недосказанных раздумьях).
-Человек всегда незримо присутствует в стихах о природе, и не только сам автор, но и крестьянин, который торопится в погожий день побыстрее убрать урожай. Это его «бодрый серп» «гулял», подрезая стебли созревших колосьев, и опустевшие, «праздные» борозды на «отдыхающем поле» - тоже дело его рук.
- читать выразительно мы будем также неторопливо, спокойно
5. Работа над стихотворением «Чародейкою Зимой…»
Хотя Тютчев и писал «Но далеко ещё до первых зимних бурь», мы благодаря волшебной силе слова от дивной осенней поры перенесёмся в суровую, но не менее красивую зиму.
Работа в группе. Какие ассоциации у вас возникают при слове «зима», запишите их и составьте кластер.
Послушайте , пожалуйста , новое для вас стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою...» .
Показ видеофильма с записью чтения этого стихотворения.
Чтение стихотворения «про себя» и подбор заголовка. (заколдованный лес, зимний лес, зима, спящий лес, чародейка зима). Обсуждение предложенных заглавий.
- какие картины зимней природы вы представили? Образ леса , который переливается и сверкает в лучах солнца . Чародейка - Зима , которая околдовала лес .Солнце освещает лес.
- а какое настроение передает это стихотворение? (волшебное, таинственное, светлое)
- что необычного видит поэт в зимнем пейзаже? Чародейка-Зима околдовала лес .
-Тютчев называет зиму - Чародейкой . Подберите синонимы к слову «чародейка» .
(Чародейка Зима - волшебница, колдунья ).
А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе ?
Чародейка -Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес стал волшебным, стал другим .
Прочитайте ещё раз третью , заключительную строфу .Какие слова имеют значение света , блеска ? (Солнце , луч косой , вспыхнет , заблещет , ослепительной красой .)
Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния ?(С-Ч-Щ)
Давайте прочитаем эту строфу так , чтобы не только значение слова , но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса .
Солнце зимнее ли меЩет
На него Свой луч коСой –
В нём ниЧто не затрепещет,
Он весь вСпыхнет и заблеЩет
Ослепительной краСой-
Аллитерация - повторение однородных звуков в стихе, фразе, строфе. Аллитерация усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха.
теперь определим темп и тон чтения стихотворения . Возможно ли прочитать это стихотворение быстро ? - Его следует прочесть неторопливо .
А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения ? ( Тон - спокойный , неторопливый , таинственный Настроение - волшебное , торжественное , тревожное ...)
6.Итог. ) Ребята, а какое настроение у вас сейчас? Что-то поменялось? Повлияли ли как-то на ваше настроение музыка, стихи и картины? Нарисуйте смайлик вашего настроения .
Как видим, задача любого вида искусства – оказывать эмоциональное воздействие на читателя, слушателя, зрителя при помощи слова, звука, краски (цвета). Тютчев не рисовал каких-то неземных, удивительных красот. Он изображал только то, что видел не однажды всякий человек. И в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку.
7. Домашнее задание. Сочинить несколько строчек о зиме или осени.” Зима-чародейка околдовала меня чем?” “ Золотая осень приворожила меня чем?”
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мать поэта- Е.Л.Тютчева Отец поэта – И.Н.Тютчев
Родные места поэта Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился 23 ноября 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета.
В 1821 г. Ф.И.Тютчев блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822г. уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене - столице тогдашнего Баварского королевства.
Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь- И льётся чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... 22 августа 1857
Лексическая работа праздная борозда - полоса, ничем не занятая лазурь- светло-синий цвет лучезарны вечера - ясные вечера с красивыми закатами
Автограф стихотворения «Чародейкою Зимою…» 1852 г. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит- И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой- В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. 31 декабря 1852
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мать поэта- Е.Л.Тютчева Отец поэта – И.Н.Тютчев
Родные места поэта Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился 23 ноября 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета.
В 1821 г. Ф.И.Тютчев блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822г. уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене - столице тогдашнего Баварского королевства.
Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь- И льётся чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... 22 августа 1857
Лексическая работа праздная борозда - полоса, ничем не занятая лазурь- светло-синий цвет лучезарны вечера - ясные вечера с красивыми закатами
Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой- В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. 31 декабря 1852
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 кл.по теме "Творчество Ф.Тютчева и А.Фета"+ презентация
Данный материал содержить четыре урока по творчеству Ф.Тютчева и А.Фета ( 10 кл.) Также здесь содержится контрольный урок (задание к сочинению) и дидактический материал ( отрывки из литературоведчески...
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Воспитание гражданственности на уроках литературы в 10 классе при изучении Ф.И. Тютчева
В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное отделение Московского университета со степенью кандидата и более двадцати лет проработал в Германии и Италии на дипломатической службе. Но слава наш...
Слайдовая презентация к уроку литературы в 10 классе "Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева"
В презентации представлен материал для проведения урока по теме "Любовная лирика Ф.И.Тютчева"...
Урок литературы в 10 классе по теме "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"
В данном разделе предоставлен урок литературы по программе Т. Курдюмовой...
Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.Но кто-то ...