Урок литературы в 5 классе "Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева".
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок  литературы – это встреча с  прекрасным.  И данный  урок  не  исключение, поэтому старалась его построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и запомнился ученикам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx26.49 КБ
Office presentation icon lirika_tyutcheva_5_klass.ppt2.8 МБ
Office presentation icon lirika_tyutcheva_5_klass.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пейзажная лирика Ф. И .Тютчева.  

Цель урока: познакомить  учащихся  с пейзажной  лирикой  Ф.И.Тютчева.

Задачи: Обучающие: формировать умение анализировать поэтический текст ,  закрепить умение определять  поэтические тропы.

              Развивающие: развивать логическое мышление,  речевую деятельность учащихся в процессе чтения , слушания ; развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.)  и  творческие  способности.

               Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к родной природе, пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:  мультимедийный  урок.

                                                Ход урока.

1.Организационный момент.

2.  Вводная беседа.

Ребята, какое  у вас  сейчас  настроение? Опишите.  Что же значит слово «настроение»?

(Настроение – внутреннее душевное состояние).

– А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что получится?

(Выбирают  цветные  карточки, высказывают своё  мнение).

– Действительно, кому-то сейчас радостно, значит, ярко и светло, кому-то – тревожно, туманно  и серо. Грустно и сонно, значит, мрачно и темно. Вот и получилась у нас с вами картина нашего настроения. А как  вы  думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли радоваться  или грустить   лес,  улыбаться солнце,  сердиться и бушевать дождь?(Высказывания учащихся).

– Сейчас каждый из вас выступил  в   роли  воображаемого художника, получились великолепные полотна.  А какой художественный приём вы использовали, описывая свои воображаемые картины?  (Метафора, олицетворение).

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим увлекательное путешествие  в  волшебный мир лирики  и  докажем,   что  природа   живая . Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания , тревоги . Природа деятельная , будто сама ведёт свой календарь .

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык

                                                               (Ф.И. Тютчев).(Выразительно читает ученик).

–Именно о душе  родной  природы    писал     поэт Тютчев.  Федор Иванович Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихотворения – это зарисовки различных времен  года. Поэт  в  нескольких четверостишиях  может  точно  передать черты зимы и лета, весны  и осени.

       Сегодня  мы   будем  говорить  об  осенней  и  зимней  природе. Многие стихотворения Ф. И. Тютчева очень напевны, мелодичны . Такое чувство , что он поёт о природе .

Сообщение  о  Тютчеве

  Ф.И. Тютчев  был  второй,  или  меньший,  сын  Ивана  Николаевича  и  Екатерины  Львовны  Тютчевых  и  родился  в  1803  году  23  ноября,  в  родовом  тютчевском  имении,  селе  Овстуг   Орловской  губернии  Брянского  уезда.  Тютчевы  принадлежали  к  старинному  русскому  дворянству. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования  и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы.

     Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен.

     За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года, но и вдали от России он не переставал любить её и восхищаться русской природой . Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы» 

Ответы  на  вопросы по теме: «Факты  биографии Ф.И. Тютчева»

ФЭН – ЭН – ПИК (задания по выбору вопроса для ответа; 1 –держит карточки веером, 2 –выбирает вопрос и читает его вслух, 3 – отвечает на вопрос, 4 – проверяет ответ, корректирует его, перефразирует, хвалит отвечавшего на вопрос, а затем всё меняется по кругу – пока все не ответят на вопросы)

  1. Когда  и  где  родился  Ф.И.Тютчев?
  2. Кто  был  его  домашним  учителем?
  3. Где  учился Ф.И.Тютчев?
  4. Куда  был  определён  на  службу?
  5. Сколько  лет  пробыл  за  границей?

4. Работа над стихотворением «Есть в осени первоначальной…»

Дома  вы  должны  были    нарисовать  осенний  пейзаж,  передать  цвет  (цветопись)  и  образ  осени (эргономика).  (Проверка   домашнего  задания)

Давайте  пригласим тишину  и  послушаем стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Предлагаю прослушать  исполнение  стихотворения мастером художественного слова .

- опишите настроение произведения.(радостное, восторженное)

- а что вы почувствовали, слушая его?

Определим  временные  рамки стихотворения. «Первоначальная» осень. Это уже не лето: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё...», « ...птиц не слышно боле...». Но в то же время «...далеко еще до первых зимних бурь». Это своего рода передышка, затишье перед бурей.

 Лексическая работа

– В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова

На доске выписаны слова

праздная борозда- полоса ничем  не занятая,

 лазурь- светло-синий цвет , воздух над полем кажется  голубым  и сливается с небом, лучезарны вечера- ясные вечера с красивыми закатами

Работа  в  парах. Найдите  выразительные  средства, которые  использовал  поэт. Вы  называете и доказываете, а я не подсказываю ( первоначальная осень, дивная пора-э, лучезарны вечера- э, бодрый серп гулял- олиц +э, праздной борозде- э, льется чистая и теплая лазурь- метаф+э, отдыхающее поле-олиц).

-вслед за автором каждый из вас в своем воображении   нарисовал пейзаж. Какие картины вы увидели?  (Чтение стихотворения вполголоса)

- а что можно услышать? ( тишину, музыкальность , ощущение спокойствия)

-  как вы думаете, о чем свидетельствует многоточие в конце предложений? (неспешное любование природой, о недосказанных раздумьях).      

-Человек  всегда  незримо  присутствует  в  стихах  о  природе,  и  не  только  сам  автор,  но  и  крестьянин,  который  торопится  в  погожий  день   побыстрее   убрать  урожай.  Это  его  «бодрый  серп»  «гулял»,  подрезая  стебли  созревших  колосьев,  и  опустевшие,  «праздные»  борозды  на  «отдыхающем  поле»  -  тоже  дело  его  рук.

- читать выразительно  мы  будем  также  неторопливо, спокойно

 5. Работа над стихотворением «Чародейкою  Зимой…»

Хотя  Тютчев  и  писал  «Но далеко  ещё  до  первых  зимних  бурь»,  мы  благодаря  волшебной  силе  слова  от  дивной  осенней  поры  перенесёмся  в  суровую, но  не  менее  красивую  зиму.

Работа  в  группе.  Какие  ассоциации  у вас  возникают  при  слове  «зима», запишите  их  и  составьте  кластер.

 Послушайте , пожалуйста , новое  для  вас  стихотворение  Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою...» .

Показ  видеофильма  с  записью  чтения  этого  стихотворения.

 Чтение  стихотворения  «про  себя»  и  подбор  заголовка.  (заколдованный  лес,  зимний  лес,  зима,  спящий  лес,  чародейка  зима).  Обсуждение  предложенных  заглавий.

- какие  картины  зимней  природы  вы представили? Образ леса , который переливается и сверкает в лучах солнца . Чародейка - Зима , которая околдовала лес .Солнце освещает лес.

- а  какое  настроение  передает  это  стихотворение? (волшебное, таинственное, светлое)

- что необычного видит поэт в зимнем пейзаже? Чародейка-Зима   околдовала лес .

-Тютчев называет зиму - Чародейкой . Подберите синонимы к слову «чародейка» .

(Чародейка Зима - волшебница, колдунья ).

А как вы думаете, колдовство Чародейки   доброе ?

Чародейка -Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес стал волшебным, стал другим .  

Прочитайте ещё раз третью , заключительную строфу .Какие слова имеют значение света , блеска ? (Солнце , луч косой , вспыхнет , заблещет , ослепительной красой .)

Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния ?(С-Ч-Щ)

Давайте прочитаем эту строфу так , чтобы не только значение слова , но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса .

Солнце зимнее ли меЩет

На него Свой луч коСой –

 В нём ниЧто не затрепещет,

Он весь вСпыхнет и заблеЩет

 Ослепительной краСой- 

Аллитерация  -  повторение  однородных  звуков  в  стихе,  фразе, строфе.  Аллитерация  усиливает  звуковую  и  интонационную  выразительность  стиха.

теперь определим темп и тон чтения стихотворения . Возможно ли прочитать это стихотворение быстро ?  - Его следует прочесть неторопливо .

 А каким  должен  быть  тон  чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения ?      ( Тон - спокойный , неторопливый , таинственный Настроение - волшебное , торжественное , тревожное ...)

 6.Итог.  ) Ребята, а какое  настроение  у вас сейчас? Что-то поменялось? Повлияли ли как-то на ваше настроение музыка, стихи и картины? Нарисуйте смайлик вашего настроения .

Как видим, задача любого вида искусства – оказывать эмоциональное воздействие на читателя, слушателя, зрителя при помощи слова, звука, краски (цвета). Тютчев не рисовал каких-то неземных, удивительных красот. Он изображал только то, что видел  не однажды всякий человек. И в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его  стихи понятны  и близки любому человеку.  

7. Домашнее задание.  Сочинить несколько строчек о зиме или осени.” Зима-чародейка околдовала меня чем?” “ Золотая осень приворожила меня чем?”

                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык Ф.И.Тютчев.

Слайд 2

Мать поэта- Е.Л.Тютчева Отец поэта – И.Н.Тютчев

Слайд 3

Родные места поэта Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился 23 ноября 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.

Слайд 4

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета.

Слайд 5

В 1821 г. Ф.И.Тютчев блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822г. уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене - столице тогдашнего Баварского королевства.

Слайд 6

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Слайд 7

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь- И льётся чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... 22 августа 1857

Слайд 8

Лексическая работа праздная борозда - полоса, ничем не занятая лазурь- светло-синий цвет лучезарны вечера - ясные вечера с красивыми закатами

Слайд 9

Автограф стихотворения «Чародейкою Зимою…» 1852 г. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит- И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

Слайд 10

И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...

Слайд 11

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой- В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. 31 декабря 1852


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык Ф.И.Тютчев.

Слайд 2

Мать поэта- Е.Л.Тютчева Отец поэта – И.Н.Тютчев

Слайд 3

Родные места поэта Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился 23 ноября 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.

Слайд 4

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета.

Слайд 5

В 1821 г. Ф.И.Тютчев блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822г. уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене - столице тогдашнего Баварского королевства.

Слайд 6

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Слайд 7

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь- И льётся чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... 22 августа 1857

Слайд 8

Лексическая работа праздная борозда - полоса, ничем не занятая лазурь- светло-синий цвет лучезарны вечера - ясные вечера с красивыми закатами

Слайд 9

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой- В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. 31 декабря 1852


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 кл.по теме "Творчество Ф.Тютчева и А.Фета"+ презентация

Данный материал содержить четыре урока по творчеству Ф.Тютчева и А.Фета ( 10 кл.) Также здесь содержится контрольный урок (задание к сочинению) и дидактический материал ( отрывки из литературоведчески...

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Воспитание гражданственности на уроках литературы в 10 классе при изучении Ф.И. Тютчева

В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное отделение Московского университета со степенью кандидата и более двадцати лет проработал в Германии и Италии на дипломатической службе. Но слава наш...

Слайдовая презентация к уроку литературы в 10 классе "Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева"

В презентации представлен материал для проведения урока по теме "Любовная лирика Ф.И.Тютчева"...

Урок литературы в 10 классе по теме "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"

В данном разделе предоставлен урок литературы по программе Т. Курдюмовой...

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...