Мастер-класс "Испытание свободой" (или как не стать "козлом отпущения"
материал по литературе (11 класс) по теме
Современная школа сегодня – это школа, определяющая путь саморазвития ученика, открывающего ему мир, организующая жизненный сценарий его таким образом, чтобы максимально были реализованы личностные устремления ребёнка. Неслучайно это подчеркивается в Программе воспитания и социализации обучающихся ФГОС. Одним из концептуальных основ реализации Программы может стать личностно-ориентированное пространство, которое рассматривалось в первую очередь как подход в практике обучения, а не воспитания.
Мы предлагаем такое личностно-ориентированное пространство, которое
во-первых, обеспечивает переход от традиционной системы обучения и воспитания, в которой ученик – «приемник», «сосуд», наполненный знаниями, - к педагогике сотрудничества (личностно-ориентированной);
во-вторых, способствует изменению системы взаимоотношений между педагогом и обучающимися по типу «субъект-объект» к системе «субъект-субъект»;
в-третьих, в центр такого пространства ставит личность ребенка, ее самобытность и самоценность, превращаясь, по сути дела в пространство детства.
Предлагаемый мастер-класс иллюстрирует систему работы в духовно-нравственном воспитании личности в контексте перемен, произошедших в образовательной политике, где на первый план в педагогическом процессе ставится личностно-ориентированное освоение разнообразия способов, схем, моделей в организации деятельности обучающихся на основе ценностей культуры.
Фундаментальным ядром такой деятельности стало признание концепции образовательного процесса, прежде всего, как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются. Инструментом и одновременно содержательным центром построения новой модели выступил культурный текст, причём, в самом широком смысле дефиниции.
Одним из важнейших условий любого занятия становится его культуроёмкость (прежде всего культуроемкость содержания). Это стимулирует у школьников желание осмыслить, оценить культурно значимые ценности, принять их на личностном уровне не как сумму знаний, а как основу для выстраивания отношений к людям, к обществу, к окружающей действительности, к самому себе. Таким образом, формируются определенные точки опоры, позволяющие совершать нравственные поступки, совершать выбор в сложных жизненных ситуациях, быть ответственным за дело, за свою жизнь. «Воспитание в этом случае означает эволюцию всей ценностно-мотивационной сферы ребенка» - [ЭОР - 1].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 105.5 КБ |
ispytanie_svobodoy.ppt | 997.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Белякова Людмила Михайловна, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры МОУ СОШ №35 города Рыбинска Ярославской области, кандидат культурологии
Мастер-класс
«Испытание свободой, или трудно ли быть «козлом отпущения»
Ведущий:
Прослушайте, пожалуйста, песню Владимира Высоцкого «Козёл отпущения»
Ведущий:
В заповеднике, вот в каком забыл,
Жил да был козел, роги длинные,
Хоть с волками жил — не по-волчьи выл,
Блеял песенки, да все козлиные.
И пощипывал он травку, и нагуливал бока,
Не услышать от него худого слова.
Толку было с него, правда, как с козла молока,
Но вреда, однако, тоже никакого.
Скажите, кто из вас сочувствует герою песни?
А почему? Какие есть в тексте доказательства?
Сочувствующие:
Хоть с волками жил — не по-волчьи выл,
Не услышать от него худого слова.
Но вреда, однако, тоже никакого.
Ведущий:
А герой песни свободен, по-вашему?
А у кого герой вызвал противоположные чувства? Отторжения, явной антипатии?
Критики:
И пощипывал он травку, и нагуливал бока
(ничего не делал)
Ведущий:
Итак, у нас сложилось разное мнение к этому «герою».
И как относятся к «козлам отпущения» в жизни?
(социализация через диалог с аудиторией, через оценку ситуаций из жизни)
Ведущий:
Возможно, обращение в следующему герою, но уже герою картины британского художника Ульяма Ханта «Козёл отпущения», позволит утвердиться в своей оценке, или изменить свою точку зрения.
(демонстрация репродукции)
Ведущий:
Многим, должно быть, интересно происхождение выражения «козел отпущения». Этот термин происходит из Книги Левит.
«И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев. 16:21–22).
То есть дословно «козел отпущения» означает козла, «отпущенного в пустыню».
Обряд отсылания козла был необходим, потому что израильский народ не мог продолжать общение со Всевышним до тех пор, пока грехи и преступления, отделявшие от Него, не были «изгнаны». В отличие от жертвоприношений, которые символизировали искупление грехов отдельных людей, целью изгнания козла было символическое возложение грехов всего израильского народа и «отпущение» их туда, откуда они происходили — в пустыню, которая в Священном Писании считалась прибежищем демонов.
Итак, перед нами козёл, отправленный в пустыню.
Как вы считаете, он давно в пути?
По легенде, красная тряпка, символизирующая все грехи человеческие, должна превратиться в белую, если грехи отпущены.
Цвет на картине всё тот же красный.
Как вы считаете, почему художник предлагает другой финал легенды?
Какое ощущение вызывает у вас колорит картины?
Ведущий:
Это одна из самых потрясающих картин Ханта.
Верный прерафаэлитскому духу реалистичности и близости к природе, в 1854 г. Хант отправился в Палестину, чтобы там с натуры писать пейзажи и типажи для своих библейских картин. В том же году он начинает писать картину «Козел отпущения». Здесь мы вообще не видим людей: перед нами только зловещая, ослепительно яркая, похожая на страшный сон соляная пустыня (в ее роли выступило Мертвое море, т.е., то место, где стояли Содом и Гоморра, - его Хант, естественно, писал с натуры, как и самого козла), и посреди нее измученный белый козел. Согласно Ветхому Завету, козел отпущения – это животное, которое выбирали для ритуала очищения общины: на него возлагались грехи всех людей общины, а потом его выгоняли в пустыню. Для Ханта это был символ Христа, понесшего грехи всех людей и умершего за них, и в выражении лица бессловесного козла просвечивают такие глубины трагического страдания, которых Ханту так и не удалось достичь в тех своих картинах, где собственно присутствует сам Христос и другие евангельские персонажи.
Позднее он вспоминал: «Я продолжал невозмутимо переносить краски с палитры на полотно, не спуская руки с ружья… Так же спокойно, как если бы я находился у себя в мастерской».
По возвращению в Англию Хант показал полотно на выставке Королевской Академии, однако картина показалась публике странной и не имела успеха. В самом деле, зрителя, смотрящего на картину, не покидает чувство тревоги и беспокойства. Какими средствами художник добился подобного эффекта, определенно сказать невозможно.
Так или иначе, «Козел отпущения» при всем разнообразии его толкований до сих пор остается самым загадочным произведением прерафаэлитов. Существуют два варианта картины. На одном из них Хант изобразил радугу, внезапно появившуюся в небе во время одного из сеансов.
Как вы считаете, каково отношение художника к своему «герою»?
Кто больше теряет себя в себе, кто делает козлом отпущения другого?
Или когда по воле случая сам становится таковым?
Ведущий:
Этот порядок, описанный в Книге Левит для народа Израиля, находит свое отражение и в нашей ежедневной жизни — я имею в виду отношение к «козлам отпущения». Когда мы поступаем неправедно, то не всегда можем сами вынести тяжесть вины за свои поступки. Здесь-то мы и прибегаем к помощи «козлов отпущения». Возлагая свои грехи на кого-то или что-то, перекладывая с себя ответственность, мы надеемся освободиться от непосильной тяжести вины. Как это происходит? Вспомните, как мы зачастую просим прощения: «Прости, что срываюсь на тебе — у меня такие нагрузки последнее время» или «Извини за опоздание — дети с утра еле ползли».
Сегодня не будет дано универсальных рецептов во взаимоотношениях с другими людьми, это лишь осознание своей внутренней свободы в соизмерении со свободой других людей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У. ХАНТ. КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ. 1856 Г.
Песня про козла отпущения Высоцкий Владимир Семёнович В заповеднике, вот в каком забыл, Жил да был козел, роги длинные, Хоть с волками жил — не по-волчьи выл, Блеял песенки, да все козлиные. И пощипывал он травку, и нагуливал бока, Не услышать от него худого слова. Толку было с него, правда, как с козла молока, Но вреда, однако, тоже никакого.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ Уильям Хант. Козёл отпущения. 1856 http :// upload.wikimedia.org / wikipedia / commons /9/97/ William_Holman_Hunt_-_The_Scapegoat.jpg В.С. Высоцкий. Песня про козла отпущения http :// www.literstih.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наркотики- это свобода или зависимость? (классный час)
Разработка тематического классного часа о вреде наркотиков...
Материалы урока "Антиномия нравственной свободы и власти в "Легенде о Великом инквизиторе" (Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы")
Данный урок представляет собой заключительное занятие по изучению творчества Ф.М.. Достоевского в десятом классе (программа В.Г. Маранцмана). Тема достаточно сложна для подростков, но необходима для...
"Свобода урока физкультуры"
Модернизация процесса физического воспитания вынуждает нас, учителей с большим опытом и стажем работы, отходить от старых привычек, разнообразить методы обучения, решаться н...
Урок-практикум по обществознанию на тему: "Политический режим и проблема свободы личности" (11 кл.)
цель урока:Раскрыть:1). Сущность политических режимов;2). Права и свободы личности в различных политических режимах....
Мои - права, моя - свобода
методическая разработка классного часа...
Презентация на тему: «Конституция РФ Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого».
Презентация на тему: «Конституция РФ Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». ...
Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.
11 класс Урок-исследование по обществознанию....
Комментарии
Людмила Михайловна, огромное
Людмила Михайловна, огромное Вам спасибо за Вашу активность в таком важном деле, как формирование сознания молодого поколения. Ваш мастер-класс необычайно интересен с точки зрения рассматриваемой темы и провоцирует ознакомившихся с данным материалом продолжить диалог, затеянный Вами. Позвольте выступить в роли оппонента некоторых положений, проповедуемых в ходе обсуждения столь важной для воспитания юных темы.
Вы полагаете, что «современная школа сегодня – это школа, определяющая путь саморазвития ученика, открывающего ему мир, организующая жизненный сценарий его таким образом, чтобы максимально были реализованы личностные устремления ребёнка» и выносите на обсуждение тему «Испытание свободой, или трудно ли быть «козлом отпущения» (в презентации она звучит по-иному: «Испытание свободой, или как не стать «козлом отпущения»). Если мы, педагоги, являемся строителями школы, определяющей «путь саморазвития ученика», то формулировка темы обсуждения, по-моему, имеет первостепенное значение и прежде всего потому, что мы указываем ориентир этого развития, хотя в результате обсуждения и произносим: «Выбор за Вами». Какой же выбор сделает ученик, если в самом начале диалога он уже получает отрицательную оценку такого социального явления, как существование среди нас «козлов отпущения» (на это указывают слова темы «как не стать»). Имеет ли какое-нибудь значение дальнейший диалог, если стереотип о том, что эта социальная роль не просто неприятна, а позорна, уже твердо «засела» в сознание детей и у большинства из отроков выработалось отрицательное отношение к людям, которые по воле судьбы несут на себе этот крест. А ведь среди учеников однозначно уже есть как те, так и другие категории личностей. И на таком уроке дети, которые относятся к числу «козлов отпущения», получили самую низкую оценку. О какой тогда свободе принятия решений в выборе путей саморазвития мы с Вами ведем речь, если прибегаем к осуждению черт личности, уже присущих ребенку, пусть и ради благой цели?
Говоря о современной школе и ее задачах, Вы отметили, что «неслучайно» в Программе воспитания и социализации обучающихся ФГОС подчеркивается особая миссия школы в XXI веке. Так в чем же эта миссия все-таки заключается? В формировании у личности ощущения неограниченной свободы выбора действий по неприятию роли «козла отпущения» или в признании определенной сводом вечных постулатов ограниченности свободы формирующейся личности и самоутверждении мысли об уникальности каждого человека?
Чтобы "зацепило"
Уважаемая Галина Александровна! Выше всяческих похвал для меня Ваш отзыв! Я вижу не только грамотного оппонента, но и по-настоящему заинтересованного в будущем наших детей педагога. Постараюсь ответить на Ваши замечания: 1. в формулировке "просмотрела" два варианта темы, это случилось потому, что мастер-класс проводила уже неоднократно: и для детей, и для коллег-педагогов (являюсь руководителем МО учителей гуманитарно-эстетического цикла в своем городе). Но тем не менее считаю, что обе темы могут быть обсуждаемы в любой аудитории. Да, сразу оговорюсь, что я заявила форму материала как "мастер-класс" не случайно (в принципе этот ресурс назвать в полной мере мастер-классом нельзя, не дотягивает), а для того чтобы продемонстрировать ИДЕЮ, отсюда содержательное наполнение представляет лишь вопросы-опоры, вопросы-ключи для дискуссии. Такие события мы в большей степени проводим в дискуссионном клубе "Скрижали" (программа выложена на моей страничке, можно полюбопытствовать), где нет и не может быть готовых ответов на обсуждаемые вопросы. А одно из главных правил на таких встречах - не навреди. Возможно, конспект не даёт такого ощущения,в нём нет главного - ответов самих участников дискуссии, поэтому Вы и сделали такие выводы: о якобы отрицательном отношении подобной социальной роли в обществе. А чтобы ответить на Ваш последний вопрос (неограниченность свободы или уникальность каждого), я предположу, что он имеет риторическую тональность, конечно, - второе. И опять, согласитесь или нет, но ведь одним занятием, одной встречей, одним разговором результата не достичь. Кто-то против "системы", но я за такой подход в воспитании (а, может быть, в думании) - СИСТЕМНЫЙ. Ещё раз подчеркну, что этот материал - "капля" в "океане". Последнее, для дискуссий темы не выбираются, они рождаются, чаще всего по выбору самих детей. И чаще всего обсуждение на самом занятии лишь начинается. о продолжается уже в жизни каждого ребёнка.
В заключение, так хочется пообщаться с Вами глаза в глаза. С уважением, Людмила Михайловна
Людмила Михайловна, спасибо
Людмила Михайловна, спасибо за теплые слова. Сразу не ответила на предложение потому, что была очень занята - участвовала в конкурсе "Учитель года-2013". Хочу поблагодарить Вас за материалы, которыми Вы с нами делитесь. Они мне очень помогли. Пообщаться с Вами с глазу на глаз, не сомневаюсь, было бы крайне интересно, но пока не представляется возможным. Хотя, участвуя в конкурсе, еще раз убедилась в том, что "пути Господни неисповедимы", может, и встретимся...
Дорогая и уважаемая Людмила
Дорогая и уважаемая Людмила Михайловна! Вы, возможно, видели и мою графическую работу на данную тему? Как здорово, что вы обсуждаете это с учениками! Как сЛОЖНА категоия СВОБОДЫ! Сколько научных трактатов написано о ней! Свободным быть трудно... Свободный - не свободен от непонимания, от изгнания...Но тот, кто ПОЗНАЛ СВОБОДУ КАК ЛЮБОВЬ, знает ей цену и готов жертвовать многим. Спасибо Вам!
P.S. Думаю, Вас не смутила
P.S. Думаю, Вас не смутила "гендерная" подмена на рисунке? Да и игры с цветом ленты? - это, м.б. излишняя "креативность", присущая мне - суть от этого не меняется. (Кстати, нынешнее увлечение исследователей "креативным классом" меня вдохновляет. "Парадигмальный сдвиг" в действительно начал ощущаться. Жаль, что всё это происходит на фоне несколько иной социально-экономической реальности. Надеюсь, вы меня понимаете.)