Урок по литературе "Прости нас, Юшка"(по рассказу Платонова)
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Методическая разработка урока с презентацией включает в себя разнообразные методы и приёмы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platonov_yushka.rar | 309.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №2 ст.Архонская»
(по рассказу А.Платонова)
Учитель русского языка и литературы
Крутоголова Юлия Васильевна
2011 г.
Цели урока: продолжить изучение творчества писателя А.Платонова; провести глубокий анализ рассказа Платонова «Юшка»;
развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, умения подбирать материал, пользуясь текстом;
воспитывать гуманность, нравственность.
Методы и приёмы: слово учителя, выбор эпиграфа, сообщение, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, описание иллюстрации), работа со словарём, работа в тетради, чтение фрагментов из сочинений(опережающее задание).
Принципы инновационного обучения, использующиеся на уроке:
- креативность (ориентация на творчество) ;
- усвоение знаний в системе;
- использование наглядности.
1.Рассказ ученика. Краткое слово о Платонове.
Климентов Андрей Платонович (настоящая фамилия писателя) родился в семье слесаря железнодорожных мастерских в 1899 году. Семья была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платонова. Он остался старшим среди сестёр и братьев, поэтому в 14 лет был вынужден поступить на работу. Это и определило будущее отношение его к людям: «Надо относиться к людям по-отцовски». Он рано стал кормильцем, возложил на себя заботу о семье.
Работал Платонов «во многих местах, у многих хозяев». Был разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтёром.
Будущий писатель стремится к знаниям, много читает, самостоятельно изучает основы наук, увлекается техникой, трудится над изобретениями. Поступает в железнодорожный политехникум, учёба в котором была прервана гражданской войной и уходом в Красную Армию. В 1924 году Платонов оканчивает Политехнический институт и несколько лет работает инженером-мелиоратором и специалистом по электрификации сельского хозяйства.
В 15-16 лет он впервые пробует свои силы в поэзии, пишет стихи, которые печатаются в местных газетах и журналах.
2.Постановка целей и задач урока. Выбор эпиграфа.
С творчеством писателя Андрея Платоновича Платонова мы уже немного знакомы: в 5 классе вы читали его сказки, в 6 – рассказ «Корова» .Сегодня будем работать с рассказом «Юшка».Мы знаем, что читать произведения Платонова не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Читать Платонова – большая духовная работа. Каждое произведение писателя имеет глубокий философский смысл, причём это не книжная философия, а природная мудрость. Платонов требует от читателя ответной работы, роста души.
Мы попробуем прожить вместе с героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.
Попробуйте выбрать эпиграф к уроку. Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка» ?
Тихая моя родина!
Ивы, реки, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
-Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
-Это на том берегу… Н.Рубцов.
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. Б.Пастернак.
Я счастлив счастием, мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой. Иван Суриков
А он мятежный просит бури.
Как будто в бурях есть покой. М.Ю. Лермонтов.
(Ответы учеников: «Я выбираю 1 отрывок, т.к. Юшка любил тихую родину по-своему. Родина для Юшки – это мать родная. О любви к матери громко не скажешь. Жаль, что жители просят прощения у Юшки после его смерти.»
«Я выбираю стихи Пастернака, потому что Юшка своим добром одолел силу подлости и злобы».
«Юшка готов помочь чужим несчастиям и нуждам. Он помогал сироте. Поэтому я выбираю стихи И.Сурикова.»
- Почему не выбрали последний эпиграф? (Юшка не бунтующий, не мятежный, а очень тихий , безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению. Поэтому последнее высказывание к рассказу не относится.)
3. Анализ произведения
- О ком идёт речь в рассказе? Кто главный герой?
- Что такое «юшка»? (жидкость, пустить из носу юшку, герой Юшка)
- Каков Юшка в начале рассказа? (чтение описания внешности героя)
- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике?(почему в руках у Ефима Дмитриевича мало было силы, почему автор особо выделяет глаза Юшки)
- Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним-единственным словом. (На доске записываются слова: СЛАБЫЙ, ЖАЛКИЙ, НЕВЗРАЧНЫЙ, ТИХИЙ, СКРОМНЫЙ, НЕЗАМЕТНЫЙ…)
- Принято считать, что такие люди, как правило, не вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как себя ощущает Юшка в окружающем его мире? Кто первый вступает с ним в контакт? (дети)
- Как они относятся к нему? Это их отношение к Юшке или это идёт от взрослых?(чтение отрывка)
-Согласны ли вы с суждением автора: «Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним…»? (нет, не согласны, потому что над любимым человеком не издеваются)
- Как вы понимаете слово ТЕРЗАТЬ? Подберите к нему синонимы. (Запись в тетради: ТЕРЗАТЬ, МУЧИТЬ, ИЗДЕВАТЬСЯ, ИСТЯЗАТЬ, ИЗВОДИТЬ, ТИРАНИТЬ)
В «Толковом словаре» С.И.ОЖЕГОВА у этого слова 2 значения:
1.разрывать, раздирать на части;
2.мучить, причинять страдания.
- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?
- Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми? (зачитать)
- Чего дети ждут от него? Как Юшка отвечает на зло? (Юшка не понимает, зачем он должен умирать. Он не приходит ни к кому, как бы выпадает из общества. Ему ничего не надо, он не навязывается, в нём живёт внутренняя любовь к человечеству в целом. Но он бездеятелен.)
- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение? (Юшка раздражает их своей непохожестью, своей кротостью ).
- Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы. (Запись в тетрадях: БЕЗЗЛОБНОСТЬ, ПОКОРНОСТЬ, СМИРЕНИЕ, БЕЗОТВЕТНОСТЬ, БЕЗРОПОНОСТЬ…)
В «Толковом словаре» С.И.ОЖЕГОВА: Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.
- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?
-Что значит «СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ»? (Слепое сердце бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.)
- Как вы понимаете слово «СОСТРАДАНИЕ»? Подберите синонимы. (Запись в тетрадях: СОЧУВСТВИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОЖАЛЕНИЕ, ЖАЛОСТЬ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ, УЧАСТИЕ)
В «Толковом словаре» С.И.ОЖЕГОВА: Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.
- Юшке живётся тяжело. Но всё же есть место, где он вольнее начинает дышать. Где это происходит? (на природе)
- Каков он по отношению к природе? (это счастливые мгновения в его жизни) Изменяется ли стиль, язык рассказа здесь? Что появляется? (среди природы родилась мелодия – появились в тексте ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЭПИТЕТЫ)
- Мы уже привыкли к Юшке, стали лучше его понимать, как вдруг произошло то, чего многие давно ждали. Юшка осерчал. Что произошло, почему Юшка рассердился? (чтение отрывка по ролям)
- Читать эти строки тяжело, а художник-иллюстратор ещё сильнее помогает почувствовать трагедию происходящего. Удалось ли художнику передать трагедию, в чём это выразилось? (как лежит – упал навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом; взгляд прохожего и его одежда, кулаки, сила противопоставлены Юшке)
- Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушёл из жизни. Вот теперь признали его люди своим, похожим? (чтение отрывка о похоронах)
- Раскаялись ли люди? Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка!»(обязательно мы должны сказать эти слова, они нужны всем людям, которым мы делаем зло)
- У Юшки доброе, великое сердце, способное простить людей даже со «слепым сердцем».Такие люди могут изменить мир. Способен ли Юшка изменить мир?
- Что стало с людьми после смерти Юшки? Что изменилось в их жизни?(им стало грустно)
- Что обозначает слово ГЛУМИТЬСЯ? Подберите синонимы.
В «Толковом словаре» С.И.ОЖЕГОВА: Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.
- Выходит, что смысл жизни Юшки, что всю злобу и глумление Юшка принимал на себя?
- Кто и когда (почему) вспоминает о Юшке? (рассказать о девушке, ищущей Юшку)
_ Найдите в тексте описание девушки. Вспомните, внешность Юшки, какой можно сделать вывод? Как она его называет?
- Энергия добра Юшки переходит к девочке. Юшки не стало, но осталась новая жизнь. В чём видит своё предназначение эта девушка? (она врач)
- Так выполнил ли Юшка своё предназначение? («я тоже всему свету нужен», его душа перенеслась в девушку)
- Бездеятельность Юшки возвращается деятельностью девушки. Воспоминание о нём другое (выборочно зачитать)
4 Подведение итогов.
- Кто же он, Юшка?
Юшка – это вечный образ добра и любви. Даже тихий, робкий Юшка способен измениться в жизни.
Чтение фрагментов из сочинений учащихся на тему «Какого человека я считаю красивым».(это задание ребята получили на предыдущем уроке как опережающее)
- Можем ли мы Юшку назвать красивым человеком? (да, он добр, отзывчив, трудолюбив, умеет сострадать)
А.П.Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
- Прав был Б.Пастернак, говоря:
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка» «Уметь любить человека »...
Крнспект урока литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" и презентация
Данный конспект предназначен для учащихся 7 класса. Цель: 1) познакомить учащихся с рассказом А. Платонова «Юшка»; 2) углуб...
урок литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова "Юшка".
Данный урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с применением презентации....
Урок литературы в 7 классе по рассказам А. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»
Тема урока: «Я тоже всему свету нужен» (по рассказам А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»)Цели урока:- продолжить изучение творчества А.Платонова;-провести анализ рассказов «Юшка» и «Неизве...
Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка" . Тема:"Я тоже всему свету нужен"
Самобытность произведений А. Платонова,его глубокое проникновение в психологию человека, важность затрагиваемых проблем,неповторимость стиля делают писателя интересным для современного читателя.На уро...
Урок литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" на тему: "Я тоже всему свету нужен"
Урок литературы представляет собой беседу по прочитанному рассказу. Предварительно даётся индивидуальное домашнее задание. В ходе беседы анализируется рассказ, характеризуется главный герой, а также п...
Урок литературы в 7 классе по рассказу А. П. Платонова "Юшка".
Учебное занятие в 7 классе по рассказам "Юшка" и " В прекрасном и яростном мире" А. П. Платонова отражают нравственное воздействие литературных произведений, позволяет донести до сознания детей ...