План комплексного анализа текста
методическая разработка по литературе по теме
План комплексного анализа текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kompleksnogo_analiz0a_teksta.doc | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План комплексного анализа текста
1.Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2.Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4.Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5.К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6.Какое настроение преобладает в тексте?
7.Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9.Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10.Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11.Как соотносятся начало и конец текста?
12.На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13.Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14.Понаблюдайте над лексикой текста:
- Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
- Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чем обусловлен их выбор?
- Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
- Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
- Найдите перифразы. С какими целями они использованы ?
- Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
- Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
- Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
- Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
План-конспект урока по комплексному анализу текста "Душой весны природа ожила"
План-конспект урока по русскому языку комплексный анализ текста в 6 классе "Душой весны природа ожила". Личночтно-ориентированый, три уровня сложности, используется литературный материал стихотворения...
План-конспект урока в 7 классе "Комплексный анализ текста".
План конспект урока в 7 классе " Комплексный анализ текста.Анализ текста стихотворения Есенина С.А. "С добрым утром"....
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи. Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...