Урок-игра "Умницы и умники" по рассказам А. П. Чехова
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Литературная игра, развивающая мышление, сообразительность, быструю ориентацию по текстам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chehovu.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра
«Умницы и умники»
По рассказам А. П. Чехова.
Цель: познакомить учащихся с творчеством великого сатирика – Антона Павловича Чехова.
Задачи: 1). Проверить знание содержания рассказов;
2). Посмотреть на жизнь через призму литературы и чеховской мудрости;
3). Воспитывать любовь к русской литературе через образы и характеры;
Форма: игра.
Подготовительная работа: оформление кабинета, выставка; проведение репетиций по рассказу «Хамелеон»; приготовление дорожек, орденов.
Ход: 1). Презентация «Биография А. П. Чехова»
2). Игра
3). Инсценировка рассказа «Хамелеон»
Учитель: Аристова А. А.
Ход урока-игры:
1-й агон для учащихся 6-го класса по рассказам «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Егерь».
Розыгрыш дорожек:
1). В каком рассказе перечисляются фамилии, а правильная так и не была названа?
( «Лошадиная фамилия»)
2). Назовите профессию человека, который приехал на станцию Гнилушки? ( Землемер)
3). В какое время суток происходили события в рассказе «Егерь»? ( В полдень)
Выбор дорожек.
ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА.
1). У вас, генерал-майора Булдеева, разболелись зубы. Что вы только ни делали: полоскали рот водкой, коньяком, прикладывали к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазали щёку йодом. Но,… увы,… ничего не помогало. Приехал доктор, прописал лекарство. А не скажете, какое? ( Доктор прописал мне хину.)
2). Хина, прописанная доктором, не помогла. Тогда приказчик посоветовал лечить зуб заговором. Есть, мол, такой Яков Васильич, служил когда-то акцизным. Так он, бывало, отвернётся к окошку, пошепчет, поплюёт – и боль как рукой снимало. Скажите, а где жил Яков? (город Саратов.)
3). Решили послать депешу в город Саратов, чтобы вызвать Якова, да вот фамилию приказчик забыл. Такая вроде простая фамилия…, словно лошадиная…. Кобылин? Жеребятников? Табунов? Конявский? Нет!!! Кобылицын? Жеребчиков? А вы не назовёте фамилию лекаря? (Овсов.)
4). Правильно. Но было уже поздно. Доктор, приглашённый вновь, вырвал генерал-майору Булдееву больной зуб. Скажите, а при каких обстоятельствах вспомнилась фамилия? (Доктор, уезжая обратно, увидел приказчика и спросил, нет ли в хозяйстве у генерала овса для продажи.)
ЖЁЛТАЯ ДОРОЖКА.
1). Вы идёте по краю сечи лениво, вразвалочку. Вам около сорока лет. На вас красная рубаха, на голове белый картузик с козырьком. Через плечо у вас ягдташ, в нём петух тетерев, в руках двустволка. Вы идёте с охоты, устали, но глаза ваши что-то пристально рассматривают. А что именно? (Своего старого тощего пса.)
2). Вдруг в этой тишине вас окликнула женщина – Пелагея. Остановилась, спросила про жизнь, работу. Поинтересовалась, почему так долго не приходите. Позвала в гости вас, Егор Власыч. А почему она вас позвала? (Она мне была жена венчана по прихоти барина.)
3). Вы отказали бедной женщине, которая смотрит на вас ласково и нежно - любит вас до сих пор. Вы этот взгляд чувствуете даже спиной. Вы попрощались, уходите. Вдруг, оборачиваясь, благодарите Пелагею, а, может быть, откупаетесь?! Чем? (Я дал ей истрёпанный рубль.)
КРАСНАЯ ДОРОЖКА.
1). Вы землемер Глеб Гаврилович приехали на станцию, чтобы потом ещё доехать до деревни Девкино для межевания. Почтовых лошадей на станции не было, и вы поехали на попутной телеге, которая вам не понравилась, и вы сказали: «Не разберёшь, где у неё зад, где перёд…. Что на это вам ответил возница? (Где лошадиный хвост, там перёд; что тут разбирать-то.)
2). Вы долго ехали. Вам было страшно. Вы со страху наговорили, что у вас три пистолета, что вы человека убили, что вас должны товарищи догнать, что вы человек нужный…. И тут случилось непредвиденное. Что же? (Возница вывалился из телеги и побежал в чащу, и только через два часа я его докричался.)
2-й агон для учащихся 7-го класса по рассказам «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хирургия».
Розыгрыш дорожек:
1). О какой железной дороге идёт речь в рассказе «Толстый и тонкий»? (О Николаевской.)
2). В каком ряду сидел Червяков из рассказа «Смерть чиновника» и глядел в бинокль на «Корневильские колокола»? (Во втором.)
3). Как называется рассказ, в котором фельдшер дёргал зуб дьячку? ( «Хирургия».)
ЗЕЛЁНАЯ ДОРОЖКА.
1). Итак, вы Иван Дмитрич Червяков, в один прекрасный вечер сидите в театре во втором ряду и глядите в бинокль на «Корневильские колокола», чувствуя себя наверху блаженства. Но вдруг лицо ваше поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось, и вы…. Что далее с вами произошло?
(Я чихнул.)
2). Вы чихнули на статского генерала Бризжалова, обрызгали его, дважды извинились. Но вам этого показалось мало. В антракте вы опять подошли к генералу и сказали: «Простите…». Генерал ответил: «Ах, полноте… Я уж забыл, а вы всё о том же!..» и нетерпеливо… Что сделал генерал?
(Нетерпеливо шевельнул нижней губой)
3). Дома вы всё рассказали жене. Она велела сходить к генералу и извиниться ещё раз. На следующий день вы надели новый вицмундир, подстриглись и пришли в приёмную, дважды извинились, что-то хотели ещё сказать, но генерал скрылся от вас за дверью. Что вы тогда решили?
(Написать письмо генералу.)
4). Но письма вы так и не написали, а опять пошли к генералу. Начали, заикаясь, опять извиняться, а генерал не выдержал и прогнал вас вон и даже ногами затопал, а сам затрясся. Так ни с чем вы и пришли домой. А что же было потом?
(Я, не снимая вицмундира, лёг на диван и… помер.)
жёлтая дорожка
1). На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал в ресторане, от него пахло хересом и флердоранжем. Тонкий же вышел из вагона, был навьючен чемоданами, узлами и картонками. А чем же пахло от вас?
( Ветчиной и кофейной гущей.)
2). Вы долго обнимались, что-то вспоминали о совместной учёбе в гимназии; вы все представляли свою жену Луизу и сына Нафанаила. Сказали, что служите коллежским асессором, жалование получаете небольшое, поэтому приходится прирабатывать. Скажите, а как вы прирабатывали?
(Я делал портсигары из дерева и продавал их по рублю за штуку.)
3).Когда же вы узнали, что Толстый (Миша) дослужился до тайного советника и имеет две звезды, изменили тон общения, как-то съёжились, сгорбились, сузились, стали ещё длиннее. При прощании пожали Мише три пальца, поклонились, жена улыбнулась, а сын… Что сделал Нафанаил?
(Он шаркнул ногой и уронил фуражку.)
красная дорожка
1). Вы дьячок Вонмигласов пришли в земскую больницу с больным зубом. Вас принимал фельдшер Курятин. Он попросил вас сесть, велел раскрыть рот, углядел больной зуб и стал слушать вас, чем лечили больной зуб по совету Гликерии Анисимовны. А какой совет она дала, поделитесь?
(Нужно на руке ниточку носить с Афонской горы, да тёплым молоком зуб полоскать.)
2). Долго тянул вам фельдшер зуб щипцами и не вытянул – оставил два торчащих выступа, за что вы его, после этакой «хирургии», обозвали и ушли восвояси. А как обозвали-то?
(Паршивый чёрт, ирод.)
3 агон для учащихся 8 класса по рассказам «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».
Розыгрыш дорожек:
1). Сколько рассказов мог написать А.П.Чехов (по его признаниям) за один вечер? (5 рассказов)
2). Самый первый псевдоним молодого писателя А.П.Чехова? (Антоша Чехонте)
3). Назовите даты жизни А.П.Чехова? (1860 – 1904 г.г.)
зелёная дорожка
1).Вы маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных штанах. Ваше лицо обросло волосами и изъедено рябинами. На голове – целая шапка давно уже не чёсаных, путаных волос. Вы босы. Не узнали ли вы себя? (Да, узнал. Я Денис Григорьев.)
2). – Денис Григорьев! – начинает следователь. – Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сторож Иван застал вас на железнодорожной насыпи за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Скажите, а на какой версте это было?
(На 141-ой версте.)
3). Следователь ещё долго продолжал вас спрашивать и дошёл до самого важного вопроса: «Для чего нужна была гайка?». Вы уклончиво ответили, что «коли бы не нужна была, не отвинчивал бы». А нам вы можете сказать, для чего вы отвинтили гайку?
(Я из гаек грузила делаю, как и все мужики.)
4). Ещё минут 20 учил вас следователь уму-разуму, что нельзя гайки откручивать – поезд может сойти с рельсов, люди погибнут. А вы всё своё твердили: «Уж сколько лет всей деревней откручиваем, и хранил господь – не было крушений. Вон Митрофан сколько выкручивает и ничего.». Сколько же ваш сосед выкручивает гаек?
(На каждый невод, который плетёт и продаёт, по 10 штук.)
жёлтая дорожка
1). Вы извозчик Иона Потапов сидите на козлах саней. Вы согнулись, насколько можно согнуться живому телу, не шевелитесь. Лошадёнка ваша тоже неподвижна. Вы погружены в какие-то думы и не замечаете, что уже сумерки, что на вас и на лошадёнке пластом лежит снег. Вдруг появляется первый клиент. Куда он просит его отвезти?
(На Выборгскую.)
2). Потом вас попросили отвезти к полицейскому мосту трое молодых людей. И первому клиенту и этим вы рассказываете о том, что у вас умер сын, но им не до вашего горя и вашей тоски, затем дворнику, но и этот не стал слушать. Тогда вы поехали домой, а дома всё сокрушались, что даже на овёс для лошади не заработали, и нет вам покоя. А когда (по вашему разумению) человек покоен?
(Когда сам сыт и лошадь сыта.)
3). Вдруг среди спящих проснулся и поднялся молодой извозчик. Вы, назвав его братом, рассказываете, что у вас сын на этой неделе в больнице помер. Но тот ложится спать. А вам так хочется выговориться, чтоб кто-то вам посочувствовал, поохал, повздыхал, попричитал. И вы идёте к самому верному другу…. К кому?
(К своей лошадёнке.)
красная дорожка
1). Вы грозный отец двоих детей (Коли и Вари) пригласили к себе в кабинет гувернантку для расчета, т. к. она за два месяца так и не могла прийти сама. Вы вычли ей за всё: 9 воскресений, 3 праздника, больные зубы, чайную чашку с блюдцем, украденные горничной ботинки и даже за сына Колю. С него-то за что ей пришлось платить?
(Он полез на дерево и порвал себе сюртучок.)
2). Вы обобрали горничную до одиннадцати рублей, а она взяла их, сунула в карман и поблагодарила. Вот тогда вас охватила злость: «За что же «мерси», чёрт возьми, ведь я вас ограбил, я украл. Я подшутил над вами! Нужно быть зубастой. Не нужно быть размазнёй и…». Как вы ещё обозвали гувернантку?
(Кислятиной.)
Финал
Розыгрыш дорожек:
1). Название какого насекомого носил сатирический журнал, в котором работал А. П. Чехов?
(«Стрекоза».)
2). О каком животном идёт речь в рассказе «Каштанка»? (О собаке.)
3). Какой птицей названа одна из пьес А. П. Чехова? (Чайка.)
зелёная дорожка
1). Вы идёте через базарную площадь. Ваше звание полицейский надзиратель. Фамилия Очумелов. Вы в новой шинели. А в руках вы что несёте?
(Узелок.)
2). Вы замечаете беспорядок в городе и идёте на шум, к сборищу, спрашивая на ходу: «Почему собрались, кто кричал, чья собака, кто смел собак распускать. Я его живо оштрафую. Городовой, оформляй протокол!». Вы не только говорили, но и жестами помогали. Какими?
(Я кашлял, шевелил бровями.)
3). Так вы несколько раз спрашивали, чья это собака и, в зависимости от того, генеральская это собака или нет, меняли своё решение, что же делать с собачонкой. На какое животное вы были в этот момент похожи и почему?
(На хамелеона, т. к. он меняет окраску в зависимости от ситуации в окружающей среде.)
4). В конце концов выяснилось, что собака генеральского брата; тогда вы смеётесь над Хрюкиным, грозите ему и даёте распоряжение Прохору. А какое?
(Взять собачку и отвести домой, т. к. Прохор – генеральский повар.)
жёлтая дорожка
1). А вы золотых дел мастер Хрюкин. Это вас укусила собака за палец. Это вы жалуетесь, что теперь неделю пальцем не шевельнёте, а вам работать надо. Что вы хотите от хозяев этой собаки?
(Чтобы мне заплатили.)
2). Когда надзирателю сказали, что эта собака генеральская, он стал ругать вас: «Как это она могла укусить тебя, нешто она достанет до пальца. Она маленькая, а ты такой здоровила! Ты, наверное, специально всё выдумал, чтоб денег сорвать. Какое предположение выдвинул Очумелов?»
(Ты, должно быть, проковырял палец гвоздиком.)
3). Как оказалось на самом деле, вы собачонке в харю цыгаркой для смеха ткнули, а она вас и тяпнула. За что вас и осуждают в толпе. Но вы решились судиться у мирового, если что. А на чью помощь вы рассчитывали?
(У меня у самого брат в жандармах ходит.)
красная дорожка
1). Вы шагаете за полицейским надзирателем всё через ту же базарную площадь. Вы городовой. Скажите, если надзиратель нёс узелок в руке, то что несли вы?
(Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.)
2). Скажите, господин Елдырин, когда вы сопровождали надзирателя, которому было то жарко, то холодно, сколько раз он просил вас снимать и надевать с него пальто-шинель?
(Один раз снять, один надеть.)
Итоги. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА
Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехова и ...
Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.
Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...
"Входя в мир А.П. Чехова..." Юмористические особенности рассказов А.П. Чехова (урок по литературе)
Обобщающий урок по литературе, раскрывающий особенности творчества А.П. Чехова...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова
Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...