Рабочая программа по литературе для 6 класса (к учебнику В.Я.Коровиной)
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011 г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения. Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_literature_6_klass.doc | 234 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
/___________/ ________________/
«_________»________________2012 г.
Календарно-тематическое планирование
по литературе
на 2012 – 2013 учебный год
№ п.п. | Дата проведения урока | № урока в разделе, теме | Тема урока | Повторение (указать тему) | Практическая часть/внеклассное чтение | Примечание |
1
| 03.09.-07.09. | Введение (1 ч.) | ||||
1 | В дорогу зовущие, или Литература открывает мир. | |||||
Устное народное творчество (4 ч.) | ||||||
1 | Устное народное творчество. | |||||
2 | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. | |||||
2 | 10.09.-14.09 | 3 | «Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» (А.С. Пушкин). Пословицы и поговорки. | |||
4 | Урок развития речи. Мини-сочинение по пословице. | |||||
Из древнерусской литературы (2 ч.) | ||||||
| 1 | Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. | ||||
3
| 17.09.-21.09. | 2 | «Сказание о белгородском киселе». Связь древнерусской литературы с народным творчеством. | |||
Из литературы 18 века (1 ч.) | ||||||
1 | Русские басни. И.И. Дмитриев «Слово о баснописце. «Муха». Аллегория и мораль в басне | |||||
Из литературы 19 века (47 ч.) | ||||||
1 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Листы и корни». Роль власти и народа. | |||||
4
| 24.09.-28.09. | 2 | Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. | |||
3 | Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства». | |||||
4 | Урок развития речи. Конкурс инсценированных басен | |||||
| 01.10.-05.10. | 5 | А.С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». | |||
6 | Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | |||||
| 7 | Стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога» - гимн родной природе. | ||||
6
| 08.10.-12.10. | 8 | Урок развития речи. Двусложные размеры стиха. | |||
9 | Роман А.С. Пушкина «Дубровский». История создания. Картины жизни русского барства | |||||
10 | Конфликт Андрея Дубровского и Кирилла Троекурова. | |||||
7
| 15.10.-19.10. | 11 | Образ благородного «разбойника» в романе А.С.Пушкина «Дубровский» | |||
12 | Урок развития речи. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в романе. | |||||
13 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | |||||
8
| 22.10.-26.10. | 14 | Сюжет и композиция романа «Дубровский». | |||
15 | Урок развития речи. Отбор материала, подготовка к сочинению - сравнительной характеристике по теме «Два помещика». (По роману А.С. Пушкина «Дубровский») | |||||
| 16 | Урок развития речи. Сочинение - сравнительная характеристика по теме «Два помещика». (По роману А.С. Пушкина «Дубровский») | ||||
9
| 05.11.-09.11. | 17 | Урок внеклассного чтения. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - книга (цикл) повестей. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. | |||
18 | Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести. | |||||
19 | Урок контроля. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. | |||||
10
| 12.11.-16.11. | 20 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Тучи». Мотивы тоски и одиночества поэта-изгнанника. | |||
21 | Антитеза как основной прием композиции в стихотворениях М. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком». Тема одиночества. | |||||
22 | М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. | |||||
11 | 19.11.-23.11. | 23 | М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Поэтическая интонация. | |||
24 | Урок развития речи. Классное сочинение по теме «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова». | |||||
25 | Урок внеклассного чтения. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством». Реальное и фантастическое в повести | |||||
12 | 26.11.-30.11. | 26 | И.С. Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. |
| ||
27 | И. Тургенев «Бежин луг». Изображение картин природы. Народные предания. | |||||
28 | Смысл названия рассказа. Тургенев-мастер пейзажа и портрета. | |||||
13
| 03.12.-07.12. | 29 | Портреты героев как средство изображения их характеров. Авторское отношение к героям. | |||
30 | Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Изображение природы в лирике. Стихотворения «Неохотно и несмело», «С поляны коршун поднялся». | |||||
31 | Урок развития речи. Стихотворение «Листья». Обучение анализу стихотворения. | |||||
14
| 10.12.-14.12. | 32 | А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила». Природа как воплощение прекрасного. | |||
33 | А.А. Фет. Стихотворение «Еще майская ночь». Темы природы и любви. Стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы…» Природа как мир истины и красоты. | |||||
34 | Урок развития речи. Поэтичность и музыкальность стихотворений Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству одного из поэтов (на выбор). | |||||
15 | 17.12.-21.12 | 35 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. | |||
36 | Своеобразие композиции языка стихотворения «Железная дорога». | |||||
37 | Урок внеклассного чтения. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка». | |||||
16
| 24.12.-28.12. | 38 | Урок развития речи. Трёхсложные размеры стиха. | |||
39 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. | |||||
40 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Сказ «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант человека из народа. | |||||
17
| 10.01.-16.01. | 41 | Изображение представителей царской власти в сказе «Левша». Бесправие народа. Отношение автора к героям. | |||
42 | Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша». | |||||
43 | Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по теме «Лучшие качества русского народа». (По сказу Лескова «Левша») | |||||
18
| 17.01.-23.01. | 44 | Урок внеклассного чтения. Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». | |||
45 | А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе. | |||||
46 | Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов. Рассказы «Пересолил», «Лошадиная фамилия». | |||||
19
| 24.01.-30.01. | 47 | Природа в стихотворениях русских поэтов 19 века: Я. П. Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстого. | |||
Из литературы 20 века (30 ч.) | ||||||
1 | А. Грин «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью. | |||||
2 | Душевная красота главных героев в феерии А. Грина «Алые паруса». | |||||
20 | 31.01.-06.02. | 3 | А. Платонов. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». История создания сказки-были. | |||
4 | Прекрасное вокруг нас. Авторское отношение к героям в сказке-были «Неизвестный цветок». | |||||
5 | Урок внеклассного чтения. Рассказ А.Платонова «Корова». | |||||
21 | 07.02.-13.02. | 6 | М. Пришвин. Слово о писателе. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. | |||
7 | Тропа Насти. | |||||
8 | Тропа Митраши. | |||||
22
| 14.02.-20.02. | 9 | Урок развития речи. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | |||
10 | Урок развития речи. Сочинение - сравнительная характеристика Насти и Митраши. | |||||
11 | «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести. | |||||
23 | 11.02.-27.02. | 12 | Урок внеклассного чтения. Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…» | |||
13 | Стихотворения о Великой Отечественной войне. К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» | |||||
14 | Д. Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. | |||||
24
| 28.02.-06.03. | 15 | В. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта русской деревни в послевоенные годы. | |||
16 | Авторское отношение к героям. Нравственная проблематика произведения. Юмор в рассказе. | |||||
17 | Урок развития речи. Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой». | |||||
25 | 07.03.-13.03. | 18 | Урок внеклассного чтения. В.П. Астафьев. Рассказ «Монах в новых штанах». | |||
19 | В. Распутин. Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени. | |||||
20 | Нравственные проблемы рассказа В. Распутина «Уроки французского». | |||||
26 | 14.03.-20.03. | 21 | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. | |||
22 | Урок контроля. Классное сочинение на темы (по выбору): «Добро возвращается добром», «Истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки» (по рассказам В.Астафьева и В. Распутина) | |||||
23 | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Образ «странного» человека. | |||||
27 | 01.04.-07.04. | 24 | Урок внеклассного чтения. Рассказ В. Шукшина «Сельские жители». | |||
25 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе. | |||||
26 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. | |||||
28 | 08.04.-14.04. | 27 | Родная природа в русской поэзии 20 века. А. Блок. Слово о поэте. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном». | |||
28 | С. Есенин. Стихотворения «Мелколесье», «Пороша». | |||||
29 | А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие». | |||||
29
| 15.04.-21.04. | 30 | Н..М. Рубцов. Слово о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние». Тема родины в поэзии Рубцова. | |||
Из литературы народов России (2 ч.) | ||||||
1 | Габдулла Тукай. Слово о поэте «Родная деревня», «Книга» и др. Традиции, обычаи татарского народа. Великая роль книги в жизни человека. | |||||
2 | Кайсын Кулиев. Слово о поэте. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» Тема Родины и поэта. | |||||
Из зарубежной литературы (13 ч.) | ||||||
30 | 22.04.-28.04. | 1 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия» (шестой подвиг) | |||
2 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид» (двенадцатый подвиг) | |||||
3 | Геродот. Легенда об Арионе. Миф и реальность. | |||||
31 | 29.04.-05.04. | 4 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» - героическая поэма. Жизнь мифа в литературе. | |||
5 | Поэма «Одиссея». Испытания, выпавшие на долю героев. | |||||
6 | Урок внеклассного чтения. Мигель де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. | |||||
32 | 06.05.-12.05. | 7 | Урок внеклассного чтения. Дон Кихот - герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо Пансы. | |||
8 | И.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблема благородства, чести. | |||||
9 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | |||||
33 | 13.05.-19.05. | 10 | Урок внеклассного чтения. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. | |||
11 | Урок внеклассного чтения. Приёмы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе. | |||||
12 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча. | |||||
34 | 20.05.-26.05. | 13 | Маленький принц и его друзья. Вечные истины в сказке. | |||
| Повторение. (5 ч.) |
| ||||
1 | Повторение изученного материала за курс 6 класса (произведения и литературные герои). | |||||
2 | Повторение изученного материала (литературоведческие термины). | |||||
35 | 27.05.-31.05. | 3 | Урок контроля. Тестирование по изученному материалу за курс 6 класса. Подведение итогов года. Задания для летнего чтения. | |||
4 |
| Резервные урок. | ||||
5 | Резервный урок. | |||||
Итого количество часов: | ||||||
По программе | 105 | 73 | 4 | 28 | ||
Выполнено |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011 г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения. Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
Структура документа.
Рабочая программа включает в себя пять разделов: пояснительную записку; содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требование к уровню усвоения предмета; требования к оценке знаний учащихся; перечень литературы.
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цели и задачи учебного курса.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
На основе требований Государственного образовательного стандарта 2004г. предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенции.
Межпредметные связи.
В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявления литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.
Очень важны иллюстрации для понимания изучаемого текста художественных произведений. Художественные тексты во всех учебниках-хрестоматиях данной программы сопровождаются рисунками лучших художников-иллюстраторов. Очень важно, чтобы у школьников год от года накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских художниках, об их творчестве. Материалы о художниках, композиторах, литературоведах, философах, имена которых встречаются на страницах учебников-хрестоматий, ученики найдут в именных указателях и словарях, помещенных в конце учебной книги. Расширению представлений о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений послужат материалы о литературных местах, помещенные в учебниках и учебниках-хрестоматиях, в линии книг под общим заголовком «Читаем, думаем, спорим…».
Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно базисному учебному плану 2004 года (утверждён Приказом Министерства образования России №1312 от 09.03.2004г.) на изучение литературы в 6 классе отводится 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю). В 2012 – 2013 учебном году на изучение литературы в 5 классе добавили ещё 1 час (часы компонента регионального и образовательного учреждения) с целью повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, обогащения словарного запаса, более прочного усвоения программы. Итого на изучение литературы в 6 классе отводится 105 часов (из расчёта 3 часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.
Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфа к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению. Именно поэтому в учебники-хрестоматии включены рубрики о художественном чтении.
Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи), особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи. В учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т.п.). В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и т.д.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы. Является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Об изменениях, внесённых в программу по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.
№ | Изменения | Основание |
1. | В связи с отсутствием в программе традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся» введены уроки по подготовке, написанию сочинений по творчеству поэтов и писателей. | Соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта образования (утверждён Приказом Министерства образования России №1089 от 05.03.2004 г.). |
2. | Добавлено 2 часа в раздел «Из русской литературы 20 века». | |
3. | Добавлен 1 час в раздел «Из зарубежной литературы». | |
4. | Добавлено 2 часа в раздел «Повторение». |
Формы организации учебного процесса по предмету.
Основной формой организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. Наряду с традиционным уроком применяются и другие формы учебных занятий: урок-беседа, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина, тесты.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, обучающее сочинение;
- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Содержание учебного предмета.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Общее кол-во часов | Формы организации учебных занятий | |||
Беседа | Вн.ч. | Р.р. | Урок контроля | |||
1 | Введение. | 1 ч. | 1 ч. | |||
2 | Устное народное творчество. | 4 ч. | 3 ч. | 1 ч. | ||
3 | Из древнерусской литературы. | 2 ч. | 2 ч. | |||
4 | Из русской литературы 18 века. | 1 ч. | 1 ч. |
| ||
5 | Из русской литературы 19 века. | 47 ч. | 29 ч. | 6 ч. | 10 ч. | 2 ч. |
6 | Из русской литературы 20 века. | 30 ч. | 22 ч. | 4 ч. | 3 ч. | 1 ч. |
7 | Из литературы народов России. | 2 ч. | 2 ч. | |||
8 | Из зарубежной литературы. | 13 ч. | 9 ч. | 4 ч. | ||
9 | Повторение. | 5 ч. | 4 ч. | 1 ч. | ||
| Итого | 105 ч. | 73 ч. | 14 ч. | 14 ч. | 4 ч. |
- Содержание тем учебного курса.
Введение (1 ч.)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество (4 ч.)
Обрядовый фольклор.
Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы (2 ч.)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из литературы 18 века (1 ч.)
Русские басни
И. И. Дмитриев. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Иван Андреевич Крылов.
Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Из русской литературы 19 века (47 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин.
Краткий рассказ о поэте.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Метель». Судьбоносное значение метели в жизни главных героев повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Краткий рассказ о поэте.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев.
Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев.
Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет.
Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов.
Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков.
Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов.
Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).
Из русской литературы 20 века (30 ч.)
Александр Степанович Грин.
Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Андрей Платонович Платонов.
Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Михаил Михайлович Пришвин.
Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев.
Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин.
Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному' герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин.
Слово о писателе.
Рассказы «Срезал», «Сельские жители». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
Фазиль Искандер.
Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок.
«Летний вечер», «О, как безумно за окном...».
С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».
А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Николай Михайлович Рубцов.
Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Из литературы народов России (обзор) (2 ч.)
Габдулла Тукай.
Слово о татарском поэте.
Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев.
Слово о балкарском поэте. Стихотворения: «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Из зарубежной литературы (13 ч.)
Мифы Древней Греции.
Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот.
«Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер.
Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель Сервантес Сааведра.
Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения).
Фридрих Шиллер.
Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме.
Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен.
«Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Повторение (5 ч.)
Повторение изученного материала за курс 6 класса. Контрольное тестирование. Выявление уровня подготовки учащихся.
- Требования к уровню усвоения предмета.
Учащиеся должны знать/понимать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное и творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, к жизни;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов: с изменением лица рассказчика и др.);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма; журналы, автобиографии и т.п.;
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
- участие в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, формирования культуры межнациональных отношений.
- Требования к оценке знаний учащихся.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.
4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В связи с этим:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Оценка сочинений:
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка. | Содержание и речь. | Грамотность. |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. | Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. | Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от тем. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
- Перечень литературы.
Учебно-методический комплект.
Учебник | Учебные пособия | Методические пособия |
Полухина В.П. и др. Литература. 6 кл. Учеб. В 2 ч. / под ред. В.Я. Коровиной. – М.: просвещение, 2008 г. | Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл.- М.: Просвещение, 2008 г. | Полухина В.П. и др. Литература: 6 кл.: Метод. советы. / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008 г. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 6 классе: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 2008 г. |
Для учащихся:
- Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.
- Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. – СПб.: Просвещение, 2004.
- Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. – СПб.: Просвещение, 2006. – 70 с.
- Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. – М.: Просвещение, 2005. – 350 с.
- Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2006. – 340 с.
Для учителя:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 280 с.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. – М.: Вербум, 2004. – 120 с.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 118 с.
- Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. – М.: Просвещение, 2005,120 с.
- Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. – М.: Эксмо, 2009. – 90 с.
- Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 80 с.
- Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2000. – 305 с.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, учебно-наглядные пособия (таблицы), учебные диски (аудиокниги), учебные фильмы, кинофильмы, организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина
Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...
Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина
рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое пл...
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:...