В.Распутин «Живи и помни». «Все ли спишет война?» Нравственные проблемы повести.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Пискунова Елена Николаевна

Комбинированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В.Распутин. "Живи и помни".24.98 КБ

Предварительный просмотр:

В.Распутин «Живи и помни». «Все ли спишет война?»

Нравственные проблемы повести.

Урок- комбинированный.

Цели:

Воспитательные: познакомить с духовными ценностями человеческой жизни, наметить нравственные ориентиры на примере повести; развитие в ученике нравственности, патриотизма, интереса к истории страны, активной жизненной позиции.

Образовательные: познакомить с повестью,  способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно-филосовских проблем; сопоставить проблемы произведения с проблемами духовными.

Развивающие:  способствовать развитию логического мышления, интеллектуального развития, навыков связной устной речи, навыков выразительного чтения, внимания, памяти.

Ход  урока:

Настена читает (стр. 290-291 конец повести) Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить…

У: Мы приступили к изучению произведения В.Распутина «Живи  помни».

1.Какие события описаны в повести?

У:За время войны погибло 27 мил. человек, 40%-мирное население, погибшее в концлагерях. Страшная цифра! Не было в стране семьи, которая не пострадала бы во время войны. Война искалечила души людей. Порой совершались тяжкие проступки, многих прощали.

2. А все ли можно оправдать войной? Все ли война спишет?

Эту проблему мы попытаемся решить

У: Повесть «Живи и помни» написана в 1974г., в 1977г она удостоена Государственной  премии. Автор вспоминает об истории создания повести: «Через деревню вели страшного человека, пойманного в лесу. Это был дезертир. И однажды мелькнула мысль: как бы к такому отнеслась жена?

3. Какие главные нравственные ценности должны быть у героев Распутина?(добро, честь совесть, справедливость)

У: 41!Июнь!

Год и месяц борьбы всенародной,

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя

Поднималась страна

И на фронт уходила пофронтно

У:На фронт ушел и Андрей Гуськов.

4. Расскажите, с чего начинаются события повести?

Как воевал Андрей Гуськов?

Ответ: До войны имел семью, избу, был мобилизован на фронт. Среди разведчиков считался надежным, брали в пару, воевал как все: не лучше, не хуже.

5. Почему стал дезертиром?

Ответ: Стал виден конец войны, страшно стало, что не доживет до победы, после госпиталя поехал домой.

6. Как он шел, с какими чувствами?

Ответ: «Сказать нечего даже самому себе. Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось, перевернулось. По дороге прятался, осторожничал, озирался.»

7. Почему именно такой выбор сделал Андрей Гуськов?

8. Можно ли это назвать преступлением?

9. Что почувствовал, когда дошел?

Ответ: Никаких чувств не испытал, не в состоянии был испытать, в бане упал, как мертвец.

Инсценировка первой встречи Настены и Андрея в костюмах(гл. 3, начало).

10. Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

У: Ей приходится скрываться от людей, она делает все, чтобы спасти его. Она любит, и результат любви-дитя.

11. Долгожданное счастье или позор этот ребенок?

Ответ: Муж на войне, жена гуляет, от Настены отвернулись все.

У: Детально, обстоятельно Распутин исследует характер преступления.

12.  Чем оправдывается Гуськов, кого хочет успокоить?

Вывод: Себя, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, а на него он не способен.

У: Гуськов противопоставляет себя миру, постепенно теряя человеческие качества.

13. Почему пакостит людям и как?
У: Его не видят, но подозревают, что он есть.

14. Что чувствует, когда наблюдает за деревней и отцом?

Ответ: «Так изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот прищел – и душа пустая…Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь понимаешь, что сюда хода нет.»

У: Связь с односельчанами поравана, он идет по земле, на которой когда-то работал, надеясь, что земля вспомнит.

15.  Принимает ли его природа?

Ответ: Нет, нарущил нравственные законы природы. Он разрушает природу и ее продолжение жизни.

16. Сколько убийств в повести?

Ответ: 2 сцены убийства (гл. 8,15).

17. Как ведет себя Гуськов в сценах убийства животных?(учащиеся наизусть читают отрывки)

а) косули

б) теленка

в) встреча с волком

Вывод(1 ученик): Косулю не добивает, а смотрит, как умирает. Он заглянул животному в глаза, желая увидеть приближение смерти, а увидел свое отражение. Для животного он и был той самой смертью.

2 ученик: Теленка убивает Первого мая, не потому,  что хочет есть, а от злобы на людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, не прячась, и злость переходит в ярость.

18. Как ведут себя человек и теленок в этом эпизоде?

Ответ: Гуськов озверел, корова закричала. Корова ведет себя, как человек, а человек, как животное. В начале эпизода автор называет героя по имени, потом по фамилии, а в момент убийства- человек.

У: Автор забирает у него принадлежность человеку-имя.

19. Выстройте цепочку превращения человека в животное.

Ответ: Обида-ложь-страх-предательство-преступление-нравственная деградация-гибель души.

20. Кто виноват в том, что Андрей оказался в таком положении? Кого он сам обвиняет?

Ответ: Война, судьба. Он не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, война проклятая!»

21. Задумывается ли он о том, какие страдания приносит родным?

22. Что можно сказать о семье Андрея Гуськова?

Ответ: Отец мягкий, поддерживает во всем Настену, добросовестно работает.

23. Как ведет себя после того, как догадался, что сын вернулся?

Инсценировка главы 20, стр. 278. Диалог с Настеной.

Ответ: Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствует вину за поступок сына.

24. Чувствует ли мать близость сына?

Ответ: Мать не допускала мысли, что сын вернется иначе, чем герой.

У: Итак, Андрей противопоставил себя природе, односельчанам, родным. Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея писалась повесть, а ради того, чтобы  показать как меняется человек под воздействием нравственных переживаний.

25.  Могла ли Настена не помочь Андрею? Оттолкнуть его?

Ответ: Настена была настроена решительно, она будет помогать, свою судьбу не отделит от судьбы мужа. Думала только о том, где взять силу, которая поможет вернуть его. Чувствовала себя одинокой.

26. Что мы узнали о Настене?

Ответ: Настена была с верхней Ангары, мать умерла. После этого она стала спускаться с сестренкой по Ангаре, ей тогда было 16, а сестре 8. К осени дошла до Рютина. С Андреем познакомилась, когда он вез горючее в соседнюю деревню.

26. Почему обвиняет себя в том, что муж дезертир?

28. Вспомним сцену возвращения Максима Вологжина и день окончания войны. Что тогда чувствовала Настена?

Ответ: Одинока, недостойна быть с ним. Вынуждена себе доказывать, что может радоваться со всеми возвращению. Но нет предела человеческим страданиям.  Еще одно испытание-ребенок.

29. Ребенок- это долгожданное счастье или позор?

30. Почему это испытание?

Не может ни с кем поделиться, муж на фронте.

У: И тогда приходит мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше этой жизни.»

31. С какими мыслями она отправляется к Андрею в свой последний путь?

Ответ: Андрея выследили, пытается предупредить.

32.  О чем думает перед смертью?

Ответ: Стыдно перед людьми, собой, устала. Крик М. Вологжина «Настена, стой, не смей»- это крик самого автора.

33. Почему решилась на самоубийство?

У: Самопожертвование привело в тупик, выхода нет.

34. Как вы думаете, Андрей, решившись на такой поступок, был бы прощен людьми?

35. Можно ли списать все на войну?

Вывод учителя: Нет, человек рождается, чтобы жить, любить, творить, быть счастливым. Но если уже война началась, то судьба Родины и человека едины.

У:Изначально Распутин задумывал другой финал: Андрей, устыдившись суда Настены, покончил с собой. Почему же Распутин поменял финал?

У: Показать ответственность за свою жизнь перед собой, людьми.

36. Когда произносилось слово «живи»?

Ответ: Больше всего это слова произносила Надя, оставшаяся вдовой с 3 детьми. (стр. 163)

37: Смысл названия повести?

Ответ: Человек должен жить и помнить: слишком много несчастных, дорогой ценой завоеван мир,а раз живешь, то обязан быть счастливым. Живи и помни: о долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за поступки, будь совестлив, а главное - в годы трудных испытаний будь с народом, страной.

Заключительные слова учителя: Пока Андрей жив, он должен помнить, что случилось с Настеной, с их неродившимся ребенком. Писатель обращается и к нам.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."

Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина.  К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...

Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"

Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Нравственный смысл повести В.Распутина "Живи и помни"""

Презентация-сопровождение урока по повести В.Распутина "Живи и помни" содержит материал о жизни и творчестве писателя, представляет содержание повести (цитаты, иллюстрации), организует беседу по произ...

"Нравственный закон, которым держится жизнь" (по повести В.Распутина "Живи и помни")

Конспект урока для внеклассного чтения  с индивидуальной работой в опорных картах учащихся....

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

В. Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни». Конспект урока

В. Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни». Конспект урока...