В.Распутин «Живи и помни». «Все ли спишет война?» Нравственные проблемы повести.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
В.Распутин «Живи и помни». «Все ли спишет война?»
Нравственные проблемы повести.
Урок- комбинированный.
Цели:
Воспитательные: познакомить с духовными ценностями человеческой жизни, наметить нравственные ориентиры на примере повести; развитие в ученике нравственности, патриотизма, интереса к истории страны, активной жизненной позиции.
Образовательные: познакомить с повестью, способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно-филосовских проблем; сопоставить проблемы произведения с проблемами духовными.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, интеллектуального развития, навыков связной устной речи, навыков выразительного чтения, внимания, памяти.
Ход урока:
Настена читает (стр. 290-291 конец повести) Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить…
У: Мы приступили к изучению произведения В.Распутина «Живи помни».
1.Какие события описаны в повести?
У:За время войны погибло 27 мил. человек, 40%-мирное население, погибшее в концлагерях. Страшная цифра! Не было в стране семьи, которая не пострадала бы во время войны. Война искалечила души людей. Порой совершались тяжкие проступки, многих прощали.
2. А все ли можно оправдать войной? Все ли война спишет?
Эту проблему мы попытаемся решить
У: Повесть «Живи и помни» написана в 1974г., в 1977г она удостоена Государственной премии. Автор вспоминает об истории создания повести: «Через деревню вели страшного человека, пойманного в лесу. Это был дезертир. И однажды мелькнула мысль: как бы к такому отнеслась жена?
3. Какие главные нравственные ценности должны быть у героев Распутина?(добро, честь совесть, справедливость)
У: 41!Июнь!
Год и месяц борьбы всенародной,
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя
Поднималась страна
И на фронт уходила пофронтно
У:На фронт ушел и Андрей Гуськов.
4. Расскажите, с чего начинаются события повести?
Как воевал Андрей Гуськов?
Ответ: До войны имел семью, избу, был мобилизован на фронт. Среди разведчиков считался надежным, брали в пару, воевал как все: не лучше, не хуже.
5. Почему стал дезертиром?
Ответ: Стал виден конец войны, страшно стало, что не доживет до победы, после госпиталя поехал домой.
6. Как он шел, с какими чувствами?
Ответ: «Сказать нечего даже самому себе. Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось, перевернулось. По дороге прятался, осторожничал, озирался.»
7. Почему именно такой выбор сделал Андрей Гуськов?
8. Можно ли это назвать преступлением?
9. Что почувствовал, когда дошел?
Ответ: Никаких чувств не испытал, не в состоянии был испытать, в бане упал, как мертвец.
Инсценировка первой встречи Настены и Андрея в костюмах(гл. 3, начало).
10. Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?
У: Ей приходится скрываться от людей, она делает все, чтобы спасти его. Она любит, и результат любви-дитя.
11. Долгожданное счастье или позор этот ребенок?
Ответ: Муж на войне, жена гуляет, от Настены отвернулись все.
У: Детально, обстоятельно Распутин исследует характер преступления.
12. Чем оправдывается Гуськов, кого хочет успокоить?
Вывод: Себя, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, а на него он не способен.
У: Гуськов противопоставляет себя миру, постепенно теряя человеческие качества.
13. Почему пакостит людям и как?
У: Его не видят, но подозревают, что он есть.
14. Что чувствует, когда наблюдает за деревней и отцом?
Ответ: «Так изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот прищел – и душа пустая…Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь понимаешь, что сюда хода нет.»
У: Связь с односельчанами поравана, он идет по земле, на которой когда-то работал, надеясь, что земля вспомнит.
15. Принимает ли его природа?
Ответ: Нет, нарущил нравственные законы природы. Он разрушает природу и ее продолжение жизни.
16. Сколько убийств в повести?
Ответ: 2 сцены убийства (гл. 8,15).
17. Как ведет себя Гуськов в сценах убийства животных?(учащиеся наизусть читают отрывки)
а) косули
б) теленка
в) встреча с волком
Вывод(1 ученик): Косулю не добивает, а смотрит, как умирает. Он заглянул животному в глаза, желая увидеть приближение смерти, а увидел свое отражение. Для животного он и был той самой смертью.
2 ученик: Теленка убивает Первого мая, не потому, что хочет есть, а от злобы на людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, не прячась, и злость переходит в ярость.
18. Как ведут себя человек и теленок в этом эпизоде?
Ответ: Гуськов озверел, корова закричала. Корова ведет себя, как человек, а человек, как животное. В начале эпизода автор называет героя по имени, потом по фамилии, а в момент убийства- человек.
У: Автор забирает у него принадлежность человеку-имя.
19. Выстройте цепочку превращения человека в животное.
Ответ: Обида-ложь-страх-предательство-преступление-нравственная деградация-гибель души.
20. Кто виноват в том, что Андрей оказался в таком положении? Кого он сам обвиняет?
Ответ: Война, судьба. Он не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, война проклятая!»
21. Задумывается ли он о том, какие страдания приносит родным?
22. Что можно сказать о семье Андрея Гуськова?
Ответ: Отец мягкий, поддерживает во всем Настену, добросовестно работает.
23. Как ведет себя после того, как догадался, что сын вернулся?
Инсценировка главы 20, стр. 278. Диалог с Настеной.
Ответ: Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствует вину за поступок сына.
24. Чувствует ли мать близость сына?
Ответ: Мать не допускала мысли, что сын вернется иначе, чем герой.
У: Итак, Андрей противопоставил себя природе, односельчанам, родным. Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея писалась повесть, а ради того, чтобы показать как меняется человек под воздействием нравственных переживаний.
25. Могла ли Настена не помочь Андрею? Оттолкнуть его?
Ответ: Настена была настроена решительно, она будет помогать, свою судьбу не отделит от судьбы мужа. Думала только о том, где взять силу, которая поможет вернуть его. Чувствовала себя одинокой.
26. Что мы узнали о Настене?
Ответ: Настена была с верхней Ангары, мать умерла. После этого она стала спускаться с сестренкой по Ангаре, ей тогда было 16, а сестре 8. К осени дошла до Рютина. С Андреем познакомилась, когда он вез горючее в соседнюю деревню.
26. Почему обвиняет себя в том, что муж дезертир?
28. Вспомним сцену возвращения Максима Вологжина и день окончания войны. Что тогда чувствовала Настена?
Ответ: Одинока, недостойна быть с ним. Вынуждена себе доказывать, что может радоваться со всеми возвращению. Но нет предела человеческим страданиям. Еще одно испытание-ребенок.
29. Ребенок- это долгожданное счастье или позор?
30. Почему это испытание?
Не может ни с кем поделиться, муж на фронте.
У: И тогда приходит мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше этой жизни.»
31. С какими мыслями она отправляется к Андрею в свой последний путь?
Ответ: Андрея выследили, пытается предупредить.
32. О чем думает перед смертью?
Ответ: Стыдно перед людьми, собой, устала. Крик М. Вологжина «Настена, стой, не смей»- это крик самого автора.
33. Почему решилась на самоубийство?
У: Самопожертвование привело в тупик, выхода нет.
34. Как вы думаете, Андрей, решившись на такой поступок, был бы прощен людьми?
35. Можно ли списать все на войну?
Вывод учителя: Нет, человек рождается, чтобы жить, любить, творить, быть счастливым. Но если уже война началась, то судьба Родины и человека едины.
У:Изначально Распутин задумывал другой финал: Андрей, устыдившись суда Настены, покончил с собой. Почему же Распутин поменял финал?
У: Показать ответственность за свою жизнь перед собой, людьми.
36. Когда произносилось слово «живи»?
Ответ: Больше всего это слова произносила Надя, оставшаяся вдовой с 3 детьми. (стр. 163)
37: Смысл названия повести?
Ответ: Человек должен жить и помнить: слишком много несчастных, дорогой ценой завоеван мир,а раз живешь, то обязан быть счастливым. Живи и помни: о долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за поступки, будь совестлив, а главное - в годы трудных испытаний будь с народом, страной.
Заключительные слова учителя: Пока Андрей жив, он должен помнить, что случилось с Настеной, с их неродившимся ребенком. Писатель обращается и к нам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."
Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина. К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...
Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"
Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Нравственный смысл повести В.Распутина "Живи и помни"""
Презентация-сопровождение урока по повести В.Распутина "Живи и помни" содержит материал о жизни и творчестве писателя, представляет содержание повести (цитаты, иллюстрации), организует беседу по произ...
"Нравственный закон, которым держится жизнь" (по повести В.Распутина "Живи и помни")
Конспект урока для внеклассного чтения с индивидуальной работой в опорных картах учащихся....
Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)
В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Нравственное прозрение по повести В. Распутина "Живи и помни"
Открытый урок в 11 классе ко Дню школы....
В. Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни». Конспект урока
В. Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни». Конспект урока...
- Мне нравится (1)