Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Файзетдинова Миннур Гарафутдиновна

Рабочая программа рассчитана на 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkoy_literature-_8_kl.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО  учителей филолого-гуманитарного цикла МБОУ « Сиренькинская СОШ»

Галиаскарова Г.А..

Протокол № _1__ от «_27_»

_августа 2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ « Сиренькинская  СОШ»

Максимова М.Н.

 «_31_»_августа_2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ « Сиренькинская СОШ» Файзетдинов Т.М..

         Приказ №138__от

         «1 »_сентября 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога

Файзетдиновой М. Г.

первой квалификационной категории

по русской литературе в 8 классе

                                                                                                                               Рассмотрено на заседании

                                                                                                                               педагогического совета

                                                                                                                           протокол № 1 от «29»августа 2012

2012-2013 учебный год

                                                                                                                     1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Настоящая  программа «Русская литература в 8 классе» составлена на основе следующих  нормативных документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.;
  2.  Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан №4154/12 от 09.07.2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования
  3. Примерная программа основного общего  и среднего (полного) образования по  литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010)
  4.   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"
  5. Общеобразовательная программа МБОУ «Сиренькинская СОШ» ;
  6. Учебный план МБОУ «Сиренькинская  СОШ» на 2012-2013 уч.г.;
  7. Положение «О рабочих программах» МБОУ«Сиренькинская СОШ», утвержденное приказом МБОУ «Сиренькинская  СОШ » от 29.08.2011г.  №80;

                     В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5-9 и 10-11 классы), что соответствует ступени основной средней и полной средней школы, как это предусматривается в законе «Об образовании». Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

  Общая характеристика учебного предмета 

Под литературным образованием принимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать. В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный. Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.Изучение литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка. воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.

           Основой изучения  литературы  остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем,  8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.

          Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

         Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

Цели и задачи:

В соответствии с этим изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

. воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

 . развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

 . овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.       Задачи литературного образования определены его целями и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

-формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

-осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

-формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.

Важнейшими умениями в 8 классе являются следующие:

-умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  1. выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  2. осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  3. умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  4. умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  5. умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  6. умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

—умениеобъяснятьрольхудожественныхособенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  1. умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  2. умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  3. умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  4. умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Количество часов: на изучение курса отводится 70 часов из расчета 2часа в неделю. Программа рассчитана на 70 часов,( 2 часа в неделю) в том числе: 4 часа развития речи, 4 часа внеклассного чтения. Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

                                                     

                                       Учебно-тематическое планирование.

Разделы

Количество часов

Введение

1

Из устного народного творчества


 2

Из древнерусской литературы

2

Из литературы XVIII  века

4

Из литературы  XIX  века

37

Из литературы XXвека

18

Зарубежная литература

4

Итоговый урок

2

Итого:

70 часов

 

                         

                                 

                          СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений,

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы XVIII века

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из литературы XIX века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «.Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мойгений»: Е. А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...». А.А. Дельвиг.   «Русская песня» ( «Соловей мой, соловей...»).

Н.М. Языков. «Пловец ».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.«Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпиче-ская поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века*:

Н.И. Гнедич. «Осень»;

П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П.Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф. Анненский.«Сентябрь», «Зимний романс» и др.

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из  литературы XX века

М.Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М- Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси ».

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.

О  серьезном  —  с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи. «Сбои и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Б.Л. Пастернак

Краткие сведения о поэте. «Мне кажется, я подберу слова. ..»: тема поэта и поэзии, труд и творчество; традиции и новаторство в раскрытии темы; целостная характеристика стихотворения.

Теория литературы: традиция и новаторство.

Развитие речи: выразительное чтение.

Д.Б. Кедрин

Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть — основные мотивы стихотворения. Художественная идея.

Теория литературы: баллада (расширение представлений о жанре), символ, многоплановость, подтекст.

Развитие речи: составление тезисов, письменная формулировка выводов.

Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

А.Грин

Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.

Теория литературы: романтическое движение в повести.

Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.

Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене.

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежное девочками простились...»;

Д .С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский.  «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» ("отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;

М. Д ж а л и л ь.  «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов.  «Журавли» и др.

А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников.  «Мнемало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «Послевьюги»;

М.В. Исаковский.  «Катюша»;

М.А. Светлов. «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский. «Слеги»;

Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля...»;

B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Э.Т.А. Гофман

Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».

Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана в музыке П.И. Чайковского и современном мультипликационном искусстве.

Дж. Г. Байрон

Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России.

 

Учебно-методическое и программное обеспечение

1.Для ученика

1. «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор- составитель Г.С.Меркин / Москва, «Русское слово», 2009 г.

      2.Учебник «Литература 8 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В трёх частях/ Издательство «Русское   слово», Москва, 2010 г.

 

 2. Для учителя .Основная литература

1. «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор- составитель Г.С.Меркин / Москва, «Русское слово», 2009 г.

      2.Учебник «Литература 8 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В трёх частях/ Издательство «Русское   слово», Москва, 2010 г. 

Дополнительная литература

     1.Турьянская Б.И.  Литература в   8 классе. Урок за уроком. -  Москва: Русское       слово, 2002.

2.Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

3.Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.

  4. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»/      Издательство « Айрис-пресс»,2008 г.

   5. Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе. 8 класс»/ Издательство «Вако», Москва. 2008 г

   6.Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004г

  




Тема урока

Кол-во

уроков

Тип урока

Теория литературы

Домашнее

задание

     Дата

план

факт

1

Введение.

Художественная

литература как искусство слова


 1


Вводный

урок

Литература и история, писатель и его роль в развитие литературного процесса, жанры и роды литературы

Записать тезисы

 статьи


01.09


2

УНТ.

 Народные песни

 1

Комбини-

рованный урок

Исторические песни, отличие исторической песни от  былины, песня-плач

С.5-8, читать

04.09

3

Периоды создания русских народных песен

1

 


Комбини-

рованный урок

Песня как жанр фольклора

С. 8-13

08.09

4

Из древнерусской литературы

Житиё Сергея Радонежского

1

 


Комбини-

рованный урок

 Житийская литература, сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы;  летописный свод

С.22-29

11.09

5

Житиё Александра Невского

1

Усвоение ЗУН

Житийская литература, сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы;  летописный свод

С.32-38

15.09

6

Из литературы 18 века

Г.Р. Державин и его творчество


1


Комбини-

рованный урок

Традиции класссицизма  в лирическом тексте, ода

Презентация,

С. 42-47


18.09


7

    Н.М. Карамзин и его      творчество

1

 


Усвоение

ЗУН

Сентиментализм

как литературное направление

С. 48-50

22.09

8

Н.М. Карамзин

« Бедная Лиза»

1


Комбини-

рованный

урок

Жанр сентиментальной повести

С.51-58

25.09

9

Н.М. Карамзин

«Бедная Лиза»

1


Контроль ЗУН

Жанр сентиментальной повести

С. 59-68

29.09

10

Из литературы 19 века

Вн\чт Поэты пушкинской поры

 1


Усвоение ЗУН

Баллада, элегия, дума, песня, романтизм

С. 74-79

02.10

11

В. А. Жуковский-

один из ярких представителей русского романтизма

1

 


Комбини-

рованный

урок

  Баллада, элегия, дума, песня, романтизм

С 80-89

06.10

12

К.Ф.Рылеев

 « Иван Сусанин»

1

 


Контроль ЗУН

Баллада, элегия, дума, песня, романтизм

С.90-96

09.10

13

А.С. Пушкин

« 19 октября»

 1

Усвоение  

ЗУН

Послание, песня, художествен-

но

выразительная роль

С. 109,выучить

отрывок

13.10


14

А.С. Пушкин

« Капитанская дочка»

1

Комбини-

рованный урок

Исторический роман

Чтение глав

16.10

15

А.С. Пушкин

« Капитанская дочка»2-3 глава

1

Комбини-

рованный

урок

Исторический

роман

Чтение глав

20.10

16

А. С. Пушкин

« Капитанская дочка» 6-8 глава

1  


Комбини-рованный урок

Понятие о художественном вымысле

Чтение глав

23.10

17

А.С.Пушкин

« Капитанская дочка»

Размышляем над прочитанным

1

 


Усвоение ЗУН

аллегория

Чтение глав

27.10

18

А.С. Пушкин

« Капитанская дочка»

9-11 глав

1

 


Комбини-рованный урок

Историческое лицо

портрет

Чтение глав,

 отв. на вопросы

30.10


19

А.С. Пушкин

« Капитанская дочка»

12-14 главы

1  

Комбини-

рованный урок

Чтение глав,

 отв. на вопросы


03.11


20

А.С. Пушкин

« Капитанская дочка»

Работа по всей повести

1

Комбини-рованный

урок

эпиграф

Чтение глав,

 отв. на вопросы


13.11


21

Р/р Сочинение по повести

 « Капитанская дочка»

1  

 Развитие речи

Дописать

сочинение

17.11


22

М.Ю. Лермонтов

 Поэма « Мцыри»

1  


Усвоение ЗУН

Тема, идея произведения

с. 237-244

20.11

23

« Однажды русский генерал…»

1  

Комбиниро-

ванный урок

Сюжет, фабула в поэме; лироэпическая поэма

С. 245-249

24.11

24

« Ты хочешь знать, что делал я на воле?»

 1

Комбиниро-

ванный урок

риторические фигуры

С. 251-269

27.11

25

Тема свободы в поэме

 « Мцыри»

  1

Комбиниро-ванный урок

экспрессия

С.270-272

01.12

26

Р\Р Сочинение по поэме « Мцыри»

М.Ю.Лермонтова

 1  

 Развитие речи

Дописать сочинение

04.12

27

Н. В. Гоголь и его творчество История и создание комедии « Ревизор»

1  

Комбиниро-

ванный

урок

Комедия, коллизия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка

Презентация,    с275-279

08.12

28

Разоблачение чиновничества в комедии «Ревизор»

1  

Комбиниро-ванный

урок

Своеобразие драматических произведений. Развитие понятий о юморе и сатире,

комический рассказ

Чтение комедии,

с.286-292

11.12


29

Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

  1

Комбиниро-

ванный урок

Своеобразие драматических произведений. Развитие понятий о юморе и сатире,

комический рассказ

Чтение комедии,

 с. 293-303

15.12


30

Чиновники на приёме у

 « Ревизора»

  1

Комбиниро-ванный

урок

роль смеха в комедии

Чтение комедии,

 с.305-315

18.12


31

Р\Р сочинение по комедии  « Ревизор»  « Как отражена тема коррупции в комедии»

  1

Контроль ЗУН


Подготовить

 реферат


22.12


32

Творческий путь Тургенева

 

1

Комбиниро-

ванный урок

Лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести

Презентация,

 с.3-4


25.12



33

Образ главной героини повести Ася»

 1

Комбиниро-

ванный урок

Чтение повести,

 вопросы

15.01


34

Мотив России в повести

 «Ася»

1  

Комбиниро-ванный


Элементы фабулы

Чтение повести,

с.40-48

19.01


35

Р\Р Отзыв  о повести «Ася»

 1

  Развитие речи

С.53,

индивид. задание

22.01



36

 Н.А. Некрасов в жизни и творчестве. « Тройка» , « Зеленый шум»

1

Комбиниро-ванный урок

Фольклорные приёмы в поэзии; песня;  

Лекция,

с. 59-60


26.01


37

Стихотворение

« Внимая ужасам войны»

1  

Усвоение новых знаний

Выразительные средства художественной речи:

эпитет, бессоюзие

Анализ

 поэтического

 текста

29.01



38

Творческий путь А.А. Фета

1

Усвоение ЗУН

Презентация,

с.69-73

02.02


39

Поэтический анализ текста

 «Учись у дуба- у берёзы»

1

Контроль ЗУН

 Доработать

 задание

05.02


40

Творческий путь Н.А. Островского

1  

Комбиниро-ванный

урок

Презентация,

с. 76


09.02


41

Сценическая история пьесы

  « Снегурочка »

 1

Усвоение новых знаний

Композиция пьесы

С.83-90,

 чтение пьесы


12.02


42

Художественная идея пьесы- сказки

1

Комбиниро-ванный

урок

Ответить на вопросы

 с.97-103

16.02

43

Жизненный путь

 Л.Н. Толстого

1

Усвоение

ЗУН

Трилогия

Составить план

 ответа

19.02


44

    Трилогия « Отрочество»

1

Комбиниро-ванный

урок

С.107-114,

чтение

23.02


45

Идейно-художественное своеобразие рассказа

 «После бала»

1

Усвоение новых знаний

Конфликты в рассказе

Чтение рассказа,

отв. на вопросы


26.02


46

В мире высказываний

Л.Н. Толстого

1

Контроль

ЗУН

 Высказывания

 подготовить ответ

02.03

47

Литература 20 века


Максим Горький в жизни и в творчестве

1

Урок совершенствования ЗУН

Традиции романтизма. Жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ

 Презентация

с.138-150


05.03


48

Рассказ « Макар Чудра»

1

Комбиниро-

ванный урок

Чтение рассказа,

 в.1-5


09.03


49

Вн\чт   Рассказ « Мой спутник»

1

Комбиниро-

ванный урок

Художественные особенности

рассказа

Чтение рассказа,

с180


12.03


50

Р\р « Герои ранних рассказов»

1

Развитие речи

Дописать

 сочинение

16.03


51

Тематика поэзии В.В. Маяковского

1


Комбиниро-

ванный урок

 Неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении

C182-190,

Подготовить

реферат 


19.03



52

Художественный мир  Н.А. Теффи

1

Усвоение ЗУН

Элементы поучительности в рассказе

С191-196,

 отв. на в.197


23.03


53

М.М. Зощенко

 « Обезьяний язык»

1

Комбиниро-

ванный урок

 Литературный анекдот, юмор, ирония, сарказм

Подготовить

анализ

 языковых средств 

02.04

54

Н.А. Заболоцкий

 « Я не ищу гармонии в природе»

1

Комбиниро-ванный

урок

Поэт труда, красоты , духовности


Учить стих-

ние

04.04


55

М.С. Исаковский

« Катюша», «Враги сожгли родную хату»

1

Усвоение ЗУН

Учить стих-

ние

06.04

56

Вн\чт.  Литературный вечер « Музы не молчали» литературный вечер «Музы не молчали» по произведениям:

А.А. Ахматова. «Нежное девочками простились...»;Д .С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;К.М. Симонов. «Жди меня»;О.Ф. Берггольц. «Памятизащитников»;

М. Д ж а л и л ь.  «Мои песни», «Дуб»;

Р.Г. Гамзатов.  «Журавли» и др.

1

Внеклассное чтение

Выучить песню

09.04

57

А. Т. Твардовский

Страницы жизни

1

  Усвоение ЗУН

Презентация,

с.231-236


13.04


58

Поэма « За далью- даль»

1

Комбини-рованный

урок

Стихотворный размер

Чтение поэмы

16.04

59-60

В.П.Астафьев

Рассказ « Фотография, на которой меня нет»

2

 

Комбини-рованный урок

Художественные отступления

Чтение рассказа

20.04

23.04

61-62

Жизнь и творчество  В. Г. Распутина Рассказ

« Уроки французского»

1



Усвоение  новых знаний

Развитие представлений о типах рассказчика в художественной

прозе

Презентация,

с.273-276 Чтение рассказа,

в.303

27.04

30.04


63

Вн\чт Рассказ В Белова «Лоскутное одеяло»

1

Интегрированный урок



04.05



64

Урок-диспут « Уроки жизни»


    1

Урок-диспут

С. 303 в.4

07.05

65

 Из зарубежной литературы

Трагедия У. Шекспира

« Ромео и Джульетта»

    1

Комбини-

рованный урок

Трагедия

( основные признаки жанра)

Чтение трагедии.

С 309

11.05

66

М. Сервантес

 Роман « Дон  Кихот» 

1

Комбинированый урок

Роман, романный герой

Чтение

фрагмента

14.05


67

Э.Т.А. Гофман

Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».

1

Лекция учителя.Урок изучения новой темы

Театральная лексика. Жанр, деталь, речевая характеристика, связь с другими видами искусств

Анализ сказки, сопоставление с другими сказками.

18.05

68

Дж. Г. Байрон

Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского»)

1

Лекция учителя. Урок изучения новой темы

Эпизод сюжет . персонажи Дж. Г. Байрон в России

Анализ 1 из прочитанных стихотворений

21.05

69

Контрольное тестирование

1

Контроль ЗУН

25.05

70

Итоговый урок. Что читать летом? Рекомендации на лето.


1

Повторение изученного

28.05

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...