Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа рассчитана на 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkoy_literature-6_kl.docx | 72.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сиренькинская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО учителей филолого-гуманитарного цикла МБОУ « Сиренькинская СОШ» Галиаскарова Г.А.. Протокол № 1 от«27»августа 2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ « Сиренькинская СОШ» Максимова М.Н. «_31_»_августа 2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ « Сиренькинская СОШ» Файзетдинов Т.М.. Приказ № 138 от «1» сентября 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога
Файзетдиновой М. Г.
первой квалификационной категории
по русской литературе в 6 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «29» августа 2012 г
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан №4154/12 от 09.07.2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования
- примерной программы основного общего по литературе 2004 года и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО « ТИД«Русское слово - РС»,2008.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"
- на основе образовательной программы МБОУ « Сиренькинская СОШ»;
- базисного плана РТ и учебного плана МБОУ «Сиренькинская СОШ»;
-школьного Положения « О рабочих программах», утвержденного приказом МБОУ «Сиренькинская СОШ» от 29.08.2011г. №80;
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- . воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- . развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- . освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- . овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; - умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Программа рассчитана на 70 часов учебного времени (из расчета 2 учебных часа в неделю), в т.ч. количество часов для проведения письменных контрольных работ – 6: из них классных сочинений – 5.
Учебно-тематическое планирование.
Разделы | Количество часов |
Введение | 1 |
Греческая мифология | 3 |
Из устного народного творчества | 6 |
Из древнерусской литературы | 2 |
Из литературы XVIII века | 1 |
Из литературы XIX века | 24 |
Из литературы XXвека | 14 |
Зарубежная литература | 10 |
Итоговый урок | 1 |
Уроки развития речи | 5 + 1к\т |
Уроки внеклассного чтения | 2 |
Итого: | 70 часов |
Содержание программы учебного курса
Введение (1ч.)
Гимн о книге.Книга и ее роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, Татр, кино).Развитие умений работы с учебником литературы (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т. д.).
Из греческой мифологии (3 ч.)
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Дедал и Икар», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познавать мир и реализовать свою мечту. Теория литературы: мифологический сюжет.Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
Из устного народного творчества (6 ч.)
Предания. Знаменитый полководец. Суворовские внуки.Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.Теория литературы: предания, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино, .Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности
Из древнерусской литературы (2ч.)
«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). нравственная проблематика житийной литературы.Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Из литературы XVIII века (1 ч.)
М.В. Ломоносов Годы учения. Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония – основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.Развитие речи: выразительное чтение.
Из литературы XIX века (25 ч.) В.А. Жуковский
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»:фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. Пушкин
Лицей в жизни и творчестве биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
М.Ю. Лермонтов Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Н.В. Гоголь
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
И.С. Тургенев
Тема любви в лирике: «В дороге», «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказа «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Н.А. Некрасов
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60-70-е годы. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихотворения: В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.Теория литературы: трехсложный размер стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Л.Н. Толстой
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье4 главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).Теория литературы: автобиографическая проза.Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
В.Г. Короленко
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»; проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Система образов. Авторское отношение к героям.Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы…»
А.П. Чехов
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская – написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Из литературы XX века (15 ч.)
И.А. Бунин
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
А.И. Куприн
Детские годы писателя. Повесть « Белый пудель», рассказ «Тапер». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытияРазвитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
С.А. Есенин
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа – один из основных образов С.А. Есенина.Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения. Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок. «Там неба осветленный край…», «Снег да снег…»
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов – по выбору.
М.М. Пришвин
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование..
Н.М. Рубцов
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Из поэзии о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению
Из зарубежной литературы (10 ч.)
М.Твен .Краткие сведения о писателе и о его произведениях. « Приключения Гекльберри Финна»
О. ГенриКраткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве – с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица.
Дж. ЛондонКраткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.Формы и средства контроля
Г.Х. Андерсен. Краткие сведения о сказочнике Сказка. « Чайник» и другие сказки. Взаимодействие с другими видами искусств: фильмы по мотивам сказок Андерсена.
Учебно-методические и программное обеспечение
Для учителя:
Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Автор-составитель Г.С. Меркин - 6-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО « ТИД«Русское слово - РС»,2008.
Для учащихся:
1. Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Автор-составитель Г.С. Меркин - 6-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
Дополнительная литература для учителя:
Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
Русская литература 18 века./С. В. Сергушева. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя/ Агапова И. А., Давыдова М.А. М.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | ТЕМА УРОКА | Кол-во | Тип урока | Теория литературы | Развитие речи | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
1 | ВВЕДЕНИЕ. Гимн о книге Книга и ее роль в жизни человека. | 1 | Совершенствование ЗУН | Пословицы и поговорки , высказывания писателей и поэтов о книге. | Прочитать раздел и выучить стихотворение | 05.09 | ||
ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ 3 | ||||||||
2-3 | Мифы о героях. «Герои». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать мечту. Миф «Прометей». Подвиг во имя народа. | 2 | Комбинированный урок | Мифологический сюжет. предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке | Чтение и различные виды пересказа, дискуссия Изложение с элементами сочинения.. | Чтение мифа стр 13-17. | 07.09-12.09 | |
4 | «Яблоки Гесперид» - двенадцатый подвиг Геракла. | 1 | Урок изучения нового произведения | Миф. Мифология. | чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения | Ответить на вопросы учебника № 6-8 | 14.09 | |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 6 | ||||||||
5 | Из славянской мифологии. Встреча Ильма и Святогора. | 1 | Совершенствование ЗУН | Предание. Легенда. Миф. былина | Пересказ содержания, описание героев мифа. | Вспомнить русские былины и их героев. Подготовиться к пересказу их содержания. | 19.09 | |
6 | Былички и бывальщины | 1 | Урок обощения и систематизации ЗУН | Былины, былички и бывальщины | Составить такого жанра произведение | Составить такого жанра произведение | 21.09 | |
7-8 | Предания. Знаменитый полководец, суворовские внуки. | 2 | Изучение новой темы | Предания . портрет | Связные устные ответы , пересказ отрывков. | Индивидуальное задание « Кто такой Суворов?» | 26.09 28.09 | |
9-10 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности. Народные представления о добре и зле. | 2 | Изучение новой темы | Структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. | Сказывание сказки, сочинение сказки. Беседа по вопросам. | Подготовиться к сжатому пересказу | 03.10- 0510 | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 | ||||||||
11 | Сказание о белгородских колодцах». Отражение в произведении истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха | 1 | Изучение новой темы | Сказание. Поучение. | Различные виды пересказа, простой план. Беседа по вопросам. | Стр81, ответить на вопросы. Индив задание « Что я знаю с истории об описываемых событиях» | 10.10 | |
12 | Отражение истории Древней Руси в «Повести о разорении Рязани Батыем». | 1 | Изучение новой темы | Древнерусская повесть. Автор и герой. | 12.10 | |||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА 1 | ||||||||
13 | М.В.Ломоносов. Годы учения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта. | Совершенствование ЗУН | стихосложение Иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение | Выразительное чтение. | Рассказ- сообщение о писателе и ученом | 17.10 | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА | ||||||||
В.А.ЖУКОВСКИЙ 2 | ||||||||
14 | Личность В.А.Жуковского. Краткие сведения о писателе. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. | 1 | Совершенствование ЗУН | Баллада. Реальное, фантастическое. Фабула. | Выразительное чтение и сопоставление с другими известными балладами поэта | Иллюстрация к балладе, подготовиться выраз читать | 19.10 | |
15 | Баллада «Светлана». Фантастическое и реальное. Связь с фольклором, традициями и обычаями народа. | 1 | Изучение новой темы | Баллада. Реальное, фантастическое. Фабула. | Выразительное чтение. | Учить наизусть отрывок | 24.10 | |
А.С.ПУШКИН 4 | ||||||||
16 | Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Лицеист А.С.Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Редеет облаков летучая гряда…», « Зимнее утро». | 1 | Совершенствование ЗУН | Выразительное чтение. | 26.10 | |||
17 | Роман «Дубровский. Историческая правда и художественный вымысел. | 1 | Изучение новой темы | Понятие о романе. | Выразительное чтение. | Стр 127-137, подготовиться к пересказу | 31.10 | |
18 | Основной конфликт в романе «Дубровский». Центральные персонажи. | Авторское отношение к героям. | Различные виды пересказа. Цитатный план. | 02.11 | ||||
19 | Нравственные и социальные проблемы романа «Дубровский» (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость). | 1 | Изложение с элементами рассуждения. | 14.11 | ||||
20 | Рр. Сочинение по повести « Дубровский» | 1 | Развитие речи | Эпитет. Олицетворение, лексический повтор, метафора. | Сочинение | Завершить работу над сочинением | 16.11 | |
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ 2 | ||||||||
21 | М.Ю.Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Вольнолюбивые мотивы в лирике: «Тучи». | 1 | Совершенствование ЗУН | Метефора. Инверсия. | Письменный отзыв о прочитанном. | Задание 3-4 с учебника- развернутый ответ | 21.11 | |
22 | «Парус», «Листок». Вольнолюбивые мотивы в лирике. | 1 | Трехсложные размеры стиха. Стопа. Типы стоп. | Выразительное чтение наизусть. | Учить наизусть | 23.11 | ||
Н.В.ГОГОЛЬ 4 | ||||||||
23 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Тема и проблематика повести (любовь к Родине, товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг). | 1 | Комбинированный урок | Героическая повесть. | Прочитать и подготовиться к сжатому пересказу | 27.11 | ||
24-25 | Центральные образы и приемы их создания. | 2 | Совершенствование ЗУН | Тропы и фигуры в повести: гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры. | Изложение с заменой лица. Различные виды чтения и пересказа. | Выписать портреты центральных образов.Дать характеристику каждому | 30.11-05.12 | |
26 | Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле | 1 | Совершенствование ЗУН | Письменный отзыв на эпизод. | Задание 7-9 развернутый ответ | 07.12 | ||
И.C.ТУРГЕНЕВ 2 | ||||||||
27 | Творческая история и своеобразие композиции сборника рассказов И.C.Тургенева «Записки охотника». Рассказ «Бирюк». | 1 | Совершенствование ЗУН | Композиция произведения, портрет героя. | Сложный план. Цитатный план. | Размышлять над идеей рассказа | 12.12 | |
28 | Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Образ лесника. | 1 | Совершенствование ЗУН | Своеобразие характера. Образ рассказчика. | Сжатый и подробный пересказ. Характеристика героев | Устно подготовить ответ на вопрос « как бы поступил я» | 14.12 | |
| Н.А.НЕКРАСОВ 2 | |||||||
29 | Гражданская позиция Н.А.Некрасова в60-70-е годы. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…». | 1 | Совершенствование ЗУН | Коллективный портрет. | Различные виды чтения. Подбор эпиграфов. | Индив задание – сообщение о поэте, ответить на вопросы учебника | 19.12 | |
30 | Стихотворение « Школьник». | 1 | Совершенствование ЗУН | Трехсложные размеры стиха. | Чтение наизусть. Творческая работа (мини-сочинение). | Учить наизусть | 21.12 | |
Л.Н.ТОЛСТОЙ 4 | ||||||||
31-33 | Л.Н.Толстой «Детство» (отд. главы по выбору): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. Взаимоотношения в семье. Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н.Толстого. | 3 | Совершенствование ЗУН | Автобиографическая проза. | Различные типы пересказа, Сочинение-зарисовка. | Подготовиться к пересказу, к самостоятельной работе, характеризовать Николенку. | 26.12-28.12- 16.01 | |
34 | Рассказ Л.Н.Толстого»Бедные люди» в его связях с повестью «Детство». | 1 | Изучение нового произведения | Аналогичность произведении. История создания. | Составление цитатного плана. | «Поступок жены: одобряю или не одобряю»- развернутый ответ | 18.01 | |
В.Г.КОРОЛЕНКО 3 | ||||||||
35-36 | В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия в повести «В дурном обществе». | 2 | Изучение нового произведения | Повесть. Художественная деталь. | Подготовка вопросов для обсуждения. План характеристики эпизода, персонажа. | Смотреть экранизацию повести. Читать след главы. | 23.01 25.01 | |
37 | Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. | 1 | Совершенствование ЗУН | Портрет и характер. | Различные виды пересказа. | Письменно ответить на вопрос « Дружба ли это ?» | 30.01 | |
А.П.ЧЕХОВ 3 | ||||||||
38 | Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. Социальное неравенство, чинопочитание в рассказе «Толстый и тонкий». | 1 | Совершенствование ЗУН | Юмор. Юмористическая ситуация. Конфликт и деталь в юморист. произведении. | Выразительное чтение. Подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П.Чехова. | Сочинять продолжение рассказа | 01.02 | |
39 | Рассказы «Шуточка», «Налим». Темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. | 1 | Совершенствование ЗУН | Различные виды пересказа. Создание юмористического рассказа. | Подготовить 1 рассказ А.П.Чехова | 06.02 | ||
40 | Вн. чт. Рассказы А.П.Чехова. | 1 | Совершенствование ЗУН | Жанр-рассказ | Беседа по вопросам | Индив задание по творчеству И.Бунина | 08.02 | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА И.А.БУНИН 2 | ||||||||
41 | Мир природы и человека в стихотворении И.А.Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…». | 1 | Совершенствование ЗУН | Эпитет, олицетворение | Чтение наизусть. | Учить наизусть | 13.02 | |
42 | Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | 1 | Изучение новой темы | Стили речи их роль в создании художественного образа. | Составление словаря языка персонажа. Письменный отзыв об эпизоде. | К сжатому пересказу | 15.02 | |
А.И.КУПРИН 2 | ||||||||
43 | А.И.Куприн. Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель». | 1 | Совершенствование ЗУН | Основная тема и характеристика образов. | Различные виды пересказа. | 20.02 | ||
44 | Дети и взрослые в рассказе «Тапер». | 1 | Анализ произведения | Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | Письменный отзыв о пересказе. | Читать стр 85-102. Ответить на вопросы | 22.02 | |
С.А.ЕСЕНИН 1 | ||||||||
45 | С.А.Есенин. Стихотворения «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». | 1 | Совершенствование ЗУН | Поэтический образ. Эпитет. Метафора. | 1 стих на выбор наизусть « черемуха» или «Нивы сжаты…» | Готовиться к уроку внеклассного чтения | 26.02 | |
46 | Вн. чт. Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе (А.А.Блок, Ф.К.Сологуб, А.А.Ахматова, Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий, А.Т.Твардовский, А.А.Вознесенский и др. – по выбору). | 1 | Совершенствование ЗУН | Выразительность, артистичность | Чтение наизусть пересказ , сообщения о поэтах.Рассказ о временах года | Индивидуальное задание : подготовить сообщение о писателе Пришвине.Вспомнить рассказ « Старый гриб», « Заячьи лапы» | 01.03 | |
М.М.ПРИШВИН 2 | ||||||||
47-48 | М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Главные герои повести. | 2 | Комбинированный урок | Сказочные и мифологические мотивы. | Различные виды пересказа. | Читать и готовиться к сжатому связному пересказу; ответитьна вопросы учебника; | 06.03 08.03 | |
49-50 | Сказка-быль «Кладовая солнца. Родная природа в изображении писателя. | 2 | Изучение нового произведения | Жанр –сказка-быль | Сочинение-зарисовка. | готовиться к сочинению | 13.03 15.03 | |
51-52 | р\р Сочинение по повести М.Пришвина « кладовая солнца» | 2 | Развитие речи | Герой , характеристика. образные выражения. | сочинение | Завершить сочинение | 20.03-22.03 | |
Н.М.РУБЦОВ 1 | 1 | |||||||
53 | Человек и природа в стихотворениях Н.М.Рубцова «Звезда полей», «Тихая моя родина». | 1 | Совершенствование ЗУН | Художественная идея. Кольцевая композиция. | Выразительное чтение. Чтение наизусть. | Учить наизусть, 1 стих подготовиться выразительно читать | 03.04 | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 2 | ||||||||
54 | Изображение войны, проблемы жестокости, справедливости. подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к Родине в произведениях А.А.Ахматовой, С.С.Орлова, Р.Г.Гамзатова. | 1 | Совершенствование ЗУН | Ритм, рифма, строфа, торжественность, сопоставление с одой. | Выразительное чтение. | Задание по учебнику № 6-7 | 05.04 | |
55 | Изображение войны, проблемы жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти. Бессмертия, любви к Родине в стихотворениях К.М.Симонова, Д.С.Самойлова, М.В.Исаковского. | 1 | Совершенствование ЗУН | Ритм, рифма, строфа, торжественность, сопоставление с одой. | Чтение наизусть. | 1 из стихотворений учить на выбор индивидуальное задание: подготовить сообщение об Астафьеве В.П. | 10.04 | |
В.П.АСТАФЬЕВ | ||||||||
56-57 | Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 2 | Анализ произведения | Тематика, проблематика рассказа. | Составление цитатного плана. Подбор эпиграфа к сочинению. | 12.04 17.04 | ||
58 | Рр. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 2 | Развитие речи | сочинение | Подготовиться к итоговой контрольной работе | 19.04 | ||
59 | Контрольное тестирование по курсу 6 класса | 1 | Контроль знаний | тест | тест | Смотреть экранизацию произведения М.Твена « Приключения …» | 24.04 | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | ||||||||
60-62 | М ТВЕН. «Приключения Гекльберри Финна» | 2 | Совершенствование ЗУН | Пересказ, беседа по вопросам, рассказ от другого лица. | Задания по учебнику № 2-5 | 26.04 01.05 03.05 | ||
-63 64 | Г.Х.АНДЕРСЕН Сказка « Чайник» | 2 | Совершенствование ЗУН | Литературная сказка | Беседа по вопросам, | Иллюстрации к сказке | 08.05 10.05 | |
О.ГЕНРИ 2 | ||||||||
65-66 | Дети и взрослые в рассказе О.Генри «Вождь краснокожих». | 2 | Рассказ от другого лица. | Сжатый пересказ, характеристика мальчиков | 15.05 17.05 | |||
ДЖ. ЛОНДОН 2 | ||||||||
67-68 | Дж. Лондон. Гимн мужеству и отваге в рассказе «Любовь к жизни». | 2 | Совершенствование ЗУН | Автобиографичность, идея произведения. | Цитатный план. Пересказ по плану. Подготовка вопросов для обсуждения. | Задание по учебнику № 4-6 | 22.05 24.05 | |
69 | Вн. чт. Произведения зарубеж. литературы. БРАТЬЯ ГРИММ Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». | 1 | Совершенствование ЗУН | Тематика, проблематика сказки | Пересказ, беседа по вопросам | Прочитать несколько сказок этих авторов | 29.05 | |
70 | ИТОГОВЫЙ УРОК. Что читать летом. | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...