конспект урока по литературе по теме" Поэзия подвига"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок предназначен для 11 классаи сопровождается мультимедиа - презентацией. Урок обеспечивает разнообразные формы работы, знакомит с героями -фронтовиками, особенно молодых писателей -фронтовиков, чей талант ещё и не успел раскрыться., также содержит материалы о музеи-квартиры Мусы джалиля и по национально-региональному компоненту. Данный урок апробирован на уровне школы р района. А презентация к ней может использоваться и при проведении внеклассных мероприятий ко дню Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
поэзия подвига | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературе в 11 -ом классе.
Автор: Хакимова Рузалия Абдуловна, учитель 1-ой категории.
Вид: урок - презентация
Тип: урок пресс- конференция.
Тема урока: « Поэзия подвига».
Эпиграф: Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
А.Т.Твардовский.
Цели урока:
1. Обучающая: формирование представлений о поэзии Великой Отечественной войны, знакомство с творчеством писателей и поэтов-фронтовиков.
2. Развивающая: развитие сенсорной сферы учащихся.
3. Воспитывающая: формирование глубоко патриотичного отношения к Родине.
План урока:
Содержание этапов урока:
1.Оргмомент.
2.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
3. Этап усвоения новых знаний.
4.Этап закрепления новых знаний.
5. Этап информирования о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
Методы и формы работы:
1. Приветствие.
2. Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся.
3. Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся.
4. Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся.
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент.
II. На доске тема урока: «Поэзия подвига».
III. Содержание урока.
ВЕДУЩИЙ: Мы проводим пресс-конференцию на тему : «Поэзия подвига», на которой присутствуют «корреспонденты» (имена), а также гости.
На вопросы, интересующие «корреспондентов» ответят специалисты – исследователи поэзии Великой Отечественной войны, они сидят за столиком №1.
Разрешите представить сидящих за столом № 2 исследователей творчества молодых поэтов, погибших во время войны.
Стол №3 – поклонники и исследователи творчества Друниной, Асадова, Высоцкого, Рождественского.
Стол № 4 – художники и оформители сегодняшней пресс- конференции.
Стол №5 - журналисты, освещающие ход пресс-конференции.
Стол № - представители библиотеки, которые выступят сегодня с обзором литературы по теме.
Стол № - контроль за пресс-конференцией осуществляет – учитель русского языка
Цели и задачи пресс-конференции:
1.присутствующие узнают о роли литературы в годы Великой Отечественной войны;
2. они познакомятся с творчеством молодых поэтов- фронтовиков, услышат их страстные, полные любви к родине и ненависти к врагам стихи;
3. Выяснят, в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны;
Начало пресс – конференции.
Весь урок сопровождается показом слайдов на мультимедийный экран.
Слайд №2 Эпиграф к уроку.
Слайд № 3 Выставка книг.
Слайд №4Тихо звучит песня на слова В.Лебедя – Кумача «Священная война», затем громче… После припева музыка умолкает.
ВЕДУЩИЙ:
___Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит. Священная российская земля - вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земли. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия __ это «голос героической души русского народа». Время войны __время, спрессованное по преимуществу. Год его приравнивался к десятилетию мирной жизни. Закономерно. Что и поэзия, глубоко выразившее то время - это поэзия особой насыщенности, особой спрессованности. Спрессованности не столько батального, сколько человеческого - в смысле раздумий и переживаний.
Продолжает звучать песня на слова В.Лебедя - Кумача «Священная война».
--Это песня заставляет вспомнить, что война - страшное испытание для всего народа. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг.
Вопросы сидящих рядом с ведущим «корреспондентов», на которые отвечают учащиеся 1-й и 2-й групп.
____Сколько писателей и поэтов было на фронте? ( отвечают «исследователи», сидящие за столом№1, - свыше 200 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми; они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат; более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, молодые поэты - Павел Коган, Михаил Кульчицкий, НиколайМайоров. «Они ушли недолюбив, не докурив последней папиросы…»).
____Какую роль играла те в суровые годы войны поэзия? ( Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Стихи Твардовского, Суркова, Бергольц, Тихонова, Ахматовой и их товарищей были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставлявшей каждого задуматься о себе, о Родине, о прошлом, о настоящем и будущем её. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Она сообщала о нем правду, она отображала судьбу человека. Была победной там, где была победа, и была скорбной там, где была скорбь. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала жить! Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия.)
Слайд №5-8. Портреты Исаковского, Твардовского, Полевого
____Расскажите о К.Симонове, Суркове, Твардовском, Бергольц и других замечательных поэтах. Какие стихи взволновали вас? Прочтите их.( вопрос адресуется учащимся первой группы, которые рассказывают о поэтах, читают наизусть стихи.
К.Симонов «Жди меня», « Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», « Дом друзей»;
А.Сурков «Шестой», « Наедине с собой», « Присягаем победой»;
А.Твардовский. Отрывки из поэмы « Василий Тёркин»;
О.Бергольц « Я говорю с тобой под свист снарядов»
_______Почему тема поэзии военных лет, по-вашему стала центральной? Кто главный герой этой поэзии? (отвечают «исследователи, сидящие за столом№2. Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине, призыв к её защите; герои поэзии военных лет - это и русские воины- освободители, и простые труженики тыла, это и дети, т. е. все те, кто боролся с фашизмом; а главное - это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)
ВЕДУЩИЙ:
____Хочу отметить, что в стихотворениях и песнях, очерках. написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе. Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский, Алексей Сурков и другие знаменитые писатели, и поэты ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, и Родина освобождена от фашистов.
Слайд№10. Звучит запись музыки из кинофильма «Белорусский вокзал». Ученики исполняют песню « Здесь птицы не поют».
Слайд №10-11 .Портреты П.Когана, М.Кульчинского.
____Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, о тех, у кого все было ещё впереди…( сообщение учащихся о поэтах Павле Когане,Кульчицком, Майорове, молодых, жизнелюбивых, мечтавших о творческом труде, горячей и чистой любви, светлой жизни на земле, без колебаний они вступили в борьбу с фашизмом; Николай Майоров писал о своем поколении: « Мы были высоки, русоволосы// Вы в книгах прочитаете, как миф/ О людях, что ушли недолюбив// не докурив последней папиросы…»; звучат стихи П.Когана, М. Кульчицкого и других погибших поэтов.)
Слайд №12. В музее героя.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ:
____Особо хочется рассказать о нашем народном герои, гордости татарского народа, имя которого МУСА ДЖАЛИЛЬ, о его «Мообитских тетрадях» - цикл стихов, написанных в фашистском застенке Мообитской тюрьмы в Берлине. Муса Джалиль был казнен в 1944году. У нас в стране считали его пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заключении. Муса Джалиль мечтал их напечатать. Поэзия Мусы Джалиля __ это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним из самых сильных является стихотворение « Мои песни». Это как бы ключ ко всем другим стихам « Моабитских тетрадей», их обобщение..
Стихи Мусы Джалиля принадлежат к тем творениям литературы, которые с годами волнуют всё сильнее;
Чтение стихотворения «Прости, Родина», « Варварство».
ВЕДУЩИЙ:
____Сталинград был центром ожесточенных боёв. Дни и ночи гремели взрывы. На берегах Волги решался исход войны. В Сталинградском сражении приняли участие около двухсот писателей и поэтов. Они создали свыше пяти тысяч литературных произведений. В нашей литературе существует целый пласт Сталинградской поэзии. Хотелось бы послушать стихи поэтов Сталинграда.
Чтение стихов.
ВЕДУЩИЙ:
____Какой заряд эмоциональности живет в этих произведениях! Главное, чем волнуют эти стихи, - правда, редкая , почти рискованная простата рассказа, однако выливающаяся в интонацию, которая добирается до самой души. Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме? (на этот вопрос отвечают «исследователи» современной литературы о войне.)
___Расскажите о произведениях Друниной, Асадова, Рождественского и других поэтов на военную тематику.
____ Особо хочется сказать о стихотворении Асадова « Реликвии страны». В нем щемящая боль за Россию сегодняшнюю.
Скажи мне: что с тобой, моя страна?
С какой сползать нам новой преисподней,
Когда на рынках продают сегодня
Знамена и кресты, и ордена?!
Неважно как реликвию зовут,
Георгиевский крест иль орден Ленина,
Они высокой славою овеяны,
За ними кровь, бесстрашие и труд!
Так повелось, что в битве, в окруженье
Когда живому не уйти из боя,
Последний воин защищал в сраженье,
Не жизнь свою, а знамя полковое.
Но как же докричаться? Как сказать,
Что от обиды и знамена плачут!
И продавать их - значит предавать
Страну свою и собственную мать,
Да и себя, конечно же, впридачу!
Вставайте ж, люди, подлость обуздать!
Не ждать же вправду гибели и тризны,
Не позволяйте дряни торговать
Ни славою, ни совестью Отчизны!
Обзор литературы по данной теме проводят «библиотекари».
Слово « журналистам».
Слайд № 13-18. Чистопольские страницы.
____Вдоль берега Камы красиво расположился город, название которого вошло в историю советской литературы периода войны. Чистополь.
Буквально на второй день войны по решению ЦК ВКП/Б и СНК ССССР был создан совет эвакуации писателей в Чистополь. Скоро город, удаленный от фронта на тысячи километров , стал заниматься вопросами спасения людей, материальных и культурных ценностей. началу сентября в город прибыли Зоя Александрова, Николай Асеев, Михаил Исаковский и др.
…Спасибо тебе,
Городок на Каме___
глубокий,
надежный советский тыл,____
что с нашей прозою
и стихами
ты нас не обидел и приютил.
Два года жизни в Чистополе для писателей, актеров, музыкантов, худоңников были плодотворными. Это была напряженная, интенсивная трудовая и духовная жизнь. С берегов Камы они внесли свой вклад в разгром фашизма.Чистопольские страницы занимают важное место не только в творческой биографии художников слова, но и в летописи советской литературы военных лет.
IV. Подведение итогов урока.
а) Учитель рецензирует и оценивает каждого ученика.
б) УЧИТЕЛЬ:
_____Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но поэзия возвращается к событиям войны, и не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого защитил от катастрофических событий в будущем.
Слайд №19. Звучит песня «День победы».
V. Слайд№20. .Домашнее задание.
а) Для тех, кто заинтересовался поэзией военных лет. Напишите сочинение - отзыв о любом понравившимся стихотворении.
б) Самостоятельно познакомьтесь с другими произведениями на военную тему.
Приложение.
1.Запись песни « Священная война ».
2.Музыка из кинофильма « Белорусский вокзал ».
3.Запись песни « День победы ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла":школа,учитель,ученики.
Конспект урока по литературе в 6 классе Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"....
План-конспект урока по литературе на тему "Тихий подвиг любви" по произведениям В.Г. Короленко "В дурном обществе" и "Слепой музыкант".
Содержание урока направлено на формирование умения воспринимать мир чувств и переживаний героев, а также на выявление художественного своеобразия творческой манеры писателя....