Урок литературы в 9 классе Памяти А.С.Пушкина посвящается
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Берестовая Нина Гудуевна

Урок литературы в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Берестовой Н.Г.



«Памяти А.С.Пушкина посвящается»


(урок литературы в 9 классе)


        

                                                                                               

ПЛАН УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: «Памяти А.С. Пушкина посвящается»

ЦЕЛИ УРОКА:

Учебная: - расширение знаний о великом русском поэте;

            - формирование эстетического вкуса учащихся.

Развивающая:  - развитие умения понимать поэтическое произведение.

Воспитательная: - воспитание у учащихся дружеских чувств;

- воспитание настоящей любви к родной природе, к родине;

- привить детям вкус к хорошей поэзии;

- воспитать и привить детям такие черты как порядочность, честность, патриотизм.

Материальное обеспечение: портреты, стихи поэта, стихи о Пушкине, информационные справки, диски с тихой музыкой, магнитофон, свечи.

Форма проведения:  заочная экскурсия.

Технологии: информационно-коммуникативная, творческая, технология использования викторины.

пп

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1.

Информационно-коммуникативная

Этап 2.Учащиеся хорошо владеют культурой речи, внимательно выслушивая друг друга. Имеют навыки работы с различными источниками информации: учебником, дополнительной литературой.

2.

Творческая

Этап 2. Учащиеся владеют искусством декламации, прекрасно передают настроение стихотворения.

3.

Технология использования викторины

Этап 3.Экономная, целенаправленная и индивидуальная форма регулярного контроля.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Вошло в обычай широко отмечать юбилейные даты со дня рождения великих людей, а не их смерти. Мы отмечали 200-летие со дня рождения А.С.Пушкина, в июне 1999 г.

Зимние дни памяти поэта имеют особое значение. Много времени прошло со дня гибели А.С.Пушкина, но рана эта по-прежнему кровоточит.

Гибель Пушкина была воспринята как национальная трагедия. Дни памяти Пушкина для каждого из нас - не только дни скорби. Сегодня мы больше будем говорить не о смерти поэта, а о его бессмертии.

Этот урок мы посвящаем памяти Пушкина.

Однажды, еще в юные годы, в присутствии друзей одна гадалка выбрала Пушкина для своих предсказаний. Он отказался, потому что ему нечем было заплатить за гадание. Но гадалка сказала: «Призайми у товарищей, деньги ты вот-вот получишь».

Она гадала на картах, а потом долго разглядывала его руку с совершенно необычными линиями, покачивала головой, недоуменно пожимая плечами, думала о чем-то, а потом сказала: «Ты прославишься на все отечество. Будешь любим народом даже после смерти... Два раза ожидает тебя вынужденное одиночество, но не тюрьма. А жить будешь долго, если на тридцать седьмом году не погибнешь от белой лошади или от руки белого человека. Их особенно должно тебе опасаться».

Первое предсказание сбылось в тот же вечер. Пушкин пришел домой, а на столе лежало письмо, в котором лицейский товарищ Корсаков писал, что выслал Пушкину свой давнишний долг, о котором Пушкин забыл.

Вскоре он был сослан на юг, позднее в Михайловское.

А в 37 лет погиб на дуэли от руки Дантеса.

27 января 1837 г. (по старому стилю) в пятом часу полудни на окраине Петербурга, близ Черной речки, прозвучал выстрел...

29 января в два часа сорок пять минут в России не стало Пушкина. «Солнце нашей поэзии закатилось...» - сказал в день смерти Пушкина В.Ф.Одоевский.

Это ощущение невосполнимой потери сохраняется до сих пор. Гибель Пушкина потрясла всех. В эти дни вся Россия переписывала и заучивала наизусть стихотворение Лермонтова «Смерть поэта».

II.   Ученица читает отрывок из этого стихотворения.

Погиб поэт! невольник чести

- Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде ... и убит!

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Его убийца хладнокровно

Навел удар ... спасенья нет;

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет ...

Смеясь, он дерзко презирая

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!

В поэзии Пушкина есть начало, но нет конца. Он первым открыл и по- настоящему воспел Россию. С Пушкина началась русская культура.

Ученица читает стихотворение В. Бушина «Первый».

Он первым был и есть от века

Певцом народа своего

И нет в России человека,

Чтоб так же чтили, как его.

Он первым нас от взглядов узких

На мир безмерный отучил,

И первый из поэтов русских

Он пулю в сердце получил.

Пушкина любили друзья и близкие ему люди. Многие из них в своих воспоминаниях описывали удивительные глаза А.С.Пушкина. Вера Александровна Нащокина, жена друга А.С.Пушкина:

«Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности ... Это были особые, поэтические, задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала».

Михаил Владимирович Юзефович, приятель Льва Пушкина, археолог: «Как теперь вижу его, живого, простого в обращении ... очень подвижного ... с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми, блестящими зубами, о которых он очень заботился ... Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как утверждают некоторые, а был вполне белокож с вьющимися волосами каштанового цвета ... Черты лица у него были приятные, и общее выражение очень симпатичное». Иван Александрович Гончаров, писатель:

«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядываешься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь».

А вот как описывал Пушкина его брат Лев Сергеевич Пушкин: «Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно».

Пушкин родился в Москве, любил этот город и в черновиках к «Евгению Онегину» писал:

В изгнанье, в горести, в разлуке – Москва!

Как я любил тебя,

Святая родина моя!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе, Москва!

Я думал о тебе!

Москва... Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

После окончания Лицея жизнь Пушкина связана с Петербургом до самой смерти. Этот город Пушкин очень любил и посвятил ему немало стихов.

Ученик читает отрывок из вступления к поэме «Медный всадник».

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменит другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Красуйся, град Петров,

и стой Неколебимо, как

Россия.

Более двух лет (1824-1826) прожил Пушкин в Михайловском, находясь под надзором властей. Первым посетил Пушкина в Михайловском его лицейский друг И.И.Пущин. В своих воспоминаниях Пущин писал: «Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками ... Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату ... Прибежавшая старуха застала нас в объятиях ... Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая».

«Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый, к нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка и печальна и темна.

Что же ты, моя старушка, примолкла у окна?

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?

Выпьем, добрая подружка бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.

Буря небо мглою небо кроет, вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.

Стихотворение «Няне».

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечастно грудь...

Поэт любил своих друзей и стремился поддержать их в трудный для них час, когда многие из них в 1825 году были сосланы в Сибирь за участие в декабрьском вооруженном восстании. Через жену декабриста Муравьеву Пушкин передает стихотворение «Послание в Сибирь». Декабристы в это время были в кандалах и работали в шахтах на глубине 150 метров.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра

Надежда в мрачном подземелье

Разбудет бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Голос Пушкина был услышан. Поэт-декабрист Александр Иванович Одоевский ответил Пушкину от имени всех ссыльных декабристов:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

И - лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард, цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет.

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы:

Она нагрянет на царей,

И радостно вдохнут народы.

Как счастлив был Пушкин, когда впервые встретился с Натальей Николаевной Гончаровой, как поражен был ее красотой. Он говорил: «Я влюблен, я очарован, словом, я огончарован». 5 апреля 1830 года он писал матери Натальи Гончаровой, прося руки ее дочери: «Когда я увидел вашу дочь в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась ...»

Мама А.С.Пушкина Н.О.Пушкина знала о любви сына и писала его сестре так: «Он в восторге от своей Натали, - он говорит о ней, как о божестве». (22 июля 1830 г.)

21 августа 1833 года Пушкин писал своей жене: «Письмо это застанет тебя после твоих именин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, Ангел мой, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я еще более твоего лица».

Ей, Наталье Гончаровой, посвятил Пушкин свое стихотворение «Мадонна».

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель.

Она с величием, Он с разумом в очах

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейшей образец.

Любовь всегда вдохновляла поэта. Его стихи о любви - это шедевры русской классики. Стихотворение «Я вас любил».

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она Вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить Вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я Вас любил так искренно, так нежно,

Как дай Вам Бог любимой быть другим.

Под аккомпанемент музыки звучит стихотворение, посвященное Анне Павловне Керн.

«Я помню чудное мгновенье»

Я помню чудное мгновенье.

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

К сожалению, не сохранились письма Натальи Гончаровой к Пушкину. Но сохранились письма Натальи Николаевны к ее старшему брату. Они свидетельствуют о том, что Наталья Николаевна всегда помогала своему мужу во всех его делах, оберегала от мелких хозяйственных дел, так могла поступать только любящая жена.

«Мой муж поручает мне, дорогой Дмитрий, просить тебя сделать ему одолжение и изготовить, для него 85 стоп бумаги по образцу, который я тебе высылаю в этом письме. Она ему крайне нужна и как можно скорее; он просит тебя указать срок, к которому сможешь ее ему поставить» (18 августа 1835 г.)

«Я считаю даже своим долгом помочь моему мужу в том затруднительном положении, в котором он находится; несправедливо, чтобы вся тяжесть содержания моей большой семьи падала на него одного...

Я тебе откровенно признаюсь, что мы в таком бедственном положении, что бывают дни, когда я не знаю, как вести дом, голова у меня идет кругом. Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален, подавлен, не может спать по ночам и, следственно, в таком настроении не в состоянии работать, чтобы обеспечить нам средства к существованию: для того, чтобы он мог сочинять, голова его должна быть свободна ... Будет совершенно справедливо, если я со своей стороны постараюсь облегчить его положение ...

Я прошу у тебя этого одолжения без ведома моего мужа, потому что если бы он знал об этом, то несмотря на стесненные обстоятельства, в которых он находится, он помешал бы мне это сделать».

Пушкина любят потомки. А поэты, отдавая дань Пушкину, и в 20 веке посвящали ему свои стихи. Стихотворение Сергея Есенина «Пушкину».

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь...

Чтоб и мое степное пенье

 Сумело бронзой прозвенеть.

Можно убить поэта, но убить его гениальную поэзию нельзя. Ибо она живет в душе каждого из нас и будет жить вечно. В этом был убежден и сам поэт, когда писал стихотворение «Памятник». Ученик читает:                              Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветном мире

Мой прах переживет и тленья убежит

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я миррой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

И Пушкинским стихам звучать

На свете белом,

Покуда в нас самих,

Как радостная весть,

Живут наперекор

Случающимся бедам

Надежда и Любовь,

Достоинство и Честь.

III.  Викторина к уроку о Пушкине.

I. Назовите произведения, из которых приведены следующие строки:

  1. «Там русский дух, там Русью пахнет ...»        «Руслан и Людмила»
  2. «Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах ...»        «Сказка о царе Салтане».

  1. «... Оно,

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось ...»        «Сказка о мертвой царевне

и семи богатырях».

  1. «Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой ...»        «Руслан и Людмила».

  1. «Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она...»                                         «Зимний вечер».

  1. «Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила ...»        «Буря мглою небо кроет…»        

О ком говорится?

  1. «Голубка дряхлая моя ...»        Няня
  2. «Плетется рысью, как-нибудь ...»        Лошадка
  3. «С ним одним она была

Добродушна, весела ...»        Царица с зеркальцем.

  1. «Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно».        Малыш

  1. «Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого ...»        Царевна

Домашнее задание: выучить наизусть и проанализировать письменно одно стихотворение          А.С. Пушкина на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Урок литературы. 9 класс. А.С.Пушкин Евгений Онегин (вводный урок)

Цели урока:·         познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;·...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...