Рабочая программа по литературе. 9 класс.
рабочая программа (литература, 9 класс) по теме
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета Литература составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы по литературе и по программе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.
Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 68 часов в соответствии с примерным региональным планом специальных (коррекционных) классов 6 вида, утверждённым приказом ГлавУО №946 от 04. 06.2007 г. «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.» В связи с тем, что обучающиеся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 6 вида учатся в основной школе 6 лет, учебный материал перераспределён по годам. Программный материал в 9 классе начинается с изучения поэмы С.А.Есенина «Е. Пугачев», а заканчивается изучением комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума».
Преподавание литературы в 9 классе строится по хронологическому принципу. Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы. В отличие от примерной программы в рабочей программе в разделе «Из литературы 20 века» включено изучение произведений: И. С. Шмелев «Как я стал писателем», Журнал «Сатирикон», Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко, «Всеобщая история», обработанная Сатириконом, Тэффи «Жизнь и воротник», М. А. Осоргин «Пенсне». В 9 классе затронута одна из ведущих проблем – взаимосвязь литературы и истории, роль литературы в духовной жизни общества.
Литература - ведущая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. В соответствии с этим целью литературного образования становится: - формирование представлений о специфике литературы как искусства слова; - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; - развитие эстетических и творческих способностей учащихся, художественного вкуса; - формирование навыков анализа и интерпретации литературного произведения; - формирование общего представления об историко-литературном процессе. Задачи литературного образования: - освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы; - развитие читательской компетенции обучающихся; - освоение необходимых для понимания специфики произведений теоретико-литературных понятий; - вовлечение в творческую деятельность и создание возможности для раскрытия личностного потенциала. Контроль ЗУН осуществляется в разнообразных формах: - создание связного высказывания по теме; - сжатый и подробный пересказ отрывка произведения или полного произведения; - анализ эпизода; - анализ поэтического текста; - выразительное чтение наизусть; - составление плана произведения; - письменный ответ на вопрос; - написание сочинения; - выполнение тестового задания. Углублению восприятия и оценки прочитанного будут способствовать разнообразные средства обучения: иллюстрации художников к произведениям, картины и фотографии, записи музыкальных произведений, словари литературных терминов, монографии по творчеству писателей, материалы Интернета. Требования к умениям и навыкам учащихся 9-го класса. В результате изучения литературы обучающийся должен: знать / понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова; - изученные теоретико – литературные понятия. Уметь: - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявить авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2012_9_literatura_pavlova_n._l.docx | 58.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета Литература составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы по литературе и по программе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.
Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 68 часов в соответствии с примерным региональным планом специальных (коррекционных) классов 6 вида, утверждённым приказом ГлавУО №946 от 04. 06.2007 г. «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.» В связи с тем, что обучающиеся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 6 вида учатся в основной школе 6 лет, учебный материал перераспределён по годам. Программный материал в 9 классе начинается с изучения поэмы С.А.Есенина «Е. Пугачев», а заканчивается изучением комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума».
Преподавание литературы в 9 классе строится по хронологическому принципу. Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы. В отличие от примерной программы в рабочей программе в разделе «Из литературы 20 века» включено изучение произведений: И. С. Шмелев «Как я стал писателем», Журнал «Сатирикон», Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко, «Всеобщая история», обработанная Сатириконом, Тэффи «Жизнь и воротник», М. А. Осоргин «Пенсне». В 9 классе затронута одна из ведущих проблем – взаимосвязь литературы и истории, роль литературы в духовной жизни общества.
Литература - ведущая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. В соответствии с этим целью литературного образования становится: - формирование представлений о специфике литературы как искусства слова; - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; - развитие эстетических и творческих способностей учащихся, художественного вкуса; - формирование навыков анализа и интерпретации литературного произведения; - формирование общего представления об историко-литературном процессе. Задачи литературного образования: - освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы; - развитие читательской компетенции обучающихся; - освоение необходимых для понимания специфики произведений теоретико-литературных понятий; - вовлечение в творческую деятельность и создание возможности для раскрытия личностного потенциала. Контроль ЗУН осуществляется в разнообразных формах: - создание связного высказывания по теме; - сжатый и подробный пересказ отрывка произведения или полного произведения; - анализ эпизода; - анализ поэтического текста; - выразительное чтение наизусть; - составление плана произведения; - письменный ответ на вопрос; - написание сочинения; - выполнение тестового задания. Углублению восприятия и оценки прочитанного будут способствовать разнообразные средства обучения: иллюстрации художников к произведениям, картины и фотографии, записи музыкальных произведений, словари литературных терминов, монографии по творчеству писателей, материалы Интернета. Требования к умениям и навыкам учащихся 9-го класса. В результате изучения литературы обучающийся должен: знать / понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова; - изученные теоретико – литературные понятия. Уметь: - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявить авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Содержание тем учебного курса. 1. Из русской литературы 20 века. С.А.Есенин. (2ч.) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Учащиеся должны знать: - факты и сведения о жизни и творчестве С.А.Есенина; - содержание художественного произведения; - определение драматической поэмы; - идейное своеобразие произведения; - художественные особенности поэмы. Должны уметь: - анализировать и оценивать образы героев поэмы; - выделять главную мысль произведения; - сопоставлять образ Е.Пугачева в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Использовать в практической деятельности: - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему. Приобретать опыт: - анализа художественных приемов раскрытия характеров героев; - выявления художественных особенностей лирического произведения; - сравнения произведений разных литературных жанров. И .С. Шмелев. (2) Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально - биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Учащиеся должны знать: - факты и сведения о жизни и творчестве И.С.Шмелева; - содержание рассказа, задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего произведения. Должны уметь: - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей. Использовать в практической деятельности: - умение работать с текстом и создавать свой по аналогии. Приобретать опыт: - развитие творческих способностей. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»» (отрывки). (1). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Учащиеся должны знать: - понятие о сатире и юморе; - факты и сведения о жизни Тэффи, О.Дымова, А.Аверченко. Должны уметь: - пересказывать основные узловые сцены; - выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения. Использовать в практической деятельности: - участие в диалоге. Приобретать опыт: - выявление художественных особенностей произведения. М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (2). Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Учащиеся должны знать: - содержание рассказов. Должны уметь: - понимать юмор и сатиру в художественном произведении; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей. Использовать в практической деятельности: - анализ сцен; - пересказ эпизодов. Приобретать опыт: - поиска нужной информации об авторе (справочная литература); - участия в диалоге по проблеме. М.А.Осоргин. (2ч.) Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Учащиеся должны знать: - биографию писателя; - художественные особенности рассказа. Должны уметь: - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия; - уметь писать мини-сочинение на литературную тему. Использовать в практической деятельности: - анализа художественного произведения; - создание связного текста на заданную тему. Приобретать опыт: - участие в диалоге; - поиска нужной информации об авторе. А.Т.Твардовский. (4ч.) Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Учащиеся должны знать: - основные факты и сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского; - творческую историю поэмы «Василий Теркин»; - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям; - художественные приемы и средства языка; - понятие «фольклор и литература»; - понятие «авторские отступления как элемент композиции»; - роль поэмы «Василий Теркин» во время Великой Отечественной войны; - фольклорные традиционные элементы и новаторство произведения; - какие черты характера русского воина, способствовали победе в войне с фашизмом. Должны уметь: - выразительно читать главы поэмы, в том числе и наизусть; - анализировать основные узловые сцены поэмы, руководствуясь заданием (характеристика образа-персонажа, особенностей композиции, образа персонажа); - анализировать язык произведения; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - писать сочинение-характеристику образа-персонажа. Использовать в практической деятельности: - анализ узловых сцен; - умение работать с текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему. Приобретать опыт: - анализа художественных приемов раскрытия образа героя; - выявление основных черт характера героя; - выявление художественных особенностей поэмы; - оценки значимости художественного произведения. А.П.Платонов. (4ч.) Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Учащиеся должны знать: - основные факты и сведения о жизни и творчестве А.П.Платонова; - сюжет, герои рассказа; - идейные особенности рассказа (утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны); - основные особенности языка Платонова; - выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения. Должны уметь: - осознанно читать произведение, выделять главную мысль; - пересказывать узловые моменты; - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; - отвечать на проблемные вопросы; - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения. Использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему. Приобретать опыт: - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения. Литература народов России. М. Карим (1 час). Слово о писателе. Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие». Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости. Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского. Учащиеся должны знать: - основные факты и сведения о жизни и творчестве писателя; - сюжет, герои поэмы. Должны уметь: - осознанно читать произведение, выделять главную мысль; - отвечать на проблемные вопросы. Использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - участие в диалоге по проблеме. Приобретать опыт: - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.(2). Традиции в изображении народа и военных изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша». « Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Учащиеся должны знать: - значение подвига русского народа в Великой Отечественной войне; - о тяжелых испытаниях страны в военное время; - какие черты характера русского воина, способствовали победе в войне с фашизмом; - героические и лирические песни в годы Великой Отечественной войны; - призывно-воодушевленный характер песен (выражение в песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата); - авторов, чье творчество посвящено прославлению мужества советского солдата. Должны уметь: - читать выразительно (в том числе и наизусть) стихи о войне; - анализировать язык стихотворного произведения; - отвечать на проблемные вопросы по произведению. Использовать в практической деятельности: - выразительные средства языка; - поиска нужной информации об авторе. Приобретать опыт: - анализа лирического произведения; - выявление художественных особенностей лирических произведений; - оценки значимости произведений. В. П. Астафьев. (4 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Учащиеся должны знать: - основные факты и сведения о жизни и творчестве В.П.Астафьева; - особенности композиции рассказа; - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии события, дать оценку героям и событиям; - идейное своеобразие рассказа; - понятие герой-повествователь; - основные особенности языка; - факты биографии писателя, отразившиеся в рассказе. Должны уметь: - осознанно читать произведение; - воспроизвести программное произведения, его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям; - анализировать основные узловые моменты; - составлять план произведения; - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; - анализировать поступки персонажей произведения; - делать сравнительную характеристику героев; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - понимать авторское отношение к изображаемому; - уметь писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения. Использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - описание героев; - сравнительная характеристика; - анализ узловых сцен; - пересказ эпизода; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему. Приобретать опыт: - анализа художественного произведения; - анализа художественных приемов раскрытия характеров героев; - выявления основных черт характера героя. Русские поэты о Родине, родной природе.( 3). И. Анненский. «Снег» ; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. « По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…». Поэты Русского Зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Учащиеся должны знать: - гражданскую поэзию русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; - содержание изученных стихотворений; - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение; - специфические черты лирического произведения; - основные темы лирики русских поэтов. Должны уметь: - анализировать тему стихотворений; - выразительно читать стихотворения, в том числе и наизусть; - выделять основные мотивы стихотворений; - находить изобразительно-выразительные средства языка; - выявлять особенности авторского отношения к Родине, родной природе. Использовать в практической деятельности: - выразительные средства языка; - поиска нужной информации об авторе. Приобретать опыт: - анализа лирического произведения; - выявление художественных особенностей лирических произведений; - оценки значимости лирических произведений В.С. Высоцкий (1 час). Слово о поэте. Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений. Учащиеся должны знать: - содержание изученных стихотворений; - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение; - специфические черты лирического произведения. Должны уметь: - анализировать тему стихотворений; - выразительно читать стихотворения; - находить изобразительно-выразительные средства языка. Использовать в практической деятельности: - выразительные средства языка; - поиска нужной информации об авторе. Приобретать опыт: - анализа лирического произведения; - выявление художественных особенностей лирических произведений; - оценки значимости лирических произведений. Из зарубежной литературы. Уильям Шекспир. (3 ч.) Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Сонеты № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других) Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики. Учащиеся должны знать: - влияние эпохи Возрождения на последующую культуру человечества; - о жизни и творчестве У. Шекспира; - об исторической обстановке; - конфликт как основа сюжета драматического произведения; - содержание драматического произведения; - обозначить «вечные» проблемы в творчестве У. Шекспира; - сонет как форма лирической поэзии. Должны уметь: - выразительно читать изученные произведения (в том числе и наизусть); - анализировать образы главных героев; - анализировать основные узловые сцены трагедии; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей. Использовать в практической деятельности: - поиска нужной информации об авторе (справочная литература); - анализ сцен; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста на заданную проблему. Приобретать опыт: - анализа драматического произведения; - анализа художественных приемов раскрытия характеров героев; - оценки эстетической значимости художественного произведения. Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе
Э.А. По (1 час). Слово о писателе. Новелла «Падение дома Ашеров».
Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение. Учащиеся должны знать: - своеобразие новеллы; Должны уметь: - осознанно читать произведение; давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия. Использовать в практической деятельности: - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения. Приобретать опыт: - участия в диалоге по проблеме. Ж.Б.Мольер. (2). Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве». 17 век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Учащиеся должны знать: - понятие о классицизме как литературном направлении; - об исторической обстановке; - понятие о сатире; - жизнь и творчество Ж.Б.Мольера; - развивать представления о драматическом произведении; - злободневность и актуальность комедии; - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события. Должны уметь: - осознанно читать произведение; - анализировать основные моменты; - отвечать на проблемные вопросы по комедии; - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления. Использовать в практической деятельности: - поиска нужной информации об авторе (справочная литература); - анализ сцен; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста на заданную проблему. Приобретать опыт: - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения - анализа драматического произведения. Свифт.(2). Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Учащиеся должны знать: - жизнь и творчество Д. Свифта; - об исторической обстановке; - злободневность и актуальность сатирического произведения; - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям. Должны уметь: - осознанно читать произведение, выделять главную мысль в каждой главе; - анализировать основные узловые сцены романа; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей. Использовать в практической деятельности: - анализ узловых сцен; - умение работать с текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему. Приобретать опыт: - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения Вальтер Скотт. (1). Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Учащиеся должны знать: - жизнь и творчество В. Скотта; - своеобразие исторического романа «Айвенго»; - история и вымысел в романе; - содержание художественного произведения. Должны уметь: - осознанно читать произведение; - анализировать основные узловые сцены романа; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия. Использовать в практической деятельности: - анализ сцен; - пересказ эпизодов. Приобретать опыт: - поиска нужной информации об авторе (справочная литература); - участия в диалоге по проблеме. 3.Из Древнерусской литературы. (5). Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков. Подготовка к домашнему сочинению. Р.К. Алексей Кузьмич Югов – переводчик «Слова о полку Игореве». Р.К. Алексей Кузьмич Югов – исследователь «Слова о полку Игореве». Учащиеся должны знать: - отличительные особенности древнерусской литературы; - историю открытия «Слова о полку Игореве» и событий, нашедших отражение в нем; - исследования «Слова» и его переводы; - образ Русской земли в «Слове…»; - слово как жанр древнерусской литературы; - фольклорные традиционные элементы и новаторство произведения; - система образов произведения; - композиционные особенности произведения; - художественные приемы и средства языка; - идейное своеобразие произведения, своеобразие «Слова…». Должны уметь: - выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть; - пересказывать основные узловые моменты, руководствуясь заданием (характеристика образа-персонажа, особенностей композиции); - создавать план указанного отрывка; - анализировать образы героев; - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения. Использовать в практической деятельности: - анализ узловых сцен; - умение работать с текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему. Приобретать опыт: - выявление художественных особенностей произведения; - анализа художественных приемов раскрытия героев; - оценки эстетической значимости художественного произведения. 4. Из литературы 18 века. (4). Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма. М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки просвещения в произведениях Ломоносова. Учащиеся должны знать: - жизнь и творчество М.В.Ломоносова; - классицизм в русской литературе 18 века; - традиционно сохраненные и новаторские черты русской литературы 18 века; - Ломоносов - реформатор русского языка, стихосложения, системы жанров; - ода как жанр лирической поэзии; - идейное своеобразие произведений; - прославление Родины, мира, науки, просвещения в произведениях Ломоносова. Должны уметь: - выразительно читать изученное произведение (в том числе и наизусть); - выделять основные мотивы оды; - определять стихотворный размер; - составлять идейно-композиционный план, отражающий ведущие темы од; - выяснить роль художественных средств в раскрытии идейного содержания; - выявлять тему и идею; - понимать авторское отношение к изображаемому; - отвечать на проблемные вопросы по произведению; - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления. Использовать в практической деятельности: - анализ художественного произведения; - поиска нужной информации об авторе (справочной литературы); - создание связного текста. Приобретать опыт: - выявление художественных особенностей оды; - оценки эстетической значимости художественного произведения; - участие в диалоге по проблеме. Г.Р.Державин. (2). Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Учащиеся должны знать: - жизнь и творчество Г.Р.Державина; - содержание изученных произведений; - новаторство Г.Р.Державина; - композиционные особенности произведения; - идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина; - идейное своеобразие произведений; - историю создания произведений; - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение. Должны уметь: - выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть; - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - выявлять тему и идею; - анализировать язык стихотворного произведения; - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления. Использовать в практической деятельности: - выразительные средства языка; - поиска нужной информации об авторе. Приобретать опыт: - анализа лирического произведения; - выявление художественных особенностей лирических произведений; - оценки значимости лирических произведений. А.А.Радищев. (2). Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Учащиеся должны знать: - понятие о сентиментализме как художественном направлении; - знать основные факты и сведения о жизни и творчестве А.А.Радищева; - историю создания «Путешествия…»; - жанр путешествия; - обличительный смысл произведения; - изображение российской действительности; - знать содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям; - композиционные особенности произведения. Должны уметь: - прочитать произведение и воспроизвести его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям; - выделять главную мысль в каждой главе; - анализировать образы героев; - понимать авторское отношение к изображаемому; - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления. Использовать в практической деятельности: поиска нужной информации об авторе (справочная литература); - анализ сцен; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста на заданную проблему. Приобретать опыт: - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения. Н.М.Карамзин.(4). Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общече- ловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Учащиеся должны знать: - жизнь и творчество Н.М.Карамзина; - сентиментализм как литературное направление; - внимание писателя к внутренней жизни человека; утверждение общечеловеческих ценностей; - содержание художественного произведения основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям; - композиционные особенности повествования. Должны уметь: - пересказывать узловые моменты; - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; - анализировать поступки персонажей произведения; - выяснить роль художественных средств в раскрытии идейного содержания; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных способностей; - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления; - писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения. Использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - описание героев; - сравнительная характеристика; - анализ узловых сцен; - пересказ эпизода; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему. Приобретать опыт: - анализа художественного произведения; - анализа художественных приемов раскрытия характеров героев; - оценки эстетической значимости художественного произведения . 5. Из русской литературы 19 века. (3) Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века. Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана»- пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Р.К. Декабристы в Кургане. (1). Учащиеся должны знать: - характеристику русской и мировой литературы 19 века; - поэзия, проза драматургия 19 века; - русская критика, публицистика, мемуарная литература; - жизнь и творчество В.А.Жуковского; - романтизм как литературное направление; - баллады и элегии в творчестве В.А.Жуковского; - отличие романтизма от классицизма и сентиментализма; - возможности поэтического языка романтика; - язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. - художественное своеобразие баллад. Должны уметь: - выразительно читать произведения; - анализировать языковые особенности элегии, баллады; - выявлять главную мысль произведения; - анализировать образы героев произведения; - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления. Использовать в практической деятельности: - умение работать с текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; - выразительные средства языка. Приобретать опыт: - анализа лирического произведения; - выявление художественных особенностей лирических произведений; - оценки значимости произведений. А.С.Грибоедов.(9). Жизнь и творчество. «Горе от ума». Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». Учащиеся должны знать: - жизнь и творчество А.С. Грибоедова; - творческую историю комедии «Горе от ума»; - специфику жанра комедии; - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям; - язык комедии, особенности композиции; - смысл названия и проблема ума в комедии; - Чацкий и фамусовская Москва; - нравственный конфликт в комедии; - «Век нынешний и век минувший»; - мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и другие); - черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность языка; - анализ комедии в критическом этюде И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; - новаторство и традиции в комедии. Должны уметь: - выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть; - анализировать основные узловые сцены комедии, руководствуясь заданием (характеристика образа-персонажа, особенностей композиции); - анализировать монологи, эпизоды-сцены; - давать социально-психологическую характеристику персонажа; - анализировать произведение с учетом особенностей его художественного метода; - выявлять черты классицизма, реализма и романтизма в произведении; - конспектировать статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии комедии. Использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - выразительные средства языка; - поиска нужной информации об авторе (справочная литература); - анализ узловых сцен; - участие в диалоге по проблеме. - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему с учетом норм русского литературного языка. Приобретать опыт: - выявление художественных особенностей комедии; - анализа драматического произведения; - выявление художественных особенностей лирических произведений; - оценки эстетической значимости художественного произведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. 1. «Закон об образовании» РФ, ст. 32, п. 2. 2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования». 3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». 5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. . 6. Литература. Примерная программа на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровень). - М.: Минобразования и науки РФ, 2005. 7. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений 5-11классы (базовый уровень); 10 - 11классы (профильный уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Москва «Просвещение» 2006. 8. Литература. 8кл. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В2ч. Ч. 2/Авт. – сост. В.Я. Коровина и др. Москва, «Просвещение»,2003. 9. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ авт. – сост. В.Я. Коровина и др. Москва, «Просвещение», 2008. 10. И.В. Золотарева, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс, Москва, «ВАКО», 2005. 11. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. Москва «Русское слово» 2000. 12.И.В. Золотарева, Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9класс, Москва, «ВАКО», 2008. 13. Фольклор и литература Зауралья. Учебное пособие для учителей и учащихся (5-11кл.). 1 и 2 части. Курган, 2000. 14. Литература 8 класс. Методические советы. Под редакцией В. Я. Коровина. Москва «Просвещение» 2003. 15. Фогельсон И.А. Русская литература: Книга для самостоятельной работы учащихся. Москва: Просвещение,2006.
Учебно-тематический план. 9 класс. Литература.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
творческих практических работ | контрольных работ | |||
1 | Из русской литературы 20 века. | 27 | 1 | 1 |
2 | Из зарубежной литературы. | 9 |
| |
3 | Введение. | 1 |
|
|
4 | Из древнерусской литературы. | 3 | 1 | 1 |
5 | Из русской литературы 18 века. | 13 | 1 | 1 |
6 | Из русской литературы 19 века. | 12 | 1 | 1 |
7 | Региональный компонент. | 3 | ||
Итого | 68 | 4 | 4 |
№ | Дата | Кол-во часов | Тематическое планирование. Литература 9 класс. Тема урока. 2 часа. | Основные понятия |
1-2 | 2 | С. А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. | Драматическая поэма (начальные представления) | |
3-4 | 2 | И. С. Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально - биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). | ||
5 | 1 | Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. | ||
6-7 | 2 | М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. | ||
8-9 | 2 | М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. | ||
10-11 | 2 | А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. | Фольклор и литература. Авторские отступления | |
12 | 1 | Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. | ||
13 | 1 | Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. | ||
14-15 | 2 | А.П.Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. | ||
16-17 | 2 | Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. | ||
18-20 | 3 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении народа и военных изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша». « Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. | ||
21-22 | 2 | В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. | Герой-повествователь. | |
23-24 | 2 | Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. | ||
25-26 | 2 | Русские поэты о Родине, родной природе.(2). И. Анненский. «Снег» ; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. « По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…». | ||
27-28 | 2 | Поэты Русского Зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. | ||
29-30 | 2 | Уильям Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Сонеты № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других) Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики. | Сонет как форма лирической поэзии. | |
31-32 | 2 | Сонеты № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других) Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики. | ||
33-34 | 2 | Ж.Б.Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» . 17 век-эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. | Классицизм. Сатира. | |
35-36 | 2 | Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. | ||
37 | 1 | Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. | ||
38-39 | 2 | Из Древнерусской литературы. Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. | Слово как жанр древнерусской лит-ры | |
40 | 1 | Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков. Подготовка к домашнему сочинению. | ||
41-42 | 2 | Р.К. Алексей Кузьмич Югов – переводчик «Слова о полку Игореве». Р.К. Алексей Кузьмич Югов – исследователь «Слова о полку Игореве». | ||
43-46 | 4 | Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма. М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки просвещения в произведениях Ломоносова. | Ода как жанр лирической поэзии. | |
47-48 | 2 | Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. | ||
49 | 1 | Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. | ||
50-51 | 2 | А.А.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. | Жанр путешествия, | |
52- | 4 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». | Сентиментализм. | |
55 |
| Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. | ||
56-58 |
3 | В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана»- пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. | ||
59 | 1 | Р.К. Декабристы в Кургане. | Баллада. | |
60-62 | 3 | А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума». Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. | ||
63-65 | 3 | Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. | ||
66-68 | 3 | Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....