КТП по литературе для 9 класса по программе С.А. Зинина
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему
Настоящий календарно-тематический план разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и на основе следующей программы основного общего образования по литературе: Программа по литературе для 9 класса / авт.-сост. С.А. Зинин // Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – С. 97-103. КТП рассчитан на 102 годовых часа (3 ч. в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_9_literatura_progr._zinina_i_dr.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ г. Омска «Гимназия № 115»
Согласовано Утверждаю
Руководитель МО_________ Зам. директора по УВР ________
___ _____ 2012 г. ___ ______ 2012 г.
Календарно-тематический план по литературе
9 класс
2012-2013 уч.год
Азаровой Е.В.
Общее количество часов по учебному плану - 102, в неделю – 3
Часов развития речи – 9
Внеклассное чтение – 9
Сочинений классных – 5, домашних - 1
Основное учебное пособие: Литература. 9 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и на основе следующей программы основного общего образования по литературе: Программа по литературе для 9 класса / авт.-сост. С.А. Зинин // Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – С. 97-103. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Школьный курс литературы обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность, освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики, научиться анализировать и оценивать литературные произведения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Принципы отбора содержания стандарта, программы и, соответственно, тематического планирования по литературе связаны и преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования по литературе предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования по литературе обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. В процессе изучения курса литературы 9 класса предполагается развивать коммуникативную (К), рефлексивную (Р), ценностно-ориентационную (ЦО), смыслопоисковую (СП), культуроведческую (КУЛЬТ) компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личности и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу знаний и их воспроизведение, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, семинаров, конференций и др.
Стандарт общего образования по литературе ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в тематике уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на это основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Цели и задачи обучения литературе
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе государственного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов, к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общеучебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает развитие межпредметных связей в курсе литературы.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции,
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности,
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью,
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы,
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе чтением наизусть,
- приобретение навыков устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки,
- свободное владение устной и письменной монологической и диалогической речью,
- получение умений развернуто аргументированно отвечать на вопрос, рассказывать о литературном герое, создавать словесный портрет героя, составлять характеристику персонажа, давать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение,
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой компетенций и личностное саморазвитие.
Место предмета литература в базисном учебном плане МОУ «Гимназия №115»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объеме 102 часов с недельной нагрузкой – 3 часа.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность усовершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков, способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, сообщение, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.):
- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути русских писателей XVIII-первой трети XIX вв.
- Тексты их художественных произведений, особенности сюжета и композиции.
- Историко-культурный контекст изучаемых произведений.
- Значение образов главных героев произведений А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
- Основные теоретико-литературные понятия.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
- Наизусть стихотворные тексты, подлежащие обязательному изучению.
Учащиеся должны уметь:
- Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
- Формулировать тему, идею, проблематику произведения.
- Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Свободно владеть монологической речью, выражать свое отношение к прочитанному в устной или письменной форме и аргументированно обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
- Работать с учебной книгой и литературно-критической статей (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, создавать тезисы, план или конспект прочитанного, выделяя смысловые части).
- Готовить реферативное сообщение на литературную тему (по одному источнику).
- Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
- Писать сочинение на литературную тему.
- Пользоваться словарями и справочниками различных типов (литературоведческим, энциклопедическим, терминологическим и проч.).
Учебно-тематический план.
Содержание | Общее | Развитие речи | Сочинения | Внеклас-сное чтение | Календарное время на изучение | |
классные | домашние | |||||
Введение. Историко-литературный процесс | 1 | 03.09.12 | ||||
Из древнерусской литературы. Слово о полку Игореве | 6 | 1 | 1 | 05.09.12-17.09.12 | ||
Из литературы ХVIII века. Предпосылки и тенденции развития русской литературы в ХVIII столетии в контексте мировой литературы. | 10/3 | 2 | 19.09-10.10.12 19.09.12-24.09.12 | |||
М.В. Ломоносов. | 1 | 26.09.12 | ||||
Г.Р. Державин. | 2 | 1 | 28.09.12-01.10.12 | |||
Д.И. Фонвизин. | 2 | 1 | 03.10.12 05.10.12 | |||
А.Н. Радищев. | 2 | 08.09.12-10.10.12 | ||||
Литература первой половины XIX века. Русский романтизм | 50/2 | 12.10.12-25.02.13 12.10.12-15.10.12 | ||||
А.С. Грибоедов | 10 | 1 | 1 | 17.10-14.11.12 | ||
А.С. Пушкин | 16 | 1 | 1 | 16.11-21.12.12 | ||
М.Ю. Лермонтов | 11 | 1 | 1 | 24.12.12-28.01.13 | ||
Н.В. Гоголь | 11 | 1 | 1 | 30.01-22.02.13 | ||
Литература второй половины XIX века. Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-90 гг. | 14/1 | 25.03-05.04.13 25.02.13 | ||||
Лирика 50-80-ых годов XIX века (А.Н. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет) | 5 | 1 | 27.02-11.03.13 | |||
А.Н. Островский | 2 | 13-15.0313 | ||||
Ф.М. Достоевский | 3 | 1 | 17-22.03.13 | |||
А.П. Чехов | 3 | 1 | 01-05.04.13 | |||
Из литературы XX века Русская проза и драматургия рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн) | 21/4 | 2 | 08.04-24.05.13 08-15.04.13 | |||
Серебряный век русской поэзии | 2 | 1 | 17-19.04.13 | |||
Русская проза первой половины ХХ века (М. Булгаков, М. Шолохов) | 5 | 1 | 22-01.05.13 | |||
Литературный процесс 50-80 гг. (А. Солженицын, В. Быков) | 5 | 03-13.05.13 | ||||
Новейшая русская проза и поэзия (В. Астафьев, В. Распутин, Т. Толстая, Л. Петрушевсая, В. Высоцкий, Б. Окуджава и др.) | 5 | 1 | 2 | 15-24.05.13 | ||
ИТОГО | 102 | 9 | 5 | 1 | 9 |
Развернутый календарно-тематический план для 9 класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....
Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
Календарное тематическое планирование по литературе 10 класс. УМК В.Чалмаева, А.Зинина
Тематическое планирование по литературе 10 класс. УМК В. Чалмаева...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
Рабочая программа по литературе 10 класс авторов-составителей С.А. Зинина, В. А.Чалмаева.
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе авторов-составителей С.А. Зинина, В. А.Чалмаева. Рабочая и авторская программы рассчитаны...
Рабочая программа по литературе 10 класса /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев
Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса включает в себя пояснительную записку и поурочное планирование уроков с расчетом 3 урока в неделю, 102 урока за год....
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...