Рабочие программы. Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме
На этой странице вы найдёте календарно-тематическое планирование и рабочие программы по русскому языку и литературе. Может быть, кому-нибудь пригодится, хотя я считаю, что у каждого должен быть свой подход. Да и классы разные. Это тоже надо учитывать. Здесь вы найдёте календарно-тематическое планирование (когда количество часов соответствует количеству часов по программе) и рабочие программы (в которых либо изменено количество часов, либо внесены какие-то коррективы). Хочу заметить, что в нашей школе мы работаем по русскому языку по программеВ. Бабайцевой, а по литературе - по программе Кутузова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Количество часов в году: 102
Количество часов в неделю: 3
Количество плановых уроков:
- по развитию речи: 25
- контрольных работ: 15
Планирование составлено на основе программы В.В.Бабайцевой, Москва, «Дрофа». 2009
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Учебники:
- «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, Москва, «Дрофа», 2007.
- «Русский язык. Практика. 8 класс». Под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.
- «Русская речь», Е.И.Никитина, Москва, «Дрофа», 2006.
Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ.
Дополнительная литература:
- «Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку для 8 класса», под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.
- «Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. -9 классы», авторы: А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Москва, «Дрофа», 2007.
- «Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
Основные цели:
- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике,
- воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обуславливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.
К концу 8 класса учащиеся должны уметь:
- произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;
- правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;
- находить грамматическую основу предложения;
- различать основные типы сказуемого;
- различать виды второстепенных членов предложения;
- определять многозначные члены предложения;
- использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;
- различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;
- правильно строить предложения с однородными членами и обособленными членами;
- изменять предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими конструкциями;
- правильно интонировать простые осложненные предложения;
- анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических единиц;
- составлять тезисные планы.
Прогнозирование результатов:
- получить успеваемость 100%;
- продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного письма;
- подготовить учащихся к изучению материала 9 класса по русскому языку.
Дата | № п/п | Содержание | Кол-во часов по теме | Тип урока | Форма урока | Виды контроля и обратной связи | Попутное повторение | Ключевые компетенции |
РР 1 | Функции русского языка в современном мире | 1 | РР Комб. урок | Лекция с элементами беседы | Фронт.опрос | Словосочетание, эпиграф, постановка тире в ПП | Знать: о функциях русского языка в современном мире. Уметь: определять основную мысль высказывания, строить свое монологическое высказывание, работать с учебником. | |
Закрепление изученного в 5-7 классах (6 ч + 3 ч ) | ||||||||
РР 2 | Текст. Основные признаки текста. Лексика | 1 | РР Закр. ЗУН | Практикум | Фронт.опрос | Виды орфрграмм | Знать: о тексте, его основных признаках, теоретический материал по лексике; о стилистическом аспекте речи. Уметь: обобщать и систематизировать данный теоретический материал, применять его на практике, строить связное монологическое высказывание. | |
3 | Морфемика. Словообразование | 1 | Закр. ЗУН | Практикум | Уплотн.опрос | Части речи | Знать: теоретический материал по данным разделам. Уметь: применять данный теоретический материал на практике. | |
РР 4 | Уметь говорить и слушать. Средства выразительности речи | 1 | РР Комб. урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Основная мысль тексита, синонимичные предложения | Знать: о правильном говорении и слушании, о средствах выразительности речи. Уметь: правильно говорить и слушать, находить в тексте средства выразительности речи, употреблять их в своей речи. | |
5 | Орфография, Пунктуация | 1 | Закр. ЗУН | Практикум | Уплотн.опрос | Причастный и деепричастный обороты, синонимы | Знать: теоретический материал по данным разделам. Уметь: применять данный теоретический материал на практике. | |
6 | Орфография, Пунктуация | 1 | Закр. ЗУН | Практикум | Уплотн.опрос | ЗП при причастном и деепричастном оборотах, синонимы | Знать: теоретический материал по данным разделам. Уметь: применять данный теоретический материал на практике. | |
7 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | Закр. ЗУН | Практикум | Уплотн.опрос | Тип текста, части речи | Знать: теоретический материал по данным разделам. Уметь: применять данный теоретический материал на практике. | |
РР 8 | Пишут всегда для кого-то. Письмо. Сочинение-описание с элементами рассуждения | 1 | РР Урок контроля | Сочинение | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм | Знать: об особенностях письменного текста (письма), о правилах его написания либо об особенностях написания сочинения-описания с элементами рассуждения. Уметь: писать сочинение данного типа. | |
К 9 | Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 | Урок контроля | Диктант | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | |
10 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции знаний | Беседа, практикум | Уплотн.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание. | |
Синтаксис и пунктуация (3 ч + 1 ч ) | ||||||||
11 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи | 1 | Комб.урок | Беседа, практикум | Инд.опрос | Виды орфограмм, части речи | Знать: о синтаксисе и пунктуации, о видах связи (сочинит-ной и подчинит-ной), о средствах связи, об основных единицах синтаксиса (с/с, предложении). Уметь: определять вид и средства связи в словосочетании, предложении. | |
12 | Способы подчинительной связи | 1 | Изучение н/м | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, части речи, морфемы, словосочетание | Знать: о способах подчинительной связи. Уметь: определять способ подч.связи (согл., упр., прим.), составлять с/с с разными способами подч.связи. | |
13 | Способы подчинительной связи | 1 | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Уплотн.опрос | Виды орфограмм, словосочетание | Знать: о способах подчинительной связи. Уметь: определять способ подч.связи (согл., упр., прим.), составлять с/с с разными способами подч.связи. | |
РР 14 | Что значит талантливый читатель? | 1 | РР Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Синонимы, диалог | Знать: о правильном чтении, о диалоге с автором, текстом. Уметь: правильно читать текст. | |
Словосочетание ( 2 часа) | ||||||||
15 | Основные виды словосочетаний | Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм | Знать: об основных видах с/с (подч., соч.), о группах с/с подлежащего и сказуемого. Уметь: определять вид с/с, группу с/с, отличать с/с от ГО предложения. | ||
16 | Цельные словосочетания | Комб.урок | Беседа, практикум | Инд.опрос | Виды пунктограмм, ГЧП, ВЧП | Знать: о цельных с/с, их единой синтаксической роли. Уметь: находить цельные с/с в предложении, правильно определять их синтаксическую роль. | ||
Предложение (1 ч + 1 ч ) | ||||||||
17 | Понятие о предложении. Строение предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Инд.опрос | Синт.средства выразительности, стиль текса, виды орфограмм, ОЧП | Знать: понятие о предложении, о строении предложения, о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь: определять строение предложения, отличать предложение от с/с, правильно строить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | ||
РР18 | Словесное рисование. Сочинение-описание по воображению | РР Урок контроля | Сочинение | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм, идейный смысл тектса | Знать: о словесном рисовании как описании картин, образов при чтении худож-го произведения; об особенностях написания сочинения данного типа. Уметь: «рисовать» словами; строить связное монологическое письменное высказывание описательного характера. | ||
Простое предложение ( 2 ч + 2 ч ) | ||||||||
19 | Основные виды простых предложений. Порядок слов в предложении. Логическое ударение | Комб.урок | Беседа, практикум | Инд.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм, тема текста, тип речи | Знать: основные виды ПП, о порядке слов в предложении при повествовании, при описании, о ЛУ в предложении. Уметь: определять вид ПП, порядок слов в предложении в тексте-повествовании, описании, правильно расставлять ЛУ. | ||
20 | Повторим орфографию. Орфограммы в корне. | Закр. ЗУН | Беседа, практикум | Уплотн.опрос | Тип речи, морфемный анализ | Знать: условия выбора орфограммы в корне. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
РР 21 | Определение понятия. Сравнение | РР Комб. урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Стиль речи, словосочетание | Знать: об определении понятия, о родовых и видовых понятиях, о стиле определений, о сравнении. Уметь: определять родовые/видовые понятия, находить лексические средства сравнения. | ||
РР 22 | Обучающее изложение с элементами сочинения | РР Урок контроля | Изложение | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм | Знать: об особенностях написания изложения с элементами сочинения. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста. | ||
Главные члены предложения ( 8 ч + 1 ч ) | ||||||||
23 | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения | Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Строение предложения, инфинитив, виды орфограмм, тире между – и =. | Знать: о ГЧП, о подлежащем и способах его выражения. Уметь: находить ГЧП, определять способ выражения подлежащего. | ||
24 | Сказуемое и его основные типы | Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, редактирование | Знать: о сказуемом и его основных типах. Уметь: находить сказуемое в предложении, определять его тип. | ||
25 | Простое глагольное сказуемое. | Комб.урок | Беседа, практикум | Инд.опрос | Виды пунктограмм | Знать: о ПГС, его строении и особенностях. Уметь: находить в предложении ПГС, определять его строение. | ||
26 | Составное глагольное сказуемое. | Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды пунктограмм | Знать: о СГС, его строении и особенностях. Уметь: находить в предложении СГС, определять его строение. | ||
27 | Составное именное сказуемое | Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм | Знать: о СИС, его строении и особенностях. Уметь: находить в предложении СИС, определять его строение. | ||
РР 28 | Микротема. Микротекст. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания (у.67) | РР Урок контроля | Изложение | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста по данному типу. | ||
29 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Закр. ЗУН | Беседа, практикум | Уплотн.опрос | Виды орфограмм, сравнит.частицы, стиль речи, синонимы | Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: применять данный т/м на практике. | ||
К 30 | Свободный диктант по разделу «Простое предложение» (у.138) | Урок контроля | Диктант | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм | Знать: об особенностях написания свободного диктанта, теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
К 31 | Контрольная работа. Зачет-тест по разделу «Простое предложение» | Урок контроля | Тест | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
Второстепенные члены предложения (8 ч + 2 ч ) | ||||||||
32 | Второстепенные члены предложения | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, с/с, границы предложений, ГЧП | Знать: о ВЧП, их роли в предложении, о видах ВЧП. Уметь: находить ВЧП в предложении, определять их содержательную и синтаксическую роль, определять вид ВЧП. | ||
РР 33 | Основные средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь | РР Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | ДиалогЮ типы и стили речи | Знать: о цепной и параллельной связях предложений в тексте, о частях предложения (данном и новом). Уметь: находить данные средства связи в тексте, использовать данные виды связи в своих текстах. | ||
34 | Определение | Комб.урок | Беседа, практикум | Инд.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм, синонимы | Знать: об определении, о согласованном/несогласованном определении, об их роли в тексте. Уметь: находить определения в тексте, использовать их в своих текстах. | ||
35 | Приложение | Комб.урок | Беседа, практикум | Инд.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм, с/с | Знать: о приложении как особом виде определения, о ЗП при нем. Уметь: находить приложения в тексте, оформлять их знаками препинания. | ||
36 | Дополнение | Комб.урок | Беседа, практикум | Инд.опрос | Подлежащее, с/с | Знать: о дополнении как ВЧП, о прямом и косвенном дополнении. Уметь: находить дополнения в предложении, определять вид дополнения. | ||
РР 37 | Синтаксические средства сравнения. Сказуемое с оттенком сравнения | РР Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | ГЧП, виды пунктограмм, синонимы, средства худож-ной выразит-сти | Знать: о синт.средствах сравнения, о ЗП при них, о сказуемом с оттенком сравнения. Уметь: находить синт.средства сравнения в тексте, использовать их в своих текстах. | ||
38 | Основные виды обстоятельств | Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, синонимы | Знать: об основных видах обстоятельств, их роли в предложении. Уметь: находить обстоятельства в предложении, определяя их вид и роль в предложении; распространять предложения с помощью различных видов обстоятельств. | ||
К 39 | Подготовленный диктант по разделу «Второстепенные члены предложения» (у.178) | Урок контроля | Диктант | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
40 | Повторим орфографию. Орфограммы в приставках | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Уплотн.опрос Взаимопро-верка | Синонимы, с/с, морфемика | Знать: условия выбора орфограмм в приставках. Уметь: применять данный т/м на практике. | ||
К 41 | Контрольный диктант по разделу «Второстепенные члены предложения» | Урок контроля | Диктант | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
Односоставные предложения ( 6 ч + 2 ч ) | ||||||||
42 | Понятие об односоставных предложениях | Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, ГЧП, простые и сложные пр-ния | Знать: об односоставных предложениях, их особенностях, видах. Уметь: находить ОП, определять их вид. | ||
РР 43 | Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания (у.92) | РР Урок контроля | Изложение | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста данного типа. | ||
44 | Определенно-личные предложения | Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, двусост.пр-ния, сказуемое, части речи | Знать: об о/л предложениях, их особенностях. Уметь: находить о/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять о/л предложения. | ||
45 | Неопределенно-личные предложения | Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, ГЧП, ВЧП, части речи | Знать: об н/л предложениях, их особенностях. Уметь: находить н/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять н/л предложения. | ||
46 | Безличные предложения | Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Двусост.пр-ния, н-нн в прилаг-ных | Знать: об б/л предложениях, их особенностях. Уметь: находить б/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять б/л предложения. | ||
РР 47 | Синтаксические средства сравнения. Сравнительный оборот. Приложение. Сочинение-миниатюра | РР Урок контроля | Сочинение | Письм.опрос | Союзы, признаки текста, части речи | Знать: о синт.средствах сравнения, о сравнит.обороте, приложении, их роли в тексте. Уметь: находить данные синт.средства сравнения в тексте, определяя их роль; использовать их в своих текстах. | ||
48 | Назывные предложения | Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды определений (соглас./несоглас.), виды односост.пр-ний, ЗП конца пр-ния | Знать: о назывных предложениях, их особенностях. Уметь: находить назывные предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять назывные предложения и использовать их в своих текстах. | ||
К 49 | Контрольная работа по разделу «Односоставные предложения» | Урок контроля | Контр.работа | Письм.опрос | Простые и сложные предложения | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
Полные и неполные предложения (1 ч + 1 ч ) | ||||||||
50 | Особенности строения полных и неполных предложений | Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Односоставные и двусоставные предложения, виды простых предложений | Знать: об особенностях строения полных и неполных предложений, их различиях. Уметь: находить неполные предложения в тексте, использовать их в своей речи. | ||
РР 51 | Заглавие как средство связи предложений в тексте. Сочинение-миниатюра повествовательного характера с элементами описания (у.112) | РР Урок контроля | Сочинение | Письм.опрос | Жанр, родовидовые слова, средства языка и речи, родовое понятие, виды орфограмм и пунктограмм | Знать: о заглавии как средстве связи пр-ний в тексте, о заглавии как предложении, организующем текст, о композиционном стыке, о связи заглавия с содержанием. Уметь: определять роль заглавия в тексте, определять связь заглавия с содержанием, озаглавливать текст с учетом его содержания, тему и основную мысль текста; писать сочинение данного типа. | ||
Осложненное предложение ( 8 ч + 2 ч ) | ||||||||
52 | Предложения с однородными членами | Комб.урок | Беседа, практикум | Уплотн.опросвзаимопро-верка | Виды орфограмм, стиль и тип речи | Знать: о предложениях с ОЧ, об однородности/неоднородности ЧП, о ЗП в предложениях с ОЧ. Уметь: определять однородность/неоднородность ЧП, правильно расставлять ЗП при ОЧ. | ||
53 | Союзы при однородных членах предложения | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Инд.опрос | Виды орфограмм | Знать: об употреблении союзов при ОЧП, о пунктуации при союзной связи ОЧП. Уметь: находить союзы при ОЧП, правильно использовать ЗП при союзной связи ОЧП. | ||
РР 54 | Подробное изложение повествовательного характера (у.120 РР) | РР Урок контроля | Изложение | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста данного типа. | ||
55 | Обобщающие слова при ОЧП | Комб.урок | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм | Знать: об обобщающих словах при ОЧП, о ЗП при них. Уметь: находить обобщающие слова при ОЧП, правильно выделять их знаками препинания. | ||
56 | Однородные и неоднородные определения | Закр. ЗУН | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, тип и стиль речи | Знать: об однородных/неоднородных определениях, их сходстве и различиях, их роли в предложении, пунктуации при них. Уметь находить однородные/неоднородные определения, правильно расставлять ЗП при них.: | ||
57 | Однородные и неоднородные определения | Закр. ЗУН | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, тип и стиль речи | Знать: об однородных/неоднородных определениях, их сходстве и различиях, их роли в предложении, пунктуации при них. Уметь находить однородные/неоднородные определения, правильно расставлять ЗП при них.: | ||
К 58 | Устный зачет по теме «Предложения с однородными членами» | Урок контроля | Зачет | Уплотн.опрос | Виды пунктограмм | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
59 | Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Уплотн.опросвзаимопро-верка | Части речи, орфоэпические нормы, ЛЗ слова | Знать: условия выбора в различных видах орфограмм в суффиксах слов. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
РР 60 | Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Сочинение-повествование с элементами описания | РР Урок контроля | Сочинение | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм | Знать: об особенностях написания сочинения данного типа. Уметь: писать сочинение данного типа. | ||
К 61 | Контрольный диктант по разделу «Осложненные предложения» | Урок контроля | Диктант | Письм.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
Предложения с обособленными членами ( 17 ч + 5 ч ) | ||||||||
62 | Понятие об обособлении | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Инд.опрос | Виды орфограмм, морфемный разбор | Знать: об обособлении, его роли в предложении, о выделении обособления ЗП. Уметь: находить обособления, определять их роль, правильно расставлять при них ЗП. | ||
63 | Обособление согласованных и несогласованных определений | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Инд.опрос | Интонация в предложении, НЕ с причастием, текстовые синонимы | Знать: об обособлении согл./несогл.определений, их сходстве и различиях.. Уметь: правильно расставлять ЗП при данных обособлениях. | ||
РР64 | Средства художественной выразительности. Подробное изложение повествовательного характера (у.140) | РР Урок контроля | Изложение | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм, ГЧП | Знать: о средствах худож.выразительности; об особенностях написания изложения данного типа. Уметь:находить данные средства худож.выразит-сти в тексте, определять их роль, использовать в своем тексте, писать изложение данного типа. | ||
К 65 | Свободный диктант по разделу «Предложения с обособленными членами» | Урок контроля | Диктант | Письм.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
66 | Обособление приложений | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Стиль и тип текста, причастный оборот | Знать: об обособлении приложений, о ЗП при них. Уметь: находить и обособлять приложения в предложении. | ||
67 | Обособление приложений | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Инд.опрос | Стиль и тип текста, причастный оборот | Знать: об обособлении приложений, о ЗП при них. Уметь: находить и обособлять приложения в предложении. | ||
РР 68 | Обращение как средство связи предложений в тексте. Риторическое обращение | РР Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Тип речи, стиль текста | Знать: об обращении как средстве связи предложений в тексте, риторическом обращении и его роли в тексте. Уметь: находить обращение в тексте, уместно использовать его в своей речи. | ||
К 69 | Подготовленный диктант по разделу «Предложения с обособленными членами» | Урок контроля | Диктант | Письм.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
70 | Обособление дополнений | Комб.урок | Беседа, практикум | Инд.опрос | Виды орфограмм, с/с | Знать: об обособлении дополнений, о ЗП при них. Уметь: находить обособленные дополнения, правильно выделяя их ЗП на письме. | ||
71 | Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, члены предложения | Знать: об условиях обособления ДО, одиночных деепричастий. Уметь: находить и правильно обособлять ДО, одиночные деепричастия. | ||
72 | Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, ВЧП, ГЧП | Знать: об условиях обособления ДО, одиночных деепричастий. Уметь: находить и правильно обособлять ДО, одиночные деепричастия. | ||
РР 73 | Композиционные формы сочинений. Киносценарий | РР Комб.урок | Беседа, практикум | Уплотн.опрос | Заглавие текста, рецензия, диалог, ремарка | Знать: о киносценарии как композиционной форме сочинения. Уметь: писать свой киносценарий на основе анализа других. | ||
74 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Комб.урок | Беседа, практикум | Инд.опрос | Виды орфограмм, стиль речи, ГЗ сущ-ных | Знать: об условиях обособления обстоятельств, выраженных сущ-ми с предлогами. Уметь: находить и обособлять обст-ва, выраженные сущ-ми с предлогами. | ||
75 | Обособление уточняющих членов предложения | Изучение н/м | Беседа, практикум | Инд.опрос | Виды предложений по структуре, ОЧП, с/с | Знать: условия обособления УЧП. Уметь: находить в предложениях и обособлять на письме УЧП. | ||
76 | Обособление уточняющих членов предложения | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Инд.опрос | Виды предложений по структуре, ОЧП, с/с | Знать: условия обособления УЧП. Уметь: находить в предложениях и обособлять на письме УЧП. | ||
РР 77 | Синтаксические средства выразительности речи. Парцелляция. Рассуждение на литературную тему (рецензия). | РР Урок контроля | Рецензия | Письм.опрос | ГЧП, ВЧП, структура предложения | Знать: о парцелляции как синт.средстве выразит-сти речи, об особенностях написания рецензии. Уметь: находить в тексте парцеллят, писать рассуждение на литературную тему (рецензию). | ||
К 78 | Устный зачет по теме «Предложения с обособленными членами» (у.403) | РР Урок контроля | Зачет | Фронт.опрос | Фразеологизмы | Знать: т/м по данному разделу. Уметь: применять данный т/м на практике. | ||
79 | Повторим орфографию | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Уплотн.опрос | Тип речи, морфемика, словообразование | Знать: условия выбора различных орфограмм. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
К 80 | Контрольное списывание (у.413) | РР Урок контроля | Контр.списывание | Письм.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм | Знать: об особенностях выполнения работы данного типа. Уметь: выполнять данный тип работы. | ||
81 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями, пунктуация при них | Изучение н/м | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Синонимы, ГЧП, виды орфограмм, тема, основная мысль, тип и стиль текста | Знать: о предложениях с вводными словами, с/с и предложениями, о пунктуации при них. Уметь: находить в предложениях вводные слова, словосочетания и предложения, оформлять их на письме с помощью ЗП. | ||
82 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями, пунктуация при них | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Уплотн.опрос | Синонимы, ГЧП, виды орфограмм, тема, основная мысль, тип и стиль текста | Знать: о предложениях с вводными словами, с/с и предложениями, о пунктуации при них. Уметь: находить в предложениях вводные слова, словосочетания и предложения, оформлять их на письме с помощью ЗП. | ||
РР 83 | Сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть вежливым?» (у.430) | РР Урок контроля | Сочинение | Письм.опрос | Виды орфограмм и пунктограмм, стиль текста | Знать: об особенностях написания сочинения данного типа. Уметь: писать сочинение данного типа. | ||
Предложения с обращениями (3 ч ) | ||||||||
84 | Предложения с обращениями | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Инд.опрос | ГЧП, синонимы, тема, основная мысль и стиль текста | Знать: о предложениях с обращениями, ЗП при них, о роли обращений в предложении. Уметь: находить обращения в предложении, правильно расставлять в них ЗП. | ||
85 | Пунктуация при обращении. Риторическое обращение | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Инд.опрос | Стиль текста, переносное значение слов | Знать: о пунктуации при обращении, о риторическом обращении и его роли в тексте. Уметь: расставлять ЗП при обращении, находить в тексте риторическое обращение; использовать обращение в своей речи. | ||
К 86 | Контрольный диктант по разделу «Предложения с обособленными членами» | Урок контроля | Диктант | Письм.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
Слова-предложения ( 1 ч + 1 ч ) | ||||||||
87 | Особенности слов-предложений | Комб.урок | Беседа, практикум | Инд.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм, стиль речи, части речи | Знать: об особенностях слов-предложений. Уметь: находить слова-предложения в тексте, определяя их особенности. | ||
РР 88 | Разновидность рассуждения-сравнение. Сочинение - сравнительная характеристика литературных героев (п.13 РР) | РР Урок контроля | Сочинение | Письм.опрос | Части слова, лексические понятия, части речи, односост.пр-ния, стили речи | Знать: о сравнении как разновидности рассуждения, о сравнительной характеристике литературных героев. Уметь: писать сочинение данного типа. | ||
Закрепление, обобщение и систематизация изученного в 8 классе (2 ч + 3 ч ) | ||||||||
РР 89 | Текст. Типы и стили текста (Пр) | РР Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм, союзы, виды связи предложений в тексте | Знать: о тексте, его признаках, о типах и стилях текста. Уметь: определять текст, его признаки, тип и стиль текста. | ||
90 | Орфография, пунктуация | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Уплотн.опрос | Прямая речь, цитата, тип, стиль речи | Знать: т/м по орфографии, пунктуации. Уметь: применять данный т/м на практике. | ||
91 | Текст. Орфография. Пунктуация | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды пунктограмм, обращение, вводные слова, синонимы, тезис высказывания | Знать: т/м о тексте, т/м по орфографии, пунктуации. Уметь: обобщать и применять на практике данный т/м, строить связное монологическое высказывание. | ||
РР 92 | Психологический портрет. Сочинение с обрамлением (п.14) | РР Урок контроля | Сочинение | Письм.опрос | ОЧП, виды СП, обособленные определения, приложения | Знать: о психологическом портрете в худож.произведениях, о сочинении -психологическом портрете с обрамлением. Уметь: писать сочинение данного типа. | ||
РР 93 | Закрепление изученного по развитию речи | Обобщ. повт. | Иследование | Фронт.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм | Знать: т/м по развитию речи за 8 класс. Уметь: применять данный т/м на практике. | ||
Закрепление изученного по пунктуации ( 9 ч ) | ||||||||
94 | Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах, при однородных членах с обобщающим словом | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Инд.опрос, взаимопроверка | Правописание НЕ с разными частями речи | Знать: о пунктуации, об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым, о пунктуации при ОЧП, при ОЧП с обобщающим словом. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
95 | Выделение запятыми обособленных согласованных определений. ЗП при обособленных приложениях | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Фронт.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм | Знать: условия выделения ЗП обособленных согласованных определений, приложений. Уметь: правильно выделять ЗП обособленные согласованные определения, приложения. | ||
96 | Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Уплотн.опрос | Виды орфограмм, части речи | Знать: о постановке ЗП при обстоятельствах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Уметь: находить в предложении при обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, выделять их на письме ЗП. | ||
97 | Выделение запятыми обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Инд.опрос | Правописание производных предлогов | Знать: о выделении запятыми обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами. Уметь: находить в предложении обстоятельства данного типа, выделять их на письме запятыми. | ||
98 | Выделение запятыми уточняющих членов предложения, вводных слов, обращений | Закр.ЗУН | Беседа, практикум | Уплотн.опрос | Виды орфограмм, ОЧП, прямая речь, синонимы, неполные предложения, олицетворение | Знать: условия выделения ЗП УЧП, вводных слов, обращений. Уметь: находить в предложениях УЧП, вводные слова, обращения, выделять их ЗП. | ||
К 99 | Проверочная работа по пунктуации | Урок контроля | Тест | Письм.опрос | Виды орфограмм | Знать: теоретический материал по пунктуации. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
К 100 | Годовой контрольный диктант | Урок контроля | Диктант | Письм.опрос | Виды орфограмм, пунктограмм | Знать: теоретический материал по русскому языку за 8 класс. Уметь: применять данные знания на практике. | ||
101 | Резерв. | |||||||
102 | Резерв. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
№№ урока | Тема урока | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Цели урока | Домашнее задание | Дата |
1 четверть 18 ч. | ||||||
Литература и традиция | 3 | |||||
1 | Литература и традиция. | 1 | Знакомство со структурой учебника; дать понятие о литературном процессе, о традиции и новаторстве. | Ответить на вопросы. Прочитать сказку. Нарисовать иллюстрации. Подготовить сообщения. | ||
2 | Фольклорные традиции в литературе. Сопоставление русской народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина. | 1 | Расширить понятие о традиции в содержании и форме литературного произведения. | Ответить на вопросы. Прочитать статью учебника. Прочитать «Атомную сказку» Ю.П.Кузнецова. нарисовать иллюстрации | ||
3 | Фольклорные традиции в литературе. Ю.П.Кузнецов «Атомная сказка». | 1 | Дать понятие о «вечной теме», анализ текста. | Написать свою современную сказку. Прочитать фрагменты «Повести временных лет» | ||
Древнерусская литература | 5 | |||||
4-5 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». | 2 | Дать понятие о древнерусской литературе; начать знакомство с «Повестью временных лет»; выявить устно-легендарную, фольклорно-языческую традицию произведения. | Вопросы и задания учебника. Закончить творческую работу. Прочитать статью Д.С.Лихачева. Прочитать «Слово о полку Игореве» | ||
6 | «Слово о полку Игореве». История «Слова», сюжет, композиция, пейзаж. | 1 | Познакомиться с историей «Слова», показать историческую основу, рассмотреть сюжет, роль пейзажа. | Закончить композиционный план «Слова…». Составить характеристику героев | ||
7 | Герои «Слова о полку Игореве». Образ автора. | 1 | Работа над характеристикой героев; показать средства выражения авторской позиции в «Слове». | Определить роль эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений. Прочитать переводы «Слова…». Выразительное чтение. | ||
8 | Традиции «Слова о полку Игореве» в литературе. | 1 | Показать жизнь «Слова» в литературе 19-20 вв. | Написать творческую работу. | ||
Духовная литература | 2 | |||||
9 | Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха». | 1 | Дать представление о взаимовлиянии духовной литературы в Древней Руси | Написать сочинение. | ||
10 | Духовная литература. «Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN». | 1 | Расширить представление об особенностях духовной литературы в Древней Руси. | Прочитать статью. Выучить наизусть один из сонетов и подготовить комментарии. | ||
Зарубежная литература | 2 | |||||
11 | Жанр сонета в зарубежной литературе. | 1 | Познакомить с развитием жанра в зарубежной литературе | |||
12 | Урок внеклассного чтения «Сонет Серебряного века». | 1 | Показать, как развивается традиция жанра сонета на примере поэзии Серебряного века. | Прочитать статью. Ответить на вопросы. | ||
Русская литература 18 века | 12 | |||||
13 | Русская литература 18 века и её традиции | Показать развитие традиций в литературе 18 века. | Прочитать комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль». | |||
14 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Знакомство с комедией. | 1 | Знакомство с биографией Фонвизина, с комедией «Недоросль». | Подготовить чтение по ролям явл.3,4,6 действия 2. | ||
15 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Речевая характеристика героев. | 1 | Показать значение речевых характеристик героев | Вопросы и задания учебника. Составить письменную характеристику «Жизненные принципы Стародума» | ||
16 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Драматургический конфликт и композиция пьесы. Традиции и новаторство в комедии. | 1 | Показать традиции классицизма в комедии, новаторство Фонвизина-драматурга, особенности драматургического конфликта и композиции пьесы. | Прочитать статью, ответить на вопросы, выполнить задания | ||
17 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Урок - обсуждение: значение комедии для современников и последующих поколений. | 1 | Показать значение пьесы, её актуальность. | Задания по группам6 инсценировать одно из явлений комедии | ||
18 | Инсценировка фрагментов пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | Развивать творческие способности учеников, совершенствовать навыки выразительного чтения, углубить представление об особенностях драмы как рода литературы. | Выписать из текста комедии афоризмы | ||
2 четверть 14 часов | ||||||
19 | Подготовка к сочинению по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль». | 1 | Подготовиться к сочинению | Написать сочинение | ||
20 | Г.Р.Державин. Вехи жизни и творчества, «Осень во время осады Очакова». | Показать значение творчества Державина для русской литературы | Прочитать статью о Державине и о Суворове | |||
21 | Г.Р.Державин «Снегирь». | 1 | Показать особенности языка поэта, дать понятие о жанре оды. | Выразительное чтение стихотворения, выполнить задание творческого практикума | ||
22 | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». | 1 | Дать представление о сентиментализме, обозначить жизненный и творческий путь Н.М.Карамзина, начать знакомство с повестью. | Повесть «Бедная Лиза». Вопросы и задания учебника. | ||
23 | Практикум по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». | 1 | Развивать навыки анализа художественного текста, показать роль рассказчика в произведении. | Выполнить задания учебника | ||
24 | Библиотечный урок «Русская литература XVIII века» | 1 | Дать обзор выдающихся произведений русской литературы, рассказать об их авторах, познакомить с отдельными произведениями | Прочитать в учебнике статьи. Прочитать баллады В.А.Жуковского | ||
Русская литература 19 века. | 23 | |||||
25 | Романтизм как литературное направление. | 1 | Дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, конфликте. | Прочитать статью о Пушкине. Выразительное чтение стихотворения «Погасло дневное светило» | ||
26 | А.С.Пушкин «Братья разбойники» как романтическая поэма. | 1 | Начать знакомство с романтическим периодом творчества Пушкина. | Вопросы и задания учебника | ||
27 | А.С.Пушкин «Братья разбойники». Анализ поэмы. | 1 | Совершенствовать навыки анализа художественного текста. | Прочитать статью «Реализм в литературе». Прочитать повесть «Станционный смотритель» | ||
28 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель». | 1 | Показать роль автора и рассказчика в повести, дать первоначальное представление о реализме как литературном течении. | Подготовиться к семинару. | ||
29 | Семинар «Художественные особенности повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»». | 1 | Рассмотреть основные художественные особенности произведения, нравственные проблемы. | Подготовиться к заданиям творческого практикума. | ||
30 | Творческий практикум. Рассказ, статья, сочинение в жанре эссе. | 1 | Показать особенности жанров рассказа, статьи, эссе, | Прочитать о Е.А.Баратынском. Выразительное чтение стихотворений. | ||
31 | Е.А.Баратынский «Водопад», «Чудный град порой сольётся…». | 1 | Дать представление о лирике Баратынского, показать особенность лирики Баратынского. | Анализ одного из стихотворений | ||
32 | Урок-практикум: «Анализ стихотворений» | 1 | Дать представление об интерпретации поэтического текста, совершенствовать навыки анализа текста | Прочитать о М.Ю.Лермонтове. Поэма «Мцыри» | ||
3 четверть 20 часов | ||||||
33 | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Романтический конфликт. Образ главного героя. | 1 | Показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме Лермонтова. | Ответить на вопросы. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы. | ||
34 | Анализ сюжета и композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | 1 | Показать своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова. | Поэма Д.Г.Байрона «Корсар» | ||
35 | Библиотечный урок. Дж. Г. Байрон «Корсар». | 1 | Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Байрона. | Прочитать о Н.В.Гоголе. Повесть «Портрет» | ||
36 | Н.В.Гоголь «Портрет». Судьба художника Чарткова. | 1 | Анализ эпизодов 1-ой части. | Составить план повести. Ответить на вопросы. | ||
37 | Тема призвания художника и роли искусства в мире в повести Н.В.Гоголя «Портрет». | 1 | Показать, как раскрывается автором тема произведения; обратить, внимание на особенности композиции повести | Прочитать книги, подготовиться к творческому практикуму. | ||
38-39 | Диспут «Роль искусства в современном обществе» | 2 | Прививать навыки участия в диспуте, развивать умения видеть актуальность произведений литературы, развивать умение вырабатывать самостоятельную точку зрения, умение ставить и обсуждать проблемы | Выучить стихотворение Ф.И.Тютчева «Что ты клонишь над водами…». Ответить на вопросы. | ||
40 | Мир природы и мир души в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Что ты клонишь над водами…», «Ты волна моя морская…» | 1 | Кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева. Показать развитие романтических традиций в русской лирике на примере стихотворений Тютчева. | Сравнить стихотворения. Выучить наизусть стихотворение «Ты, волна моя морская…» | ||
41 | Подготовка к творческой работе: литературный отзыв. | 1 | Обучение письменному анализу стихотворения. | Закончить творческую работу. Прочитать рассказы И.С.Тургенева | ||
42 | И.С.Тургенев «Записки охотника». Понятие о русском национальном характере. | 1 | Кратко ознакомить с циклом рассказов Тургенева «Записки охотника»; углубить понятие о русском национальном характере. | Составить цитатный план рассказа «Бирюк». Подготовиться к семинару. | ||
43 | Урок-практикум «Средства создания образа в реалистическом произведении» (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк») | 1 | Знакомство с рассказом «Бирюк»; анализ рассказа. | Выполнить задание творческого практикума. Написать рассказ-характеристику с неожиданным сюжетным поворотом. | ||
44 | Библиотечный урок. Ги де Мопассан «Ожерелье». | 1 | Знакомство с рассказом, беседа по рассказу Ги де Мопассана «Ожерелье». | Прочитать о Н.С.Лескове. Рассказ «Человек на часах» | ||
45 | Н.С.Лесков «Человек на часах». | 1 | Показать своеобразие русских реалистических традиций в творчестве Лескова, выявить роль художественных приёмов в произведении | Подобрать материал для сочинения. | ||
46 | Подготовка к сочинению по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах» | 1 | Обучение написанию сочинения-рассуждения, развитие творческих способностей учащихся | Составить план сочинения. Сделать наброски. | ||
47 | Творческий практикум. Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении» | 1 | Активизировать творческие способности учеников, развивать умение выполнять элементарные исследовательские работы | Прочитать статью учебника. Рассказ М.Горького «Макар Чудра» | ||
Русская литература 20 века. | 19 | |||||
48 | Литературные традиции в 20 веке. Особенности романтизма М.Горького. | 1 | Дать краткий обзор жизни и раннего творчества М.Горького, Расширить понятие о романтизме; рассказать о новаторстве М.Горького в развитии романтических традиций. | Ответить на вопросы и выполнить задания учебника. | ||
49 | Анализ рассказа М.Горького «Макар Чудра». | 1 | Совершенствовать навыки анализа художественного текста. | Подготовить сообщение. Прочитать рассказ А.И.Куприна «Гамбринус» | ||
50 | А.И.Куприн «Гамбринус». | 1 | Беглый обзор биографии и творчества А.И.Куприна; развивать навыки анализа текста. | Подготовиться к сочинению. | ||
51 | Творческий практикум. Обучение написанию эссе. | 1 | Активизировать творческие способности учеников. | Закончить эссе. Прочитать о Н.С.Гумилеве. Рассказ «Золотой рыцарь» | ||
52 | Н.С.Гумилёв «Золотой рыцарь». | 1 | Развивать представление о неоромантическом герое; выявить традиции баллады в рассказе. | Написать отзыв, рецензию или эссе. Подготовиться к библиотечному уроку. | ||
4 четверть 16 часов | ||||||
53-54 | Библиотечные уроки «Судьба романтизма в 20 веке (на примере произведений А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и А.С.Грина «Алые паруса»). | 2 | Рассказать о развитии романтических традиций в европейской литературе; дать понятие о притче и феерии; активизировать творческие способности учащихся. | Прочитать о А.П.Платонове. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» | ||
55 | А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире». | 1 | Познакомить учащихся с биографией писателя; показать развитие романтических и реалистических традиций в рассказе, раскрыть нравственный смысл рассказа. | Озаглавить части рассказа. Ответить на вопросы и выполнить задания учебника. Рассказ «Неизвестный цветок» | ||
56 | Сопоставительная характеристика произведений А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире» и «Неизвестный цветок» | 1 | Развивать навыки сопоставительного анализа художественного текста | Прочитать о А.Т.Твардовском. Поэма «Василий Теркин». | ||
57 | Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» и её значение. | 1 | Кратко ознакомить с вехами жизненного и творческого пути; показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, рассмотреть особенности жанра и сюжета. | Прочитать статью в учебнике. Ответить на вопросы. | ||
58 | Урок-практикум «Характеристика героя поэмы А.Т.Твардовского Василий Тёркин». | 1 | Обобщить полученные знания о В.Тёркине, выявить роль автора в поэме. | Подготовиться к заданию творческого практикума. | ||
59 | Творческий практикум. Очерк об участнике Великой Отечественной войны. | 1 | Воспитывать патриотические и гуманистические чувства. Обучать выполнению письменных работ в жанре очерка. Развивать творческие способности учеников. | Прочитать о Н.М.Рубцове. Подготовить выразительное чтение стихотворения. | ||
60 | «Есенинская» линия русской лирики 20 века. Лирика Н.М.Рубцова. | 1 | Кратко познакомить учеников с лирикой Рубцова, выявить есенинские традиции в лирике. | Прочитать о В.М.Шукшине. Рассказ «Дядя Ермолай». Выразительное чтение по ролям. | ||
61 | Проза 60-70-х годов. В.М.Шукшин «Дядя Ермолай». | 1 | Познакомить учеников с биографией и творчеством В.М.Шукшина; развивать навыки анализа текста. | Вопросы и задания учебника. | ||
62 | Народное понимание правды в рассказе В.М.Шукшина «Дядя Ермолай». | 1 | Помочь почувствовать пафос произведения; дать понятие об «открытом финале». | Написать эссе. Подготовиться к читательской конференции. | ||
63-64 | Читательская конференция «Прогноз развития литературных традиций в 21 веке». | 2 | Активизировать умение учеников самостоятельно анализировать литературные произведения | Выразительное чтение «Эпилога» и обращения Б.Зайцева. | ||
65-67 | Резерв | 3 | ||||
68 | Рекомендации для летнего чтения | 1 |
Рабочая программа по литературе для 8 класса
по учебнику-хрестоматии под ред. А. Г. Кутузова
(2 часа в неделю – 68 часов)
Пояснительная записка
Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» для 8 класса входит в федеральный перечень учебников, определенных Министерством образования РФ, поэтому творческая группа сочла необходимым представить примерное тематическое планирование, составленное на основе авторской программы под руководством А. Г. Кутузова и с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова, а целью данного процесса является формирование творчества читателя, способного к полноценному восприятию предмета в контексте мировой духовной культуры.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы (см. Стандарты). Структурообразующими составляющими программы А. Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. Для 8 класса это «Литература и традиция», поэтому формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся.
Кроме того, концептуальная основа программы А. Г. Кутузова – изучение произведений на основе творческой деятельности. Поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения в единстве формы и содержания. Задолго до появления Стандартов в программе А. Г. Кутузова был осуществлен деятельностный подход в обучении, что также отражено в составленном тематическом планировании как в виде творческих практикумов и творческих мастерских, так и в названиях уроков.
Поурочное планирование
- Введение. Литература и традиция.
- Фольклорные традиции в литературе.
«Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Русская народная сказка. Литературная сказка. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
- Ю. П. Кузнецов, «Атомная сказка». Творческий практикум. Сочиняем сказку сами. Сопоставление героев литературных сказок с фольклорными.
- Древнерусская литература. Её традиции. «Повесть временных лет», «Откуда пошла Русская земля…»
- «Повесть временных лет». Церковь и просвещение.
- «Слово о полку Игореве». Историческая основа «Слова…». Патриотический пафос поэмы. Тема и идея.
- Композиция «Слова…». Образная система и художественные особенности языка. Авторская позиция и средства её выражения.
- Жизнь «Слова…» в литературе. Переводы и произведения по мотивам «Слова…».
- Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха», «Письмо Амвросия Оптинского…».
- Творческая мастерская. Историческая реальность и литературная традиция в духовных жанрах. Сравнительный анализ.
- Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Уильям Шекспир. Жанр сонета.
- Библиотечный урок. Сопоставление сонетов разных авторов.
- Русская литература XVIII века и её традиции.
- Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Анализ I действия. Чтение и комментарий.
- Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Чтение и комментарий. Анализ действий 2, 3.
- Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Чтение и комментарий 4, 5 д.
- Итоговый урок по комедии. Традиции и новаторство. Особенности жанра.
- Р/р. Классное контрольное сочинение по комедии «Недоросль».
- Г. Ф. Державин – представитель классицизма, родоначальник русской философской лирики. «Осень во время осады Очакова», «Снегирь».
- Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме, его основные черты.
- Повесть «Бедная Лиза», положившая начало новой традиции в русской литературе. Анализ повести.
- Русская литература XVIII века. Литературный монтаж. Советы библиотеки.
- Русская литература XIX века. Романтизм как литературное направление, его основные черты.
- Творческая мастерская. Романтический герой остросюжетного фильма. Создание кинофрагментов.
- А. С. Пушкин. Романтическая поэма «Братья разбойники».
- А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Тема «маленького человека» в русской литературе.
- Р/р. Проба пера. Эссе «Печальная участь «сущих мучеников четырнадцатого класса» в России».
- Е. А. Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется».
- Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Печальная судьба юноши – монаха. Монолог – исповедь.
- Образный строй языка. Художественные особенности, черты романтизма.
- Творческий практикум. Эссе на тему «Интересен ли Мцыри современному молодому человеку?»
- Библиотечный урок. Д. Г. Байрон «Корсар». Влияние Байрона на М. Ю. Лермонтова.
- Н. В. Гоголь «Портрет». Страшная судьба художника Чарткова.
- Сочетание фантастики и реальности в романтической повести. Вопрос о назначении искусства.
- Советы библиотеки. «Призвание и судьба человека искусства». Урок-семинар.
- Ф. И. Тютчев. Мир природы в творчестве поэта «Что ты клонишь…», «Ты, волна моя морская,…».
- Анализ лирического произведения. Урок – практикум.
- И. С. Тургенев. Реализм в литературе. Рассказ «Бирюк».
- Роль портретной характеристики и окружающей обстановки для раскрытия характера героя. Роль рассказчика.
- Творческий практикум. Проба пера. Сочиняем рассказ на тему «Как в тех или иных обстоятельствах с неожиданной стороны раскрылся характер героя».
- Библиотечный урок. Ги де Мопассан «Ожерелье».
- Н. С. Лесков «Человек на часах». Конфликт в произведении.
- Традиции русской духовной и светской литературы в изображении чувства и долга, человечности и чести.
- Р/р. Сочинение – рассуждение на тему «Борьба чувства и долга в литературных произведениях».
- Литература XX века. Традиции. М. Горький «Макар Чудра». Образная система произведения.
- Композиция, язык и стиль произведения. Роль автора – рассказчика.
- Творческий практикум. «Образ женщины в романтической литературе XIX – XX в.» (или сопоставление Людмилы и Радды).
- А. И. Куприн «Гамбринус». Образ Сашки.
- Антитеза «живого и неживого» в повестях Куприна. Развитие антитезы в «Гамбринусе».
- Творческий практикум. Эссе на тему «Жизнь коротка – искусство вечно».
- Н. С. Гумилев. Рассказ «Золотой рыцарь».
- Библиотечный урок. «Зорко только сердце!». Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц».
- Вечные философские вопросы в повести-сказке «Маленький принц».
- А. С. Грин «Алые паруса». Вечная мечта человека о счастье.
- А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Тонкий душевный мир машиниста Мальцева.
- Мир природы и мир людей у Платонова. Особенности прозы писателя.
- А. Т. Твардовский. Военная тема в русской литературе. «Василий Теркин». Избранные главы.
- Собирательный образ бойца Теркина. Фольклорные и реалистические традиции в создании образа.
- Творческий практикум. Очерк об участнике Великой Отечественной войны.
- Н. М. Рубцов. Поэтический мир поэта. Природа и родина в его лирике.
- Советы библиотеки. Поэты о малой родине. Поэтический вечер.
- В. М. Шукшин «Дядя Ермолай». Вечные вопросы русского человека.
- Советы библиотеки. Рассказы Шукшина «Упорный», «Микроскоп», «Одни» и др. Продолжение темы «маленького человека» в русской литературе.
- Р/р. Сочинение «Тема маленького человека в русской литературе».
- Творческий практикум. Литературное анкетирование. Проверка читательской квалификации учащихся.
- Итоговая читательская конференция «Прогноз развития литературных традиций в XXI веке».
- Рекомендация книг для летнего чтения.
- Резервный урок.
Учебно – тематическое планирование
по литературе
Класс – 8
Учитель: Евсеева С.В.
Количество часов
Всего 68 часов: в неделю 2 часа.
Контроля : 5 часов
Развития речи: 10 часов
Внеклассного чтения: 6 часов
Планирование составлено на основе программы по литературе (5 – 11) классы для общеобразовательных школ к учебному комплексу по литературе (5 – 11 классы) под редакцией А.Г.Кутузова, Москва, «Дрофа». Программа соответствует стандартам первого поколения для общеобразовательных школ.
Учебник « ЛИТЕРАТУРА» 8класс
под редакцией А.Г.Кутузова. Учебник рекомендован Министерством образования РФ, включён в Федеральный перечень. Москва, «Дрофа», 2007 год
Дополнительная литература:
- Ельцова О.В. Поурочные разработки по литературе по программе А.Г.Кутузова, 8 класс. Москва, «ВАКО», 2007
- Научно-методический журнал «Литература в школе» и др.
- Ресурсы сети Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, календарно тематическое планирование, технологическая карта по математике для 11 классов
Учебная программа по математике для 11 классов содержит календарно-тематический план к УМК С.М. Никольского и Л.С. Атанасяна, рабочую программу и технологическую карту.План составлен по изучению...
Рабочая программа,календарно - тематическое планирование и технологическая карта по математике 11 класс
Рабочая программа по математике, календарно - тематическое планирование и технологическая карта для профильного 11 класса (8 часов):алгебра и начала анализа (4 часов) профильный курс к УМК под р...
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование и технологическая карта по математике для 10 класса
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование и технологическая карта по математике для 10 класса, профильный курс составлена из расчёта 8 часов математики в неделю:алгебра и начала анализа ...
Рабочая программа. Календарно-тематическое планирование по технологии.
Планирование в 5-7 классах по программе И.А.Сасовой,А.В. Марченко. ...
ОБЖ, 8-9кл., А.Т.Смирнов. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса по УМК М.З Биболетовой.
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса по УМК М.З Биболетовой....
Рабочие программы, календарно- тематическое планирование по русскому языку для 5, 9-11 классов
Рабочие программы, календарно- тематическое планирование по русскому языку 5,9-11 классов...