Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

Теплова Светлана Алексеевна

Данное календарно-тематическое планирование разработано для учебника В.Я. Коровиной: 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tem._plan._liter._v_9_kl.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

(102 часа)- 3 часа в неделю.

Автор учебника: В.Я. Коровина и др., 2010г.

Программа под редакцией В.Я. Коровиной М. «Просвещение», 2010г.

№ урока

Название разделов, тем, уроков

Вид урока

Кол-во уроков

Дата

Примечание

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Беседа.

1

Древнерусская литература ( 2 часа )

2

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы.

Лекция. Беседа.

1

3

Художественные особенности «Слова…».Самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Подготовка к домашнему сочинению.

Практикум.

1

Русская литература 18 века (10 часов)

4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика литературы 18 века. Особенности русского классицизма.

Лекция.

1

5

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. М.В. Ломоносов- реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

Лекция. Практикум.

1

6

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии.

Беседа.

1

7

Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

Урок внеклассного чтения.

1

8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Практикум.

1

9

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Рассказ учителя. Беседа.

1

10

Особенности повествования в «Путешествии…».  Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Практикум.

1

11

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

Лекция.

1

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.  Новые черты русской литературы.

Практикум.

1

13

Систематизация изученного материала. Составление таблицы «Русская литература 18 века».

Практикум.

1

Русская литература 19 века (54 часа)

14

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века.

Лекция. Практикум.

1

15-16

Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову.

Лекция. Практикум.

2

17

В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Беседа. Практикум.

1

18

А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга.

Лекция.

1

19

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции пьесы.

Беседа.

1

20-21

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

Беседа.

2

22-23

Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения.

Урок развития речи.

2

24-25

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

Урок развития речи.

2

26

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина.

Лекция. Беседа.

1

27

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

Беседа.

1

28

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта.

Семинар.

1

29

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

Практикум.

1

30

А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

Урок внеклассного чтения.

1

31

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет Жанр романа в стихах. Система образов.  Онегинская строфа.

Лекция.

1

32

Типическое и индивидуальное  в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Беседа.

1

33

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Беседа.

1

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Практикум.

1

35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Беседа.

1

36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Семинар.

1

37

Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Урок развития речи.

1

38

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

Лекция. Беседа.

1

39

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно».

Лекция. Беседа.

1

40

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Я жить хочу…», «Есть речи-значенье».

Практикум.

1

41

Адресаты любовной  лирики М. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет», «Нищий».

Практикум.

1

42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.

Семинар.

1

43

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции.

Лекция.

1

44

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина В главах «Бэла», «Максим Максимыч».

Беседа.

1

45

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Беседа.

1

46

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Практикум.

1

47

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Практикум.

1

48

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия и роман М. Лермонтова в оценке В.Г. Белинского.

Семинар.

1

49

Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Урок развития речи.

1

50

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции.

Лекция.

1

51-52

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

Беседа. Практикум.

2

53

Образ города в поэме «Мертвые души».

Беседа.

1

54

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

Беседа.

1

55-56

«Мертвые души»- поэма о величии России. Живые и мертвые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Подготовка к сочинению.

Семинар.

2

57-58

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

Лекция. Беседа.

2

59

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

Беседа.

1

60

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Лекция. Беседа.

1

61

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

Беседа.

1

62

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность».

Лекция. Беседа.

1

63-64

Л.Н. Толстой. «Юность». Формирование личности героя повести.  Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками.

Беседа.

2

65

Л.Н. Толстой. «Юность». Особенности поэтики: психологизм, чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Урок развития речи.

1

66-67

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Беседа.

2

Литература 20 века (23 часа)

68

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

Лекция.

1

69

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Лекция. Беседа.

1

70

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

Практикум.

1

71-72

А.А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Поэзия А.А. Блока.

Беседа. Практикум.

2

73

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. Его поэзия.

Беседа. Практикум.

1

74

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. Стихотворения.

Беседа. Практикум.

1

75-76

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?»,  «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

Беседа. Практикум.

2

77

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

Лекция. Беседа.

1

78

История создания и судьба повести «Собачье сердце». Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров.

Беседа.

1

79-80

Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

Практикум.

2

81

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой. Особенности поэтики.

Лекция. Беседа.

1

82

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

Лекция. Беседа.

1

83

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике Заболоцкого. Философский характер в лирике.

Лекция. Беседа.

1

84

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

Лекция. Беседа.

1

85

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик. Роль пейзажа. Реализм Шолохова.

Беседа.

1

86

Б.Л. Пастернак.  Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Философская глубина лирики Пастернака.

Лекция. Беседа.

1

87

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений.

Беседа. Практикум.

1

88

А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

Беседа.

1

89

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

Беседа.

1

90

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

Беседа.

1

Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков (3 часа)

91-92

Песни и романсы на стихи русских писателей 19-20 веков.

Уроки внеклассного чтения.

2

93

Зачетное занятие по русской лирике 20 века

Урок контроля.

1

Из зарубежной литературы (9 часов)

94

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла.

Урок

внеклассного чтения.

1

95

Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Урок внеклассного чтения.

1

96-97

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

Лекция.

2

98

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром.

Лекция.

1

99

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Урок внеклассного чтения.

1

100

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

Лекция.

1

101

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Урок внеклассного чтения.

1

102

Итоги года. Задания для летнего чтения.

Беседа.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...