Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме

Теплова Светлана Алексеевна

Данное календарно-тематическое планирование разработано для учебника В.Я. Коровиной: 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem_pl_8_kl._liter.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе

(68 часов)-2 часа в неделю

Автор учебника В.Я. Коровина и др. 2010г.

Программа под редакцией В.Я. Коровиной М. «Просвещение», 2010г.

№ урока

Название разделов, тем, уроков

Вид урока

Кол-во уроков

Дата

Примечание

1

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа. Тестирование

1

Устное народное творчество  2 часа

2

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни.  « В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…». Исторические песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности формы фольклорных произведений.

Рассказ учителя. Беседа.

1

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Беседа

1

Древнерусская литература  2 часа

4

Житейная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

1

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Урок внеклассного чтения.

1

Литература 18 века  3часа

6

Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Рассказ учителя. Беседа.

1

7

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Практикум.

1

8

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений)

Урок развития речи.

1

Из литературы 19 века  33 часа.

9

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Их историческая основа. Мораль басен.

Рассказ учителя. Беседа.

1

10

И.А. Крылов-поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова-журналиста, музыканта, писателя, философа.

Урок внеклассного чтения

1

11

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе.

Рассказ учителя. Практикум.

1

12

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К…» («Я помню чудное мгновенье»), «19 октября». Их основные темы и мотивы.

Рассказ учителя. Беседа.

1

13

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина на основе изученного в 6-7 кл)

Семинар.

1

14

А.С. Пушкин. «История Пугачева». (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

Рассказ учителя. Беседа.

1

15

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Рассказ учителя. Беседа.

1

16

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Беседа. Обучение устному рассказу.

1

17

Семья капитана Миронова. Маша Миронова- нравственный идеал Пушкина.

Беседа.

1

18

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Беседа. Практикум.

1

19

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок развития речи.

1

20

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

Урок контроля.

1

21

А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

Рассказ учителя. Беседа.

1

22

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах)

Рассказ учителя. Семинар.

1

23

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.

Беседа.

1

24

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний  природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Практикум.

1

25

Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: анализ эпизода в поэме. Мцыри как романтический герой. Природа и человек в поэме «Мцыри».

Урок развития речи.

1

26

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Н.В. Гоголя (с обобщением изученного в 6-7 классах).

Рассказ учителя. Семинар.

1

27

Н.В. Гоголь.  «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Рассказ учителя. Беседа.

1

28

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире, юморе.

Беседа. Практикум.

1

29

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

Практикум.

1

30

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Урок развития речи.

1

31

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

Рассказ учителя. Беседа.

1

32

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Практикум.

1

33

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличие строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

Рассказ учителя. Беседа.

1

34

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи.

1

35

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Урок контроля.

1

36

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе.

Рассказ учителя. Беседа.

1

37

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий.

Рассказ учителя. Беседа.

1

38

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

Практикум.

1

39

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

Урок внеклассного чтения.

1

40

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

Урок внеклассного чтения

1

41

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Из литературы 20 века  20 часов.

42

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина-прозаика.

Рассказ учителя. Беседа.

1

43

А.И. Куприн.  Слово о писателе.  Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

Рассказ учителя. Беседа.

1

44

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Урок развития речи.

1

45

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя. Беседа.

1

46

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

Рассказ учителя. Беседа.

1

47

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

Урок развития речи.

1

48

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. «Московский говор».

Рассказ учителя. Беседа.

1

49

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Рассказ учителя. Беседа.

1

50-51

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи «Жизнь и воротник»; М.М. Зощенко «История болезни».

Уроки внеклассного чтения.

2

52

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

Рассказ учителя. Беседа.

1

53

Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

Обучение устному рассказу.

1

54

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме.

Практикум.

1

55-56

А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Рассказ учителя. Беседа.

2

57

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют» ,) А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»).

Урок развития речи.

1

58

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

Рассказ учителя. Беседа.

1

59

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведение по выбору учащегося).

Урок развития речи.

1

60-61

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

Уроки внеклассного чтения.

2

Из зарубежной литературы  7 часов

62

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

1

63

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалился родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

Практикум.

1

64-65

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

Рассказ учителя. Беседа.

2

66

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Урок внеклассного чтения.

1

67

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Урок внеклассного чтения.

1

68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

Урок-зачет.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...