Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме
Данное календарно-тематическое планирование разработано для учебника В.Я. Коровиной: 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem_pl_8_kl._liter.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
(68 часов)-2 часа в неделю
Автор учебника В.Я. Коровина и др. 2010г.
Программа под редакцией В.Я. Коровиной М. «Просвещение», 2010г.
№ урока | Название разделов, тем, уроков | Вид урока | Кол-во уроков | Дата | Примечание |
1 | Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Беседа. Тестирование | 1 | ||
Устное народное творчество 2 часа | |||||
2 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. « В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…». Исторические песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности формы фольклорных произведений. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | Беседа | 1 | ||
Древнерусская литература 2 часа | |||||
4 | Житейная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | 1 | ||
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Урок внеклассного чтения. | 1 | ||
Литература 18 века 3часа | |||||
6 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
7 | Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | Практикум. | 1 | ||
8 | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений) | Урок развития речи. | 1 | ||
Из литературы 19 века 33 часа. | |||||
9 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Их историческая основа. Мораль басен. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
10 | И.А. Крылов-поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова-журналиста, музыканта, писателя, философа. | Урок внеклассного чтения | 1 | ||
11 | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. | Рассказ учителя. Практикум. | 1 | ||
12 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К…» («Я помню чудное мгновенье»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
13 | А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина на основе изученного в 6-7 кл) | Семинар. | 1 | ||
14 | А.С. Пушкин. «История Пугачева». (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
15 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
16 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | Беседа. Обучение устному рассказу. | 1 | ||
17 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова- нравственный идеал Пушкина. | Беседа. | 1 | ||
18 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | Беседа. Практикум. | 1 | ||
19 | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | Урок развития речи. | 1 | ||
20 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. | Урок контроля. | 1 | ||
21 | А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
22 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах) | Рассказ учителя. Семинар. | 1 | ||
23 | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы. | Беседа. | 1 | ||
24 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | Практикум. | 1 | ||
25 | Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: анализ эпизода в поэме. Мцыри как романтический герой. Природа и человек в поэме «Мцыри». | Урок развития речи. | 1 | ||
26 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Н.В. Гоголя (с обобщением изученного в 6-7 классах). | Рассказ учителя. Семинар. | 1 | ||
27 | Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
28 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире, юморе. | Беседа. Практикум. | 1 | ||
29 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | Практикум. | 1 | ||
30 | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). | Урок развития речи. | 1 | ||
31 | Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
32 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | Практикум. | 1 | ||
33 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличие строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
34 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению. | Урок развития речи. | 1 | ||
35 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. | Урок контроля. | 1 | ||
36 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
37 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
38 | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. | Практикум. | 1 | ||
39 | Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». | Урок внеклассного чтения. | 1 | ||
40 | Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. | Урок внеклассного чтения | 1 | ||
41 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
Из литературы 20 века 20 часов. | |||||
42 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина-прозаика. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
43 | А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
44 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. | Урок развития речи. | 1 | ||
45 | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
46 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
47 | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. | Урок развития речи. | 1 | ||
48 | И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. «Московский говор». | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
49 | М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
50-51 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи «Жизнь и воротник»; М.М. Зощенко «История болезни». | Уроки внеклассного чтения. | 2 | ||
52 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
53 | Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | Обучение устному рассказу. | 1 | ||
54 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме. | Практикум. | 1 | ||
55-56 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | ||
57 | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют» ,) А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»). | Урок развития речи. | 1 | ||
58 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 | ||
59 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведение по выбору учащегося). | Урок развития речи. | 1 | ||
60-61 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. | Уроки внеклассного чтения. | 2 | ||
Из зарубежной литературы 7 часов | |||||
62 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | 1 | ||
63 | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалился родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | Практикум. | 1 | ||
64-65 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | Рассказ учителя. Беседа. | 2 | ||
66 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | Урок внеклассного чтения. | 1 | ||
67 | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | Урок внеклассного чтения. | 1 | ||
68 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | Урок-зачет. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...