ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР» НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shdk_na_uroke_literatury_statya.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
В.В. Бутакова, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 г. Крымска Краснодарского края
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР» НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. В педагогической культуре выделяется внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникация) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология «Школы диалога культур».
Для того, чтобы понять и присвоить идею мирового культурного сообщества, нужен диалог культур, нужен совершенно иной тип мышления и сознания человека, и, следовательно, другой тип образования. Главное в диалоге - не только иметь свою точку зрения, но и удерживать позиции других участников диалоговой ситуации, уметь настроить свой голос в соответствии с другими, создать «полифонию голосов». Диалогичность мышления означает осознание того, что ни одно действие или решение не может иметь абсолютного, раз и навсегда установившегося культурного значения и смысла.
Использование данной технологии позволяет решить насущные проблемы современного российского образования, заявленные в Концепции модернизации образования:
- сохранение психологического здоровья школьников;
- формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий, таких как осознанное изучение родного языка, овладение на его базе иностранными языками, освоение исследовательской культуры, информационно-коммуникативных технологий;
- познание самого себя;
- своевременный и грамотный выбор профиля дальнейшего обучения.
Школа диалога культур предполагает развитие коммуникативных, творческих, мыслетехнических, рефлексивных способностей.
Данная технология была апробирована мною на уроках литературы и показала высокую результативность в освоении учащимися способов мышления, понимания себя и других, навыков самообразования и самоопределения. Об этом свидетельствуют содержательные творческие работы учащихся, доверительный стиль взаимоотношений между одноклассниками, высокий уровень воспитанности выпускников. Из 68 выпускников, которые обучались по технологии ШДК, 42 человека (62%) выбрали профессии гуманитарного профиля, поступив в педагогические, социальные, медицинские, аграрные и другие учебные заведения.
Наиболее успешно можно реализовать принципы диалогового обучения на уроках литературы с использованием учебно-методического комплекса под редакцией А.Г. Кутузова.
Работая в образовательной технологии «Школа диалога культур», учитель не должен мешать процессу переопределения учебных проблем, не должен препятствовать постановке учащимися новых, своих проблем на уроке. С этими индивидуальными моделями учебной задачи, создаваемыми самими детьми, и должен уметь работать учитель, хотя порой бывает очень трудно увидеть, угадать момент перехода от повторения чужих слов к попыткам создания своего понимания проблемы. Учитель сталкивает проблемы, представления, высказываемые ребенком, с другими, сходными и противоположными идеями, помогает осознать ученику, что же на самом деле он хотел сказать. Чаще всего именно это и не ясно ребенку. Ребенок боится своих слов, и забота учителя - укрепить ребенка в его попытках мыслить самостоятельно.
Для детей проблемы, которые они ставят на уроке - это их проблемы. Для учителя они должны быть осмыслены как трудности, (загадки, парадоксы), нерешенные вопросы бытия.
Если учитель сам не сомневается в целом ряде существенных, еще до конца не решенных наукой элементов знания, в которые он погружает своих учеников, то получается лишь «игра в диалог». На уроке-диалоге у учителя нет решения на поставленную проблему, он ее ищет вместе с детьми. В этом заключается существенная разница между проблемным обучением и уроком-диалогом. Наглядно эту разницу можно показать в схеме.
Проблемный урок | Урок—диалог |
1. Начинается с принятия всеми детьми одной учебной задачи, как противоречия, требующего однозначного разрешения. | 1 1.Начинается с переопределения общей учебной задачи, с порождения каждым учащимся своего вопроса как парадокса, загадки, трудности, требующего «удержания» в слове и предполагающего разные ответы. |
2. Смысл уроков - в овладении общим способом решения учебной задачи, разрешения противоречия, выраженном в общей для всех модели. | 2. Смысл уроков – в постоянном воспроизведении ситуации «учебного незнания», в «сгущении» своего видения проблемы, в «самовитом» слове, образе, гипотезе. |
3.Учебная задача решается с помощью выполнения каждым учеником предметных типовых действий с опорой на «модель». | 3. Выполнение мыслительных экспериментов в пространстве образа, выстроенного каждым учеником, углубляет парадоксальность учебной проблемы, ее неразрешимость, вечность. |
4. Ставя учебную задачу, учитель заранее предполагает единственно возможный способ ее решения в рамках единой логики (от абстрактного к конкретному), поэтому отсекает все те способы решения и типы мышления учащихся, которые не ведут прямо к эталонному способу действия. | 4.Ставя учебную задачу, учитель внимательно выслушивает все возможные варианты ее решения, переопределения, высказываемые учащимися. В этих вариантах учитель помогает проявить спор различных культур, логик, типов и форм мышления. |
5. Ученик на уроке выступает как абстрактная точка на единственной восходящей траектории познания от простого к сложному. Обучение здесь представляет собой «думание в одном направлении», где пути каждого ребенка тождественны в логическом отношении и отличаются лишь темпами. | 5.Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур, когда ни к одной из культурных парадигм нельзя прислониться. Сопряжение различных культур и способов понимания требует от каждого ученика и от учителя ответственного и индивидуально неповторимого, непредсказуемого слова-поступка. |
Педагогические техники в проведении уроков-диалогов.
В процессе работы над проблемами урока-диалога я некоторые педагогические техники попыталась спроецировать из работ М.М. Бахтина:
1. «Зеркало».
Ребенок может оценить себя сам - на рефлексивном уровне, либо получить информацию о себе от других, опосредованно, как в системе зеркал, с различных сторон. Этот прием имеет большое психологическое значение, так как существенно повышает самооценку детей, учит адекватному восприятию себя и окружающих. Ребенок убеждается в реальной ценности своего видения, своего слова, неповторимого и уникального. Дети реализуют свою неистребимую потребность в обретении своего лица (образ-ование) .потребность в содержательном общении. При этом предметом анализа (отзеркаливания) становятся не черты характера, а точки зрения, высказывания. Личностные же особенности корректируются в диалоге как бы параллельно, сами собой.
2. «Сословие».
Как уже было показано, диалог возникает на границах общения, на стыке эпох, при попытке переходе из одного «слоя» в другой. Здесь возникают конфликты. противоречия, лакуны. Задача учителя, организующего диалог,- поставить учащихся в ситуацию перехода в другую логику, эпоху. В этом случае неизбежен диалог, противопоставление взглядов из разных логик, слоев на возникающий конфликт, проблему. Для детей подобные проблемы перехода границ очень актуальны (подросток – еще не взрослый, но уже и не ребенок; в школе – преуспевающий ученик, в среде ровесников - отверженный, и наоборот).
3. «Карнавал».
Карнавальность как мироощущение очень близка детям, поэтому карнавал, как способ организации диалога, очень продуктивен. Карнавал - это уничтожение дистанции между учителем и учащимися, мальчиками и девочками и т.д., это организация зоны фамильярного общения, когда все высказывания, мнения допустимы, так как безадресны личностно. Каждый участник диалога действует и говорит от имени какого-то героя и обращается тоже к герою, но вкладывает при этом свой смысл в сказанное. Этот прием позволяет помочь детям стать раскованными в общении, независимыми сначала за маской (своеобразная защита), потом без нее. Дети интуитивно чувствуют потребность в карнавальности, маскараде, отсюда яркие, несуразные одежды, кричащие прически и макияж, поэтому важно уметь понимать эту потребность и организовывать ее на уроке.
4. «Сократический диалог».
Использование методов ведения диалога по Сократу – интересный и действенный прием на уроке-диалоге. «Синкриза» - противопоставление, разделение различных точек зрения, уточнение положений каждого из спорящих - задача учителя. При этом сам учитель в диалог не вступает, он его организует и фиксирует ход. Второй прием - «анакриза» используется, когда необходимо либо углубить понимание высказывания, либо развенчать его. Учитель может утрировать высказывание, может продолжить в противоположном смысле (провоцирование слова словом), либо задавать вопросы к основаниям (к до-деятельностному началу).
5. «Внесюжетная вставка».
Этот прием можно применить, когда необходимо сфокусировать обсуждаемую проблему в одной, существенно значимой точке, углубить конфликт, либо вывести его на другой, более высокий уровень: от диалога идей до диалога культур. На уроке-диалоге внесюжетной вставкой может стать легенда, притча, история из жизни, литературное произведение или часть его, а порой - пословица или поговорка и т.д. Внесюжетная вставка может сыграть роль переключателя внимания, необходимой паузой для продолжения продуктивной работы на уроке. Она существенно обогащает урок, делает его более насыщенным, разноплановым.
6. «Авантюрность».
Известна страсть детей к приключениям, фантастике, игре. Поэтому этот прием призван прежде всего включить эмоциональный план, интерес к сюжету урока. Игра является формой организации учебной деятельности через диалог. В подростковом возрасте игра может стать содержанием урока-диалога (условное пространство, карнавальные маски), что способствует наиболее полному раскрытию личности.
Едва ли не главным моментом организации урока-диалога является создание так называемых учебных произведений. На разных уроках и в разных возрастных группах детей они могут быть своими, но как уже было отмечено выше, учебные произведения - единственный источник познания внутреннего мира ребенка, поэтому работа с ними предполагает широкий спектр возможностей воспитания ребенка.
Одним из видов учебных произведений становятся письменные ответы-реплики на поставленные проблемы и вопросы. Как кто-то ответит, учитель читает вслух, что вызывает бурную реакцию остальных учащихся и стимулирует новые письменные реплики у детей. Такая методика бывает удобнее непосредственного спора. Во-первых, дети имеют возможность обдумать свои ответы, зафиксировать свои ощущения, представления в слове; во-вторых, в эту работу включаются все дети, которые на всегда способны выступить перед аудиторией и, в-третьих, учитель имеет возможность проследить динамику формирующегося мнения по записанным репликам.
Вторым видом учебных произведений являются рисунки детей, а в старшем возрасте - схемы, отражающие суть обсуждаемой проблемы. Ребенку бывает легче изобразить свои произведения в линии, рисунке, чертеже, схеме, цвете, чем описать это словами и эту особенность детского восприятия мира надо учитывать и, более того, развивать, так как в этом - диалог формирующегося абстрактно-образного художественного типа мышления.
Сочинения - более сложный вид учебной деятельности, который требует особой сосредоточенности и дополнительного времени, поэтому чаще используется не на уроке, в во внеурочной деятельности. Это могут быть сочинения-размышления, разговор с внутренним Собеседником, непоставленные вопросы-переопределения учебной задачи и т.д.
Другими видами учебных произведений могут быть стихи, квазинаучные исследования, описания экспериментов, наблюдений, критические статьи и т.д.
Типы уроков-диалогов
Любая значимая информация для человека проходит в его сознании определенные этапы. Сначала – ознакомление с информацией, затем - ее осмысление, потом - проживание и диалогирование, что требует значительного времени, в результате - присвоение информации и человеческого опыта. Подобно этим этапам можно определить и типы уроков-диалогов, что соответствует типам уроков в развивающем обучении по В. В. Давыдову:
1.Урок-постановка учебной задачи либо ее переопределение.
Может из одной задачи переопределяться несколько смежных задач, и тогда их предстоит решать в своеобразном комплексе-веере: сначала развести, чтобы позже снова соединить. Это важнейший тип уроков, на котором учитель должен убедиться, что поставленная проблема или спектр переопределенных задач понят, важен и значим для каждого ученика, что процесс ознакомления с проблемой состоялся.
2. Моделирование версий, реплик, голосов различных логик, культур.
Каждая версия, реплика обсуждается, уточняется и либо принимается и фиксируется, либо отвергается автором версии как несостоятельная. Таким образом, происходит процесс осмысления проблемы.
3.Урок решения частных задач или проверка версий. На каждом этапе важно организовать то поле диалога, на котором будут сталкиваться мнения, идеи, логики, культуры. Здесь должен действовать принцип: «Глупых вопросов и ответов не бывает». Каждая нестандартная версия, каждое абсурдное мнение имеет право на жизнь, может вырасти до культурных рамок. Малозначимый вопрос и уже найденный ранее и поэтому несущественный ответ для одного может быть бесконечно важен и ценным для другого, так как каждый нащупывает свой личный путь постижения истины. Этот тип урока представляется наиболее сложным, так как требует от учителя и детей высокого интеллектуального напряжения, больших эмоциональных усилий, предельной концентрации памяти и внимания. Именно на этих уроках происходит проживание опыта человечества в развитии ребенка (в онтогенезе воспроизводятся основные этапы филогенеза); именно здесь формируется гуманитарный тип мышления человека.
4. Контрольный урок или соотнесение своих версий с другими.
Здесь идет процесс присвоения полученных знаний, их обобщение, создание учебных произведений.
5.Рефлексия.
После прохождения пути от псевдопонятия (чужого авторитета) к собственному, своему, личностному понятию, ребенок анализирует все этапы своего продвижения, делает выводы, отмечает неудачи. На этом этапе важно вновь увидеть до-деятельностное начало, т.е. поставленные проблемы требуют дальнейшего, все более глубокого размышления, анализа, но уже на другом, более высоком уровне (по схеме спирали). Этот этап предполагает освоение культурных норм и ценностей, которое должны быть осознаны не как безусловная данность, а как результат длительного исторического развития, напряженной духовной работы человека. Здесь происходит осознание своей внутренней позиции в контексте данного культурного пространства.
Перечисленные типы уроков-диалогов могут быть совмещены в одном уроке или, наоборот, каждому типу будет соответствовать один или несколько уроков, что зависит в каждом конкретном случае от множества причин: от актуальности обсуждаемой проблемы до продолжительности урока.
В образовательной системе «Школы диалога культур» принципиально не может быть каких-то временных рамок, что противоречило бы основному замыслу концепции ШДК. В этом смысле каждый учитель - диалогист в каждом классе создает свою неповторимую, уникальную программу и в этом - главная ценность изложенной методики.
Список литературы
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
2. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975.
3. Бондарев П.Б. Концепция русской школы (Инновационные процессы в образовательных системах). Краснодар. 1995.
4. Берлянд И.Е. К построению психологической концепции «Школы диалога культур». Кемерово.1992.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1986, т.3.
6. Влащенко В. Поиск истины в диалоге. Что является главным на уроке литературы? Литература. Приложение к «ПС». 1996. №23.
7. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.
8. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока с применением технологии «Школа диалога культур»
конспект урока с применением технологии «Школа диалога культур»...
ДИАЛОГ КУЛЬТУР НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
· Доказано, что при последовательном овладении двумя языками второй язык, хотим мы этого или нет, неизбежно усваивается на основе перв...
Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"
Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы". Пояснительная записка к презентации....
Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"
Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"...
"Диалог культур на уроках родной (тувинской) литературы". Доклад на республиканском фестивале педагогического мастерства "Диалог культур".
Выступление на республиканском фестивале педагогического мастерства "Диалог культур" в направлении "Филология"....
Образовательный проект "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
На базе МОУ "Татарско-Тавлинская ООШ" действует муниципальная экспериментальная площадка по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур н...
Программа экспериментальной работы по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
Программа экспериментальной работы по теме: Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"...