рабочая программа по литературе для 7 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Литература – важнейший учебный предмет, способствующий нравственному воспитанию учащихся, их интеллектуальному и духовному развитию, приобщающий школьников к богатствам русской и мировой литературы, предполагающий развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Цели обучения и общая характеристика учебного предмета
литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общечеловеческие идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у читателей.
Анализ текста - трудная задача. То же можно сказать и о правильном чтении. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». С. Я. Маршак говорил: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель». Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.
Объектом изучения литературы в 7 классе являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной (главная идея предлагаемой программы под редакцией В.Я.Коровиной - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков).
Программа курса 7 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). В ней также затронута одна из ведущих проблем – это особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы (5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев).
Художественные тексты в учебнике-хрестоматии данной программы сопровождаются рисунками, поэтому необходимо при работе над художественным текстом обращать внимание на иллюстрации. В учебнике литературы для 7 класса ученик может найти «Справочный раздел», в котором представлены сведения о русских художниках и композиторах, справочные материалы по теории литературы.
Принцип концентризма, осуществляемый программой под редакцией В.Я.Коровиной, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Несомненно, на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора (например, познакомиться с отрывком из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносова в 7 классе и изучить оду в 9; обозначить штрихи к портретам на основе рассказа учителя, подготовленных сообщений учащихся и их выразительного чтения стихотворений Ахматовой, Цветаевой, Твардовского, Заболоцкого и других поэтов в 9 классе, пробудить интерес к личности поэта, а затем изучить их творчество в 11 классе).
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению. Именно поэтому в учебники-хрестоматии включены рубрики о художественном чтении, содержащие рекомендации известных актеров и воспоминания о чтении произведений русскими писателями-классиками XIX—XX веков (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Горький, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, А. Т. Твардовский и др.).
Особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически развивать речь школьников (работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). В учебник-хрестоматию 7 класса включены специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т. п.).
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Конституция РФ
- Закон РФ "Об образовании"
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)
- Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение 2009.
Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.Я.Коровиной (данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом).
Учебник «Литература. 7 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях/ авт.-сост. В.Я.Коровина.- Москва: Просвещение, 2009
Согласно УМК под редакцией В.Я.Коровиной на изучение литературы в 7 классе отводится 68 часа (102 часа) из расчета 2 (3) ч в неделю, при этом на уроки развития речи - 11 (16) часов, на уроки внеклассного чтения – 13 (19) часов.
Содержание рабочей программы по литературе по УМК под редакцией В.Я.Коровиной (7 класс)
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Для внеклассного чтения. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел»
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе .
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово рящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления) Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»
(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателяПесни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт Берне. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра
Основные виды устных и письменных работ (5—9 классы)
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 7 классе.
Произведения для заучивания наизусть
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем
Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
И.С.Тургенев. Русский язык.
Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. То л стой. «Край
ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина
(на выбор).
В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).
С.А.Есенин. «Топи да болота...». Н.А.Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).
А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие...».
В программу введены изменения
- на изучение повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» вместо 3 часов отводится 7 часов, так как данное произведение является одним из важных в литературе 19 века.
- уроки внеклассного чтения планируется проводить по пособию «Вокруг тебя – мир», так как произведения, включённые в данное пособие, поднимают проблемы, актуальные во все времена. Это Проблемы, связанные с теми, кто не участвует в военном конфликте; это размышления над тем, что представляют собой последствия вооруженного конфликта для мирных людей.
- в программу включен региональный компонент, представленный произведениями мордовских писателей и поэтов. Через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах, познакомить учащихся с лучшими произведениями мордовской литературы, приобщить учащихся к духовным ценностям мордовского народа через литературу родного края; пробудить уважение к малой Родине.
- некоторые произведения предлагается учащимся для самостоятельного изучения.
Тематическое планирование (7 класс)
Тема | Кол-во часов | Внеклассное чтение | Развитие речи | Сочинение |
1. Введение. Читайте не торопясь. | 1 | 1 | ||
2. Устное народное творчество. | 4 | 1 | ||
3.Древнерусская литература. | 3 | 1 | 1 (домашнее) | |
4. Произведения русских писателей 18 века. | 2 | |||
5. Произведения русских писателей 19 века. | 32 | 6 | 6 | 2 (1-д./ 1 кл.) |
6. Произведения русских писателей 20 века. | 20 | 4 | 2 (1-д./ 1кл.) | |
7.Из литературы народов России | 1 | 4 | ||
8.Зарубежная литература. | 5 | |||
9.Итоговый урок | 1 | 1 | ||
Итого | 68 | 13 | 11 | 5 |
Требования к уровню подготовки учащихся
по литературе за 7 класс.
Учащиеся должны знать:
- Текст художественного произведения.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Особенности композиции изученного произведения.
- Основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма) и жанры всех трёх родов. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры, иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
- Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
- Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические и лирические произведения.
- Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
- Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
- Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
- Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
- Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
- Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Литература и средства обучения
1) «Литература. 7 класс»/ Авт.-составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2009.
2) «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы(базовый уровень), 10-11 классы (профильный уровень) под ред.В.Я.Коровиной». – М.:Просвещение,2009
3) Еремина О.А. Поурочное планирование по лит-ре. 7 кл.: к учебнику-хрестоматии «Лит-ра. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреж-дений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др.»
4) «Поурочные разработки по литературе 7 класс. Программы Т.Ф.Курдюмовой и В.Я.Коровиний»/ Авт.-составитель И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. – М: Вако, 2009.5) Лит-ра. 7 кл.: Поурочные планы. (по учебнику В.Я.Коровиной)/ Сост. Скоркина Н.М.
6) «Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 7 кл.»/ Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2001.
Тематическое планирование уроков литературы.
ВСЕГО: 68 часа.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ: 11 часов
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: 13 часов.
Четверть | Количество часов | Внеклассное чтение | Развитие речи | Сочинение (к/д) | Зачёт |
I | 18 | 3 | 2 | 2 (0/2) | - |
II | 14 | 2 | 4 | 2 (2/0) | 1 |
III | 20 | 6 | 3 | 1 (1/0) | - |
IV | 16 | 2 | 2 | 1 (0/1) | - |
Итого | 68 | 13 | 11 | 6 (3/3) | 1 |
Планирование уроков литературы составлено на основе программы литературного образования под ред. В.Я.Коровиной.
Учебник:
- «Литература. 7 класс»/ Авт.-составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2009.
- «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы(базовый уровень), 10-11 классы (профильный уровень) под ред.В.Я.Коровиной». – М.:Просвещение,2009.
Дополнительная литература:
- а также пособия «Поурочные разработки по литературе 7 класс. Программы Т.Ф.Курдюмовой и В.Я.Коровиной»/ Авт.-составитель И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. – М: Вако, 2009.
- «Читаем, думаем, спорим. 7 класс
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока. Основное содержание. | Дата | Тип урока, основные виды деятельности учителя и учащихся |
Введение (1) | |||
Введение. Об умении читать. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема. Вн. чтение по книгам, прочитанным летом (отзыв о книге, прочитанной летом). | 1 четверть | Вн. чтение | |
Устное народное творчество (4) | |||
Устное народное творчество. Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | Рассказ учителя, беседа. | ||
Понятие о былине. Циклы былин. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. Своеобразие былины «Садко». Самостоятельное изучение: героический эпос в мировой культуре. Карело-финский эпос «Калевала». | Рассказ учителя, беседа по тексту. | ||
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Собиратели пословиц (д/задание: рассказ по пословице). | Рассказ учителя, беседа. | ||
Внеклассное чтение. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Региональный компонент: фольклор мордовского народа (индивидуальные задания). Наизусть отрывок из былины. | Вн.чтение | ||
Из древнерусской литературы (3) | |||
Древнерусская литература. Поучение как жанр древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха. | Рассказ учителя, беседа | ||
Нравственные идеалы и заветы в Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (гимн любви и верности; высокий нравственный облик главной героини). | Рассказ учителя, беседа, работа по составлению плана. | ||
Подготовка к сочинению по произведениям УНТ или ДРЛ (Народная мудрость в произведениях УНТ. Художественные особенности былин. Что воспевает народ в героическом эпосе? Мое отношение к героям…). | Рр -1, д/сочинение | ||
Из русской литературы XVIII века (2) | |||
М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (мысли автора о Родине, русской науке, её творцах). (д/задание: чтение наизусть) | Рассказ учителя, беседа | ||
Г. Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание» (философские размышления о смысле жизни и свободе творчества). | Рассказ учителя, беседа | ||
Из русской литературы XIX века (32) | |||
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. Поэма «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII (д/задание: Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Сравните описание Петра первого и Карла двенадцатого). | Рассказ учителя, беседа | ||
А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I (д/задание: выучить отрывок из «Песнь о вещем Олеге»). | Рассказ учителя, беседа | ||
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Понятие о балладе. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | Беседа, чтение наизусть. | ||
А. С. Пушкин - драматург. «Борис Годунов»: образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры (д/задание: прочитать «станционный смотритель; письменная работа «Характер Пимена в моём представлении»). | Беседа, инсценированное чтение. | ||
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. | Рассказ, комментированное чтение | ||
Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению «Кто виноват в трагедии Самсона Вырина?» | Рр-1, д/сочинение | ||
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел» (д/задание: выучить наизусть, подготовиться к вн.чтению) | Рассказ учителя, беседа, чтение наизусть. | ||
Внеклассное чтение по пособию «Вокруг тебя - мир» или по «Повестям Белкина» А.С.Пушкина. | Вн.чтение | ||
М. Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческая основа произведения (картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы). (д/задание: выучить наизусть отрывок) | 2 четверть | Лекция, беседа, комментированное чтение, тест по содержанию | |
«Песня…» : фольклор и литература, характеры главных героев. Конфликт в произведении. | Беседа по тексту, чтение наизусть. | ||
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем (Сравнительная характеристика купца Калашникова и Кирибеевича (сочинение). | Рр-1,д/ сочинение | ||
Как работал Н.В.Гоголь. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести (воссоздание колорита эпохи; атмосфера детства героев; Тарас в начале повести). | Рассказ учителя, беседа по тексту. | ||
Степь как образ Родины в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. | Рр-1, работа с текстом, чтение наизусть. | ||
Смысл противопоставления Остала и Андрия (Остап и Андрий в бурсе, братья среди запорожцев, предательство и смерть Андрия, подвиги Остапа).
| Работа с текстом (сравнительный анализ), проблемные вопросы. | ||
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев (героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли). Речь Тараса. | Работа с текстом (семинар) | ||
Художественные особенности повести (Деталь. Пейзаж. Гипербола. Язык повести.) Подготовка к зачёту. | Работа с текстом | ||
Зачёт по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | Зачёт; РР-1 | ||
Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | Рр-1,к/сочинение | ||
Мистическая повесть Н.В.Гоголя «Вий». Дерзновение Хомы Брута. | Вн. чтение | ||
И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа (д/задание: выучить наизусть «Русский язык»). | Рассказ учителя, беседа по тексту. | ||
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. | Беседа, чтение, анализ. | ||
Внеклассное чтение по пособию «Вокруг тебя – мир», 2 раздел; сборник «Записки охотника». | Вн. чтение | ||
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» (Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»). | 3 четверть | Беседа, чтение, анализ. | |
Урок внеклассного чтения. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Для самостоятельного изучения: А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». (д/задание: по произведениям А.К.Толстого; прочитать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как …). | Вн. чтение | ||
М. Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. Понятие о гротеске). | Рассказ учителя, беседа, работа с текстом. | ||
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» и другие сказки. Сатира на социальные и нравственные пороки общества (д/задание: написать сказку на школьную тему в духе Щедрина). | Вн. чтение, урок-игра | ||
Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | Рассказ учителя, беседа. | ||
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | Работа с текстом. | ||
А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон». | Рассказ учителя, беседа | ||
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | Беседа, отзыв о рассказе. | ||
Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова. | Вн. чтение | ||
«Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».. | Рр-1, урок-концерт | ||
Из русской литературы XX века( 20) | |||
43 | И.А.Бунин. «Цифры». И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. И. А. Бунин. «Лапти». | Рассказ учителя, беседа, сбор материалов к сочинению. | |
44 | М. Горький «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | Рассказ учителя, беседа, работа с текстом. | |
45 | М. Горький «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. | Рассказ учителя, беседа, работа с текстом. | |
46 | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | Рр-1 | |
47 | Сочинение-отзыв о повести М.Горького «Детство» (или сочинение «Золотая пора детства». | Рр-1,к/сочинение | |
48 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя человека. Романтический характер легенды. | Вн.чтение | |
49 | Л. Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим (д/задание: см.вопрос №5 на стр.99) | Рассказ учителя, беседа | |
50 | В.В.Маяковский. «Необычайное приключение...». О роли поэзии в жизни человека и общества. Гуманистический смысл стихотворения. «Хорошее отношение к лошадям». | Рассказ учителя, комментированное чтение, чтение | |
51 | Урок внеклассного чтения. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. | Вн.чтение | |
52 | Внеклассное чтение по пособию «Вокруг тебя - мир» | Вн.чтение | |
53 | А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Своеобразие прозы А.П.Платонова, | 4 четверть | Беседа |
54 | Подготовка к д/сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Рр-1, д/сочинение | |
55 | Б.Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…» (Своеобразие картин природы в лирике Пастернака). А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...» (Философские проблемы в лирике Твардовского) | Беседа, анализ стихотворения | |
56 | Урок внеклассного чтения. Час мужества (интервью с поэтом – участником ВОВ). Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова. | Вн.чтение | |
57 | Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа. | Рассказ учителя, комментированное чтение, пересказ | |
58 | Е. И. Носов. «Кукла». Протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему. Нравственные проблемы рассказа. Самостоятельное изучение: Е. И.Носов. «Живое пламя». | Работа с текстом | |
59 | Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа | |
60 | Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. | Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа, пересказ | |
61 | М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа | |
62 | «Тихая моя Родина…» Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов) Региональный компонент: стихотворения мордовских поэтов. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле» | Рр-1, урок-концерт | |
Из литературы народов России (1) | |||
63 | Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «О моей Родине» | ||
Из зарубежной литературы. – 5 часов | |||
64 | Р. Бернс «Честная бедность», представления о справедливости и честности. Дж.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…», прославление подвига во имя свободы Родины. | Рассказ учителя, работа по группам | |
65 | Японские хокку. Особенности жанра. | Чтение, обсуждение | |
66 | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри «Дары волхвов» | Чтение, обсуждение | |
67 | Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о победе добра. | Чтение, обсуждение | |
68 | Вн.чтение. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание на лето. | Вн.чтение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...