Интересные формы работы по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Методические рекомендации по работе над паспортом писателя и картой произведения на уроках литературы в 9-11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интересные формы работы по литературе | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интересные формы работы по литературе с учащимися 9-11 классов
Паспорт писателя (поэта, драматурга, баснописца) и карта произведения – одни из интересных и любимых ребятами форм самостоятельной работы по литературе в 9-11 классах.
Используя материалы учебника, справочной литературы, Интернета, учащиеся самостоятельно составляют паспорт писателя и карту произведения, заполняя графы в соответствии с таблицей-образцом.
Паспорт писателя (поэта, драматурга, сказочника, баснописца и т.д.)
№ п/п | Графы паспорта | Паспортные данные |
1 | Фамилия, имя, отчество | |
2 | Дата и место рождения | |
3 | Социальное происхождение (родители) | В какой семье родился, кто родители |
4 | Образование | Где учился, какое учебное заведение окончил |
5 | Профессия | |
6 | Трудовая деятельность | Где работал, кем |
7 | Литературное творчество | Основные произведения (у крупных писателей периоды творчества) |
8 | Семейное положение (жена/муж, дети) | |
9 | Круг общения | С кем из известных людей своего времени дружил, работал, общался или состоял в родственных отношениях |
10 | Дата и место смерти (причина, если необходимо) | |
11 | Памятники | Наиболее известные (или необычные) памятники писателю или его героям |
Карта произведения
Автор и название произведения ______________________________________________
№п/п | Задание | Содержание материала |
1 | Жанр | |
2 | К какому литературному направлению относится | |
3 | Тематика | |
4 | Проблематика | |
5 | Идейное содержание | |
6 | Особенности сюжета и композиции | |
7 | Герои и события | |
8 | Авторская позиция | |
9 | Художественные приемы и изобразительные средства | |
10 | Место отдельных сцен, эпизодов | |
11 | Связь с произведениями других авторов | |
12 | Примечания |
Работа по составлению паспорта чаще всего даётся на дом. Этот вид деятельности учащихся оправдывает себя: даже самые слабые из них выполняют её с удовольствием и, сами того не подозревая, получают необходимый минимум знаний по теме.
Карта произведения составляется в основном на уроке во время анализа произведения.
Данные формы работы удобны для систематизации знаний в конце учебного года, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ по литературе.
Паспорт поэта, драматурга
№ п/п | Графы паспорта | Паспортные данные |
1 | Фамилия, имя, отчество | Грибоедов Александр Сергеевич |
2 | Дата и место рождения | 4(16) января 1795 года в Новинском приходе, Смоленской губернии |
3 | Социальное происхождение (родители) | Дворянин, мать-Настасья Федоровна Грибоедова, отец-Сергей Иванович Грибоедов, ее дальний родственник. |
4 | Образование | 1803 – Благородный пансион при Московском университете |
5 | Профессия | Поэт, дипломат, музыкант, композитор, драматург, государственный деятель |
6 | Трудовая деятельность | 1812 – военная служба: корнет Московского Гусарского полка; 1818-1825 – чиновник по дипломатической части при генерале А.П. Ермолове (секретарь русской миссии в Персии). |
7 | Литературное творчество | Комедия «Горе от ума» (первоначальное название – «Горе уму»). |
8 | Семейное положение (жена/муж, дети) | 1828 – женился на 16-летней княжне Нине Александровне Чавчавадзе. Детей нет (узнав о гибели мужа, Нина потеряла ребёнка) |
9 | Круг общения | Генерал Ермолов, грузинский поэт Александр Чавчавадзе, Бегичев, Завадовский, Шереметев, Якубович |
10 | Дата и место смерти (причина, если необходимо) | 30 января 1829 г. А.С.Грибоедов трагически погиб в Тегеране, выполняя дипломатическую миссию. |
11 | Памятники | На могиле в Тифлисе жена поставила памятник, на котором начертаны слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя…» |
Карта произведения
Автор и название произведения Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»
№п/п | Задание | Содержание материала |
1 | Жанр | Комедия |
2 | К какому литературному направлению относится | Борьба классицизма и реализма, в которой победа явно на стороне реализма: правдивое изображение жизни, а правила классицизма нарушены. |
3 | Тематика |
|
4 | Проблематика | Проблемы гражданственности, образования и воспитания |
5 | Идейное содержание | Ведущий конфликт комедии – борьба передовых дворян с невежественной реакционной массой. |
6 | Особенности сюжета и композиции | |
7 | Герои и события | Госпожа Простакова – грубая и необузданная натура, невежественна, враждебно относится к просвещению. У не нет никаких нравственных понятий. Убежденная крепостница. Она чадолюбива: пойдет на все ради своего сына Митрофанущки. Митрофанушка – баловень матери, любимец дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив, подобно своей матушке. С домочадцами и слугами груб. «Познания» М., его желание не учиться, а жениться смешны; но его отношение к Еремеевне, предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник. Стародум – человек просвещенный и передовой, воспитан в духе петровского времени. Он глубокий патриот, человека ценит по его службе отечеству, горячий защитник просвещения и человечности. Нравственному воспитанию он придает большое значение. Возмущается косностью, дикостью, злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных. Его идеи были близки передовой части общества того времени. |
8 | Авторская позиция | Авторская позиция отражена в речах Стародума, Правдина и Милона: «угнетать рабством себе подобных беззаконно»; необходимо служить отечеству, а не государю; надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны; исправить нравы двора Екатерины невозможно («Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится», - говорит Стародум). |
9 | Художественные приемы и изобразительные средства | Основное средство создания характеров – речевая характеристика; кроме того, использованы «говорящие» фамилии героев. Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе – «зоологизация». Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил «фсе с лошатками». Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан Богом раньше Адама (т.е. тогда, когда были созданы скоты). |
10 | Место отдельных сцен, эпизодов | |
11 | Связь с произведениями других авторов | Пушкин назвал «Недоросль» «народной комедией». Эта пьеса, по выражению Горького, является родоначальником русской «обличительно-реалистической комедии. Продолжая эту линию, в 19 веке появляются «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. Образы недоросля Митрофанушки и Петруши Гринева («Капитанская дочка» Пушкина) похожи, но до определенного момента, до перемены их судеб. Петр Гринев стал честным офицером, верно служил отечеству, а Митрофанушка так и остался недорослем. |
12 | Примечания | Пушкин называл Фонвизина «сатиры смелым властелином» и «другом свободы» («Евгений Онегин») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.
В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...
Учебно-исследовательская работа по литературе. Тема: "Интересные факты из жизни М.Ю. Лермонтова".
Каждый может оценить уникальность творчества этого поэта и писателя, с первых страниц окунувшись в строки его произведений. Его жизнь тоже полна интересных фактов, которые помогают раскрыт...
Интересные формы проведения родительского собрания
В статье рассматриваются отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями,...
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Из опыта работы. Ученическая исследовательская работа по литературе – одна из форм работы с одаренными детьми.
В статье приводится алгоритм написания исследовательской работы....
Интересные формы, методы и приемы, используемые на занятиях.
Занятия в кружке проходят успешно лишь в том случае, если дети заинтересованы, увлечены работой. А это возможно при хорошей организации работы и продуманной методике проведения занятий. Очень важен вы...
Логопедический квест - интересные формы работы с детьми по речевому развитию.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ . Цель: внедрение современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образования.Задачи:создать условия для повышения пе...