Статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"
статья по литературе
Задача духовно-нравственного воспитания молодежи имеет чрезвычайную значимость. Её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных, потому что молодые люди часто не понимают, что представляют собой, каково их подлинное назначение в мире, есть ли для них что-то выше материального благополучия и каковы подлинно человеческие ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Кадобная О.Ю.
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хабаровский педагогический колледж»
Задача духовно-нравственного воспитания молодежи имеет чрезвычайную значимость. Её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных, потому что молодые люди часто не понимают, что представляют собой, каково их подлинное назначение в мире, есть ли для них что-то выше материального благополучия и каковы подлинно человеческие ценности.
Литература-это тот предмет, который способствует духовно-нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека, потому что писатели всех времен черпали своё вдохновение, обращаясь к Библии.
Ф.М. Достоевский писал: «Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила даны с ней человеку! И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего слова, ибо жаждет душа сего Слова и всякого прекрасного восприятия».
На уроках литературы передо мной стоит задача познакомить учащихся с содержанием Великой книги, через сравнительный анализ произведений и библейских сюжетов обучить анализу собственных поступков, закрепить в сознании, душе учащихся важные нравственные заповеди: не убей, не лукавь, не предавай, не прелюбодействуй.
Так при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» учащимся предлагается поработать над проблемным вопросом: «Демон - это зеркальное отражение Люцифера?». Для этого на уроке рассматривается образ Демона и Люцифера, зачитываются отрывки из Библии. Учащиеся должны ответить на рядвопросов:
- Кто такой Люцифер?
- Почему он был низвержен с небес?
- Зависть, гордыня - это грех? Почему?
- Как Сатана искушает Еву? К чему привело искушение?
- Все ли сталкиваются в своей жизни с искушением?
- Легко ли не поддаться соблазнам?
- Что можно сделать, чтобы побороть искушение?
Невозможно изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» без знания притчи о воскрешении Лазаря. Учащиеся работают над вопросами:
- Почему Иисус не приходит сразу, когда узнаёт о смерти Лазаря?
- Какие отношения были между Иисусом и Лазарем?
- Зачем Иисус воскрешает Лазаря?
- Какое значение имеет слово «воскресение»?
- Почему Иисус говорит « я есмь воскресение и жизнь»?
- Какое отношение имеет воскресение Лазаря к Раскольникову (ведь он не умер)?
- Какую надежду дарит эта притча людям?
Изучая рассказ Л. Андреева «Иуда Искариот», обращаемся к библейскому образу Иуды.Размышляем над вопросами:
- Кто такой Иуда?
- Как он оказался среди учеников Христа?
- Как Иисус относится к Иуде, зная, что он предатель?
- Что такое предательство? Как вы относитесь к предательству?
- Почему Иуда предал Христа?
- Почему Петр трижды отрекся от Иисуса?
- Что чувствовал Христос, когда Иуда и Петр предали его?
- Простил ли их Иисус? Почему?
- Легко ли простить обиду, нанесенную другом?
Не разобраться и в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» без параллели образа Иисуса Христа из Великой книги и образа ИешуаМ.Булгакова. На уроке звучат отрывки из Евангелия и вопросы:
- Как вы думаете, почему Христос назвал себя Сыном Человеческим?
- Знал ли Он, что к смерти, страшным мукам на кресте приведет его путь?
-Если знал, то зачем эти страдания?
- Отчего не облегчил Бог-Отец страдания сыну своему?
- Готовы ли вы пожертвовать чем - нибудь ради близких людей?
- А ради тех, кто вас обидел?
- Почему один из разбойников на кресте получает прощение?
- Умеете ли вы прощать?
На уроке можно использовать сопоставление фрагментов разных авторов и отрывки из Библии. Так можно сравнить главу «Великий инквизитор» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» и главу «Понтий Пилат» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Вопрос, какой евангельский сюжет напоминают эти повествования, поможет понять, какова роль этих эпизодов в романах писателей и почему они обратились к этому евангельскому сюжету. Раскрываем образ Понтия Пилата через чтение Нового Завета. Работаем над вопросами:
- Кто такой Понтий Пилат? Каково его социальное положение?
- Что было необычного в суде над Иисусом?
- Что такое страх? Чего боится Понтий Пилат?
- Какой выбор сделал инквизитор? Как он повлиял на его жизнь?
- Какие страхи вы испытываете? Как можно победить страх?
При изучении творчества А.С.Пушкина анализируем стихотворение «Пророк» по следующим вопросам:
- Сравните стихотворение с отрывком из Книги Пророка Исаии.
- Кто такой пророк?
- Какова его миссия?
- Все ли могут быть пророками?
- Кто дает дар пророчества?
- Почему Серафим выбрал именно этого человека?
- Что означает место встречи — “перепутье”?
- Кто превратил “труп” в пророка?
- Как лексика стихотворения проявляет торжественность события?
Рассмотрев стихотворение, делаем вывод: несмотря на то, что поэт использует библейский сюжет, разница между ними очевидна. В Библии упор сделан на неправедности окружающего общества, сумевшего осквернить будущего пророка, от чего он и пожелал очиститься. У Пушкина акцент делается на мучительности операции по преображению человека в пророка. Герой проходит через муки и смерть, перерождаясь в пророка, и получает право нести людям волю Бога. В стихотворении широко используются слова и обороты Библии. Стихотворение звучит торжественно.
Анализируя стихотворение «Пророк» М.Ю. Лермонтова, сравниваем его с отрывками из Книги Пророка Иеремии, из Плача Иеремии. Работаем по вопросам:
- Кто такой Иеремия?
- Какой дар он получает от Бога?
- Какова участь пророка?
- Какие испытания выпадают на долю пророка?
- Что такое «пустыня» в библейском понимании?
- Почему пророк Лермонтова уходит в пустыню?
- Легко ли говорить правду, когда ее не принимают, когда за неё могут убить?
Изучая рассказ Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», размышляем над вопросами:
- В чем причина трагедии главной героини?
- Какие библейские заповеди нарушает Катерина Измайлова?
- Как грех разрушает её жизнь?
- Можно ли руководствоваться в жизни только своими желаниями?
Чтобы понять к каким последствиям приводит грех, обращаемся к Ветхому Завету, к образу царя Давида.
- Какой грех совершает Давид, когда становится царем?
- К каким последствиям приводит грех?
- Давид осознал неправильность своего поступка или нет?
- Можно ли простить грех?
В заключение хотелось бы сказать о том, что, безусловно, уроки литературы должны быть не «собраньем пёстрых глав», а обязательно оставлять след в душе ученика, заставлять его размышлять, вспоминать, работать над собой, понимать, что литература – отражение жизни.
Хочется надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый духовный опыт, пусть даже и приобретенный на литературном материале. Я убеждена, что только в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества преподавателя и учащихся возможно истинное погружение и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики – поистине “неупиваемой чаши” нашей духовности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.
Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...
Выступление на научно-практической конференции "Система работы по обучению и воспитанию на уроках литературы учащихся 9-11 классов"
Система работы по обучению и воспитаниюна уроках литературы учащихся 9 - 11-х классов Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основ...
Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)
В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...
Статья "Духовное воспитание на уроках литературы"
. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пус...
Нравственное воспитание на уроках литературы
Материал содержит выступление на педчтениях по нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы + презентация ....
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса
В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...