Рабочая программа по литературе. 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Павлова Наталья Леонидовна

 

 Пояснительная записка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературе и по программе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.                                                                          Данная рабочая программа составлена для учащихся 8 класса. Учебный предмет изучается в 8  классе, рассчитан на  68 часов  (2 часа  в неделю) в соответствии с примерным региональным планом специальных (коррекционных) классов 6 вида, утверждённым приказом ГлавУО №946 от 04. 06. 2007 г.   В связи с тем, что обучающиеся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 6 вида учатся в основной школе 6 лет, учебный материал перераспределён по годам.   Программный материал в 8 классе начинается с изучения  раздела «Устное народное творчество»,  а  заканчивается изучением стихотворения А. А. Блока «Россия».                                          Программа построена по хронологическому типу, ее разделы соответствуют основным этапам развития литературы. В отличие от примерной программы в рабочей программе  в  раздел  «Устное народное творчество» введено ознакомление с частушками как малым  песенным  жанром, а также включены предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». В раздел «Из древнерусской литературы» включено сатирическое произведение 17 века «Шемякин суд». В разделе «Из литературы 19 века» включено для изучения творчество К. Ф. Рылеева. Раздел «Поэзия родной природы» дополнен  стихотворениями русского поэта А. Н. Майкова.                                                                         Программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.    В данной программе предусматривается включение регионального компонента. После изучения каждой темы обозначены общеучебные умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся.           В 8  классе затронута одна из ведущих проблем – взаимосвязь литературы и истории.                                                                                  Литература - ведущая  учебная  дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого  поколения.  Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.     Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.                                                    В соответствии с этим целью литературного образования становится:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

-  освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

                                                                                                                                               Задачи литературного образования:                                                                                            - обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при  изучении  русской литературы;

 - совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;

            -  формирование представлений о литературе как культуре, занимающей особое место в жизни нации и человека;                                                                                                              -  освоение текстов художественных произведений;                                                              - воспитание интереса к изучению литературы;                                                                         - формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;                                                                                                             - освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих полноценное понимание художественного произведения;                                                                                             - вовлечение в творческую деятельность и создание возможности для раскрытия личностного потенциала.                                                                                                                          В  программу  включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения отзывы, творческие работы (развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным  произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную  тему; создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);  создание  небольшого  отзыва на самостоятельно прочитанную книгу; создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного); создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).                                      Контроль ЗУН осуществляется в разнообразных формах:                                                     - создание связного высказывания по теме;                                                                              - сжатый и подробный пересказ отрывка  произведения или полного произведения;      - анализ эпизода;                                                                                                                            - анализ поэтического текста;                                                                                                      - выразительное чтение наизусть;                                                                                                - составление плана произведения;                                                                                             - письменный ответ на вопрос;                                                                                                      -  написание сочинения;                                                                                                              - выполнение тестового задания.                                                                                              Углублению восприятия и оценки прочитанного будут способствовать разнообразные средства обучения: иллюстрации художников к произведениям, картины и фотографии, записи музыкальных произведений, словари литературных терминов, монографии по творчеству писателей, материалы Интернета.                                                                     Требования к умениям и навыкам учащихся 8-го класса.                                                   В результате изучения литературы обучающийся должен:                                                          знать / понимать:                                                                                                                         - содержание изученных литературных произведений;                                                                     - образную природу словесного искусства;                                                                                -  основные факты жизни и творчества изученных писателей;                                                  - способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей;                                                                 -  сюжет и композицию изученных произведений;                                                             - изученные теоретико-литературные понятия;                                                                              уметь:                                                                                                                                             - воспринимать и анализировать художественный текст;                                                 - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы план прочитанного;                                                                                                                                   - определять род и жанр литературного произведения;                                                                      - выделять и формировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;                                                                                                                 - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;                                                                                                                       - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;                    - выявить авторскую позицию;                                                                                                         - выражать свое отношение к прочитанному;                                                                                - выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;                                                                                           - владеть различными видами  пересказа;                                                                                        - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;       - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано  отстаивать    свою;                                                                                     - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.                                  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:                                                                                                             - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;                                                                                                 - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;                                  - поиска нужной информации о литературе,  о конкретном произведении и его авторе (справочная литература,   периодика, телевидение, ресурсы Интернета).                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature._8_klass.docx86.56 КБ

Предварительный просмотр:

         Пояснительная записка.                                                                                                                                                                Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературе и по программе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.                                                         Данная рабочая программа составлена для учащихся 8 класса. Учебный предмет изучается в 8  классе, рассчитан на  68 часов  (2 часа  в неделю) в соответствии с примерным региональным планом специальных (коррекционных) классов 6 вида, утверждённым приказом ГлавУО №946 от 04. 06. 2007 г.   В связи с тем, что обучающиеся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 6 вида учатся в основной школе 6 лет, учебный материал перераспределён по годам.   Программный материал в 8 классе начинается с изучения  раздела «Устное народное творчество»,  а  заканчивается изучением стихотворения А. А. Блока «Россия».                                  Программа построена по хронологическому типу, ее разделы соответствуют основным этапам развития литературы. В отличие от примерной программы в рабочей программе  в  раздел  «Устное народное творчество» введено ознакомление с частушками как малым  песенным  жанром, а также включены предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». В раздел «Из древнерусской литературы» включено сатирическое произведение 17 века «Шемякин суд». В разделе «Из литературы 19 века» включено для изучения творчество К. Ф. Рылеева. Раздел «Поэзия родной природы» дополнен  стихотворениями русского поэта А. Н. Майкова.                                                         Программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.        В данной программе предусматривается включение регионального компонента. После изучения каждой темы обозначены общеучебные умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся.         В 8  классе затронута одна из ведущих проблем – взаимосвязь литературы и истории.                                                        Литература - ведущая  учебная  дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные         ориентиры молодого  поколения.  Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.     Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.                                          В соответствии с этим целью литературного образования становится:

-  воспитание духовно развитой личности, готовой к         самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

-  освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

                                                                                                        Задачи литературного образования:                                                                - обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при  изучении  русской литературы;

 - совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;

        -  формирование представлений о литературе как культуре, занимающей особое место в жизни нации и человека;                                                                                 -  освоение текстов художественных произведений;                                                - воспитание интереса к изучению литературы;                                                        - формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;                                                                                - освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих полноценное понимание художественного произведения;                                                                - вовлечение в творческую деятельность и создание возможности для раскрытия личностного потенциала.                                                                                        В  программу  включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения отзывы, творческие работы (развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным  произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную  тему; создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);  создание  небольшого  отзыва на самостоятельно прочитанную книгу; создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного); создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).                                Контроль ЗУН осуществляется в разнообразных формах:                                        - создание связного высказывания по теме;                                                        - сжатый и подробный пересказ отрывка  произведения или полного произведения;        - анализ эпизода;                                                                                        - анализ поэтического текста;                                                                        - выразительное чтение наизусть;                                                                        - составление плана произведения;                                                                - письменный ответ на вопрос;                                                                        -  написание сочинения;                                                                                - выполнение тестового задания.                                                                Углублению восприятия и оценки прочитанного будут способствовать разнообразные средства обучения: иллюстрации художников к произведениям, картины и фотографии, записи музыкальных произведений, словари литературных терминов, монографии по творчеству писателей, материалы Интернета.                                                Требования к умениям и навыкам учащихся 8-го класса.                                         В результате изучения литературы обучающийся должен:                                        знать / понимать:                                                                                        - содержание изученных литературных произведений;                                                - образную природу словесного искусства;                                                        -  основные факты жизни и творчества изученных писателей;                                                 - способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей;                                                -  сюжет и композицию изученных произведений;                                                 - изученные теоретико-литературные понятия;                                                        уметь:                                                                                                - воспринимать и анализировать художественный текст;                                        - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы план прочитанного;                                                                                                - определять род и жанр литературного произведения;                                                - выделять и формировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;                                                                                - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;                                                                                        - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;                - выявить авторскую позицию;                                                                        - выражать свое отношение к прочитанному;                                                        - выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;                                                                - владеть различными видами  пересказа;                                                                - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;        - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано  отстаивать         свою;                                                                - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.                        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:                                                                                - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;                                                                        - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;                        - поиска нужной информации о литературе,  о конкретном произведении и его авторе (справочная литература,   периодика, телевидение, ресурсы Интернета).                                                                                                                                                                                                                                                        

Содержание тем учебного курса.                                                        Введение. (1  ч.)                                                                                Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.                        В результате изучения темы учащийся должен                                        знать/понимать:                                                                                        - специфику нового учебного предмета и соответствующего учебника;                         - структурные элементы книги;                                                                        - создателей книги;                                                                                         - связь истории  и литературы;                                                                         - роль книги в жизни человека;                                                                         - изображение человека как важнейшая задача литературы;                                         - личность автора, его труд, позиция и авторское отношение к героям;                уметь:                                                                                                - определять литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы;                                                                                - выявлять авторскую позицию;                                                                        - выражать свое отношение к прочитанному;                                                использовать в практической деятельности:                                                создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;                приобретать опыт:                                                                                        - участия в диалоге по проблеме.                                                                                                                                                                        Устное народное творчество. (6 ч.)                                                        В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ноченька, ноченька тёмная…»,         «Вдоль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».                Р./К. Исторические песни Зауралья. Сюжеты  и образы исторических песен  в Зауралье.                                                                                                               Р./К. Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях.                      Р./К. Частушки в Зауралье. Зауральский свадебный обряд.                                Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.                                                                В результате изучения темы учащийся должен                                        знать/понимать:                                                                                        - общее понятие фольклора как вида словесного искусства;                                         - коллективность творческого процесса в фольклоре;                                                - отличительные признаки жанров;                                                                - многообразие жанров устного народного творчества;                                                  - народные песни как жанр фольклора;                                                                 - лирические песни;                                                                                        -  обрядовые песни;                                                                                         - своеобразие исторических песен;                                                                 - частушка как малый песенный жанр;                                                                  уметь:                                                                                                - бегло, выразительно, осознанно читать произведение, в том числе и наизусть;                - раскрыть своеобразие лирических и исторических песен;                                        - определять тематику и поэтику частушек;                                                         - передавать кратко и подробно содержание эпизода, произведения;                                - выявлять авторское отношение к героям  преданий;                                                 - формулировать свое отношение к прочитанному;                                                использовать в практической деятельности:                                                        - способность развития творческих задатков учащихся;                                        приобретать опыт:                                                                                        - анализа жанров фольклора (песен и частушек);                                                - участия в диалоге по проблеме.                                                                                                                                                                        Предания как исторический жанр русской народной прозы. (1 ч.)                          «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.                                                                                В результате изучения темы учащийся должен                                        знать/понимать:                                                                                        - общее понятие фольклора как вида словесного искусства;                                         - коллективность творческого процесса в фольклоре;                                                - отличительные признаки жанров;                                                                - многообразие жанров устного народного творчества;                                                - предания как поэтическая автобиография народа;                                        уметь:                                                                                                - определять признаки жанра, его художественные  особенности;                                - бегло, выразительно, осознанно читать произведение;                                        - передавать кратко и подробно содержание эпизода, предания;                                - выявлять авторское отношение к героям  преданий;                                                  - анализировать образы героев преданий;                                                        - формулировать свое отношение к прочитанному;                                        использовать в практической деятельности:                                                        - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;                        - способность развития творческих задатков учащихся;                                        приобретать опыт:                                                                                        - анализа жанров фольклора (преданий);                                                                - участия в диалоге по проблеме.                                                                        Основные понятия: народная песня, частушка, предание.                                ИЗ древнерусской литературы. (4 ч.)                                                        Из «Жития Александра Невского» (2 ч.). Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.         Художественные особенности воинской повести и жития.                В результате изучения учащийся должен                                                 знать/понимать:                                                                                        - жанры древнерусской литературы;                                                                - определение летописи как жанра  литературы;                                                        - характер летописных источников (анонимность большинства летописей, материал для создания произведений, художественное оформление текстов);                                        - героев литературных произведений Древней Руси;                                                - отражение в летописи народных идеалов;                                                         - об исторической эпохе, времени появления летописей, об особенностях языка;                - понятие о жанре жития;                                                                                - историческую основу  жития Александра Невского;                                                - идейно-художественные особенности произведений житийного жанра;                        - образ Александра Невского;                                                                уметь:                                                                                                - бегло, выразительно, осознанно читать произведение;                                         - пересказывать отдельные эпизоды;                                                                - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами;                - пересказывать узловые моменты;                                                                -  создавать план указанного отрывка жития;                                                        - анализировать образы героев жития;                                                                - составлять план;                                                                                        - понимать авторское отношение к  изображаемому;                                                - уметь писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения;                                                                                        - формулировать свое отношение к прочитанному;                                        использовать в практической деятельности:                                                        - создание связного текста (устного или письменного) на заданную тему;                        - анализ узловых сцен;                                                                                - пересказ эпизода;                                                                                приобретать опыт:                                                                                        - участия в диалоге по проблеме;                                                                        - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                                - оценки значимости художественного произведения.                                                                                                                                        «Шемякин суд». (2 ч.)                                                                        Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.                                                                        В результате изучения учащийся должен                                                 знать/понимать:                                                                                         - понятие о демократической литературе;                                                                   - сатирическая повесть 17 века;                                                                        - идейно-художественное своеобразие повести;                                                        - правда, справедливость в жизни;                                                                        - характеры персонажей;                                                                                - сюжет и композицию повести;                                                                         - идейные особенности повести;                                                                уметь:                                                                                                - осознанно читать произведение, выделять главную мысль;                                        - пересказывать отдельные эпизоды;                                                                - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами;                - анализировать поступки персонажей произведения;                                                - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                                                - понимать авторское отношение к  изображаемому;                                        использовать в практической деятельности:                                                        - комплексную работу с художественным текстом;                                                - участие в диалоге по проблеме;                                                                        - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;                        приобретать опыт:                                                                                        - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                                - оценки значимости художественного произведения.                                Основные понятия: летопись; древнерусская повесть; житие как жанр литературы; сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.                Из русской литературы 18  века.                                                        Д. И. Фонвизин. (3 ч.)                                                                «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.                                                                знать /понимать:                                                                                        - понятие о классицизме как литературном направлении;                                        - об исторической обстановке;                                                                        - понятие о сатире;                                                                                        - жизнь и творчество Д. И. Фонвизина;                                                                - развивать представления о драматическом произведении;                                        - злободневность и актуальность комедии;                                                        - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события;                                                                                                уметь:                                                                                                - осознанно читать произведение;                                                                        - анализировать основные моменты;                                                                - отвечать на проблемные вопросы по комедии;                                                        - давать оценку изученного произведения на основе личностного  восприятия и осмысления художественных особенностей;                                                                - выявлять тему и идею;                                                                                 - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами;                - анализировать поступки персонажей произведения;                                                - анализировать язык произведения;                                                                - составлять характеристику героя;                                                                -  понимать авторское отношение к  изображаемому;                                                - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи; назвать основные черты этого направления;                                                                использовать в практической деятельности:                                                        -  поиска нужной информации об авторе (справочная литература);                                - анализ сцен;                                                                                        - участие в диалоге по проблеме;                                                                        - создание связного текста на заданную проблему.                                                приобретать опыт:                                                                                        - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                                - оценки значимости художественного произведения                                                - анализа драматического произведения.                                                        Основные понятия: понятие о классицизме, основные правила классицизма в драматическом произведении.                                                                        Из  литературы 19 века.        (45 ч.)                                                                        И. А. Крылов. (2 ч.)                                                                        Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз».  Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.                                                В результате изучения учащийся должен                                                        знать/понимать:                                                                                        - основные этапы биографии И. А. Крылова;                                                        - понятие басня, мораль;                                                                                - жанровые особенности басни;                                                                        - идейное содержание изученных басен;                                                                - понятие аллегория;                                                                                        - понятие об эзоповом языке;                                                                        уметь:                                                                                                - читать выразительно (в том числе и наизусть) басни И.А. Крылова;                                - инсценировать эпизоды басен;                                                                        - выявлять авторский замысел;                                                                        - анализировать язык героев басни;                                                                использовать в практической деятельности:                                                        - анализ басни;                                                                                        - поиска нужной информации об авторе (справочной литературы);                                - создание связного текста;                                                                        приобретать опыт:                                                                                        - выявление художественных особенностей басен;                                                - оценки эстетической значимости художественного произведения;                                - участие в диалоге по проблеме.                                                                Основные понятия: басня, мораль, аллегория.                                        К. Ф. Рылеев. (2 ч.)                                                                                Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.                                                                        В результате изучения темы учащийся должен                                                знать/понимать:                                                                                        - жизнь и творчество К. Ф. Рылеева;                                                                - понятие дума;                                                                                        - содержание изученной  думы;                                                                        - связь думы с русской историей;                                                                        - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение;                - специфические черты лирического произведения;                                                - основные темы лирики К. Ф. Рылеева;                                                                - язык поэзии   К. Ф. Рылеева;                                                                уметь:                                                                                                        - анализировать тему думы;                                                                        - выразительно читать думу;                                                                        - находить изобразительно-выразительные средства языка;                                        использовать в практической деятельности:                                                        - выразительные средства языка;                                                                        - поиска нужной информации об авторе;                                                        приобретать опыт:                                                                                        - анализа думы;                                                                                        - выявление художественных особенностей лирических произведений;                        - оценки значимости произведений.                                                        Основные понятия: дума.                                                                                А. С. Пушкин. (13 ч.)                                                                Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.        «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.  К *** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.                        «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.                                        Р./К. Русская литература 19 века. Поэты пушкинской поры. Лицейские  друзья  Пушкина (В. К. Кюхельбекер). Поэма Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом».

В результате изучения темы учащийся должен                                знать/понимать:                                                                                -  жизнь и творчество А. С. Пушкина;                                                        -  основные темы произведений А. С Пушкина;                                                -  изобразительно-выразительные особенности языка произведений;                        идейное своеобразие произведения;                                                         уметь:                                                                                        -  выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть;                - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;                                                                                                - давать оценку изученного произведения на основе личностного  восприятия и         осмысления художественных особенностей;                                        - выявлять тему и идею;                                                                        - анализировать язык;                                                                         - выявлять авторскую позицию;                                                                -  строить монологическое высказывание о судьбе поэта;                                 использовать в практической деятельности:                                                 - умение работать с текстом;                                                                - участие  в диалоге по проблеме;                                                                - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;                - выразительные средства языка;                                                                 - поиска нужной информации об авторе;                                                            приобретать опыт:                                                                          - анализа стихотворений;                                                                          - выявление художественных особенностей лирических произведений;                                                                                                                «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая 1 («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и  беспощадный» (А. С. Пушкин).        Роман «Капитанская дочка». Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини, Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».            Р.К.   Д.Н. Мамин – сибиряк Охонины брови». Историческая основа произведения.           Р.К. Д. Н. Мамин - Сибиряк  «Охонины брови». Главные герои произведения.

В результате изучения темы учащийся должен                                        знать/понимать:                                                                                - жизнь и творчество А. С. Пушкина;                                                        - создание  «Истории Пугачёва»;                                                                 - историю создания романа «Капитанская дочка»;                                        - историзм художественной литературы;                                                        - понятие роман;                                                                                -   реализм в русской литературе 19 века;                                                        - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии, события,  дать оценку героям и событиям;                                                        - идейное своеобразие романа;                                                                - фольклорные мотивы в романе;                                                                - особенности композиции;                                                                уметь:                                                                                        - определять жанр и род литературы, к которым относится художественное произведение;                                                                                        - выразительно читать изучаемое произведение (или фрагменты),  в том числе и наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;                                - воспроизводить содержание прочитанного;                                                - анализировать поступки героев;                                                                 - составлять  сравнительную характеристику героев;                                        - создавать план произведения;                                                                - объяснять смысл эпиграфа;                                                                - пересказывать узловые моменты;                                                        - правильно оценивать образы героев;                                                        - отвечать на проблемные вопросы;                                                        - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                        - понимать авторское отношение к  изображаемому;                                        - уметь писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения;                                                                        использовать в практической деятельности:                                                - комплексную работу с художественным текстом;                                        - участие в диалоге по проблеме;                                                                - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;                приобретать опыт:                                                                                - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                        - оценки значимости художественного произведения.                        Основные понятия: историзм художественной литературы; роман; реализм.                                                                                                «Пиковая дама» (2 ч.)                                                                        Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний,  намёков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.                                                В результате изучения темы учащийся должен                                                знать/понимать:                                                                                - жизнь и творчество А. С. Пушкина;                                                        - историю создания повести «Пиковая дама»                                                - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии события, дать оценку героям и событиям;                                                        - идейное своеобразие повести;                                                                - особенности композиции;                                                                        уметь:                                                                                        - определять жанр и род литературы, к которым относится художественное произведение;                                                                                        - выразительно читать изучаемое произведение (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;                                                                - воспроизводить содержание прочитанного;                                                - анализировать поступки героев;                                                                 - создавать план произведения;                                                                - объяснять смысл эпиграфа;                                                                - пересказывать узловые моменты;                                                        - правильно оценивать образы героев;                                                        - отвечать на проблемные вопросы;                                                        - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                        использовать в практической деятельности:                                                - комплексную работу с художественным текстом;                                        - участие в диалоге по проблеме;                                                                - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;                приобретать опыт:                                                                                  - анализа повести;                                                                                - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                        - оценки значимости художественного произведения.                                                                                                                                        М. Ю. Лермонтов. (5 ч.)                                                        Краткий рассказ о писателе к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.  «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном  в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, из роль в произведении. Романтически условный историзм поэмы.                                В результате изучения темы учащийся должен                                                 знать/понимать:                                                                                - факты и сведения о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова;                                -  историческую основу произведения;                                                         - понятие поэма;                                                                                - композицию и особенности языка;                                                        - Мцыри как романтический герой;                                                        - идейное содержание;                                                                         - романтический герой и романтическая поэма;                                                уметь:                                                                                        - выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть;                 - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;                                                                                                - выявлять тему и идею;                                                                        - создавать план произведения;                                                                - объяснять смысл эпиграфа;                                                                - отвечать на проблемные вопросы;                                                        - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                        - анализировать язык стихотворного произведения;                                        - выяснить роль художественных средств  в   раскрытии идейного содержания;                                                                                использовать в практической деятельности:                                                - выразительные средства языка;                                                                - поиска нужной информации об авторе;                                                        приобретать опыт:                                                                                - анализа поэмы;                                                                                - выявление художественных особенностей лирических произведений;                - оценки эстетической значимости художественного произведения.                        Основные понятия: поэма; романтический герой, романтическая поэма.                                                                                                        Н. В. Гоголь. (9 ч.)                                                                        Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.                                                                        «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания  и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное  явление                                                                                                  В результате изучения темы учащийся должен                                                 знать/понимать:                                                                                - сведения о жизни  и творчестве Н. В. Гоголя;                                                - творческую историю комедии «Ревизор»;                                                - специфику жанра комедии;                                                                - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям;                                                        - язык комедии, особенности композиции;                                                 - смысл названия  комедии;                                                                -  конфликт в комедии;                                                                        - злободневность и актуальность комедии;                                                - сатира и юмор в комедии;                                                                        - мастерство драматурга в создании характеров (Хлестакова, Городничего  и др.);                                                                                                        - новаторство и традиции в комедии;                                                        уметь:                                                                                        - выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть;                - анализировать основные узловые сцены комедии, руководствуясь заданием (характеристика образа-персонажа, особенностей композиции);                                  - анализировать монологи, эпизоды-сцены;                                                - давать социально-психологическую характеристику персонажа;                        - анализировать произведение с учетом особенностей его художественного метода;                                                                                                - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                                        - писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии комедии;                                                                                использовать в практической деятельности:                                                - комплексную работу с художественным текстом;                                        - выразительные средства языка;                                                                -  поиска нужной информации об авторе (справочная литература);                        - анализ узловых  сцен;                                                                        - участие в диалоге по проблеме;                                                                - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему с учетом норм русского литературного языка;                                                        приобретать опыт:                                                                                - выявление художественных особенностей комедии;                                        - анализа драматического произведения;                                                        - оценки эстетической значимости художественного  произведения.                        Основные понятия: комедия; сатира и юмор.                                                                                                                                «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества Роль фантастики в художественном произведении.                                                        В результате изучения темы учащийся должен                                                знать/понимать:                                                                                - жизнь и творчество Н. В. Гоголя;                                                        - историю создания повести;                                                                - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии события, дать оценку героям и событиям;                                                        - идейное своеобразие повести;                                                                - особенности композиции;                                                                        -  образ «маленького человека» в литературе;                                                уметь:                                                                                        - определять жанр и род литературы, к которым относится художественное произведение;                                                                                        - выразительно читать изучаемое произведение (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;                                                                - воспроизводить содержание прочитанного;                                                - анализировать поступки героя;                                                                - создавать план произведения;                                                                - пересказывать узловые моменты;                                                        - правильно оценивать образы героев;                                                        - отвечать на проблемные вопросы;                                                        - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                использовать в практической деятельности:                                                - комплексную работу с художественным текстом;                                        - участие в диалоге по проблеме;                                                                - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;                приобретать опыт:                                                                                - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                        - оценки значимости художественного произведения.                                        М. Е. Салтыков-Щедрин. (4 ч.)                                                Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.                                        «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.                                                В результате изучения учащийся должен                                                        знать/понимать:                                                                                - факты и сведения о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина;                 -  историю создания произведения;                                                        - идейное содержание художественно-политической сатиры на современные писателю порядки;                                                                                        - элементы сатиры (гипербола, гротеск, ирония, иносказание);                        - литературная пародия, эзопов язык;                                                        - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение;                                                                                                - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии события, дать оценку героям и событиям;                                                        - композиционные особенности;                                                                - характеры персонажей;                                                                        уметь:                                                                                        - осознанно читать произведение, выделять главную мысль;                                - пересказывать отдельные эпизоды;                                                        - выделять приёмы сатиры;                                                                        - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами;                                                                                                  - отвечать на проблемные вопросы;                                                        - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                         - выявлять тему и идею;                                                                использовать в практической деятельности:                                                - комплексную работу с художественным текстом;                                        - участие в диалоге по проблеме;                                                                - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;                приобретать опыт:                                                                                 - анализа сатирической сказки;                                                                - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                        - оценки значимости художественного произведения.                                Основные понятия: гипербола, гротеск; литературная пародия; эзопов язык.                                                                                                        Н. С. Лесков. (2 ч.)                                                                        Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создании образа в рассказе.                                                                                В результате изучения темы учащийся должен                                                знать/понимать:                                                                                - жизнь и творчество Н. С. Лескова;                                                        - понятие рассказ;                                                                                -  содержание художественного произведения, основные сюжетные линии события, дать оценку героям и событиям;                                                        - нравственные проблемы рассказа;                                                        - идейное своеобразие рассказа;                                                                - композиционные особенности;                                                                - деталь как средство создания образа в рассказе;                                        - характеры персонажей;                                                                         уметь:                                                                                        - осознанно читать произведение;                                                                - воспроизвести программное произведения, его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям;                                                                        - анализировать основные узловые моменты;                                                - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами;                                                                                        - анализировать поступки персонажей произведения;                                        - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                                        - понимать авторское отношение к  изображаемому;                                        - кратко пересказывать текст и художественно пересказывать отдельный эпизод;                                                                                        использовать в практической деятельности:                                                - комплексную работу с художественным текстом;                                        - описание героев;                                                                                 - анализ узловых сцен;                                                                        - пересказ эпизода;                                                                                - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;                приобретать опыт:                                                                                - анализа художественного произведения;                                                - анализа художественных приемов раскрытия характеров героев;                        - выявления основных черт характера героя.                                                Основные понятия: рассказ, художественная деталь.                                Л. Н. Толстой. (5 ч.)                                                                Краткий рассказ о писателе        . Идеал взаимной любви и согласия в обществе.                «После бала». Идея разделённости  двух  Россий. Противоречие между сословиями         и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.  Р. К. В. Тема  борьбы  старообрядцев за свои убеждения. Трегубов «Повесть дивная».                                                                В результате изучения темы учащийся должен                                                знать/понимать:                                                                                - жизнь и творчество Л. Н. Толстого;                                                        - историю создания рассказа «После бала»;                                                - сюжет, герои рассказа;                                                                        - идейные особенности рассказа (личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни);                                                                                - выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения;                - композиционные особенности рассказа;                                                        - понятие  художественная деталь;                                                        - роль антитезы в композиции произведения;                                                - характеры персонажей;                                                                        уметь:                                                                                                - осознанно читать произведение, выделять главную мысль;                                - пересказывать узловые  моменты;                                                        - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами;                                                                                        - анализировать поступки персонажей произведения;                                         -  составлять  сравнительную характеристику героев;                                        -  давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                        - понимать авторское отношение к  изображаемому;                                        - уметь писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения;                                                                                использовать в практической деятельности:                                                - комплексную работу с художественным текстом;                                        - описание героев;                                                                                - сравнительная характеристика;                                                                - анализ узловых сцен;                                                                        - пересказ эпизода;                                                                                - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;        приобретать опыт:                                                                                - анализа художественного произведения;                                                - анализа художественных приемов раскрытия характеров героев;                        - выявления основных черт характера героя.                                                Основные понятия: художественная деталь, антитеза, композиция; роль антитезы в композиции произведений.                                                         Поэзия родной природы. (1 ч.)                                                        А. С. Пушкин.  «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов.  «Осень»; Ф. И. Тютчев.  «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков.  «Поле зыблется цветами…».                                                                 В результате изучения темы учащийся должен                                                знать/понимать:                                                                                - содержание изученных стихотворений;                                                        - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение;                                                                                                - специфические черты лирического произведения;                                        - основные темы лирики русских поэтов;                                                        - особенности пейзажной лирики;                                                                 уметь:                                                                                        - анализировать тему стихотворений;                                                        - выразительно читать стихотворения, в том числе и наизусть;                        - выделять основные мотивы стихотворений;                                                - находить изобразительно-выразительные средства языка;                                - выявлять особенности авторского отношения к красотам родной  природы;        использовать в практической деятельности:                                                - выразительные средства языка;                                                                - поиска нужной информации об авторе;                                                        приобретать опыт:                                                                                - анализа лирического произведения;                                                         - выявление художественных особенностей лирических произведений;                - оценки значимости лирических произведений.                                                А. П. Чехов. (2 ч.)                                                                Краткий рассказ о писателе.  «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.                                                                                        В результате изучения темы учащийся должен                                                знать/понимать:                                                                                - жизнь и творчество А. П. Чехова;                                                        - сюжет, герои рассказа;                                                                        - идейные особенности рассказа (история об упущенном времени);                        - психологизм художественной литературы;                                                уметь:                                                                                                - осознанно читать произведение, выделять главную мысль;                                - пересказывать узловые  моменты;                                                        - анализировать поступки героев;                                                                  - отвечать на проблемные вопросы;                                                        - находить элементы композиции в рассказе;                                                - выделять главную мысль рассказа;                                                        использовать в практической деятельности:                                                - комплексную работу с художественным текстом;                                        - участие в диалоге по проблеме;                                                                - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;                приобретать опыт:                                                                                - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                        - оценки значимости художественного произведения.                                Основные понятия: психологизм художественной литературы.                        Из русской литературы 20 века.                                                                И. А. Бунин. (2 ч.)                                                                Краткий рассказ о писателе.  «Кавказ» Повествование о любви в  различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.                                                        В результате изучения темы учащийся должен                                                знать/понимать:                                                                                - жизнь и творчество И. А. Бунина;                                                        - содержание изученного произведения;                                                        - идейное своеобразие произведения;                                                        - своеобразие  бунинского  подхода к теме любви;                                        уметь:                                                                                         - осознанно читать произведение, выделять главную мысль;                                - пересказывать отдельные эпизоды;                                                        - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами;                                                                                        - анализировать поступки персонажей произведения;                                        - составлять   характеристику главных  героев;                                                - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;                                                                                                - давать оценку изученного произведения на основе  личностного  восприятия  осмысления художественных особенностей;                                        - выявлять тему и идею;                                                                        - анализировать язык произведения;                                                        - делать выводы после анализа произведения;                                        использовать в практической деятельности:                                                - умение работать с текстом;                                                                - участие  в диалоге по проблеме;                                                                - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;                приобретать опыт:                                                                                - выявление художественных особенностей произведения;                                - анализа художественных приемов раскрытия героев;                                        - оценки эстетической значимости художественного произведения.                                А. И. Куприн. (3 ч.)                                                                        Краткий рассказ о поэте.  «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.                                                                                        В результате изучения темы учащийся должен                                                знать/понимать:                                                                                - жизнь и творчество А. И. Куприна;                                                        - содержание изученного произведения;                                                        - идейное своеобразие произведения;                                                        - нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»;                                        - понятие о сюжете и фабуле;                                                                уметь:                                                                                         - осознанно читать произведение, выделять главную мысль;                                - пересказывать отдельные эпизоды;                                                        - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами;                                                                                        - анализировать поступки персонажей произведения;                                        - составлять   характеристику главных  героев;                                                - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;                                                                                                - отвечать на проблемные вопросы;                                                        - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                         - выявлять тему и идею;                                                                        - делать выводы после анализа произведения;                                        использовать в практической деятельности:                                                - умение работать с текстом;                                                                - участие  в диалоге по проблеме;                                                                - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;                приобретать опыт:                                                                                - выявление художественных особенностей произведения;                                - анализа художественных приемов раскрытия героев;                                        - оценки эстетической значимости художественного произведения.                        Основные понятия: сюжет и фабула.                                                        А. А. Блок. (3 ч.).                                                                        Краткий рассказ о поэте.  «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.                                                                Р./К. Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов.                В результате изучения темы учащийся должен                                                знать/понимать:                                                                                - факты и сведения о жизни и творчестве А. А. Блока;                                        - содержание изученного  стихотворения;                                                - историческая тема в творчестве А. А. Блока;                                                - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение;                                                                                                - специфические черты лирического произведения;                                        - выявлять особенности авторского отношения к России;                                уметь:                                                                                                - анализировать тему стихотворения;                                                        - выразительно читать стихотворение;                                                        - находить изобразительно-выразительные средства языка;                                - выявлять особенности авторского отношения к  изображаемому;                         использовать в практической деятельности:                                                - выразительные средства языка;                                                                - поиска нужной информации об авторе;                                                        приобретать опыт:                                                                                - анализа лирического произведения;                                                         - выявление художественных особенностей лирических произведений;                - оценки значимости лирических произведений.        

                                

                                                                                                

Учебно-тематический план. Литература 8 класс.

№  п/п

                              Тема

Кол-во часов

В том числе

творческих практических  работ

контрольных работ

    1

Введение.

   1

       

             

    2

Устное народное творчество.

   3

       

           

    3

Из древнерусской литературы.        

    4

           

    4

Из литературы 18 века.                                               

    3

        1

    5

Из литературы 19 века.                                    

  41

        4

        1

    6

Из русской литературы 20 века.

   8

        1

    7

Региональный компонент.

   8

    8

Итого

 68

        5

        2

п/п

                 Программный  материал         

  Литература   8  класс                              2  часа  в неделю                    68 часов

Кол-

во   ча -

сов

Дата

Теоретико-литературные понятия

   1

                                                    2

3

4

                 5

   1

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

1

 

Устное народное творчество (3ч. + 3 ч. Р./К.)

               

   2

Устное народное творчество. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ноченька, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».        

1

Народная песня.

3

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.        

1

Частушка.

  4

Р./К. Исторические песни Зауралья. Сюжеты  и образы исторических песен  в Зауралье.

1

   5

Р./К. Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях.

1

   6

Р./К. Частушки в Зауралье. Зауральский свадебный обряд.

1

  7

Предания как исторический жанр русской народной прозы.        «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.                        

1

Предание.

 

Из древнерусской литературы (4 ч.)          

8-9

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.         Художественные особенности воинской повести и жития.        

2

10-11

«Шемякин суд».  Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.                        

2

Летопись. Древнерусская литература. Житие как жанр литературы.  Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.

 

Из литературы 18 века (3 ч.)                                       

Понятие о

12 – 14

Д. И. Фонвизин.  «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

3

классицизме.  Основные правила классицизма в драматическом произведении.

   

Из литературы 19 века (41 ч. + 4 ч. Р./К.)                                  

15

И. А. Крылов.  Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз».  Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.        

1

Басня. Мораль. Аллегория.

   16

Мораль басни. «Обоз».  Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.        

1

17-18

К. Ф. Рылеев.  Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.                

2

   19

А. С. Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.  К *** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.                        

1

Историзм художественной литературы.

   20

Р./К. Русская литература 19 века. Поэты пушкинской поры. Лицейские  друзья  Пушкина (В. К. Кюхельбекер). Поэма Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом».

1

   21

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая 1 («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и  беспощадный» (А. С. Пушкин).

1

   22

Роман «Капитанская дочка». Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).

1

Реализм.

   23

Маша Миронова – нравственная красота героини, Швабрин – антигерой. 

Гринев:  жизненный путь героя.

1

   24

Значение образа Савельича в романе.

1

  25

Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе

1

  26

 Фольклорные мотивы в романе.  Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».           

1

  27

Подготовка к сочинению по роману  А. С. Пушкина  «Капитанская дочка».  

1

  28

Р.К.   Д.Н. Мамин – сибиряк Охонины брови». Историческая основа произведения.  

1

  29

Р.К. Д. Н. Мамин - Сибиряк  «Охонины брови». Главные герои произведения.

1

 30-31

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний,  намёков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.        

2

  32

М. Ю. Лермонтов.  Краткий рассказ о писателе к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.  «Мцыри».

1

 33-34

Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном  в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой.

2

Поэма.

Романтический герой.

  35

Образ монастыря и образы природы, из роль в произведении. Романтически условный историзм поэмы.        

1

Романтическая поэма.

  36

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)».

«Мцыри как романтический герой».

«Природа и человек в поэме „Мцыри"».

1

  37

Н. В. Гоголь.  Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.        

1

  38

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания  и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».

1

Комедия.

 39-40

Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь).

2

Сатира и юмор.

  41

Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). 

1

  42

Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное  явление.                         

1

  43

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).                            

1

  44

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты.

1

  45

Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества Роль фантастики в художественном произведении.                                

1

46-47

М. Е. Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.  Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй.

2

Гипербола.

Гротеск.

Литературная пародия.

Эзопов язык.

  48

Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.        

1

  49

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1

50-51

Н. С. Лесков.  Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создании образа в рассказе.

2

Рассказ.

Художественная деталь.

 52-53

Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости  двух  Россий. Противоречие между сословиями         и внутри сословий.

2

Художественная деталь.

54-55

Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.  

2

Композиция.

Роль антитезы в композиции произведений.

   56

Р. К. В. Тема  борьбы  старообрядцев за свои убеждения. Трегубов «Повесть дивная».

1

   57

 Поэзия родной природы.  А. С. Пушкин.  «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов.  «Осень»; Ф. И. Тютчев.  «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков.  «Поле зыблется цветами…».         

1

58-59

А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе.  «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

2

Психологизм художественной литературы.

 

Из русской литературы 20 века (8 ч.+1 ч.Р./К.)

60-61

Из русской литературы 20 века.                            И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе.  «Кавказ» Повествование о любви в  различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

2

 62-63

А. И. Куприн. Краткий рассказ о поэте.  «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.                        

2

Сюжет и фабула.

  64

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

1

65-66

А. А. Блок.  Краткий рассказ о поэте.  «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.        

2

67

Р./К. Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов.

1

 68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.  Итоги года и задание на лето.

1

Список литературы.                                                                                                1. «Закон об образовании» РФ, ст. 32, п. 2.                                                                  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».                      3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03  «О введении федерального   компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».       4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.                                                                                        5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.                     6. Литература. Примерная программа на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровень). - М.: Минобразования и науки РФ, 2005.                                   7. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений 5-11классы (базовый уровень); 10 - 11классы (профильный  уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Москва «Просвещение» 2006.                                                 8. Литература. 8 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. / авт.- сост. В. Я. Коровина (и др.). – 9-изд. – М. : Просвещение, 2008.                                                     9. Фольклор и литература Зауралья. Учебное пособие для учителей и учащихся (5-11кл.): в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. Фёдорова В.П. (и др.). – Курган: Зауралье,  2000.         10. Фольклор и литература Зауралья. Учебное пособие для учителей и учащихся (5-11кл.): в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Фёдорова В.П. (и др.). – Курган: Зауралье,  2000. 11.Литература : 7 кл. : Метод. советы /В. Я. Коровина, И. С. Збарский; Под ред. В. И. Коровина. – М.: Просвещение, 2004.                                                            12. Скрипкина В. А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000.                                                              13. Литература: Тесты. 5-8 кл.: Учебно – метод. пособие. /Авт.-сост. Н. Н. Коршунова, Е. Ю. Липина. – М.: Дрофа, 2000.                                                  14. Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. М.: «Русское слово» 2006.                            15. Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако» 2005.                      

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....