Рабочая программа по литературе. 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературе и по программе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной. Данная рабочая программа составлена для учащихся 8 класса. Учебный предмет изучается в 8 классе, рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с примерным региональным планом специальных (коррекционных) классов 6 вида, утверждённым приказом ГлавУО №946 от 04. 06. 2007 г. В связи с тем, что обучающиеся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 6 вида учатся в основной школе 6 лет, учебный материал перераспределён по годам. Программный материал в 8 классе начинается с изучения раздела «Устное народное творчество», а заканчивается изучением стихотворения А. А. Блока «Россия». Программа построена по хронологическому типу, ее разделы соответствуют основным этапам развития литературы. В отличие от примерной программы в рабочей программе в раздел «Устное народное творчество» введено ознакомление с частушками как малым песенным жанром, а также включены предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». В раздел «Из древнерусской литературы» включено сатирическое произведение 17 века «Шемякин суд». В разделе «Из литературы 19 века» включено для изучения творчество К. Ф. Рылеева. Раздел «Поэзия родной природы» дополнен стихотворениями русского поэта А. Н. Майкова. Программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. В данной программе предусматривается включение регионального компонента. После изучения каждой темы обозначены общеучебные умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся. В 8 классе затронута одна из ведущих проблем – взаимосвязь литературы и истории. Литература - ведущая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. В соответствии с этим целью литературного образования становится:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи литературного образования: - обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при изучении русской литературы;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;
- формирование представлений о литературе как культуре, занимающей особое место в жизни нации и человека; - освоение текстов художественных произведений; - воспитание интереса к изучению литературы; - формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений; - освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих полноценное понимание художественного произведения; - вовлечение в творческую деятельность и создание возможности для раскрытия личностного потенциала. В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения отзывы, творческие работы (развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему; создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика); создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу; создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного); создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения). Контроль ЗУН осуществляется в разнообразных формах: - создание связного высказывания по теме; - сжатый и подробный пересказ отрывка произведения или полного произведения; - анализ эпизода; - анализ поэтического текста; - выразительное чтение наизусть; - составление плана произведения; - письменный ответ на вопрос; - написание сочинения; - выполнение тестового задания. Углублению восприятия и оценки прочитанного будут способствовать разнообразные средства обучения: иллюстрации художников к произведениям, картины и фотографии, записи музыкальных произведений, словари литературных терминов, монографии по творчеству писателей, материалы Интернета. Требования к умениям и навыкам учащихся 8-го класса. В результате изучения литературы обучающийся должен: знать / понимать: - содержание изученных литературных произведений; - образную природу словесного искусства; - основные факты жизни и творчества изученных писателей; - способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей; - сюжет и композицию изученных произведений; - изученные теоретико-литературные понятия; уметь: - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявить авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature._8_klass.docx | 86.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературе и по программе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной. Данная рабочая программа составлена для учащихся 8 класса. Учебный предмет изучается в 8 классе, рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с примерным региональным планом специальных (коррекционных) классов 6 вида, утверждённым приказом ГлавУО №946 от 04. 06. 2007 г. В связи с тем, что обучающиеся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 6 вида учатся в основной школе 6 лет, учебный материал перераспределён по годам. Программный материал в 8 классе начинается с изучения раздела «Устное народное творчество», а заканчивается изучением стихотворения А. А. Блока «Россия». Программа построена по хронологическому типу, ее разделы соответствуют основным этапам развития литературы. В отличие от примерной программы в рабочей программе в раздел «Устное народное творчество» введено ознакомление с частушками как малым песенным жанром, а также включены предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». В раздел «Из древнерусской литературы» включено сатирическое произведение 17 века «Шемякин суд». В разделе «Из литературы 19 века» включено для изучения творчество К. Ф. Рылеева. Раздел «Поэзия родной природы» дополнен стихотворениями русского поэта А. Н. Майкова. Программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. В данной программе предусматривается включение регионального компонента. После изучения каждой темы обозначены общеучебные умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся. В 8 классе затронута одна из ведущих проблем – взаимосвязь литературы и истории. Литература - ведущая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. В соответствии с этим целью литературного образования становится:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи литературного образования: - обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при изучении русской литературы;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;
- формирование представлений о литературе как культуре, занимающей особое место в жизни нации и человека; - освоение текстов художественных произведений; - воспитание интереса к изучению литературы; - формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений; - освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих полноценное понимание художественного произведения; - вовлечение в творческую деятельность и создание возможности для раскрытия личностного потенциала. В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения отзывы, творческие работы (развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему; создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика); создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу; создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного); создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения). Контроль ЗУН осуществляется в разнообразных формах: - создание связного высказывания по теме; - сжатый и подробный пересказ отрывка произведения или полного произведения; - анализ эпизода; - анализ поэтического текста; - выразительное чтение наизусть; - составление плана произведения; - письменный ответ на вопрос; - написание сочинения; - выполнение тестового задания. Углублению восприятия и оценки прочитанного будут способствовать разнообразные средства обучения: иллюстрации художников к произведениям, картины и фотографии, записи музыкальных произведений, словари литературных терминов, монографии по творчеству писателей, материалы Интернета. Требования к умениям и навыкам учащихся 8-го класса. В результате изучения литературы обучающийся должен: знать / понимать: - содержание изученных литературных произведений; - образную природу словесного искусства; - основные факты жизни и творчества изученных писателей; - способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей; - сюжет и композицию изученных произведений; - изученные теоретико-литературные понятия; уметь: - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявить авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание тем учебного курса. Введение. (1 ч.) Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - специфику нового учебного предмета и соответствующего учебника; - структурные элементы книги; - создателей книги; - связь истории и литературы; - роль книги в жизни человека; - изображение человека как важнейшая задача литературы; - личность автора, его труд, позиция и авторское отношение к героям; уметь: - определять литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; использовать в практической деятельности: создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; приобретать опыт: - участия в диалоге по проблеме. Устное народное творчество. (6 ч.) В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ноченька, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Р./К. Исторические песни Зауралья. Сюжеты и образы исторических песен в Зауралье. Р./К. Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях. Р./К. Частушки в Зауралье. Зауральский свадебный обряд. Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - общее понятие фольклора как вида словесного искусства; - коллективность творческого процесса в фольклоре; - отличительные признаки жанров; - многообразие жанров устного народного творчества; - народные песни как жанр фольклора; - лирические песни; - обрядовые песни; - своеобразие исторических песен; - частушка как малый песенный жанр; уметь: - бегло, выразительно, осознанно читать произведение, в том числе и наизусть; - раскрыть своеобразие лирических и исторических песен; - определять тематику и поэтику частушек; - передавать кратко и подробно содержание эпизода, произведения; - выявлять авторское отношение к героям преданий; - формулировать свое отношение к прочитанному; использовать в практической деятельности: - способность развития творческих задатков учащихся; приобретать опыт: - анализа жанров фольклора (песен и частушек); - участия в диалоге по проблеме. Предания как исторический жанр русской народной прозы. (1 ч.) «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - общее понятие фольклора как вида словесного искусства; - коллективность творческого процесса в фольклоре; - отличительные признаки жанров; - многообразие жанров устного народного творчества; - предания как поэтическая автобиография народа; уметь: - определять признаки жанра, его художественные особенности; - бегло, выразительно, осознанно читать произведение; - передавать кратко и подробно содержание эпизода, предания; - выявлять авторское отношение к героям преданий; - анализировать образы героев преданий; - формулировать свое отношение к прочитанному; использовать в практической деятельности: - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; - способность развития творческих задатков учащихся; приобретать опыт: - анализа жанров фольклора (преданий); - участия в диалоге по проблеме. Основные понятия: народная песня, частушка, предание. ИЗ древнерусской литературы. (4 ч.) Из «Жития Александра Невского» (2 ч.). Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. В результате изучения учащийся должен знать/понимать: - жанры древнерусской литературы; - определение летописи как жанра литературы; - характер летописных источников (анонимность большинства летописей, материал для создания произведений, художественное оформление текстов); - героев литературных произведений Древней Руси; - отражение в летописи народных идеалов; - об исторической эпохе, времени появления летописей, об особенностях языка; - понятие о жанре жития; - историческую основу жития Александра Невского; - идейно-художественные особенности произведений житийного жанра; - образ Александра Невского; уметь: - бегло, выразительно, осознанно читать произведение; - пересказывать отдельные эпизоды; - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; - пересказывать узловые моменты; - создавать план указанного отрывка жития; - анализировать образы героев жития; - составлять план; - понимать авторское отношение к изображаемому; - уметь писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения; - формулировать свое отношение к прочитанному; использовать в практической деятельности: - создание связного текста (устного или письменного) на заданную тему; - анализ узловых сцен; - пересказ эпизода; приобретать опыт: - участия в диалоге по проблеме; - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения. «Шемякин суд». (2 ч.) Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. В результате изучения учащийся должен знать/понимать: - понятие о демократической литературе; - сатирическая повесть 17 века; - идейно-художественное своеобразие повести; - правда, справедливость в жизни; - характеры персонажей; - сюжет и композицию повести; - идейные особенности повести; уметь: - осознанно читать произведение, выделять главную мысль; - пересказывать отдельные эпизоды; - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; - анализировать поступки персонажей произведения; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - понимать авторское отношение к изображаемому; использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; приобретать опыт: - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения. Основные понятия: летопись; древнерусская повесть; житие как жанр литературы; сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. Из русской литературы 18 века. Д. И. Фонвизин. (3 ч.) «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. знать /понимать: - понятие о классицизме как литературном направлении; - об исторической обстановке; - понятие о сатире; - жизнь и творчество Д. И. Фонвизина; - развивать представления о драматическом произведении; - злободневность и актуальность комедии; - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события; уметь: - осознанно читать произведение; - анализировать основные моменты; - отвечать на проблемные вопросы по комедии; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - выявлять тему и идею; - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; - анализировать поступки персонажей произведения; - анализировать язык произведения; - составлять характеристику героя; - понимать авторское отношение к изображаемому; - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи; назвать основные черты этого направления; использовать в практической деятельности: - поиска нужной информации об авторе (справочная литература); - анализ сцен; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста на заданную проблему. приобретать опыт: - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения - анализа драматического произведения. Основные понятия: понятие о классицизме, основные правила классицизма в драматическом произведении. Из литературы 19 века. (45 ч.) И. А. Крылов. (2 ч.) Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. В результате изучения учащийся должен знать/понимать: - основные этапы биографии И. А. Крылова; - понятие басня, мораль; - жанровые особенности басни; - идейное содержание изученных басен; - понятие аллегория; - понятие об эзоповом языке; уметь: - читать выразительно (в том числе и наизусть) басни И.А. Крылова; - инсценировать эпизоды басен; - выявлять авторский замысел; - анализировать язык героев басни; использовать в практической деятельности: - анализ басни; - поиска нужной информации об авторе (справочной литературы); - создание связного текста; приобретать опыт: - выявление художественных особенностей басен; - оценки эстетической значимости художественного произведения; - участие в диалоге по проблеме. Основные понятия: басня, мораль, аллегория. К. Ф. Рылеев. (2 ч.) Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке. В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - жизнь и творчество К. Ф. Рылеева; - понятие дума; - содержание изученной думы; - связь думы с русской историей; - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение; - специфические черты лирического произведения; - основные темы лирики К. Ф. Рылеева; - язык поэзии К. Ф. Рылеева; уметь: - анализировать тему думы; - выразительно читать думу; - находить изобразительно-выразительные средства языка; использовать в практической деятельности: - выразительные средства языка; - поиска нужной информации об авторе; приобретать опыт: - анализа думы; - выявление художественных особенностей лирических произведений; - оценки значимости произведений. Основные понятия: дума. А. С. Пушкин. (13 ч.) Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К *** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Р./К. Русская литература 19 века. Поэты пушкинской поры. Лицейские друзья Пушкина (В. К. Кюхельбекер). Поэма Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом».
В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - жизнь и творчество А. С. Пушкина; - основные темы произведений А. С Пушкина; - изобразительно-выразительные особенности языка произведений; идейное своеобразие произведения; уметь: - выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть; - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - выявлять тему и идею; - анализировать язык; - выявлять авторскую позицию; - строить монологическое высказывание о судьбе поэта; использовать в практической деятельности: - умение работать с текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; - выразительные средства языка; - поиска нужной информации об авторе; приобретать опыт: - анализа стихотворений; - выявление художественных особенностей лирических произведений; «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая 1 («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин). Роман «Капитанская дочка». Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини, Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва». Р.К. Д.Н. Мамин – сибиряк Охонины брови». Историческая основа произведения. Р.К. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Охонины брови». Главные герои произведения.
В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - жизнь и творчество А. С. Пушкина; - создание «Истории Пугачёва»; - историю создания романа «Капитанская дочка»; - историзм художественной литературы; - понятие роман; - реализм в русской литературе 19 века; - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии, события, дать оценку героям и событиям; - идейное своеобразие романа; - фольклорные мотивы в романе; - особенности композиции; уметь: - определять жанр и род литературы, к которым относится художественное произведение; - выразительно читать изучаемое произведение (или фрагменты), в том числе и наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - воспроизводить содержание прочитанного; - анализировать поступки героев; - составлять сравнительную характеристику героев; - создавать план произведения; - объяснять смысл эпиграфа; - пересказывать узловые моменты; - правильно оценивать образы героев; - отвечать на проблемные вопросы; - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - понимать авторское отношение к изображаемому; - уметь писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения; использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; приобретать опыт: - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения. Основные понятия: историзм художественной литературы; роман; реализм. «Пиковая дама» (2 ч.) Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намёков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - жизнь и творчество А. С. Пушкина; - историю создания повести «Пиковая дама» - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии события, дать оценку героям и событиям; - идейное своеобразие повести; - особенности композиции; уметь: - определять жанр и род литературы, к которым относится художественное произведение; - выразительно читать изучаемое произведение (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - воспроизводить содержание прочитанного; - анализировать поступки героев; - создавать план произведения; - объяснять смысл эпиграфа; - пересказывать узловые моменты; - правильно оценивать образы героев; - отвечать на проблемные вопросы; - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; приобретать опыт: - анализа повести; - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения. М. Ю. Лермонтов. (5 ч.) Краткий рассказ о писателе к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, из роль в произведении. Романтически условный историзм поэмы. В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - факты и сведения о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; - историческую основу произведения; - понятие поэма; - композицию и особенности языка; - Мцыри как романтический герой; - идейное содержание; - романтический герой и романтическая поэма; уметь: - выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть; - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; - выявлять тему и идею; - создавать план произведения; - объяснять смысл эпиграфа; - отвечать на проблемные вопросы; - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - анализировать язык стихотворного произведения; - выяснить роль художественных средств в раскрытии идейного содержания; использовать в практической деятельности: - выразительные средства языка; - поиска нужной информации об авторе; приобретать опыт: - анализа поэмы; - выявление художественных особенностей лирических произведений; - оценки эстетической значимости художественного произведения. Основные понятия: поэма; романтический герой, романтическая поэма. Н. В. Гоголь. (9 ч.) Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - сведения о жизни и творчестве Н. В. Гоголя; - творческую историю комедии «Ревизор»; - специфику жанра комедии; - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям; - язык комедии, особенности композиции; - смысл названия комедии; - конфликт в комедии; - злободневность и актуальность комедии; - сатира и юмор в комедии; - мастерство драматурга в создании характеров (Хлестакова, Городничего и др.); - новаторство и традиции в комедии; уметь: - выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть; - анализировать основные узловые сцены комедии, руководствуясь заданием (характеристика образа-персонажа, особенностей композиции); - анализировать монологи, эпизоды-сцены; - давать социально-психологическую характеристику персонажа; - анализировать произведение с учетом особенностей его художественного метода; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии комедии; использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - выразительные средства языка; - поиска нужной информации об авторе (справочная литература); - анализ узловых сцен; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему с учетом норм русского литературного языка; приобретать опыт: - выявление художественных особенностей комедии; - анализа драматического произведения; - оценки эстетической значимости художественного произведения. Основные понятия: комедия; сатира и юмор. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества Роль фантастики в художественном произведении. В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - жизнь и творчество Н. В. Гоголя; - историю создания повести; - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии события, дать оценку героям и событиям; - идейное своеобразие повести; - особенности композиции; - образ «маленького человека» в литературе; уметь: - определять жанр и род литературы, к которым относится художественное произведение; - выразительно читать изучаемое произведение (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - воспроизводить содержание прочитанного; - анализировать поступки героя; - создавать план произведения; - пересказывать узловые моменты; - правильно оценивать образы героев; - отвечать на проблемные вопросы; - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; приобретать опыт: - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения. М. Е. Салтыков-Щедрин. (4 ч.) Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. В результате изучения учащийся должен знать/понимать: - факты и сведения о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина; - историю создания произведения; - идейное содержание художественно-политической сатиры на современные писателю порядки; - элементы сатиры (гипербола, гротеск, ирония, иносказание); - литературная пародия, эзопов язык; - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение; - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии события, дать оценку героям и событиям; - композиционные особенности; - характеры персонажей; уметь: - осознанно читать произведение, выделять главную мысль; - пересказывать отдельные эпизоды; - выделять приёмы сатиры; - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; - отвечать на проблемные вопросы; - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - выявлять тему и идею; использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; приобретать опыт: - анализа сатирической сказки; - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения. Основные понятия: гипербола, гротеск; литературная пародия; эзопов язык. Н. С. Лесков. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создании образа в рассказе. В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - жизнь и творчество Н. С. Лескова; - понятие рассказ; - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии события, дать оценку героям и событиям; - нравственные проблемы рассказа; - идейное своеобразие рассказа; - композиционные особенности; - деталь как средство создания образа в рассказе; - характеры персонажей; уметь: - осознанно читать произведение; - воспроизвести программное произведения, его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям; - анализировать основные узловые моменты; - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; - анализировать поступки персонажей произведения; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - понимать авторское отношение к изображаемому; - кратко пересказывать текст и художественно пересказывать отдельный эпизод; использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - описание героев; - анализ узловых сцен; - пересказ эпизода; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; приобретать опыт: - анализа художественного произведения; - анализа художественных приемов раскрытия характеров героев; - выявления основных черт характера героя. Основные понятия: рассказ, художественная деталь. Л. Н. Толстой. (5 ч.) Краткий рассказ о писателе . Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Р. К. В. Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения. Трегубов «Повесть дивная». В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - жизнь и творчество Л. Н. Толстого; - историю создания рассказа «После бала»; - сюжет, герои рассказа; - идейные особенности рассказа (личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни); - выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения; - композиционные особенности рассказа; - понятие художественная деталь; - роль антитезы в композиции произведения; - характеры персонажей; уметь: - осознанно читать произведение, выделять главную мысль; - пересказывать узловые моменты; - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; - анализировать поступки персонажей произведения; - составлять сравнительную характеристику героев; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - понимать авторское отношение к изображаемому; - уметь писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения; использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - описание героев; - сравнительная характеристика; - анализ узловых сцен; - пересказ эпизода; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; приобретать опыт: - анализа художественного произведения; - анализа художественных приемов раскрытия характеров героев; - выявления основных черт характера героя. Основные понятия: художественная деталь, антитеза, композиция; роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы. (1 ч.) А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами…». В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - содержание изученных стихотворений; - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение; - специфические черты лирического произведения; - основные темы лирики русских поэтов; - особенности пейзажной лирики; уметь: - анализировать тему стихотворений; - выразительно читать стихотворения, в том числе и наизусть; - выделять основные мотивы стихотворений; - находить изобразительно-выразительные средства языка; - выявлять особенности авторского отношения к красотам родной природы; использовать в практической деятельности: - выразительные средства языка; - поиска нужной информации об авторе; приобретать опыт: - анализа лирического произведения; - выявление художественных особенностей лирических произведений; - оценки значимости лирических произведений. А. П. Чехов. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - жизнь и творчество А. П. Чехова; - сюжет, герои рассказа; - идейные особенности рассказа (история об упущенном времени); - психологизм художественной литературы; уметь: - осознанно читать произведение, выделять главную мысль; - пересказывать узловые моменты; - анализировать поступки героев; - отвечать на проблемные вопросы; - находить элементы композиции в рассказе; - выделять главную мысль рассказа; использовать в практической деятельности: - комплексную работу с художественным текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; приобретать опыт: - анализа художественных приемов раскрытия образов героев; - оценки значимости художественного произведения. Основные понятия: психологизм художественной литературы. Из русской литературы 20 века. И. А. Бунин. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Кавказ» Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - жизнь и творчество И. А. Бунина; - содержание изученного произведения; - идейное своеобразие произведения; - своеобразие бунинского подхода к теме любви; уметь: - осознанно читать произведение, выделять главную мысль; - пересказывать отдельные эпизоды; - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; - анализировать поступки персонажей произведения; - составлять характеристику главных героев; - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия осмысления художественных особенностей; - выявлять тему и идею; - анализировать язык произведения; - делать выводы после анализа произведения; использовать в практической деятельности: - умение работать с текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; приобретать опыт: - выявление художественных особенностей произведения; - анализа художественных приемов раскрытия героев; - оценки эстетической значимости художественного произведения. А. И. Куприн. (3 ч.) Краткий рассказ о поэте. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - жизнь и творчество А. И. Куприна; - содержание изученного произведения; - идейное своеобразие произведения; - нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»; - понятие о сюжете и фабуле; уметь: - осознанно читать произведение, выделять главную мысль; - пересказывать отдельные эпизоды; - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; - анализировать поступки персонажей произведения; - составлять характеристику главных героев; - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; - отвечать на проблемные вопросы; - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; - выявлять тему и идею; - делать выводы после анализа произведения; использовать в практической деятельности: - умение работать с текстом; - участие в диалоге по проблеме; - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему; приобретать опыт: - выявление художественных особенностей произведения; - анализа художественных приемов раскрытия героев; - оценки эстетической значимости художественного произведения. Основные понятия: сюжет и фабула. А. А. Блок. (3 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Р./К. Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов. В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать: - факты и сведения о жизни и творчестве А. А. Блока; - содержание изученного стихотворения; - историческая тема в творчестве А. А. Блока; - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение; - специфические черты лирического произведения; - выявлять особенности авторского отношения к России; уметь: - анализировать тему стихотворения; - выразительно читать стихотворение; - находить изобразительно-выразительные средства языка; - выявлять особенности авторского отношения к изображаемому; использовать в практической деятельности: - выразительные средства языка; - поиска нужной информации об авторе; приобретать опыт: - анализа лирического произведения; - выявление художественных особенностей лирических произведений; - оценки значимости лирических произведений.
Учебно-тематический план. Литература 8 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
творческих практических работ | контрольных работ | |||
1 | Введение. | 1 |
|
|
2 | Устное народное творчество. | 3 |
|
|
3 | Из древнерусской литературы. | 4 |
| |
4 | Из литературы 18 века. | 3 | 1 | |
5 | Из литературы 19 века. | 41 | 4 | 1 |
6 | Из русской литературы 20 века. | 8 | 1 | |
7 | Региональный компонент. | 8 | ||
8 | Итого | 68 | 5 | 2 |
№ п/п | Программный материал Литература 8 класс 2 часа в неделю 68 часов | Кол- во ча - сов | Дата | Теоретико-литературные понятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | 1 | ||
| Устное народное творчество (3ч. + 3 ч. Р./К.) |
| ||
2 | Устное народное творчество. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ноченька, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». | 1 | Народная песня. | |
3 | Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. | 1 | Частушка. | |
4 | Р./К. Исторические песни Зауралья. Сюжеты и образы исторических песен в Зауралье. | 1 | ||
5 | Р./К. Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях. | 1 | ||
6 | Р./К. Частушки в Зауралье. Зауральский свадебный обряд. | 1 | ||
7 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. | 1 | Предание. | |
| Из древнерусской литературы (4 ч.) | |||
8-9 | Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. | 2 | ||
10-11 | «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | 2 | Летопись. Древнерусская литература. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. | |
| Из литературы 18 века (3 ч.) | Понятие о | ||
12 – 14 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. | 3 | классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | |
| Из литературы 19 века (41 ч. + 4 ч. Р./К.) | |||
15 | И. А. Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. | 1 | Басня. Мораль. Аллегория. | |
16 | Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. | 1 | ||
17-18 | К. Ф. Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке. | 2 | ||
19 | А. С. Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К *** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. | 1 | Историзм художественной литературы. | |
20 | Р./К. Русская литература 19 века. Поэты пушкинской поры. Лицейские друзья Пушкина (В. К. Кюхельбекер). Поэма Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом». | 1 | ||
21 | «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая 1 («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин). | 1 | ||
22 | Роман «Капитанская дочка». Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). | 1 | Реализм. | |
23 | Маша Миронова – нравственная красота героини, Швабрин – антигерой. Гринев: жизненный путь героя. | 1 | ||
24 | Значение образа Савельича в романе. | 1 | ||
25 | Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе | 1 | ||
26 | Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва». | 1 | ||
27 | Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | ||
28 | Р.К. Д.Н. Мамин – сибиряк Охонины брови». Историческая основа произведения. | 1 | ||
29 | Р.К. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Охонины брови». Главные герои произведения. | 1 | ||
30-31 | «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намёков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. | 2 | ||
32 | М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». | 1 | ||
33-34 | Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. | 2 | Поэма. Романтический герой. | |
35 | Образ монастыря и образы природы, из роль в произведении. Романтически условный историзм поэмы. | 1 | Романтическая поэма. | |
36 | Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри"». | 1 | ||
37 | Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. | 1 | ||
38 | «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». | 1 | Комедия. | |
39-40 | Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). | 2 | Сатира и юмор. | |
41 | Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). | 1 | ||
42 | Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. | 1 | ||
43 | Р. р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). | 1 | ||
44 | «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. | 1 | ||
45 | Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества Роль фантастики в художественном произведении. | 1 | ||
46-47 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. | 2 | Гипербола. Гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык. | |
48 | Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. | 1 | ||
49 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | ||
50-51 | Н. С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создании образа в рассказе. | 2 | Рассказ. Художественная деталь. | |
52-53 | Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. | 2 | Художественная деталь. | |
54-55 | Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | 2 | Композиция. Роль антитезы в композиции произведений. | |
56 | Р. К. В. Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения. Трегубов «Повесть дивная». | 1 | ||
57 | Поэзия родной природы. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами…». | 1 | ||
58-59 | А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. | 2 | Психологизм художественной литературы. | |
| Из русской литературы 20 века (8 ч.+1 ч.Р./К.) | |||
60-61 | Из русской литературы 20 века. И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ» Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. | 2 | ||
62-63 | А. И. Куприн. Краткий рассказ о поэте. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. | 2 | Сюжет и фабула. | |
64 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна. | 1 | ||
65-66 | А. А. Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. | 2 | ||
67 | Р./К. Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов. | 1 | ||
68 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | 1 |
Список литературы. 1. «Закон об образовании» РФ, ст. 32, п. 2. 2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования». 3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. 5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. 6. Литература. Примерная программа на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровень). - М.: Минобразования и науки РФ, 2005. 7. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений 5-11классы (базовый уровень); 10 - 11классы (профильный уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Москва «Просвещение» 2006. 8. Литература. 8 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. / авт.- сост. В. Я. Коровина (и др.). – 9-изд. – М. : Просвещение, 2008. 9. Фольклор и литература Зауралья. Учебное пособие для учителей и учащихся (5-11кл.): в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. Фёдорова В.П. (и др.). – Курган: Зауралье, 2000. 10. Фольклор и литература Зауралья. Учебное пособие для учителей и учащихся (5-11кл.): в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Фёдорова В.П. (и др.). – Курган: Зауралье, 2000. 11.Литература : 7 кл. : Метод. советы /В. Я. Коровина, И. С. Збарский; Под ред. В. И. Коровина. – М.: Просвещение, 2004. 12. Скрипкина В. А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. 13. Литература: Тесты. 5-8 кл.: Учебно – метод. пособие. /Авт.-сост. Н. Н. Коршунова, Е. Ю. Липина. – М.: Дрофа, 2000. 14. Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. М.: «Русское слово» 2006. 15. Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако» 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....