Обобщающий урок «Добрые дела красят человека» по рассказу Ю.Я.Яковлева «Мальчик с коньками».
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Трунова  Оксана Евгеньевна

Цели:

1. Учить составлять характеристику героя. Учить составлять план. Совершенствовать произносительную сторону речи.

2. Развивать фонематический слух, связную устную речь, мышление, умение сравнивать, обобщать.

3.Воспитывать доброту, сердечность, внимание к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_v_8kl.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок «Добрые дела красят человека» по рассказу              

           Ю.Я.Яковлева «Мальчик с коньками».

Цели:

1. Учить составлять характеристику героя. Учить составлять план. Совершенствовать произносительную сторону речи.

2. Развивать фонематический слух, связную устную речь, мышление, умение сравнивать, обобщать.

3.Воспитывать доброту, сердечность, внимание к людям.

Оборудование: карточки с заданиями, карточки со словами, записи на доске.

Ход урока.

L Организационный момент.

1.        Проверка готовности рабочих мест.

2.        Сдача рапорта.

П. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы проведём обобщающий урок «Добрые дела красят человека» по рассказу Ю.Я.Яковлева «Мальчик с коньками».

- Объясните, как вы понимаете эту поговорку: «Добрые дела красят человека».

III.        Проверка домашнего задания.

1.        Выразительное чтение V части.

2.        Беседа по вопросам.

-        Почему мальчика приняли за сына Бахтюкова? /Кристина /

-        С каким чувством мальчик возвращался из больницы? /Никита /

-        Объясните причину его грусти и радости. /Арам /

-        Ребята, он радовался ещё и тому, что сам оказался кому - то нужен.

3.        Итог по домашнему заданию.

IV.        Работа над изученным материалом.

1. Выборочная работа.

-        А сейчас, давайте прочитаем отрывок и вспомним, каким был мальчик в начале рассказа (с.229 - читают по частям).

-        Опишите внешний вид мальчика. /Никита /

-        О каких чертах характера мальчика говорит его внешность? /Кристина /

-        Выберите черты характера мальчика в начале истории. Каким он был?

(Черты характера написаны на карточках и прикреплены на доску).

-самоуверенность

-        сердечность

-        доброта

-        безразличие        

-        сочувствие

-        недружелюбность

-        заботливость

-        Прочитайте их.

(Прикрепить карточки со словами в начало истории).

Начало истории:

-        (самоуверенность)

-        (безразличие)

-        (недружелюбность)

2.        Физминутка. Гимнастика для глаз.

        И.п.-сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.

3.        Работа по карточкам.

(Раздать каждому на парту карточку с заданием. На доске написан план к тексту с переставленными пунктами).

-        Прочитайте внимательно отрывок на указанной странице. Найдите к нему заголовок.

Никита (II группа - с.230 – 231)

Кристина(I группа - с.232 – 233)

Арам (I группа- с.234 – 235)

Вова(II группа - с.237 – 238)

Сергей(II группа -с.238-239)        

Сергей Ж. (III группа - с.230, описать внешний вид мальчика по иллюстрации)

4.        Составление плана.

-        Соотнесите пункты плана с текстом.

План.

(5) Огромная радость.

(3)        Решительность мальчика.

(1)        Встреча с незнакомцем.

(4)        Спасение Бахтюкова.

(2)        Переживания мальчика.

(На другой части доски открыть получившийся план).

-        Прочитайте получившийся план.

5.        Физминутка. Комплекс упражнений.

        1)И.п.- встать, ноги  на ширине плеч , руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо, вперёд-назад.

        2)И.п. – ноги вместе, руки перед грудью согнуты в локтях, рывки руками.

        3)подняться на носки, руки вверх, глубокий вдох, опуститься – выдох.

6.        Краткий пересказ по плану.

-        Сейчас кратко перескажем текст по плану.

7.        Сравнительный анализ.

-        Используя данные нравственные качества ответьте на вопрос:

- Как изменилось отношение мальчика к Бахтюкову?

- Какие душевные качества раскрылись в мальчике при знакомстве с Бахтюковым?

Конец истории:

-        (сердечность)

-        (доброта)

-        (сочувствие)

-        (заботливость)

-        Что понял о себе мальчик благодаря этой встрече?

-        Мальчик обладал этими качествами. Просто знакомство с Бахтюковым помогло раскрыть в нём эти душевные качества.

V. Итог.

1. Беседа по вопросам.

-        Прочитайте ещё раз поговорку.

-        Можно ли её отнести к главному герою? Почему?

-        Какова главная мысль рассказа? Чему он учит?

-        Какие праздники приближаются? Какой праздник 9 Мая?

-        О ком мы не должны забывать?

-        И также как герой этого рассказа, мы должны помогать ветеранам, вдовам ВОВ и всем пожилым людям.

2. Выставление оценок.

VI. Задание на дом.

(На тех же карточках, по которым работали в классе).

Кристина, Арам( I группа - составить вопросы к своим отрывкам)

Никита, Вова, Сергей (II группа- выразительно читать отрывок, отв. на в.1,2)

Сергей Ж. (III группа - сост. рассказ по иллюстрации).

VII. Организация на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: «Организм человека и его строение».

Задачи урока: закрепить знания о клетке, как системе взаимосвязанных структур, о тканевом строении органов, о связи систем органов в единое целое; проверить знания учащихся....

Обобщающий урок по теме "Генетика человека"

Конспект обобщающего урока по теме "Генетика человека" для 11 класса "Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование"...

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева".

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева"....

Технологическая карта "Быть Человеком!" (По рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»). Урок внеклассного чтения.

Знакомство с содержанием рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; формирование личностного отношения к поднятой проблеме....

Конспект урока по чтению: «Добрые дела красят человека»

Конспект урока по чтению «Добрые дела красят человека» (по рассказу Н.  Хмелик «Будущий олимпиец», коррекционная школа, 5 класс)...