Урок литературы в 9 классе "Онегин и Ленский"
методическая разработка (литература, 9 класс) на тему

Степанова Светлана Юрьевна

Данная разработка может быть использована при изучении романа Пушкина А.С. "Евгений Онегин". Она включает в себя конспект и презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse_onegin_i_lenskiy.docx23.02 КБ
Office presentation icon eo_2_glava.ppt864 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Онегин и Ленский

Цели и задачи урока:

  1. Продолжить знакомство с романом и его героями
  2. В ходе сравнительной характеристики Онегина и Ленского показать своеобразие характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора
  3. Развивать навыки составления сравнительной характеристики, составления монологического высказывания
  4. Воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской культуре

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, презентации учащихся, тексты романа Пушкина «Евгений Онегин»

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя.

В болдинском плане уже написанного «Евгения Онегина» вторая глава носила название «Поэт». По первоначальному замыслу Пушкина именно Ленский должен был стать центральным персонажем главы, своим характером и отношением к жизни оттенить характер главного героя.

  1. Целеполагание
  2. Проверка домашнего задания. Расскажите о дне Онегина
  3. Проблемный вопрос: Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского?
  4. Словарная работа

Фармазон -  

Гёттинген –

Анахорет –

  1. Анализ образа Ленского. Прослушивание записи

Расскажите о том, как складывался жизненный путь героя до знакомства с Онегиным.

Ленский  «сердцем милый был невежда». Он получил образование в «Германии туманной». Увлеченный идеями немецкой предромантической литературы и идеалистической философии, оторванный от российской реальности, Ленский пленяется блеском и шумом жизни, предается розовым мечтам, верит в высокие идеалы. На фоне онегинского разочарования ярко проявляется энтузиазм Ленского, который «верит мира совершенство».

Каково отношение Онегина и Ленского к дружбе и любви?

Для Ленского дружба — одна из потребностей его натуры. Вера в дружескую преданность, культ дружеской верности для него незыблемы. Онегин, хотя по-своему и привязан к юному соседу, вначале общается с ним «от делать нечего», ведь ему еще в Петербурге «друзья и дружба надоели».

Полярно противоположны герои и во взглядах на любовь. Для Онегина это чувство не страсть, а лишь развлечение, флирт. Свет убил веру в возможность высокой любви. Резко противопоставлены угаснувшим страстям Онегина восторженные чувства Ленского — любовь, освещенная поэтическим воображением, возвышенными мечтами, пламенным восторгом.

  1. Сравнительный анализ Ленского и Онегина. Прослушивание записи

Сравните Онегина с Ленским на этих картинах.

Определите, где Ленский, а где Онегин. По каким признакам вы догадались?

Почему они стали друзьями?

О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?

Чем отличается Ленский от Онегина?

Беседы друзей касаются философских, политических, экономических, нравственных проблем, волновавших передовых людей эпохи, конечно, при этом каждый пытается решать эти вопросы «судьбы и жизни» сквозь призму своего мировоззрения.

Ленский – романтик, Онегин – реалист, трезво оценивающий жизнь.

  1. Поместное дворянство

Перечитайте строфы о соседях-помещиках

Почему Онегин избегал общаться с соседями?

Почему автор называет Онегина «мудрец пустынный», а соседи – «опаснейший чудак»?

Перечитайте строфу 17

В чём отличие главных героев от портрета обыкновенного человека, нарисованного в этой строфе?

И Онегин, и Ленский на голову выше окружающих, резко выделяются как в светском обществе, так и среди поместного дворянства. Недаром соседи-помещики называли Онегина «фармазоном», осуждали вызывающие, с их точки зрения, его манеры и поведение, и Ленский «столь же строгому разбору в соседстве повод подавал». Высокий интеллект, широкий кругозор выделяют героев из обычной помещичьей среды.

10.Заполнение таблицы «Онегин и Ленский» (гиперссылки на каждого персонажа)

  1. Презентация «Онегин» Жукова, Гондылева
  2. Презентация «Ленский»  Бесперстова, Кувшинникова

Общее

Различное

Оба подавали повод для «строгого разбора» соседей

Онегин «учился понемногу», а Ленский окончил Геттингенский университет

Обоих соседи воспринимали как возможных женихов для своих дочек.

Онегину «наскучил света шум», а Ленский «от хладного разврата света /ещё увянуть» не успел

Они находили общие темы для обсуждения и разговоров: «все подвергалось их суду…»

Для Онегина «красавицы недолго были /Предмет его привычных дум», а Ленский верил, «что душа родная/ Соединиться с ним должна…»

Обоим не нравились сельские пиры, «благоразумные» разговоры соседей «о сенокосе, о вине...» и глупые разговоры их жён

Онегину «друзья и дружба надоели», а Ленский «верил, что друзья готовы /За честь его приять оковы»

«Чаще занимали страсти /

Умы пустынников моих…»

У Онегина «ничего не вышло из пера его», а Ленский был поэт, «с лирой странствовал на свете»

Взаимоуважение. Ленский тянулся к Онегину как к старшему другу и интересному собеседнику. Онегин, язвительный ко всем соседям, был снисходителен и великодушен к Ленскому

Волна и камень, /Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой…»

«От делать нечего друзья…»

«Меж ними всё рождало споры…»

11.Обобщение

Ленский наделен романтическим мироощущением со всеми свойственными ему сильными и слабыми сторонами. Он дорог Пушкину как человек особенного душевного склада, обладающий «пылким и довольно странным» умом, поэтическим вдохновением, той возвышенной мечтательностью, которую дано испытать только в юности. Недаром даже Онегин «слушал Ленского с улыбкой» и «охладительное слово в устах старался удержать». При этом автор в равной мере замечает и наивность Ленского, его незнание жизни и людей: поэт рассуждает о высокой любви, а полюбил пустую кокетку, он полон вдохновенья, но пишет «темно и вяло». Но и сам Пушкин в юности пережил увлечение романтизмом, поэтому Ленский вызывает в нем не только ироническую, но и добрую улыбку.

Что ближе Пушкину: скептицизм Онегина или романтизм Ленского?

Автор отстаивает равноправие различных взглядов на жизнь, у каждого из его героев за плечами не только ошибки и слабости, но и бесценный, пусть пока небольшой, жизненный опыт, попытка осмысления мира и себя в нем.

12. Составление кластера

индивидуальное

Типическое

           

13. Домашнее задание

  1. Перечитать 3-4 главы,

         сравните сестер Лариных

  1. Письмо Татьяны наизусть (девочки)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока: Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского

Урок по теме: Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского проводится с целью проверки знания обучающимися содержания прочитанных глав романа. и помочь им разобраться в причинах событий, приведш...

Урок литературы «Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского» 9 класс

Урок проведен в рамках школьного этапа конкурса педагогического мастерства "Учитель года 2018"...