Конспект урока: Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок по теме: Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского проводится с целью проверки знания обучающимися содержания прочитанных глав романа. и помочь им разобраться в причинах событий, приведших героев к трагической дуэли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onegin_i_lenskiy.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского.
Цели урока:
- Проверить и оценить знание обучающимися содержания прочитанных глав романа.
- Помочь обучающимся разобраться в причинах событий, приведших героев к трагической дуэли.
- Дать историко-бытовой комментарий происходящим событиям.
- Формировать у обучающих умения:
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи;
- анализировать текст;
- создавать устные и письменные монологические высказывания;
Форма урока: урок-размышление
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, декоративные свечи, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, видеофрагменты из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», текст романа, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Работа со слайдами 1, 2
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы продолжаем знакомство с героями романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Нам предстоит определить тему урока. В этом нам поможет наш волшебный экран.
Да, дуэльные пистолеты, изображенные на слайде, подсказывают нам содержание нашей беседы: История одной дуэли. Как вы думаете, о каких героях мы поведем нашу речь?
Учитель: Для восстановления предыстории событий, изображенных в 6 главе, нам предстоит ответить на несколько вопросов, которые будут высвечиваться на экране (слайды 3-8). Итак:
– О ком это сказано:
«Ярем он барщины старинной
Оброком лёгким заменил…» ?
– Кто «поклонник Канта и поэт»?
– Чья это характеристика:
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро весела…»?
– Чьё имя непривычно для романа?
– Кто любил Ричардсона?
2. Постановка проблемы урока и связанных с нею задач
Учитель: Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, где Ленский, а где Онегин? (слайды 10-11)
Я предлагаю вам подписать эти рисунки прямо на слайде. (Один из учащихся выходит к интерактивной доске и подписывает маркером рисунки.)
По каким признакам вы узнали героев? Сравните Онегина с Ленским на этих слайдах. Насколько они схожи?
Почему же они стали друзьями? О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?
Скажите, чем отличается Ленский от Онегина? Предлагаю вам записать эти отличия в нашу виртуальную записную книжку. (Один из учащихся выходит к интерактивной доске и делает маркером записи.)
3. Сопоставительная характеристика героев романа. Работа по таблице. Задание: Какими чертами характера Онегин и Ленский отличались? Прочтите строфы 7–10, 15, 16, 19, 20 и заполните таблицу
4. Анализ эпизода, ставшего предтечей дуэли
Учитель: Почему Ленский вызвал на дуэль своего недавнего друга? Кто, на ваш взгляд, виноват в случившемся? Подтвердите свою мысль цитатами из романа и оцените поведение героев в создавшемся конфликте (слайд 12).
5. Историко-бытовой комментарий к истории дуэлей в России
Один из обучащихся выступает перед классом с сообщением об особенностях проведения дуэли в России в первой половине 19 века. Выступление сопровождается показом слайдов
6. Обсуждение поведения героев на дуэли.
Чтение наизусть фрагментов главы
Учитель: Итак, нам стали известны некоторые положения дуэльного кодекса. Я прошу вас, исходя из полученных сведений, оценить поведение Онегина на дуэли. Как вы объясните его опоздание на дуэль и выбор секунданта?
Учитель: Как вы думаете, мог ли так и не прозвучать этот роковой выстрел? Какую, на ваш взгляд, роль играет этот эпизод в романе? (слайды 13-16)
7. Анализ фрагмента критической статьи Г.А. Гуковского.
Формулирование главной мысли фрагмента.
Работа на интерактивной доске
Учитель: У исследователя Гуковского своя точка зрения на значимость центральных героев романа. Нам предстоит выделить главную мысль критика, которая заключена в предложенном фрагменте статьи. Мы можем это сделать на самом слайде. (Несколько учащихся с помощью цветного маркера выделяют на интерактивной доске главную мысль фрагмента.)
Учитель: Несомненно, у каждого из вас есть свое мнение по этому поводу. Вам предоставляется возможность аргументированно высказать его (слайд 17).
Работа с карточками. (Задания 2 и 3)
8. Выявление позиции автора и душевного состояния главного героя.
Учитель: Найдите, пожалуйста, в тексте главы сравнения, употребляемые автором применительно к смерти Ленского. Как эти образы помогают понять отношение Пушкина к гибели молодого поэта?
Перечитайте строфы 42-43. Что нам подсказывает, что Пушкин сочувствует Онегину? Почему и в этой сцене Онегин возбуждает не только осуждение, но и сострадание поэта? (слайды 18-19)
9. Подведение итогов урока
Учитель: Сегодня на уроке вы проделали большую работу и, думается, готовы ответить на последний вопрос:
Какую художественную задачу решает Пушкин в своем романе?
Учащиеся формулируют вывод:
Пушкин изображает человека, зависимого от среды, рисует трагедию целого поколения и утверждает идеал общества, которое даёт возможность человеку гармонично развиваться и применять свои силы только для добрых начинаний.
10. Домашнее задание
Читать оставшиеся главы романа, выполнить задания, указанные на бланке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"
Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса...
Конспект урока "Основные характеристики и последствия воздействия цунами"
Данный урок разработан для учащихся 7-го класса. Урок с использованием ИКТ....
История одной дуэли. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского.
Урок литературы в 9 классе. А.С. Пушкин "Евгений Онегин". Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского.Отдельными файлами публикуются презентация для интерактивной доски и аудиофрагменты....
Презентация к уроку "История одной дуэли. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского".
Презентация к уроку литературы в 9 классе по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". История одной дуэли. Сравнительная характеристика Онегина и Ленского....
план - конспект урока "Звук.Характеристики звука"
Урок содержит элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....
Конспект урока "Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы.
Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы (строение, химические свойства, применение). Ацетатное волокно. Демонстрация 28. Взаимодействие крахмал...
План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....