Урок по литературе в 11 классе "Выразительные средства языка"
методическая разработка по литературе по теме
Повторить сведения о выразительных средствах языка;
• Выявить их роль в текстах художественного стиля;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kazyandokument_microsoft_office_word.docx | 324.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Красноватрасская СОШ Спасского района Нижегородской области
Мастер-класс по литературе в 11 классе Тема урока:
«Выразительные средства текста»
Урок провела:
учитель русского языка и литературы Казянина Елена Анатольевна
с. Красный Ватрас, 2010 г.
Цель урока:
Создание необходимых условий для обобщения изученного материала по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» через работу с различными текстами
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Краткое описание:
Задачи Образовательные:
•Повторить сведения о выразительных средствах языка;
• Выявить их роль в текстах художественного стиля;
Развивающие:
• Развивать умение анализировать языковой материал, обобщать и систематизировать;
• Развивать умение доказывать и опровергать;
Воспитательные:
• Формировать коммуникативные навыки: умение вступать в диалог, работать в группе;
• Формировать тактичное отношение к мнению одноклассников.
- Повторить термины;
- Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
- Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
Оборудование урока:
- компьютер и проектор для презентации учебного материала;
- памятки для учащихся;
- тексты стихотворений;
- схемы;
Метод: эвристический, исследовательский
Тип взаимодействия: сотрудничество
Ход урока :
Сообщение целей урока: смотрим слайд № 1
Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
– Вы через 4 месяца станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек".
А какой он, культурный человек?
Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.
1. Опрос: какие выразительные средства вы знаете?
Что помогает нам понять смысл стихотворения? Работа со схемами
Смотрим слайд № 3
2. Игра «Вопрос–ответ». (Проверяется знание литературных терминов.)
В игре принимает участие весь класс. Первый вопрос задаёт учитель одному из учащихся. Например: что такое гипербола? Ученик даёт чёткий ответ с примером и в свою очередь задаёт вопрос другому учащемуся, и так далее, пока необходимый материал не будет повторен.
Смотрим слайд № 4-15
3. А теперь потренируемся в нахождении художественных средств
“Синь то дремлет, то вздыхает…” (С.Есенин). (Олицетворение.)
- “Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомысленной головёнке” (В.Маяковский). (Гипербола.)
- “Дремлет чуткий камыш…” (И.Никитин). (Олицетворение, эпитет.)
- “…Как серёжки, зазвенит девичий смех” (С.Есенин). (Метафорическое сравнение.)
- “Её уста, как роза, рдеют” (А.Пушкин). (Сравнение.)
- “Со снопом волос твоих овсяных // Отоснилась ты мне навсегда” (С.Есенин). .) (Метафора.)
- Эпитет – это эмоциональная , оценочная характеристика чего-либо например верные друзья
- Метафора – скрытое или сокращенное сравнение . Ее можно пересказать при помощи союза как
- У Гоголя мы читаем птица – тройка . Мы понимаем, что тройка лошадей мчится быстро, как птица.
Метонимия – это замена слова или понятия другим словом так или иначе причастным к нему, смежным с ним : Читал книгу Апулея Вместо : Читал книгу Апулея «Золотой осел»
Перифраза – описательный оборот Друзья Руслана и Людмилы означает мои читатели
Работа в группах:
4. Анализ стихотворения М.Лермонтова «Утес» Утёс
Ночевала тучка золотая.
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
М.Лермонтов
.Смотрим на экране слайд № 16
- Анализ стихотворения И.Бунина «Настанет день…»
Смотрим на экран слайд № 17
Настанет день – исчезну я
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в щелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой
. И.Бунин
6. Нарисовать кластер Выразительные средства языка к стихотворению …
XIII. Подведение итогов урока
– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Какие мысли, особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?
Чей ответ вам понравился?
. Какие стилистические фигуры вы изучили, определите их функцию в текстах.
Стилистические фигуры – выразительные средства языка. Служат для создания образной речи, усиления выразительности.
Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения.
Анафора – повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия.
Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления
Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный.
Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе на тему: «Поэтический язык Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».
Данный материал могут использовать в своей работе учителя литературы, работающие в старших классах. Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения "Зимняя ночь", показать художестве...
Открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка
открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка...
Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности (А. К. Толстой. Лирика. Анализ поэтического произведения)....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Стенд по литературе. Изобразительно-выразительные средства языка.
Изобразительно-выразительные средства языка....