Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Брехнева Любовь Владимировна

Рабочая программа состалена по программе В.Я.Коровиной  на 3 часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семёновская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и рекомендована                                                                      «Утверждаю»                                                             к утверждению на Педагогическом                                                   Директор:       Шичко Т.В.          

совете                                                                                                    Приказ от_____2012г  №___                                                                                                                                            (Протокол от_____2012г №___)          

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 8 класса

2012-2013 учебный год

Учитель II категории  

Брехнёва Любовь Владимировна

Стаж работы 10 лет

с. Семеновка

2012

Пояснительная записка.

Основные цели, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
  2. формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
  3. развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
  4. воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
  5. воспитание культуры речи учащихся.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Разработана рабочая программа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОУ, расположенных на территории Амурской области и реализующих образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки Амурской области от 15.09. 2010г №1439).

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов обязательного изучения предмета из расчёта 3 часа в неделю.

Обоснование выбора данной программы для составления рабочей программы:

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Цели и задачи курса отвечают требованиям стандарта: 

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа:

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на 70 часов, в том числе   часов отведено на развитие речи и  часов на внеклассное чтение. Также запланированы обобщающие уроки и уроки-зачёты после изучения разделов.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение  новых  знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, заседание клуба знатоков, семинар.

   Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференци-рованное  и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ. 

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Компетентностный подход тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредментных и предметных компетенций.

 Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

 Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.  Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщённые способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщённых способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое  внимание уделяется познавательной активности учащихся, мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает всё более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методике деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

   Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Виды и формы контроля:

Текущий, промежуточный, итоговый:

- письменный ответ на вопрос;

- зачёт;

- сочинение  на литературоведческую тему;

- тест;

                                             

                                СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера».  Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

                             Произведения для заучивания наизусть.

  1. Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор);
  2. А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);
  3. М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);
  4. Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);
  5. Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);
  6. А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);
  7. О Родине и родной природе (2 – 3 стихотворения на выбор).

                                              Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

в/ч

Р/р

Введение.

1

Устное народное творчество.

3

Из древнерусской литературы.

4

2

Из русской литературы XVIII века

5

2

Из русской литературы XIX века.

47

3

6

Из русской литературы XX века.

29

5

8

Зарубежная литература.

16

4

105

14

16

                       

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Авторов и содержание изученных художественных произведений.
  2. Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы,  жанры всех трех родов.
  3. Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
  4. Основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.
  5. Характерные особенности индивидуального стиля писателя.
  6. О тесной связи истории и литературы, видеть отражение в литературе истории русского народа.
  7. Житийный жанр, автобиографическую литературу.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  2. Пересказывать текст или отрывок из него подробно, выборочно, сжато;
  3. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
  4. Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.
  5. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
  6. Различать эпические, драматические и лирические произведения.
  7. Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
  8. Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов.
  9. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  10. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  11. Готовить сообщение, доклад на литературную тему;
  12. Давать устный и письменный развёрнутый ответ на вопрос
  13. Писать сочинение-миниатюру, сочинение на литературную тему и свободную тему небольшого объёма.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  3. поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

                                             

Литература и средства обучения

Для учителя:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.

  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.

  3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.

  4. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.

  5. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

  6. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной, - Экзамен.- М., 2009

  1. Рабочие программы по литературе 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11  классы (Профильный уровень) / Под. ред. В. Я. Коровиной- 10-е изд.- М.: Просвещение, 2008.
  2. Репин А.В. Литература. 8 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007.
  3. Тесты к школьному курсу: Литература. 8 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
  4. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 8 класс к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений»: учебно-методическое пособие / О.А.Тищенко. – 4-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  5. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок  за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.
  6. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
  7. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
  8. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
  9. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
  10. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

Литература для ученика.

  1. Литература 8 класс, учебник-хрестоматия в 2-х частях, Беленький Г.И., Мнемозина, 2008
  2. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
  3. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
  4. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
  5. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
  1. 6.Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
  1. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001

Электронные  пособия

  1. «Хрестоматия школьника».
  2. «Уроки литературы. 7 – 8 классы» (из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»).
  3. Литература 5-11 классы. Редактор презентаций
  4. Хрестоматия школьника. Литература.
  5. Хрестоматия школьника по русской литературе
  6. Русская литература от Нестора до Маяковского
  7. Русская поэзия XVII-XX веков
  8. Библиотека школьника по литературе
  9. Русская драматургия от Сумарокова до Хармса

 

Календарно-тематическое планирование курса

№/№

Дата

Тема урока

Виды и формы контроля

Количество

часов

план

факт

Введение (1 ч)

1

1.Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

Тест

1

Устное народное творчество (3 ч)

2-3

1-2.Устное народное творчество.

Русские народные песни.

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях

Опрос, практикум

2

4

3.Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы

Опрос, практикум

Проверка конспектов

1

Из древнерусской литературы (4ч)

5-6

1-2. Житийная литература как  особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Особенности содержания и формы воинской повести

Опрос, практикум

2

7-8

3-4.В/ч. «Шемякин суд» - сатирическое произведение XVII в. Действительные и вымышленные события. Особенности поэтики.

Опрос, практикум

2

Из русской литературы XVIII века (5 ч)

9-10

1-2.Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии.

Опрос, практикум

2

11

3. Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода.

Опрос, практикум

1

12-13

4-5.Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе  XVIII века (на примере 1-2 произведений)

сочинение

2

Из русской литературы XIX века (47 ч)

14-15

1. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа

Опрос, практикум

2

16

2-3. В/ч. И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

Практикум тест

1

17-18

4-5. К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей

Опрос, практикум

Проверка конспектов

2

19-20

6-7. А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», К*** («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

Опрос, практикум

2

21

8. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина

Опрос, практикумпроблемные задания

1

22

9. А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву.

Опрос, практикумпроверка проблемных заданий

1

23

10. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Опрос, практикум

1

24

11. Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Опрос, практикум

1

25

12. Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Опрос, практикум

1

26

13. Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

Опрос, практикум

1

27-28

14-15.  Р/р.  Подведение итогов по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Сочинение

2

29-30

16. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

Проверка ответов на проблемные вопросы, тест

1

31

18. К/р. Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

Тестирование

Письменная работа 

1

32

19. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта.  

проверка проблемных заданий; опрос

1

33-34

20-21. М.Ю Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

Проверка выполнения проблемных заданий; опрос

2

35-36

22-23.  Особенности композиции поэмы «Мцыри». Анализ эпизода.

Опрос

2

37

24.  Р/р. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

сочинение

1

38

25.  Н.В.Гоголь. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

Фронтальный опрос

1

39

26.  Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

Опрос,  Проверка конспектов, выполнения проблемных вопросов

1

40-41

27-28.  Разоблачение пороков чиновничества в пьесе «Ревизор».

Проверка выполнения проблемных заданий ; опрос

2

42

29.  Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление

Проверка выполнения проблемных заданий; опрос

1

43-44

30-31.  Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В Гоголя «Ревизор»

Проблемные задания. Письменная работа

2

45-46

32-33.  Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе

проблемные задания Самоконтроль

2

47

34.  Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга

Опрос

Проверка выполнения проблемных заданий;

1

48-49

35-36.  М. Е. Салтыков-Щедрин Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок)

Опрос практикум

2

50

37.   Р/р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

опрос,

практикум, проверка групповой работы

1

51

38. К/р. Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. 

Письменная работа

Самоконтроль

1

52-53

39-40. Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных.

Тестовый контроль

2

54-55

41-42.   Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала»

практикум

2

56

43.   Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза.

Опрос

Проверка конспектов

тест

1

57

44.  В/ч. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

Самостоятельное исследование

1

58

45. В/ч. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

Самостоятельное исследование

1

59-60

46-47.  А. П.Чехов. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье

Опрос Проблемные задания Индивидуальные сообщения

2

Из русской литературы XX века (20 ч)

61-62

1-2.  И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ»

Опрос Проблемные задания

2

63-64

3-4.  А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Тест

2

65-66

5-6.   Р/р. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна.

опрос,

практикум, проверка групповой работы

2

67

7. А.А. Блок. Историческая тема в его творчестве «Россия». Образ России и её истории.

Опрос Практическая работа

1

68

8. С.А. Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Опрос Практическая работа

1

69-70

9-10.   Р/р. Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

Выступления учащихся

сочинение

2

71-72

11-12.  И.С. Шмелёв. Слово о писателе.   «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. 

Опрос Практическая работа

2

73-74

13-14.  В/ч. Журнал «Сатирикон». Ироническое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник».  М. Зощенко «История болезни»

Опрос Практическая работа

2

75-76

15-16.  М.А.Осоргин. Слово о писателе.  Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»

Письменная работа

2

77

17.  К/р. Контрольная работа по творчеству Толстого, Бунина, Чехова, Блока, Есенина.

Контольный срез, тест

1

78

18. А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

Опрос, тест Проверка конспектов

1

79

19. Василий Теркин — защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского

Опрос Практическая работа

1

80

20. Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор

Выступление уч-ся

1

81

21. В/ч. А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

Опрос, Проблемные задания.

1

82-83

22-23. Р/р. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»),  Окуджавы («Песенкао пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»)

Опрос, Самостоятельное исследование

2

84-85

24-25. В. П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Опрос  исследование-анализ произведения

2

86-87

26-27.  Р/р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»

Письменная работа

2

88-89

28-29. В/ч. Русские поэты о Родине, о родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Проблемные задания.

2

Зарубежная литература (16 ч)

90-92

1-3. У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви. Анализ эпизода

Опрос , тест

3

93-94

4-5. Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...»

Проблемные задания

2

95-97

6-7. Ж.-Б. Мольер «Мещанинво дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Опрос,  

практикум, проверка групповой работы тест

3

98-99

9-10. Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии

Проблемные задания

2

100-101

11-12.  В/ч. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

Проблемные задания 

2

102-103

13-14.  В/ч. В. Скотт «Айвенго» как исторический роман

Проблемные задания 

2

104-105

15-16.  Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.  Итоги года и задание на лето

Зачет.

Проблемные задания

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....