Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Рабочая программа составлена по программе В.Я.Коровиной на 3 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_11_klass_po_programme_korovinoy.doc | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована «Утверждаю» к утверждению на Педагогическом Директор: Шичко Т.В.
совете Приказ от_____2012г №___ (Протокол от_____2012г №___)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 11 класса
2012-2013 учебный год
Учитель II категории
Брехнёва Любовь Владимировна
Стаж работы 10 лет
с. Семеновка
2012
Пояснительная записка
Основные цели, решаемые при реализации рабочей программы:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
- воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Разработана рабочая программа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОУ, расположенных на территории Амурской области и реализующих образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки Амурской области от 15.09. 2010г №1439).
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы основного общего образования, авторской программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 11 классе – 105 часов, то есть из расчёта 3 часа в неделю.
Обоснование выбора данной программы для составления рабочей программы:
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Главная идея данной программы по литературе – помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ как по литературе, так и по русскому языку, где при написании творческой части (части С) выпускник должен, определив проблему исходного текста, аргументировать свою точку зрения примерами из художественной литературы. С этой целью на уроках литературы предусмотрены задания, выполнение которых будет способствовать подготовке к ЕГЭ. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Цели и задачи курса отвечают требованиям стандарта:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа:
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на 105 часов, в том числе 10 часов отведено на развитие речи и 18 часов на внеклассное чтение. Также запланированы обобщающие уроки и уроки-зачёты после изучения разделов.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, заседание клуба знатоков, семинар.
Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Компетентностный подход тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредментных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщённые способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщённых способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает всё более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методике деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Виды и формы контроля:
Текущий, промежуточный, итоговый:
- письменный ответ на вопрос;
- зачёт;
- сочинение на литературоведческую тему;
- тест;
- задание в формате ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч.)
Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века
Литература начала XX века
Писатели-реалисты начала XX века (14 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество»
«Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа.«Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».
Максим Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Три правды в пьесе.
Серебряный век русской поэзии (18 ч.)
Русский символизм и его истоки. «Старшие символисты»: Н.Минский, Д.Мержковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб.
«Младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, В.Иванов.
В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны»
К.Д.Бальмонт («Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник») А.Белый (сборники «Золото в лазури», «Пепел», «Урна»).
Акмеизм.
Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (лекция, практикум).
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы: И.Северянин, В.Маяковский, В.Хлебников, Б.Пастернак.
Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны»
А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики: «Стихи о прекрасной даме». Развитие понятия об образе-символе: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Фабрика».
Тема Родины в лирике А.Блока: «Россия», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…», «На железной дороге». Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.
Новокрестьянская поэзия.
Н.А.Клюев: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от народа». Жизнь и творчество.
С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери». Тема России в лирике С.А.Есенина: «Русь советская», «Я покинул родимый дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину». Любовная тема в лирике С.А.Есенина: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Собаке Качалова», «Не бродить, не мять в кустах багряных…». Трагизм восприятия гибели русской деревни: «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу». Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».
Литература 20-х годов (8 ч.)
Литературный процесс 20-х годов. Литературные объединения: «Пролеткульт», «Кузница», «ЛЕФ», «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья».
Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов: И.Бебель «Конармия», А.Фадеев «Разгром», Б.Пильняк «Голый год».
Поиски поэтического языка новой эпохи: А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, М.Цветаева.
Русская эмигрантская сатира: А.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», Тэффи «Ностальгия».
В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира: «Прозаседавшиеся». Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского: «Лиличка!», « Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». . Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского: «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».
Литература 30-х годов (25 ч.)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы: А.Ахматова, М.Цветаева; новая волна поэтов – А.Твардовский, И.Сельвинский; А.Толстой, К.Симонов, М.Шолохов, Н.Островский.
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных».
«Мастер и Маргарита». История создания, проблемы и герои романа.
Жанр и композиция романа. Традиции европейской и отечественной литературы.
А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован».
А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…». Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой: «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Приморский сонет».
Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.
О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину». Тема родины: «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве».
М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Картины Гражданской войны. Проблемы и герои. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова. Женские судьбы. Мастерство М.А.Шолохова в романе.
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия
(1 ч.)
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. А.Ахматова, Б.Пастернак, К.Симонов.
Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, А.Платонова.
Драматургия К.Симонова, Л.Леонова, Е.Шварца. Значение литературы.
Литература 50-90-х годов (22 ч.)
Поэзия 60-х годов: В.Соколов, Н.Рубцов, Ю.Друнина, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов: Ю.Бондарев, В.Богомолов, В.Некрасов, В.Быков, К.Воробьёв, Б.Васильев
А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Твардовского. Осмысление темы войны: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»
Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы его поэзии: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь».
Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.
А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя.
А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».
Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие: «Видения на холме», «Русский огонёк», «Я буду скакать по полям задремавшей Отчизны…».
«Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив».
В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».
И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет».
Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта: «До свидания, мальчики», «Ты шепчешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…».
«Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».
Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов. Слово о писателе. Пьеса «Утиная охота».
Из литературы народов России (4 ч.)
М.Карим. Жизнь и творчество. Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков: «Подует ветер – всё больше листьев», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю».
Из зарубежной литературы (11 ч.)
Д.Б.Шоу. Пьесы «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион».
Т.С.Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения.
Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.
Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (105 часов)
№ | Название темы | Кол-во часов (всего) | Кол-во часов на р/р | Внеклассное чтение |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Литература начала XX века. Писатели-реалисты начала XX века | 15 | 2 | |
3 | Серебряный век русской поэзии | 18 | 3 | |
4 | Литература 20-х годов | 8 | 1 | |
5 | Литература 30-х годов | 25 | 5 | |
6 | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия | 1 | ||
7 | Литература 50-90-х годов | 22 | 2 | 5 |
8 | Из литературы народов России | 4 | 2 | |
9 | Из зарубежной литературы | 11 | 8 | |
105 | 10 | 18 |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе
за курс XI класса
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведения.
- Основные понятия по теории литературы.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи.
Учащиеся должны уметь:
- Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
- Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
- Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
- Пользоваться словарями различных типов, справочниками.
Литература и средства обучения
Учебник: В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Русская литература XX века.11 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.
Дополнительная литература:
- Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло. Русская литература XX века. 11 класс. Тематическое планирование к учебнику В.А.Чалмаева и С.А.Зинина. 2-е издание. М.: ООО «ТИД – «Русское слово – РС», 2006г.
- Н.В.Егорова, Н.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе в двух частях. 10 класс. М.: «Вако», 2005г.
- М.А.Нянковский. Уроки литературы в 11 классе. Развёрнутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2005г.
- В.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. С.-П.: «Паритет», 2006г.
- Н.М.Скоркина. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 класс. Волгоград, «Учитель – АСТ»
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
Справочные пособия
- Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
- Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
- Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Электронные пособия
- Диск «Хрестоматия школьника».
- Литература 5-11 классы. Редактор презентаций
- Хрестоматия школьника. Литература.
- Хрестоматия школьника по русской литературе
- Русская литература от Нестора до Маяковского
- Русская поэзия XVII-XX веков
- Библиотека школьника по литературе
- Русская драматургия от Сумарокова до Хармса
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды, формы контроля | |
план | факт | ||||
Введение (1ч.) | |||||
1. | 1.Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века (лекция). | 1 | Предварительный тестирование | ||
Литература начала XX века (48 ч.) Писатели-реалисты начала XX века (15 ч.) | |||||
2 | 1.И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» | 1 | Опрос, практикум | ||
3-4 | 2-3.И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа | 2 | Текущий фронтальный опрос | ||
5-6. | 4-5.Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя | 2 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
7 | 6.Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы | 1 | Текущий Практикум | ||
8 | 7.А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести | 2 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
9-10 | 8-9. Р/р. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» Подготовка к сочинению. | 2 | Итоговый Сочинение | ||
11-12 | 10-11.М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль» | 2 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
13 | 12. «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга | 2 | Текущий Опрос практикум | ||
14-15 | 13-14.Три правды в пьесе «На дне». Смысл названия пьесы | 2 | Текущий Опрос Практикум, проверка групповой работы | ||
16 | 15. К/р. Письменная работа по творчеству М.Горького. | 1 | Итоговый Сочинение | ||
Серебряный век русской поэзии (18 ч.) | |||||
17 | 1. Русский символизм и его истоки. «Старшие символисты»: Н.Минский, Д.Мержковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб. «Младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, В.Иванов | 1 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
18 | 2. В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны» | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
19 | 3. В/ч. Лирика поэтов-символистов: К.Д.Бальмонт («Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник») А.Белый (сборники «Золото в лазури», «Пепел», «Урна»). | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
20 | 4.Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма: Н.Гумилёв, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Кузмина (лекция). | 1 | Текущий проверка исследования | ||
21-22 | 5-6.Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» | 2 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
23 | 7.Футуризм как литературное направление. Русские футуристы: И.Северянин, В.Маяковский, В.Хлебников, Б.Пастернак. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы тест | ||
24 | 8.А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики: «Стихи о прекрасной даме» | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
25 | 9.Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. Развитие понятия об образе-символе: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Фабрика» | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
26 | 10.Тема Родины в лирике А.Блока: «Россия», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…», «На железной дороге» | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
27-28 | 11-12.Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира | 2 | Текущий проверка исследования тест | ||
29 | 13. В/ч. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от народа». Жизнь и творчество. | 1 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
30 | 14.С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери» | 1 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
31 | 15.Тема России в лирике С.А.Есенина: «Русь советская», «Я покинул родимый дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину» | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
32 | 16.Любовная тема в лирике С.А.Есенина: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Собаке Качалова», «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (практикум). | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
33 | 17.Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни: «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу» | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
34 | 18. В/ч. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы». Литература 20-х годов (8 ч) | 1 | Текущий проверка исследования | ||
35 | 1.Литературный процесс 20-х годов. Литературные объединения: «Пролеткульт», «Кузница», «ЛЕФ», «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» (лекция). | 1 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
36-37 | 2-3.Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов: И.Бебель «Конармия», А.Фадеев «Разгром», Б.Пильняк «Голый год» (семинар). | 2 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
38 | 4.Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи: А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, М.Цветаева. Русская эмигрантская сатира: А.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», Тэффи «Ностальгия» (семинар). | 1 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
39-40 | 5-6.В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира: «Прозаседавшиеся» (лекция, беседа). | 2 | Текущий Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос | ||
41 | 7.Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского: «Лиличка!», « Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (практикум). | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
42 | 8. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского: «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского (беседа) | 1 | Итоговый Тест Сочинение | ||
43 | Литература 30-х годов.(25 ч) 1.Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы: А.Ахматова, М.Цветаева; новая волна поэтов – А.Твардовский, И.Сельвинский; А.Толстой, К.Симонов, М.Шолохов, Н.Островский (лекция). | 1 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
44 | 2.М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных» (лекция, беседа). | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
45-46 | 3-4. История создания, проблемы и герои романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (беседа, практикум). | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
47-48 | 5-6. Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Р/р. Подготовка к домашнему сочинению | 2 | Итоговый Тест Сочинение | ||
49 | 7.К/р. Зачетная работа | 1 | Итоговый зачет | ||
50-51 | 8-9.А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». | 2 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
52 | 10.А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…» (лекция, практикум). | 1 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
53 | 11.Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой: «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Приморский сонет» (практикум). | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
54-55 | 12-13.Поэма А.Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти (практикум). | 2 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
56-57 | 14-15.О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» (лекция, практикум). | 2 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, опрос | ||
58-59 | 16-17. М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину». Тема родины: «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве» (лекция, практикум). Р/р. Подготовка к домашнему сочинению. | 2 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос тест | ||
60 | 18.М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы» (лекция). | 1 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
61-62 | 19-20.Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа (беседа). | 2 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
63-64 | 21-22.Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» (беседа). | 2 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
65 | 23.Женские судьбы в романе «Тихий Дон» (беседа). | 1 | Текущий Практикум проверка исследования | ||
66 | 24.Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон» (практикум). | 1 | Текущий Практикум проверка исследования | ||
67 | 25. К/р. Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Итоговый Контрольная работа сочинение | ||
68 | Литература периода Великой Отечественной войны (1 ч) 1.Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. А.Ахматова, Б.Пастернак, К.Симонов, А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовский, А.Платонов (лекция, беседа). | 1 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
69-70 | Литература 50-90-х годов(22ч) 1-2.Литература второй половины XX века. Поэзия 60-х годов: В.Соколов, Н.Рубцов, Ю.Друнина, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко (лекция, беседа). | 2 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
71 | 3.Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов: Ю.Бондарев, В.Богомолов, В.Некрасов, В.Быков, К.Воробьёв, Б.Васильев (семинар). | 1 | Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос | ||
72-73 | 4-5. А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Твардовского. Осмысление темы войны: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (лекция, практикум). | 2 | Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос практикум | ||
74-75 | 6-7. Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы его поэзии: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (лекция, практикум). | 2 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос практикум | ||
76-77 | 8-9. В.ч. Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие. | 2 | Текущий Практикум проверка исследования | ||
78-79 | 10-11. А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича» (лекция, беседа). | 2 | Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос практикум | ||
80 | 12. В.ч. В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов». | 1 | Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос практикум | ||
81 | 13. Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие: «Видения на холме», «Русский огонёк», «Я буду скакать по полям задремавшей Отчизны…» (лекция, практикум). | 1 | Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос практикум | ||
82-83 | 14-15. «Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (лекция, беседа). | 2 | Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос практикум | ||
84-85 | 16-17. В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни». Р/р. Подготовка к домашнему сочинению. | 2 | Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос практикум | ||
86 | 18. И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» (беседа, практикум). | 1 | Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос практикум | ||
87 | 19. Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта: «До свидания, мальчики», «Ты шепчешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…» (практикум). | 1 | Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос практикум | ||
88 | 20. В.ч. «Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен». | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
89 | 21. В.ч. Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов. Слово о писателе. Пьеса «Утиная охота». | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
90 | 22. К/р. Письменная работа по литературе 50-90-х годов.. | 1 | Итоговый Контрольная работа | ||
Из литературы народов России (4ч.) | |||||
91-92 | 1-2.Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет (лекция). | 1 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос | ||
93-94 | 3-4. В.ч. М.Карим. Жизнь и творчество. Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков: «Подует ветер – всё больше листьев», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю». | 1 | Текущий Практикум проверка групповой работы | ||
Из зарубежной литературы (11ч.) | |||||
95-96 | 1-2. В.ч. Д.Б.Шоу. Пьесы «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». | 2 | Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос практикум | ||
97-98 | 3-4. В.ч.Т.С.Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. | 2 | Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос, практикум | ||
99-100 | 5-6. В.ч. Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». | 2 | Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос, практикум | ||
101-102 | 7-8. В.ч. Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. | 2 | Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос, практикум | ||
103-104 | 9-10.Проблемы и уроки литературы XX века (семинар). | 2 | Итоговый Проверка подготовленных сообщений | ||
105 | 11. Итоговый урок | 1 | Итоговый, тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....