Метод разработка Л.Н.Толстой "Юность"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Средства выразительности в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolstoy_prezentaciya_yunost_dorabot.pptx | 1.49 МБ |
konspekt_uroka_-pallyeva_m.r._2.docx | 40.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глава V Правила Я достал лист бумаги и прежде всего хотел приняться за расписание обязанностей и занятий на следующий год. Надо было разлиневать бумагу. Но так как линейки у меня не нашлось, я употребил для этого латинский лексикон. Кроме того, что, проведя пером вдоль лексикона и потом отодвинув его, оказалось, что вместо черты я сделал по бумаге продолговатую лужу чернил, – лексикон не хватал на всю бумагу, и черта загнулась по его мягкому углу. Я взял другую бумагу и, передвигая лексикон, разлиневал кое-как. Разделив свои обязанности на три рода: на обязанности к самому себе, к ближним и к богу, я начал писать первые, но их оказалось так много и столько родов и подразделений, что надо было прежде написать «Правила жизни», а потом уже приняться за расписание. Я взял шесть листов бумаги, сшил тетрадь и написал сверху: «Правила жизни». Эти два слова были написаны так криво и неровно, что я долго думал: не переписать ли? и долго мучился, глядя на разорванное расписание и это уродливое заглавие. Зачем все так прекрасно, ясно у меня в душе и так безобразно выходит на бумаге и вообще в жизни, когда я хочу применять к ней что-нибудь из того, что думаю?.. – Духовник приехали, пожалуйте вниз правила слушать, – пришел доложить Николай. Я спрятал тетрадь в стол, посмотрел в зеркало, причесал волосы кверху, что, по моему убеждению, дало мне задумчивый вид, и сошел в диванную, где уже стоял накрытый стол с образом и горевшими восковыми свечами. Папа в одно время со мною вошел из другой двери. Духовник, седой монах с строгим старческим лицом, благословил папа. Папа поцеловал его небольшую широкую сухую руку; я сделал то же.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кузкеевская СОШ»
«Процесс умственного и нравственного развития человека
в повести «Юность» Л. Н. Толстого».
Учитель русского языка и литературы
Паллыева Майя Рашидовна.
2013 г.
-2-
Я был бы не счастливейший
из людей, ежели бы я не нашел
цели для моей жизни - цели
общей и полезной.
Л. Н. Толстой.
Из дневника юношеских лет.
Цели: 1. Углубление знаний учащихся об особенностях автобиографи- ческой литературы; развитие творческих навыков учащихся с помощью музыки. ),определение влияния музыки на раскрываемость художественного образа, создание условий для формирования творческой разносторонней личности, накопления опыта эмоционально- нравственного отношения к жизни.
2. Обучение анализу художественного произведения
(постановка проблемных ситуаций), анализ отрывка из повести;
определение выразительных средств языка; работа над текстом.
3. Развитие навыка художественного рассказа.
4. Нравственное развитие учащихся, воспитание стремления к
самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: слайды, портрет писателя,
иллюстративный и видео – материал по теме,
“Толковый словарь русского языка”,
текст (отрывок) произведения.
-3--------------
Ход урока:
- Объявление темы и цели урока.
- Тема нашего урока: «Л. Н. Толстой» . Повесть «Юность».
- Вступительное слово учителя. Лев Николаевич Толстой вел открытую жизнь, писал опубликованные ныне дневники, включал автобиографические элементы во многие свои произведения. Существуют также дневники его жены Софьи Андреевны, воспоминания детей и близких, обширная переписка. Но личность писателя и мыслителя продолжает оставаться предметом непрекращающихся споров. У него в жизни было несколько переломных моментов, когда в неуклонном стремлении жить истинной жизнью он отбрасывал все старое и пытался начать все сначала.
Просмотрим несколько слайдов биографии Толстого. (Музыка Чайковского.)
-------------------------------------------------------------------------------------------
Главы, с которыми мы с вами ознакомимся о том, что Николенька Иртеньев пытается осуществить свой новый взгляд на жизнь, на ее цель и назначение.
Но прежде всего поговорим о главах не включенных в хрестоматию.
Например, 5 глава. «Правила», в которой Николенька Иртеньев-уста-
навливает несоответствие между осознанием цели и неспособность
осуществлять ее. Н.И. – пишет правила, которые он должен выполнять, чтобы достигнуть высокой цели.
Толстой, показав неспособность героя осуществить высокую цель,
которую он поставил перед собой, говорит о том, как Николенька по-
падает в колею, характерную для многих людей его круга. И стремле-
ние стать лучше, остается неосуществленным.
Л. Н. Толстой - изображает в трилогии «Детство», «Отрочество»,
«Юность» идейно близкого ему самому, во многом автобиографического героя. Этот герой - занимает центральное место
в творчестве писателя. Он создавался на основе собственных социаль-
ных, этических и философских исканий. Т.е. автобиографическая
трилогия -существенный исходный этап творческой деятельности Толстого.
В период написания трилогии Толстой подчеркивал преимущество
автобиографического жанра в сравнении с другими. Он считал, что
произведение автобиографического жанра позволяет с наибольшей силой указать на человеческие слабости, носителем которых является
он сам. Тем самым, он окажет помощь всем людям в борьбе с их
слабостями.
-4-
----------------------------------------------------------------------------------------------------
П. А теперь поговорим о пройденной теме повести «Юность».
Домашнее задание было, прочитать повесть и ответить на вопросы.
- Каким вы представляете себе Льва Николаевича Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?
- Какие произведения Толстого вы знаете?
- Что хотел передать Толстой читателям в своих произведениях?
- Какую роль сыграл Лев Николаевич в русской литературе?
- Кто главный герой повести и каков он в представлении вами?
- Почему его желания были тщетны?
- Как вы понимаете понятие «комильфо»?
- Как разделял людей наш герой?
- Какие требования в этом понятии представлял наш герой?
- Что понимает он с возрастом?
- Можно ли соотнести отношение героя к любви как равнодушие?
И последний вопрос будет связан с использованием музыки в произведениях Толстого в главе «Мои занятия».
Соединение музыки и слова многократно увеличивает выразительность художественного образа; воздействовать через музыку на весь духовный мир человека, прежде всего на его нравственность, итогом которой является формирование общей культуры личности. Союз музыки и слова, при условии таланта творцов первичных сочинений и профессионально высокого уровня исполнения, позволяет достичь качественно нового, многозначного и более объёмного восприятия.
Музыка является неотъемлемой частью формирования выразительности образа, доводит его до совершенства. Так ли это?
Л. Н. Толстой показывает своих героев на примере их отношения к искусству, которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других — тонкость душевного восприятия и глубину чувств.
Давайте проверим на примере учащихся. (танцуют ) Музыка Бетховена.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
-5-
Ш.“Толковый словарь русского языка” Поработаем над словами.
Автобиография. Описание своей жизни.
Автобиографический. Связанный с жизнью автора; являющийся
автобиографией.
Мемуары. 1. Запись людей о событиях прошлого, которые они наблюда –
ли или в которых участвовали.
2. Литературное произведение в форме личных воспоминаний
о событиях прошлого.
Трилогия. Три литературных или музыкальных произведения одного ав –
тора, объединенные общей идеей и преемственностью сюжета.
------------------------------------------------------------------------------------------------
IV. Вспомним еще раз произведения из этой трилогии, вы уже читали.
Повесть «Юность»
Общий вопрос: Как вы думаете, отчего зависит, вернутся ли когда -
- нибудь та свежесть, “беззаботность, потребность любви
и силы веры, которыми обладаешь в детстве”?
Ученики рассказывают краткое содержание повести.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
V. А теперь, ребята давайте поработаем над текстом художественного
произведения повесть «Юность» Глава 5. «Правила».
Учитель. Глава V -6-
Правила
Я достал лист бумаги и прежде всего хотел приняться за расписание обязанностей и занятий на следующий год. Надо было разлиневать бумагу. Но так как линейки у меня не нашлось, я употребил для этого латинский лексикон. Кроме того, что, проведя пером вдоль лексикона и потом отодвинув его, оказалось, что вместо черты я сделал по бумаге продолговатую лужу чернил, – лексикон не хватал на всю бумагу, и черта загнулась по его мягкому углу. Я взял другую бумагу и, передвигая лексикон, разлиневал кое-как. Разделив свои обязанности на три рода: на обязанности к самому себе, к ближним и к богу, я начал писать первые, но их оказалось так много и столько родов и подразделений, что надо было прежде написать «Правила жизни», а потом уже приняться за расписание. Я взял шесть листов бумаги, сшил тетрадь и написал сверху: «Правила жизни». Эти два слова были написаны так криво и неровно, что я долго думал: не переписать ли? и долго мучился, глядя на разорванное расписание и это уродливое заглавие. Зачем все так прекрасно, ясно у меня в душе и так безобразно выходит на бумаге и вообще в жизни, когда я хочу применять к ней что-нибудь из того, что думаю?..
– Духовник приехали, пожалуйте вниз правила слушать, – пришел доложить Николай.
Я спрятал тетрадь в стол, посмотрел в зеркало, причесал волосы кверху, что, по моему убеждению, дало мне задумчивый вид, и сошел в диванную, где уже стоял накрытый стол с образом и горевшими восковыми свечами. Папа в одно время со мною вошел из другой двери. Духовник, седой монах с строгим старческим лицом, благословил папа. Папа поцеловал его небольшую широкую сухую руку; я сделал то же.
– Позовите Вольдемара, – сказал папа. – Где он? Или нет, ведь он в университете говеет.
– Он занимается с князем, – сказала Катенька и посмотрела на Любочку. Любочка вдруг покраснела отчего-то, сморщилась, притворясь, что ей что-то больно, и вышла из комнаты. Я вышел вслед за нею. Она остановилась в гостиной и что-то снова записала карандашиком на свою бумажку.
Ученики работая по тексту определяют средства выразительности языка в произведении. ( Работа учащихся у доски).
Задания: 1.Укажите ключевые слова в тексте из отрывка.
- Определите средства выразительности в тексте.
- Найдите тропы, наиболее употребительные писателем.
- Сделайте анализ прочитанного отрывка.
- Объясните, что хотел рассказать автор применяя различные языковые средства выразительности.
- Проверка по слайдам.
--------------------------------------------7-------------------------------------------------------
Вывод: на полной откровенности и убеждении, что можно уничто-
жить все людские пороки и несчастья, для чего каждому человеку
надо постоянно совершенствоваться, т.е. стараться стать лучше.
Экран. Вспомните снова Л. Н. Толстого: “ Чтоб жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и
опять бросать, и вечно бороться...”
- Не бойтесь, что вы далеко не совершенны. Если будете стремиться
к совершенству, бороться, больно ошибаться и опять бороться, то
придете к истине.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
VI. И в закрепление материала, давайте еще раз ответим на некоторые
вопросы и сделаем выводы.
- Что автор считает началом юности? (Текст, гл. 1).
- Согласны ли вы с этим, понимаете ли прочитанное?
- Иртеньеву было в ту пору столько же лет, сколько и вам сейчас.
Как он начинает действовать? (Текст, гл. 5, “Правила жизни”).
- Как же складывается судьба начатой было тетради? (Текст, гл. 9
“Как я готовлюсь к экзаменам”).
- Как вы думаете, нужна ли такая тетрадь молодому человеку?
- Как вы думаете, нужна ли вам такая тетрадь?
- Как же сложилась судьба тетради с надписью “Правила жизни” ?
- Можно ли научиться чему нибудь у нашего героя?
И конечно, в заключении хочется сказать, что каждый человек, каждая личность должна самосовершенствоваться, т. е. работать над собой, чтобы
достичь высокой цели в жизни. А также и вы соответственно должны
готовиться к экзаменам, чтобы потом вот так не сожалеть как наш Николенька Иртеньев.
--------------------------------------------------------------------------------------------
-8-
Дома. 1. Дочитать, краткий пересказ всех глав.
- В трилогии, как в комедии Грибоедова “Горе от ума”, нарисова –
ны картины московского высшего общества (хотя более позднего времени). Некоторые персонажи могли бы оказаться в доме Фамусова в злополучный для Чацкого день.
Назовите их. В чем их сходство с гостями Фамусова? Какое от –
ношение к ним Николая Иртеньева?
- Составьте для себя кодекс морали.
Подведение итогов урока.
1.Одно из значений слова “диалектика” такое: процесс движения и развития.
Можно ли те изменения, которые происходят в душе героя, назвать диалек-
тикой его души?
2.Какая особенность толстовского психологизма проявилась в этом произве –
дении?
3.Наверное, вас, как и Иртеньева, волнует ответ на вопрос: в чем истинная
ценность человека, какие люди наиболее достойны уважения?
VII. Подведение итогов урока. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
метод. разработка.
работа над проектом....
метод.разработка игры "Животные,насекомые и птицы - друзья или враги?
«Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат» Методическая разработка общешкольного мероприятия по основам безопасности...
метод. разработка "Методические рекомендации и обучение скиппингу на уроках физической культуры."
В разработке описаны: -причины гипокинезии;-история возникновения скакалки и скиппинга;-обоснование полезности использования скиппинга на уроках физкультуры;-виды прыжков и техника их выполнения;-мето...
Bücher im unseren Leben \Метод. разработка урока .9 класс
Bücher im unseren Leben/Обобщающее повторение по теме "Вuecher in unserem Leben"....
"Площадь треугольника. Площадь параллелограмма" - метод. разработка 9 класс
Урок с использованием технологии обучения в сотрудничестве....
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Метод.разработка по теме: «Методы решения показательных уравнений»
В школьном курсе математики важное место отводится решению показательных уравнений и неравенств и системам, содержащие показательные уравнения. Впервые ученики встречаются с показательными уравнениями...