ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЕ ЗАДАЧИ
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
В данной работе рассматриваются возможности использования деятельностно-ценностных задач с целью актуализации исследовательской потребности учащихся средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деятельностно-ценностные задачи | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Колупаева Ольга Викторовна
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СПОСОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ УЧЕНИКА
МАОУ Гимназия № 18 г Томска
e-mail: olviko2003@mail.ru
В данной работе рассматриваются возможности использования деятельностно-ценностных задач с целью актуализации исследовательской потребности учащихся средней школы.
Потребность в познании считается базовой для человека. Но, как иронично замечено неким Дэвидом Фростом, «пытливый мальчишеский ум начинает работать, едва мальчишка проснется, и работает до тех пор, пока не начнется первый урок». Задача современного педагога – не только пробудить «мальчишеское» любопытство, но и сделать его осознанным, актуализировать исследовательскую жилку в ученике, вовлечь его в поиск и обеспечить условия для реализации познавательной потребности.
Деятельностно-ценностные задачи, которые являются основой Технологии Образования в Глобальной Информационной Сети (автор – профессор В. В. Гузеев) обеспечивают развитие учащихся в открытом информационном пространстве, учат взаимодействовать с окружающим миром, формируют систему личностных ценностей, значимых для социума [1].
Деятельностно-ценностные задачи способствуют формированию и развитию мотивации исследовательской деятельности учащихся, потому что:
- реализуют познавательную потребность личности, ее стремление к творчеству;
- являются адекватными ученическому возрасту способами введения в мир научной работы;
- позволяют актуализировать и активизировать познавательный интерес ребенка, т.к. носят проблемный характер;
- дают возможность организовать процесс вовлечения и управления поиском;
- делают процесс обдумывания гипотезы (версии) публичным, что является лучшим средством для «запуска» идеи (обсуждение в группе, дискуссия, сопоставление точек зрения);
- провоцируют на поиск необходимой для исследования информации в интернете и не только;
- создают условия для личностно-ориетированного взаимодействия педагога с учеником путем диалога (часто носящего характер сократического) на индивидуальных занятиях или при работе в малых группах.
Деятельностно-ценностная задача может носить междисциплинарный характер, стимулировать процесс многоаспектного осмысления явлений и являться хорошей основой для организации междисциплинарного обучения. Задача дает возможность ученикам увидеть проблему с разных точек зрения и понять, что для решения возникшей проблемы необходимы знания из разных научных областей (например, истории, эстетики, психологии, лингвистики, религии). Деятельностно-ценностная задача предполагает выдвижение гипотезы для ее разрешения или нескольких гипотез (версий), т.е. носит поливерсионный характер. Важен также процесс обоснования, доказательности. На мой взгляд, важно то, что эти задачи не всегда имеют однозначное решение, поэтому могут использоваться для обучения много раз и иметь бесконечное количество решений.
В качестве организационного принципа урока по решению деятельностно-ценностных задач чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, сопоставления точек зрения. Публичность очень важна в процессе формирования способностей к поиску, обдумывания гипотезы и поиска ее решения.
Элективный курс для 9-х классов «Житие: эволюция жанра» дал возможность для организации исследовательской деятельности учащихся. Деятельностно-ценностные задачи разработаны в качестве методического обеспечения курса.
Девятиклассникам была предложена задача «Княгиня Ольга – «предвозвестница христианской земле».
Текст задачи: Княгиня Ольга, в крещении Елена – великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство еще до Крещения Руси (не позднее 957г.). Спустя примерно 140 лет после ее смерти древнерусский летописец Нестор так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему Крещение: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи, так и она светила среди язычников, как жемчуг в грязи». Каковы же причины, повлиявшие на решение княгини Ольги принять именно христианство (православие)?
Был определен ход решения задачи:
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните ваши выводы с выводами известных людей.
Также были предложены возможные информационные источники и культурные образцы для сравнения.
В ходе решения задачи учащиеся обратили внимание на следующие факты:
1. Принятие Ольгой христианства во многом подготовило то, что произошло более 1020 лет назад. Крещение Руси Владимиром в 988 году опиралось на решение киевской княгини. «Когда бы закон греческий не был лучше других, то бабка твоя Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его» — так, по свидетельству Нестора, одобрили старцы выбор великого князя Владимира.
2. Принимая христианство от Византии, Россия «подключалась» к мировому культурно-историческому процессу: варварская страна становилась приемницей одной из самых передовых культур того времени. Как бы ни были сложны русско-византийские отношения, при Ольге их вектор навсегда сменил направление на противоположное.
Участниками исследования была определена следующая цель - найти ответ на вопрос: каковы же причины, повлиявшие на решение княгини Ольги принять именно христианство (православие)? По мнению группы, в литературе, посвященной вопросам христианизации Руси Владимиром, много места уделяется причинам выбора православной веры великим князем. Но детального освещения причин, по которым делает свой решительный шаг в сторону изменения языческих верований княгиня Ольга, ими не было обнаружено.
В ходе решения задачи были определены возможные, по их мнению, версии (далее приводятся ученические версии):
Версия культурно-политическая: В 946г. Великая княгиня Ольга отправляется в Царьград. Это было мирное хождение, сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии. Но именно здесь сердце княгини открылось православию, она принимает решение стать христианкой. Но почему же именно христианство? Предположим, что принятие Ольгой христианства было политическим актом, исходившим из запросов бытия страны. Ольга предвидела будущее Руси как самобытного государства, которое возможно лишь при условии разрыва с языческим прошлым. Устойчивым и полнокровным бытие России могло быть лишь на почве духовного и политического союза с Константинополем.
Версия эстетическая: Красота в донаучную пору мышления являла собою универсальный критерий добра и самой истины. Тысячелетний опыт утвердил наших предков в мысли, самой по себе глубоко верной, в том, что, где красота, там и благо, и выработал у них безграничное доверие ко всему прекрасному. Можно предположить, что душа княгини Ольги откликнулась на красоту, явленную и запечатленную в греческих христианских храмах. Таким образом, красота и божественная истина открылись Ольге в неразрывном единстве.
Версия ономастическая: Можно предположить, что одной из причин принятия княгиней Ольгой христианства (православия) стало ее имя. Исследования о влиянии имени человека на его характер и судьбу принадлежали еще нашим предкам. До сих пор люди обращаются к магии своего имени, пытаясь обосновать свои поступки, принимаемые решения, повороты судьбы, особенности характера. Попробуем доказать, что имя «Ольга» во многом предопределило то обстоятельство, которое стало судьбоносным не только для самой мудрой княгини, но и для последующей истории России в общем.
Версия психологическая: Предположим, что преступления, которые совершила княгиня Ольга, мстя за своего мужа, не давали ей покоя, заставляли ее страдать, испытывать муки совести. Следовательно, она не нашла утешения в мести и стала искать его в смирении, кротости и всепрощении, в покаянии и молитве. Христианская вера как нельзя лучше отвечала ее запросам.
Версия мистическая: История не сохранила имен первых христианских наставников святой Ольги, вероятно потому, что обращение блаженной княгини к Христу связывали с Божественным вразумлением. Один из древних текстов говорит об этом так: «О дивство! Сама не ведуще Писания, ни закона христианскаго и учителя о благочестии не слыша, а нравом благочестия усердно поучашася и веру христианскую от всея души возлюбив. О неизреченнаго Промысла Божия! Не от человек блаженная научашася истине, но свыше учителя име Божию Премудрость».
Участниками групп были рассмотрены все выдвинутые версии. Как это часто бывает в жизни, княгиня Ольга, по их мнению, не могла руководствоваться только одной какой-то причиной, готовясь к столь решительному шагу не только в своей частной жизни, но и в жизни своего государства, своей страны. Причины, переплетаясь между собой, вытекают одна из другой, перекрещиваются: имя предопределяет характер, который в свою очередь толкает на поступки и действия, рождающие душевную смуту и страх, желание поиска истины, таящейся, оказывается, в красоте, запечатленной в благолепии греческих храмов и святынь – и происходит чудо духовного прозрения. Казалось бы, мистическая версия венчает поиски ответа на вопрос. НО, по словам М.М. Дунаева, «Бог не может (то есть не хочет) спасти человека, если не захочет того же человек» [2]. И круг замыкается…
Кроме того, в ходе исследования был сделан еще один очень важный вывод. Любой человек в своей жизни обязательно сталкивается с проблемой выбора. Это болезненное состояние для всех. И опыт княгини Ольги стал для ребят значительным личным жизненным опытом.
В результате родился групповой исследовательский проект, в котором были сделаны попытки обосновать все рассмотренные версии научно. Возможно, не все они были удачными. Но главное не это. Главное то, что именно деятельностно-ценностная задача активизировала интерес и актуализировала исследовательскую потребность учащихся, создала условия для свободной «игры ума», для неожиданной, остроумной, креативной догадки-предположения взамен на стандартные взрослые объяснения-этикетки.
Литература:
1. Гузеев В.В. Деятельностно-ценностные задачи - Педагогические технологии. 2005, № 3 - С. 116-121,
2. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература в 17-20вв. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2003, – С. 266
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.
Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...
Применение деятельностно-ценностных заданий на уроках математики как условие повышения эффективности учебного процесса
Разработка системы познавательных задач, обеспечивающих развитие учащихся в открытом информационном пространстве, с использованием образовательной технологии глобального информационного сообщест...
Деятельностно – ценностная задача как один из примеров мини-проекта
из опыта работы составления и решения деятельностно-ценностных задач как один из вариантов мини-проектов...
«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»
Решение задач по физике – необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...
Возможности деятельностно-ценностной задачи для повышения эффективности профориентационной работы в общеобразовательной школе
В данной статье мы попытаемся раскрыть новые пути решения проблемы профориентации в современной общеобразовательной школе. В статье представлен цикл авторских деятельностно-ценностных задач &laq...
Предлагаю вашему вниманию образцы карточек к зачету по геометрии в 8 классе, а также набор задач к зачету. Учитель может по своему усмотрению либо добавить в карточки задачи, либо заменить уже имеющиеся задачи на другие.
ЗачётГлавная задача зачётов – развитие самостоятельной деятельности учащихся в усвоении ими курса математики. Другими задачами зачёта являются:формирование умений учиться;выявление пробелов в зн...
Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»
Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1) Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2) Формиров...