Деятельностно – ценностная задача как один из примеров мини-проекта
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Коробкова Галина Алексеевна

из опыта работы составления и решения деятельностно-ценностных задач как один из вариантов мини-проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostno_-_tsennostnaya_zadacha.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                          Деятельностно – ценностная задача как один из примеров мини-проекта

Коробкова Галина Алексеевна, учитель химии и биологии

 МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области                                                                                                                                                                                                  

Приоритетным направлением моей педагогической деятельности давно стала организация проектной деятельности. Наряду с долгосрочными и                                                                                                                                                                                                                                                                                               краткосрочными проектами предлагаю учащимся и мини-проекты. Решение деятельностно-ценностных задач – это один из вариантов мини-проектов. Подобрать хорошую, подходящую к изучаемой теме урока задачу оказалось непросто. Составить её самостоятельно, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно кропотливый труд.  

Следующая проблема, с которой столкнулась,- это: «Какой учебный материал должен входить в задания базового и углубленного уровня?»

Третья проблема связана непосредственно с составлением текста задачи, так как она отличается от привычных для нас задач.  Деятельностно-ценностная   задача несёт определённый объём теоретических знаний в виде описания объектов или происходящих процессов, исторических дат и событий, описания свойств веществ и т.д. Текст задачи может включать отрывок из художественной или научно-популярной литературы, цитату. На основе сформулированной                задачи необходимо поставить вопросы, которые помогли бы её решить.

Четвёртая проблема – это написание культурного образца. Его можно найти в литературе, на сайтах в интернете или других источниках информации. Но необходимо отобрать источник знаний, который был бы интересен учащимся и чётко соответствовал условию задачи.

Хочу поделиться одним вариантом задачи, которую составила и предлагаю решить девятиклассникам при изучении темы «Угольная кислота и её соли».          

             ОБ  ОБРАЗОВАНИИ  МАЛАХИТА

Предмет: Химия. Класс: 9.Профиль: Общеобразовательный.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Уровень: Общий.

Текст задачи: Малахит – это минерал класса карбонатов, его формула Сu(CO3)(ОН)2, ярко-зеленого цвета. Он является ценным поделочным камнем. Малахит занимает высший первый разряд среди полудрагоценных камней, но его запасы оказались исчерпаемыми . Для его образования в природе необходимо соседство известняка и медных руд. Как малахит образуется в природе, можно ли пополнить его природные запасы или синтезировать искусственным путем ?

а) выделите ключевые слова для информационного поиска;                                                                                                                                                      

б) найдите  и соберите необходимую информацию;  

в) обсудите и проанализируйте собранную информацию;

г) сделайте выводы;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

д) сравните свои выводы с предложенным образцом;

е) поделитесь своими выводами с учащимися своего класса.                                                                                                                                                                                                                                                                    

Возможные источники информации.

1 http://rrc.dgu.ru/res/1 septeber/4-36.htm

Культурный образец

И.А. Леенсон «100 вопросов и ответов по химии» «Астрель» 2002.

Природный малахит всегда связан с залежами медных руд, если эти руды залегают в карбонатных породах – известняках, на глубине до                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            подземных вод, в которых растворены кислород и углекислый газ, медь переходит в раствор. Этот раствор содержит ионы меди, медленно просачивается через пористый известняк, и в результате химической реакции образуется основной карбонат меди – малахит. Иногда капельки раствора, испаряясь в пустотах, образуют натеки, нечто в виде сталактитов и сталагмитов, только не кальцитовых, а малахитовых. Все стадии образования этого минерала хорошо видны  на стенках огромного меднорудного карьера глубиной до 300-400м в провинции Катанга (Заир).

Итак,  для образования малахита нужно соседство известняка и медных руд. А нельзя ли использовать это для искусственного получения малахита в природных условиях? Теоретически в этом нет ничего невозможного. Не так давно ученый из Петербургского университета А.Е. Брянцев предложил использовать такой прием: в отслужившие свое подземные выработки медной руды  засыпать известняк, благо его сколько угодно. В меди тоже не будет недостатка, так как даже при самой совершенной технологии добычи невозможно обойтись без потерь. Чтобы малахит образовался побыстрее, надо к выработке подвести воду. Останется только ждать. Многие уверены, что естественное образование минералов – процесс крайне медленный и идет, если не миллионы, то, по крайней мере, тысячи лет. Часто действительно так, но не всегда. Иногда кристаллы растут, чуть ли не с той же скоростью, что и растения. Лабораторные исследования показали, что малахит может расти со скоростью до 10 мкм в сутки. При такой скорости в благоприятных условиях десятисантиметровая корка великолепного самоцвета вырастет меньше, чем за тридцать лет.

Однако бывают случаи, когда находки малахита в природе никого не радуют. Например, в результате многолетней обработки почв виноградников бордосской жидкостью под пахотным слоем иногда образуется самые настоящие малахитовые зерна. Получается этот рукотворный малахит так же, как и природный: бордосская жидкость (смесь медного купороса с известковым молоком) просачивается в почву и встречается с известковыми отложениями под ней. В результате содержание меди в почве может достичь 0,05%, а в золе виноградных листьев – 1%! Вот к чему может привести неумелое использование ядохимикатов.

Состав природного малахита несложен, и его может определить даже школьник. Например, если нагреть малахит выше 2000 С, он почернеет и превратится в невзрачный порошок оксида меди; одновременно выделятся пары воды и углекислый газ. Из 100 г малахита получится при нагревании 72 г СuO, 8 г Н2О и 20 г СО2. Такой состав отвечает основному карбонату меди(СuОН)23 или СuCO3*Сu(ОН)2. Но если просто слить в пробирке растворы CuSO4 и Nа2СО3, получится рыхлый объемистый голубой осадок, очень похожий на гидроксид меди Сu(ОН)2; Одновременно выделится углекислый газ. В общем, ничего похожего на малахит. Но примерно через неделю рыхлый голубой осадок сильно уплотнится и примет цвет малахита! Повторение опыта с горячими растворами реагентов приведет к тому, что те же изменения с осадком произойдут уже через час.  

                           Методический комментарий

При работе над задачей учащиеся получают и расширяют знания о карбонатах как солях и ценных минералах, о способах их образования в природе в естественных условиях и в результате деятельности человека.

Ключевые слова: «малахит», «образование малахита».

Для решения задачи учащиеся должны ответить на следующие вопросы:  какие необходимы условия для образования малахита в природе; можно ли его получить искусственным путем, что для этого необходимо?

После решения задачи учащиеся формулируют вывод, что существует несколько способов получения малахита, это непосредственно в природе , лабораторно, а так же непосредственно в почве в результате неправильного использования фунгицидов.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЕ ЗАДАЧИ

В данной работе рассматриваются возможности использования деятельностно-ценностных задач с целью актуализации исследовательской потребности учащихся  средней школы....

Применение деятельностно-ценностных заданий на уроках математики как условие повышения эффективности учебного процесса

Разработка системы познавательных задач, обеспечивающих развитие учащихся в открытом информационном пространстве, с использованием образовательной технологии глобального информационного сообщест...

Методическая разработка урока с точки зрения системно-деятельностного подхода "Русский язык - один из развитых языков мира"

Данный урок разработан по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Предполагает использование УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова "Русский язык"....

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...

Конспект урока мини-проектов по теме «Применение подобия при решении практических задач.»

В конспекте показано, как во время урока геометрии можно организовать проектную деятельность   в группах. Обучающиеся  выполняют проектную работы с целью решения проблемной прикладной...

Возможности деятельностно-ценностной задачи для повышения эффективности профориентационной работы в общеобразовательной школе

В данной статье мы попытаемся раскрыть новые пути решения проблемы профориентации в современной общеобразовательной школе.  В статье представлен цикл авторских деятельностно-ценностных задач &laq...