Урок-мастерская "Художественный мир лирики А.А.Фета"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Цели урока: пробудить интерес к лирике А.Фета,дать возможность "открыть себя" в работе со словом,испытать радость самовыражения в слове. Оборудование: портрет Фета, реподукции русских художников-пейзажистов, иллюстрации учащихся. Присутствует введение в проблему, актуализация знаний, аналитическая работа над текстом стихотворения "Ель рукавом мне тропинку завесила", творческая работа по стихотворению "Вечер", рефлексия учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-masterskaya.odt | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Художественный мир лирики А.А.Фета
(урок-мастерская)
Цели урока:
- - обучить первичному анализу поэтического текста;
- дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом, испытать радость самовыражения в слове;
- пробудить интерес к лирике А.Фета, помочь понять настроение , чувства поэта;
Обородование урока: портрет А.А.Фета, репродукции картин русских художников-пейзажистов, иллюстрации к стихам русских поэтов учащихся.
Словарная работа:
Колизей -амфитеатр в РИМЕ , служил для гладиаторских боёв, вмещал ок. 50 тыс.зрителей.
Глашатай- в старину лицо , объявлявшее народу официальные известия. Выступление глашатая сопровождалось звуком рога.
Ход урока.
- Организационный момент.
Сообщение целей урока, формы урока, запись темы.
- Введение в проблему. Актуализация знаний учащихся.
1) Чтение отрывка из воспоминаний А.Фета.
«Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в тёмном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстей на звёздное небо. Крупные звёзды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды выступали передо мною и глядели на меня так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине ещё тончайшие блёстки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные тёмными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте».
- Какую картину вы представляете, слушая эти строки?
- Каким словом можно передать самое главное ощущение от увиденного?
(красота)
- Каким вам представляется человек, так воспринимающий мир, природу?
(поэт, художник)
2) Обращение к репродукциям картин русских художников-пейзажистов и к иллюстрациям учащихся.
- Как увидели вы прочитанные дома стихи?
- Что значит понимать поэта?
(ответы учащихся)
Сл. уч.: Мы часто говорим:этого поэта я не понимаю, это стихотворение понимаю. Мы употребляем слово»понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение задачи. А между тем понимание задачи и стихотворения -совершенно разные вещи.
Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Зачем? Дело в том, что понять поэта- это значит войти в его мир, научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит.
И сегодня на уроке мы с вами и попробуем увидеть и понять то, что видит А.Фет.
- Аналитическая работа над стихотворением «Ель рукавом мне тропинку завесила» (1891 г.)
1) Выразительное чтение стихотворения (индивидуальное дом. Задание)
- Какие чувства, ощущения преобладают в первой части стихотворения?
(страх, непонимание, удивление)
- Как меняется настроение путника в лесу?
( чувство страха сменяется чувством радости, надежды)
- Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу?
(олицетворение, ряд наречий)
-Ещё какие средства выразительности использует автор?
2) Повторное чтение стихотворения.
- Запишите слово, которое выражает ваше ощущение после прочтения текста.
(надежда или одиночество и т.д.)
- Запишите к этому слову столбик слов , сходных с ним по смыслу, настроению.
(желающие зачитывают свои ответы)
- Используя имеющиеся слова, запишите фразу, которой вы хотели бы передать своё ощущение о стихотворении.
радость Звук охотничьего
( надежда охотничий рожок рожка несёт надежду
спасение и спасение.)
Вывод по тексту стихотворения: Неуютность и безлюдность леса оживляется звуком «тонко взывающего рога». Этот звук несёт надежду и спасение. И «странник бедный» оживает душой и укрепляется духом.Так , за природными образами фетовского стихотворения можно увидеть глубокий сиысл: из дикой природыпо тёмному мрачному лесу (подразумеваются трудности человеческой жизни) путник возвращается к жизни. Т.е. из любой трудной ситуации есть выход, нельзя терять надежду.
- Творческая мастерская.
1) Представим , как работал поэт над словом, попытаемся понять , как ему удалось так точно передать свои мысли и чувства.
Задание: Самостоятельно «вместо поэта»- подобрать наиболее соответствующие слова из предложенных, найти синонимы.
Стихотворение «Вечер»
(листочки с заданиями) (Приложение 1)
- Чтение полученных текстов.
- Сравнение с авторским вариантом.
- Понравилось ли вам быть поэтом?
- Легко ли быть им?
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что общего в стихотворениях Фета и в картинах русских художников?
Итог: Основные темы поэзии Фета природа и любовь, слитые воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость бытия. Глаз художника и поэта замечает в природе тончайшие переходы из одного состояния в другое. (обращение к репродукциям картин)
Д/ з. 1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
- 2. Написать о нем отзыв по плану.
Спасибо за урок.
-Если урок вам понравился, то уходя прикрепите на доске магнитик с улыбкой.
- Если вы не очень довольны уроком, то магнитик без улыбки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-концерта по литературе для 10 класса. Тема: "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)
Урок «Целый мир от красоты…» проводится в 10 классе в третьей четверти, являясь последним в изучении творчества А.А.Фета. На уроке достигаются следующие цели: 1.Обучающая: анализ любовной ...
Урок -импровизация Тема любви в лирике А.А.Фета
Предложенный материал поможет в проведении урока литературы в 10 классе по теме "Тема любви в лирике А.Фета". Уч-ся познакомятся с художественным миром поэта. Ссылка - ht...
Тест по лирике А.А.Фета и Ф.И. Тютчева (10 класс)
Итоговые тестовые задания по изучению поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева в 10 классе...
Литературно-музыкальная композиция «Чудная картина, как ты мне родна!» (жизнь природы и человека в лирике А.А. Фета)
Жизнь человека неотделима от жизни природы, связь между ними прочна и вечна, и лирические произведения Афанасия Афанасьевича Фета лишний раз дают возможность убелиться в этом....
Импрессионизм в лирике А.А.Фета
Урок по лирике А.А.Фета вводит учащихся в сложный мир фетовского стиха. На занятии рассматриваются особенности поэтического таланта великого поэта, ведется рабата над выразительными средствами языка, ...
Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».
ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...
Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."
Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....