Импрессионизм в лирике А.А.Фета
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Макарова Алефтина Владимировна

Урок по лирике А.А.Фета вводит учащихся в сложный мир фетовского стиха. На занятии рассматриваются особенности поэтического таланта великого поэта, ведется рабата над выразительными средствами языка, анализируются приемы, связанные с созданием импрессионистического образа природы в лирике А.А.Фета 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл impressionizm_v_lirike_a.feta_10_klass.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Импрессионизм в лирике А.А.Фета

(урок литературы в 10 классе)

Цель урока:

1.Ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха

2.Рассмотреть особенности поэтического таланта А.Фета

3.Учить выявлять выразительные средства, анализировать изобразительные приемы, связанные с созданием импрессионистического образа природы в лирике поэта

Оформление урока

- портрет А.А.Фета;

- пейзажные работы художников – импрессионистов;

- подборка литературы о Фете;

- Рабочие листы

Эпиграф к уроку:  «Целый мир от красоты» (А.А.Фет)

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Мы  продолжаем разговор об Афанасии Афанасьевиче Фете и его творчестве. Наш урок я назвала « Импрессионизм в лирике А.А.Фета», а эпиграфом  взяла слова самого А.Фета: «Целый мир от красоты». В работ нам помогут :

1.Выставка репродукций художников – импрессионистов

2.Рабочие листы со стихами А.Фета

3.Подборка литературы  об А.А Фете

Ребята, скажите, что вы знаете об импрессионизме? ( течение во французской живописи последней трети 19 века, что означает « впечатление». Французы – импрессионисты:

Клод Мон, Эдга Дега, Поль Сезан, Огюст  Ренуар и др. В России – Юон, Грабарь, Левитан)

Давайте посмотрим на репродукции картин этих художников, попробуем проникнуться настроением. Посмотрим, как через изображение природы  можно выразить чувства человека.

- Как вы думаете, что объединяет эти картины, такие разные по манере письма, по изображению времени года?

(Художник передает свои чувства, своё отношение к миру)

- Можно ли сказать, что каждая картина, несущая какой – то зрительный образ в какой – то степени музыкальна?

- Попробуйте оживить эти картины.  Какие звуковые образы, наряду со зрительными,  у вас возникают? С чем ассоциируются картины?

Высказываются учащиеся

 Мы пытались описать то, что видим, - прозой, но мы же знаем, что поэтическая речь для передачи чувств  иногда подходит больше. Она оказывается более емкой, несет в себе откровение и загадку. Знаем, что каждый поэт делает это по- своему.

- Давайте обратимся к поэзии А.А.Фета.

 Стихотворение «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…»

- Что необычного в этом  стихотворении? В чем его особенность?

( Нет глаголов, одни существительные. Назывные предложения. Нет статичности, всё в движении)

- Что объединяет названные существительные?

( Называют состояния, точнее полусостояния)

Действительно, поэт как бы  волшебной палочкой касается предметов, лишь называет их. Но для чего?

(Вызвать ассоциации)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда произносите: ШЕПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ, ТРЕЛИ СОЛОВЬЯ…? Вроде и есть звуки, но в то же время и нет их. Все тает, всё зыбко.

К уроку вы читали стихи А.Фета, в которых выражены различные чувства и настроения.

- Давайте посмотрим, можно ли назвать А.Фета импрессионистом, как говорит исследователь его творчества Б.Я.Бухштаб: « Поэт зорко вглядывается во внешний мир… Его интересует не столько предмет, сколько ВПЕЧАТЛЕНИЕ, произведенное предметом…». Это же утверждение звучало и в работах Е.А.Маймина.

Любимое время года Фета – весна. Он любит в ней пробуждение сил, «легкое дыхание». Поэт переполнен радостью и буйством цветения жизни.

- Послушаем одно из ярких его стихотворений «Я пришёл к тебе с приветом…»

- Какое настроение передает поэт своим стихотворением?  О чем оно? (Природа, пейзаж, любовь)

- Что скрепляет строки стихотворения?  (Повторы)

Удивительно соединены пробуждение природы, жажда жизни. Дыхание стиха становится сбивчивым. Сбоями и повторами  А.Фет достигает того, что читатель тоже волнуется вместе с ним.

Многие стихи Фета представляют собой одно предложение – они как бы созданы на одном дыхании. Возникает иллюзия рождения стихотворения сейчас, здесь. Кажется, что поэт у нас на глазах ищет слова. Так ли это?

Слушаем стихотворение А.Фета «Это утро, радость эта…»

- К какому из прочитанных ранее ближе это стихотворение (к 1- ому)

- Какие ассоциации вызывает?

Ребята, пристально вглядитесь в текст. Что представляет собой это стихотворение? (Одно предложение)

- В чем его особенность? (Анафора)

Действительно, строки, как волны, набегают друг на друга. Две короткие строки перемежаются третьей, еще более короткой, - как вдох, и в конце выливаются в одно радостное слово – выдох: «Это всё весна»

- Послушаем стихотворение «Я жду…»

- В чем особенность построения этого стихотворения?

- Какие образы природы соотнесены с состоянием души?

За счет чего достигаются впечатления?   (Анафора, повторы)

( Каждое четверостишие начинается с  «Я жду…», и в каждом из них новая, меняющаяся картина ожидания, в которой природа заполняет всё художественное пространство, и все переживания лирического героя сводятся к анафоре, звучащей как заклинание)

Ребята, а сейчас я прочитаю стихотворение А.Фета. А вы подумайте о ком оно? Как его вы озаглавите?

- Какое впечатление производит это стихотворение?

- Какая особенность здесь? Что это: монолог или диалог? (Диалог)

Учитель читает стихотворение «Бабочка»

- Какое впечатление оставляют эти стихотворения? ( Учащиеся читают стихотворения А.Фета «Шумела полночная вьюга…» и « Буря на море вечернем»)

Возникает ли цветовой рисунок?  (в 1-ом – красный цвет, во 2-ом –темно- синий, черный)

Стихотворения А.А.Фета очень музыкальны. Музыка для него была философией жизни: там, где все гармонично, прекрасно, - там мир музыки; там, где этого нет, нет и музыки, царит безмолвие.

- За счет чего достигается музыкальный эффект стихотворения? За счет звукописи – аллитерации)

Звукопись – ещё одна особенность лирики А.Фета.

В начале урока мы поставили проблему. На примере стихотворений  посмотрим, какие приёмы использует Фет для создания своего мира, для передачи своего душевного состояния

- Можно ли назвать его импрессионистом в широком толковании слова? В чем он, импрессионизм, Фета?

( свои впечатления, свои чувства, недосказанность, индивидуальность, размытость контуров, контрастность цвета, звуки, чистота, свежесть красок,…)

Вы знаете, что в живописи художник тяготеет к излюбленным приёмам, а в поэзии мы видим это?

(Фет использует  различные приемы создания образа: анафора, повтор, аллитерация, ассонанс)

Стихотворения А.А.Фета  не только привлекают наше внимание к красоте мира, но и заставляют задуматься над ценностью жизни, дают толчок нашему воображению, обостряют наш слух.

Каждое его стихотворение – это тайна. Попытаться разгадать эту тайну я вам предлагаю дома.

Домашнее задание:

 Письменный ответ на вопрос: «В чем я вижу тайну стихотворения А.Фета «…….»?

 Жанр произвольный: сочинение – размышление, эссэ, поэтический очерк или анализ стихотворения

Итоговая  оценка будет складываться из оценки  за работу в классе + письменная работа дома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-концерта по литературе для 10 класса. Тема: "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)

Урок «Целый мир от красоты…»  проводится в 10 классе в третьей четверти, являясь последним в изучении творчества А.А.Фета. На уроке достигаются следующие цели: 1.Обучающая: анализ любовной ...

Урок-мастерская "Художественный мир лирики А.А.Фета"

Цели урока: пробудить интерес к лирике А.Фета,дать возможность "открыть себя" в работе со словом,испытать радость самовыражения в слове. Оборудование: портрет Фета, реподукции русских художников-пейза...

Урок -импровизация Тема любви в лирике А.А.Фета

Предложенный материал поможет в проведении урока литературы в 10 классе по теме "Тема любви в лирике А.Фета".  Уч-ся познакомятся   с художественным  миром поэта. Ссылка  - ht...

Тест по лирике А.А.Фета и Ф.И. Тютчева (10 класс)

Итоговые тестовые задания по изучению поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева в 10 классе...

Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...

Презентация_Импрессионизм в лирике Б.Л.Пастернака

Импрессионизм в лирике Б.Л.Пастернака...

Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."

Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....