Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
КТП по литературе для 7 классов составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов В.Я Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухиной и ориентирована на традиционную систему преподавания по учебнику В.Я.Коровиной и др., выпускаемого издательством «Просвещение». / Литература: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений в 2 ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). -13-е изд. – М.: Просвещение, 2007./
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_7.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература. 7 класс
ДАТА | Корректировка | ТЕМА | ВИДЫ РАБОТ | ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ | ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | |
1 | Введение. Литература как эстетическое отражение действительности и выражение идеалов писателя. | Беседа. | Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | |||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. Воцарение Ивана Грозного. Сороки-ведьмы. Петр и плотник. | Пересказ с сохранением особенности повествования. | Предание | Знать: предание как литературный жанр. Уметь: пересказывать с сохранением особенностей повествования. | ||
3-4 | В мире русской былины. «Вольга и Микула Селянинович».Воплощение в былине нравственных устоев русского народа. Микула- носитель лучших человеческих качеств. | Рассказ о былине и ее особенностях. Пересказ былины с использованием характерной для нее лексики. | Былина. Гипербола | Знать: своеобразие былин как исторических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин | ||
5 | Вн.чт. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Бескорыстное служение родине и народу. | Рассказ о былинном герое. | Героический эпос | |||
6 | Новгородский цикл былин «Садко». Поэтичность и своеобразие былины. | Комментированное чтение. | Знать: своеобразие былин как исторических песен эпического характера. Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин. | |||
7 | Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. | Аукцион пословиц. | Пословица, поговорка. | Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Уметь: создавать письменное оригинальное произведение. | ||
8 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. | Чтение древнерусского текста, толкование устаревших слов и оборотов. Изложение текста своими словами. Словарная работа. | Знать: основы христианской морали. Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст. | |||
9 | «Повесть о Петре и Февронии». Историческая основа повести. Нравственный идеал человека. | Характеристика Февронии, толкование ее ответов. Анализ лексики. | Повесть. Житие | Знать: основы христианской морали. Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | ||
10 | М.В. Ломоносов-человек, ученый, поэт. «ночною темнотою…», «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…», «Случилось два астронома в пиру…»Тема могущества и величия России, уверенность в будущем русской науки. | Формулирование в виде тезисов основных мыслей статьи Шергина. Выразительное чтение, чтение наизусть. Сравнение жанра стихотворения и оды. | Ода. | Знать: биографию М.В.Ломоносова, историческую основу стихотворений. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | ||
11 | Г.Р.Державин. Очерк жизни и творчества. «Река времен в своем стремленьи…», «Признание», «На птичку». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Роль поэта и назначение поэзии. | Составление плана хрестоматийной статьи, пересказ по плану. Наблюдение над метафорическими сравнениями, олицетворением, инверсией. | Инверсия. | Знать: основные этапы жизненного пути Державина Уметь: в поэтическом тексте находить выразительные средства (метафоры, сравнения, олицетворения, инверсии). | ||
12 | Обыденное и фантастическое в балладе В. А.Жуковского «Лесной царь» | Рассказ о писателе. Выразительное чтение. | Баллада | Знать: биографию В.А. Жуковского, жанр баллады. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | ||
13 | А.С. Пушкин. Поэма «Полтава». Интерес Пушкина к истории России. Прославление мужества, выражение чувства любви к Родине. Образ Петра Великого в поэме. | Комментированное чтение фрагментов поэмы, беседа по содержанию. Сравнение изображения боя Пушкиным и Лермонтовым. Портреты Петра и Карла. Наблюдение над звуковой стороной стиха. Анализ языковых средств. | Антитеза, аллитерация. | Знать: историческую основу поэмы. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | ||
14 | А.С. Пушкин «Медный всадник» (вступление). Гордость автора за свой город. | Наблюдение над художественно-языковыми средствами. Чтение наизусть. | Знать: историческую основу поэмы. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | |||
15 | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Летописный источник. | Художественное чтение. Выявление архаизмов. Роль эпитетов в характеристике персонажей. | Баллада. | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | ||
16 | А.С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | Вступительная беседа по тексту статьи «Пушкин-драматург». Инсценированное чтение. Анализ языка Пимена. | Драма, трагедия. | Знать: историческую основу трагедии. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | ||
17 18 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Гуманизм повести. Общечеловеческая тема «блудных детей». | Выразительное чтение. | Повесть | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа. Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | ||
19-20 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси, судьбе и правах человеческой личности. | Выразительное чтение. Анализ языковых средств. Характеристика Калашникова, Ивана Васильевича с использованием цитат. | Фольклоризм литературы | Знать: содержание поэмы, нравственную проблематику владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведений. Уметь: анализировать язык поэмы, её связь с УНТ. | ||
Домашнее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный план, редактировать написанное. | |||||
21 | М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»: восприятие, истолкование, оценка. «Молитва», «Ангел». Земное и небесное в человеческой душе. | Анализ стихотворений. Сравнение стихотворений с пейзажными зарисовками русских художников. Наблюдение над звуковым инструментом стиха. | Знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | |||
22-25 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Характеристика героев. Образ матери. Картины степи. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Самоотверженная борьба запорожцев за родную землю. | Конспектирование статьи о Гоголе, пересказ конспекта. Рассказы о Тарасе Бульбе, Остапе, Андрее, их характеристик, сравнительная характеристика. Наблюдение над особенностями языка. | Архаизмы. Антитеза. Роды литературы. Литературный герой. | Знать: содержание повести, нравственную проблематику, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведений. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | ||
Домашнее сочинение по повести «Тарас Бульба», анализ сочинения. | Характеристика литературного героя. | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный план, редактировать написанное. | ||||
26-28 | И.С. Тургенев «Бежин луг». Мастерство в изображении жизни России, быта крестьян. Художественное своеобразие рассказа. | Выписки, необходимые для характеристики персонажей. Описание портрета Бирюка, одного дня из его жизни. | Знать: содержание понятия пейзаж. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | |||
29 | И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе». Особенности жанра. Размышления о богатстве и красоте русского языка. Нравственные уроки тургеневских стихотворений в прозе. | Анализ текстов. Высказывание собственного мнения о содержании. | Стихотворения в прозе | Знать: содержание нравственных уроков тургеневских стихотворений в прозе. Уметь: анализировать текст, высказывать собственное мнение о содержании | ||
30-31 | Н.А. Некрасов «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин. | Чтение в лицах. Сопоставление стихотворения Тургенева «Порог» и поэмы. | Поэма | Знать: историческую основу поэмы. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | ||
32 | Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Выразительное чтение, чтение наизусть. | Ирония. Трехсложные размеры стиха | Знать: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | ||
33 | Поэтическое творчество Н. Гайдука. | Выразительное чтение, чтение наизусть. | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | |||
34-35 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Сатира на социальные и нравственные пороки общества. | Чтение в лицах. Сопоставление иллюстраций с текстом. Наблюдение над использованием гиперболы. | Сатира, гротеск, абсурд, юмор. | Знать: содержание сказок. Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | ||
Вн.чт.: М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» | Анализ сказки | |||||
36-37 | Л.Н. Толстой «Детство». Взаимоотношения детей взрослых. Жизненные уроки героя. Образ матери в повести. | Работа с текстом. Формирование оценочных суждений. Сочинение-рассуждение. | Повесть. | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа. Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | ||
38-39 | А.П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. «Злоумышленник». Человек и общество. Рассказы по выбору учащихся. | Разыгрывание сюжета по ролям. Рецензирование вариантов ролевого чтения. Наблюдение над назначением детали. | Сатира и юмор как формы комического | Знать: сюжет и образную систему рассказа. Уметь: давать оценку действиям героев. | ||
40-41 | И.А. Бунин «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей. «Лапти». Стихотворения «Родина», «Догорел апрельский светлый вечер…» | Комментированное чтение, беседа. Наблюдение за языковыми средствами, отражающими внутренний мир человека.\ | Знать: содержание понятия «Деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста. | |||
42-43 | А.М. Горький «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Вера в творческие силы народа. | Сообщение о писателе. Сравнительная характеристика. Рассказ об Алеше Пешкове с использованием цитат. | Тема и идея произведения | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | ||
Домашнее сочинение – характеристика литературного героя (по повести А.М. Горького «Детство»). | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный план, редактировать написанное | |||||
44 | М. Горький «Старуха Изергиль». Образ Ларры. «Легенда о Данко». Подвиг во имя человека. | Художественный пересказ. Анализ изобразительных средств. | Легенда. | Знать: содержание легенды; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | ||
45 | Л. Андреев «Кусака». Отношения человека с животным миром. Проблема одиночества, способность к состраданию. | Составление плана. Комментирование художественных средств, передающих переживания собаки. | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | |||
46 | В.В.Маяковский. «Необычайное приключение...».Представления поэта о роли творчества в жизни человека и общества. «Хорошее отношение к лошадям»Проблема одиночества и человеческой черствости | Анализ стихотворений. | Лирический герой, метафора, афоризмы, неологизмы, просторечия | Знать: нравственную проблематику; Уметь: анализировать поэтический текст, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | ||
47-48 | А.П. Платонов «Юшка». Любовь и уважение к человеку. | Дискуссия на тему: «Можно ли в наше время жить по Евангелию?» | Знать: факты биографии Платонова; своеобразие языка рассказа, стилистическую манеру писателя. Уметь: анализировать эпизоды | |||
49 | А.П. Платонов «Неизвестный цветок». Идея великого братства всего во Вселенной. | Беседа. Письменный ответ на вопрос: «Ради чего живут платоновские герои?» | Знать: содержание рассказа. Уметь: анализировать эпизоды, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | |||
50-51 | А.Т. Твардовский «Братья». Воспоминания о детстве, размышления о родных, об их судьбах. Лирические стихотворения поэта. | Презентация стихотворений автора. | Лирический герой | Знать: содержание изучаемых произведений, образную природу словесного искусства. Уметь: выделять смысловые части художественного текста. | ||
52 | Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны о военной поэзии Ю.Г.Разумовским. | Чтение и анализ интервью. Составление интервью «Мой разговор с участником войны». | Публицистика. Интервью | Знать: содержание интервью, образную природу словесного искусства. Уметь: составлять интервью. | ||
53-54 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. | Беседа по содержанию. | Знать: факты биографии Абрамова; своеобразие языка рассказа, стилистическую манеру писателя. Уметь: анализировать эпизоды данного произведения | |||
55 | Е.И.Носов. «Кукла». «Радуга». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности. | Беседа о связи поколений, о памяти потомков. Работа со словообразовательным гнездом | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | |||
56 | Ю.П.Казаков . «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | Краткий рассказ о писателе. Беседа по содержанию. Составление плана пересказа. | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | |||
57 | Тихая моя Родина. Стихотворения Э. Нонина, В.Брюсова, Н. Заболоцкого, Н Рубцова. Человек и природа. Общее и индивидуальное восприятие родной природы русскими поэтами. | Беседа по содержанию. Описание портрета рассказчика. | Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов Э. Нонина, В.Брюсова, Н. Заболоцкого, Н Рубцова. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст | |||
58 | Вн.чт. Б. Васильев «Великолепная шестерка» Нравственно-экологические проблемы. | Отзыв о прочитанном. | Знать: содержание рассказа, нравственную проблематику произведения. Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию. | |||
59 | Д.С. Лихачев «Земля родная» Духовное напутствие молодежи. «Учимся говорить и писать» (урок развития речи) | Составление плана статьи. Овладение особенностями чтения публицистического текста. | Публицистика. Мемуары | Знать: биографию Д.С. Лихачева, стиль публицистики. Уметь: воспринимать и анализировать публицистический текст. | ||
60 | Роберт Бернс. «Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью!» | Чтение и анализ. | Антитеза. | Знать: биографию Роберта Бернса, содержание стихотворений. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | ||
61 | Д.Г.Байрон. «Властитель наших дум». | О Байроне. Чтение текста стихотворения. Творческая импровизация. | Знать: основные этапы жизненного пути Д.Г. Байрона. Уметь: в поэтическом тексте находить выразительные средства (метафоры, сравнения, олицетворения, инверсии). | |||
62-63 | Японские хокку. | Чтение стихотворений из книги «Одинокий сверчок» в переводах А.А.Долина. Сопоставление ритмики японских хокку с русской ритмикой. | Хокку | Знать: своеобразие ритмики и содержания японских хокку. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | ||
64-65 | Джеймс Олдридж «Отец и сын». Ответственность за судьбу близкого человека. | Беседа, самостоятельное формулирование выводов об отношениях отца и сына. | Знать: содержание рассказа; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | |||
66 | О. Генри Преданность и жертвенность во имя любви. «Дары волхвов». | Рассказ об истории подарка, полученного или преподнесенного кому-то. | новелла | Знать: содержание новеллы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | ||
67 | Л. Пиранделло «Черепаха». В чем измеряется счастье? | Знать: содержание новеллы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | ||||
68 | Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...