Урок литературы в 5классе -творческая мастерская - игра "Секреты сказочного языка"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Творческая мастерская - игра «Секреты сказочного языка» - это урок литературы, который проходит в нетрадиционной форме, всегда вызывает у учеников интерес, позволяет им активно участвовать в занятии. Ребята с удовольствием рассказывают присказки, зачины и концовки, тексты которых им дает учитель заранее. Репетиции проводить не нужно, поскольку тексты небольшие по размеру и сценарий урока незатейлив. (При желании учитель может прослушать учеников до урока и подсказать им нужную интонацию.) Ребята знакомятся с особенностями сказочного языка и в конце занятия получают творческое домашнее задание: написать сказку по заданному началу, используя «секреты», которые они узнали на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_skazochnogo_yazyka.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая мастерская - игра
«Секреты сказочного языка»
5 класс
Цель: содействовать духовно – нравственному развитию личности, пониманию учащимися сказки как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека; формировать гуманистическое сознание; поддерживать стремление выразить себя в слове.
Оборудование: компьютер ПК, мультимедийный проектор
Подготовка к уроку:
Учитель предварительно раздает ребятам тексты присказок, зачинов, концовок, которые нужно выучить наизусть, ученики приносят фломастеры, цветные карандаши. Все ученики к этому уроку уже должны прочитать сборник русских народных сказок (волшебных).
Ход урока
Учитель: Ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок: мы с вами перенесемся в творческую мастерскую, в которой будем постигать секреты сказочного языка.
Вы, конечно же, обратили внимание на то, что волшебные сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными.
Что же случается в сказке с самыми обычными словами, что делает сказку такой красивой, необыкновенной? Сегодня нам с вами предстоит во всем разобраться.
Знаете, что я сейчас держу в руках? Большой клубок ниток. Это не простой клубок, а тот самый, который помог Ивану – царевичу добраться до Кощеева царства. Давайте – ка бросим клубок перед собой и отправимся в страну Сказок. Да, чуть не забыла, клубок покажет дорогу только в том случае, если вы выполните одно задание.
Перед вами слово дивное, слово чудное: «Сказки». Ребята, мы с вами сможем попасть в сказочную страну, если только вы сможете вспомнить и написать имена сказочных героев или названия волшебных предметов, которые упоминаются в русских народных сказках. Условие: напротив каждой буквы этого слова («сказки») вы должны написать имя или название, с которой оно начинается. Если среди ваших ответов найдется хотя бы один из тех, которые назову я, значит, вы справились с заданием. (Ребята записывают ответы в тетрадь.)
Учитель: Ну, что ж, давайте узнаем, как вы справились с этим заданием! (Если ответ учителя совпадает с ответом учеников, они поднимают руки.)
С – Сивка – Бурка
К – Кощей Бессмертный
А – Аленушка
З – Змей Горыныч
К – ковер – самолет
И – Иван – царевич, Иван – дурак
(Ответы подобраны так, что ученики обязательно угадают хотя бы один из них.)
Учитель: Ну вот, оглянуться не успели, а уже очутились у самых ворот в страну Сказок. Но ворота закрыты, потому что мы не произнесли волшебные слова – присказки, которые предваряют сказку. В лесу, в резной избушке, недалеко от ворот в страну Сказок, живут присказки. К ним мы сейчас и обратимся. Эй, сестрицы – присказки, выходите на крылечко, покажитесь – ка ребятам! (Ученицы – «присказки» выходят к доске.)
Сестрицы – присказки отвечают:
-Отчего же добрым людям не показаться!
Первая присказка:
-На море, на океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зеленый,
Под тем дубом стол золоченый.
Садись, кушай,
Мою сказку слушай.
Вторая присказка:
-А я самая веселая сестрица и самая бестолковая.
Летела сова – веселая голова; вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела.
Третья присказка:
-А я самая диковинная. Слушайте: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперек реки, картофель родился в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать не мешай.
Четвертая присказка:
-А я самая дорогая.
А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип
Залезть на луну;
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала.
Первая присказка:
Вот какие мы, присказки, бываем. Мы так речь поведем, что сразу ясно: история будет сказываться небывалая, и слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь.
Учитель:
- Уважаемые присказки, не откроете ли вы ворота в Сказочную страну?
Присказки:
-Мы бы открыли, да ключей у нас нет, они у братьев – зачинов хранятся. Вы зайдите к ним, избушка их с нами по соседству. («Присказки» садятся на место, их сменяют «зачины».)
Учитель:
-Ну, что ж, ребята, пойдемте со сказочными зачинами знакомиться… А вот и они!
Первый зачин:
-В некотором царстве, в некотором государстве…
Второй зачин:
-Нет, братец, не так начинать нужно, а вот как: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»
Третий зачин:
Нет, не так. Все сказки нужно начинать с меня: «Жили- были…»
Учитель: Не спорьте, братья – зачины. Ведь это сказочник выбирает, как сказку начать и как помочь тем, кто слушает, войти в сказочную страну.
Ну, братья – зачины, откройте нам ворота в сказку!
Зачины:
-Пожалуйста, милости просим в некоторое царство, в некоторое государство!
Учитель: Итак, ребята, мы в волшебной сказке!
Учащиеся получают листы с заданиями.
Задание 1. Прочитайте отрывки из сказок и выпишите из них сказочные формулы, которые часто встречаются в сказках. Если вы узнали сказку, скажите, как она называется.
- «Он раз нырнул, другой нырнул, выскочил вон и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать». («Жар – птица и Василиса – царевна»)
- «Долго ли, коротко ли, - скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, - приходит стрелец к большому великолепному дворцу…(«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»)
- …на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса – царевна – ее – то мне и надобно. Достанешь – златом – серебром награжу, а не достанешь – то мой меч, твоя голова с плеч! «Жар – птица и Василиса – царевна»)
- -Ах, красные девицы, не дали мне с дальнего походу отдохнуть, да начали спрашивать. Вы бы прежде меня накормили – напоили, отдохнуть положили, да тогда бы и вестей спрашивали. («Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»)
- Как же мне не плакать? Приказал царь морской за одну ночь все скирды обмолотить, зерна не обронить, а скирдов не ломать и снопов не разбивать.
-Это не беда, беда впереди будет! Ложись спать, с Богом: утро вечера мудренее. («Морской царь и Василиса Премудрая»)
- Иван – дурак в правое ухо залез – оделся, выскочил в левое – молодцом сделался, соскочил на коня, поехал. Портрет не достал только за два бревна. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал! («Сивка – Бурка»)
- Скоро в лесу послышался страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба Яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. («Василиса Прекрасная»)
Учитель: А сейчас вспомните, пожалуйста, что в сказках многие существительные сочетаются с постоянными эпитетами. Например, море всегда …синее, девица…красная, молодец…добрый.
Задание 2. Добавьте эпитеты к следующим словам:
Головушка (буйная) Ветры (буйные)
Лес (дремучий, темный) Земля (сырая)
Луг (зеленый) Слезы (горькие)
Палаты (белокаменные) Русь (святая)
Конь (добрый,буланый) Поле (чистое)
Учитель: А сейчас, ребята, я вас попрошу нарисовать волшебные предметы, которые упоминаются в русских народных сказках, и написать, какими чудесными свойствами они обладают. (Дети выполняют задание). Мы узнаем, у кого в «кладовочке» появится самое большое количество необыкновенных вещей.
Дети описывают чудесные действия волшебных предметов. (Волшебные предметы: сапоги – скороходы, топор тяп – ляп – вышел корабль, скатерть – самобранка, шапка – невидимка, серебряное блюдечко и золотое яблочко, гусли – самогуды, кошель – самотряс, рог, меч – саморуб, ковер – самолет, волшебная рубашка.)
Учитель: Ребята, в сказке всегда добро побеждает. А сказочник всегда заканчивает сказку концовкой. Давайте послушаем их и выберем самую веселую концовку. (Ученики выходят к доске и читают наизусть концовки.)
Первая концовка:
Сказка вся, боле врать нельзя. Вот какая я маленькая, да удаленькая.
Вторая концовка:
-Слишком ты, подружка, коротка, вот послушай – ка меня:
«Вам – сказку,
А мне – бубликов связку,
Гречневой кашки
В крашеной чашке,
Масла горшок
Да горячий пирожок.
Третья концовка:
-А уж как я вас распотешу, дорогие мои подруженьки. Я тоже на свадьбе была, мед – пиво пила, по усам текло, а в рот не попало.
Учитель: Ребята, а какие концовки вы знаете?
Затем учитель дает домашнее задание:
Придумать сказку по заданному началу, использовать в своей сказке секреты сказочного языка. (Каждый ученик получает лист с предложенными текстами.)
1.В звездном царстве в маленьком гнездышке из звездной пыли, розового тумана, запаха земляники и мяты жила маленькая Зеленоглазая Звезда.
Она была очень маленькая, а маленьким звездам не разрешалось показываться на ночном небосклоне и сиять над Землей до тех пор, пока они не научатся всем звездным премудростям. Они должны были научиться танцевать, водить звездный хоровод со своими подружками, петь колыбельные песни и рассказывать сны – сказки, которые видят счастливые люди, когда спят.
Зеленоглазой звездочке так хотелось Землю, о которой ей так много рассказывали взрослые звезды, что она быстро научилась лучше всех танцевать звездный танец. А голос ее был таким нежным и убаюкивающим, что, когда она пела, звездное царство погружалось в блаженную дремоту и даже фею Луну клонило ко сну.
Так прошло несколько лет. И вот однажды…
2. Жила – была когда – то маленькая Баба –Яга… и было ей всего 127 лет. Для настоящей Бабы Яги это, конечно, не возраст! Можно сказать, что эта Баба Яга была еще совсем девочкой.
Жила она в крошечной избушке, одиноко стоявшей в лесу…Примерно 6 часов в день маленькая Баба Яга училась колдовать. Ведь колдовство не такая уж простая штука…В то утро она упражнялась в вызывании дождя… В первый раз у нее с неба посыпались белые мыши, во второй раз – лягушки, в третий раз – еловые шишки!..
3. Однажды Кощей Бессмертный позвал своих верных слуг: кота Баюна, Соловья – разбойника и Лихо Одноглазое и стал держать совет.
-Надоело мне воевать с разными богатырями и добрыми молодцами здесь, в Сказочной стране. Ступайте – ка на землю и попробуйте ваши козни на простых ребятах, а я погляжу в волшебное зеркало, на что вы способны.
Слуги согласились и переоделись в простых школьников. Кощей Бессмертный брызнул на них волшебной водой, и все трое очутились на земле, около одной из сочинских школ…
Учитель: Ребята, наше путешествие в сказку закончилось. Сегодня вы побывали в гостях у сестер – присказок, братьев – зачинов и смешных концовок, познакомились со сказочными формулами и постоянными – эпитетами. Не забывайте про них, рассказывая кому – нибудь сказку, ведь это они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад, переносят в удивительный сказочный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок творческой мастерской по русскому языку в 5 классе "Счастье-это мама !"
Ведется работа в парах,группах,индивидуально.Используется Интернет-ресурс(видеоролик,презентация,музыкальное произведение П.Чайковского "Времена года")На основе ассоциаций и услышанного текста ребята ...
Программа занятий кружка «Творческая мастерская» учителя русского языка и литературы
Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе....
Открытый урок-творческая мастерская по русскому языку в 6 классе "Учимся писать письма"
Целью урока является формирование интереса к изучению эпистолярного жанра, а задачами - создание условий для развития речи и закрепление алгоритма написания письма, обогащение словарного запаса детей,...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....
Творческая мастерская учителя русского языка МБОУ « СОШ№4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. УсинскаСолнцевой Светланы Борисовны«Создание условий для формирования у учащихся навыков целеполагания средствами урока русского языка»
Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование. Всегда надо помнить: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполаг...
Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".
На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением....
Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения знаний и творческого письма по драме А.Н.Островского «Гроза».
Мастерская проводится на втором уроке по творчеству писателя, если на первом уже проговорен сюжет, поставлены вопросы об особенностях конфликта, смысле названия. Участн...