Сочинения и изложения, написанные на материалах кино и диафильмов
план-конспект урока по литературе по теме
средство развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sochineniya_i_izlozheniya_napisanye_na_materialy_kino_i_diafilmov.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему:
Сочинения и изложения, написанные
на материалах кино и диафильмов
Автор:
учитель русского языка и лит. МБОУ «Советская СОШ» Усманова К.М.
2008
Характер восприятия экранного искусства давно уже изучается педагогами и психологами.
Признано, что кино – одно из наиболее действенных средств воспитания и влияния на растущего человека. Увиденное на экране ребенок сопоставляет со своими чувствами и переживаниями, связывает со своими знаниями, со своим небольшим жизненным опытом. Такое восприятие фильма придает кино реальность, делает ребенка «внимательным», «сопереживателем» по терминологии А.Н. Толстого.
Юный зритель особенно требователен к произведениям экрана, восприимчив к той дидактичности киноискусства, которая заключена в самой системе образов и вытекает из нее.
Учащиеся 5-6 класса особенно любят фильмы о жизни зверей, о дружбе человека с животными. С другой стороны, дети этого возраста нуждаются в романтике приключений, им нужны «приключенческие», остросюжетные фильмы и телеспектакли (победа человека над силами природы, спорт, путешествия), кино-рассказы о прошлом.
В 13-14 лет наблюдается обращение к своему внутреннему миру, но теперь его интересует мир знаний и творчества, проблема прекрасного. Острее замечают художественную сторону. Особенности взаимодействия экрана и зрителя должны учитываться педагогом при отборе экранного материала для работ по развитию речи.
Например, стремясь выяснить возможности диафильма как источника творческих работ, мы провели изложения в 6 классах.
В 6а классе было предложено написать изложение по диафильму «Слепая лошадь» (по К. Ушинскому). Никакой подготовки не проводилось. Фильм был показан классу дважды. После первой демонстрации проверила усвоение содержания по вопросам. Продолжительность работы – 2 часа.
В 6Б классе изложение писали по тексту. Текст читали 3 раза. После были заданы вопросы.
В 7 классе изложение проводилось после того, как учащимся был показан диафильм и затем прочитан текст.
Итоги моего опыта.
Следует отметить, что ни по глубине изложения, ни по объему охваченных фактов письменные работы, созданные на киноматериале, не уступают обычным. Работы по киноэкрану интереснее традиционных работ по текстам. Изложения по тексту сковывают мысль детей.
Работа по тексту ограничивает фантазию детей. Изложение текста ‒ основной вид творческой работы и в начальной школе, и в старших классах, учащиеся привычно описывают текст учебника, тормозят свою фантазию и ограничивают самостоятельность.
В фильме «Приключения двух медвежат» есть эпизод, рисующий двух медвежат, замерзающих в ледяной пустыне. Голос диктора сообщает, что в пустыне холодно, начинается метель. На экране два медвежонка мучительно ищут спасения от холода и ветра, пытаются обогреть друг друга. На фоне бесконечной пустыни они действительно кажутся одинокими. Как же выглядит этот эпизод в работах ребят.
Они стремятся словом передать зрительные впечатления. Мы читаем:
«Бесконечная ледяная пустыня. Поднялся ветер, сильнее и сильнее метет снег. Здесь где спрятаться, где укрыться? Медвежата пытаются согреть друг друга. Нет спасения от холода и колючего снега» (работа Абасова Э., 6 кл.)
Налицо примечательный факт: при необходимости передать увиденное на экране словом происходит процесс обобщения, вызванный самой задачей ‒ увиденное передать словами.
Во многих изложениях по кинофильмам встречаемся со стремлением обобщить факт, сделать собственный вывод.
Для работ по материалам экрана характерна тенденция к сочетанию описания и рассуждения, сочетанию, весьма полезному для развития речи. Главное, что хотелось бы подчеркнуть -оригинальность, самостоятельность выбора средств изображения. Что же определяет эту самостоятельность, где ее источник? Думается, что связано со спецификой кино непосредственно.
Обратимся к некоторым особенностям лексики и морфологии работ, написанных на материале кино и диафильма.
По морфологическим средствам эти работы характеризуются стилем, занимающим серединное положение между книжным и разговорным. Мы наблюдаем здесь употребление причастий и деепричастий, аналитической сравнительной степени, прилагательных с суффиксами -ический, - тельный и с суффиксами - им, - ем и т.п. В этих работах явные следы влияния разговорной речи: употребление существительных с суффиксами - ка, - ик. Творческим письменным работам свойственны характерные средства экспрессивной, эмоционально насыщенной речи: суффиксы субъективной оценки существительных, прилагательных, наречий, глаголы с приставками.
Выбор существительных отражает реалистичность, вещественность киноязыка: пустыня, снег, лед, самолет, молоко, трава, поезд.
Что касается синтаксиса работ по кино- и диафильмам, то прежде всего надо отметить большое число однородных членов.
В 5-х классе в работах, написанных на материале кино, однородные члены встречаются 8-9 раз против 4-6 раз в работах по тексту, в 6 классе их число возрастает до 15-16, в 7классе - до 18 (против 8-9 в работах по тексту).
Отмечаются особенности и в строе предложений. Заметно преобладание простых предложений. Это понятно: в кино важно выдвижение отдельных деталей.
Приведем отрывки из работы Селимова М., типичного изложения шестиклассника: «Широки ледяные просторы Арктики - страны «белого безмолвия». Но и в этой пустыне есть жизнь. Взмывают вверх с коричневых, припорошенных снегом скал птицы. Изредка выглянет из своей отдушины тюлень.
На одном из островов, далеко от Большой Земли, стоит заснеженный дом. Живут в нем девять крепких людей. Девять спаянных крепкой дружбой, отважных и смелых. Прошла полярная ночь...»
Среди простых предложений преобладают повествовательные с утвердительным оттенком. Односоставные предложения встречаются редко.
Озвученный диафильм - великолепное средство развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Чтобы успешно вести работу над ошибками нужно определиться с классификацией и условным обозначением их...
Справочник по подготовке к сочинению и изложению 9 кл.
Справочник поможет ученикам подготовиться к сочинению и изложению....
Сочинения и изложения 5 класс к учебнику М.М. Разумовской
Сочинения и изложения 5 класс к учебнику М.М. Разумовской...
Сочинения и изложения 5 класс к учебнику М.М. Разумовской
Сочинения и изложения...
Презентация. Материал для оценки сочинений и изложения ОГЭ
В презентации разъяснены некоторые моменты оценки письменных работ по русскому языку (ОГЭ)...
Сочинения и изложения, написанные на материалах кино и диафильмов
средство развития речи...
Работа над ошибками письменных работ (сочинений и изложений) на уроках развития речи - формирование коммуникативной компетенции школьников. (методические материалы – обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Гончар Т.А.)
методические материалы – обобщение педагогического опытаучителя русского языка и литературы Гончар Т.А....