Справочник по подготовке к сочинению и изложению 9 кл.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Бубнова Наталия Валерьевна

Справочник поможет ученикам подготовиться к сочинению и изложению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к изложению и сочинению

 ГИА - 9 класс

ЧАСТЬ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  

Памятка

«Как писать сжатое изложение»

  1. Прослушайте текст первый  раз. Выделите главную мысль ( для чего автор написал текст) , тему, уясните последовательность частей.
  2. Следите за интонацией. Пауза указывает на абзац. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.
  3. Озаглавьте каждую часть и составьте план. После каждого пункта оставьте 4 строчки.
  4. Прослушайте текст второй раз. При прослушивании записывайте ключевые слова и фразы в пустые места.

         6.Опираясь на план и ключевые слова, приступим к сжатию текста. Подумайте, что можно исключить в каждой части,  от каких подробностей отказаться. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

( Используйте приёмы сжатия)

      8. Перечитайте написанное. Обдумайте средства связи между частями, следите за логикой изложения, исправьте ошибки.

     9. Проверьте свой текст по критериям.

    10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

Внимание! Необходимо передать главное в каждой микротеме и во всем тексте! Не меняем лицо в тексте!

                     Работа над планом

Назывной план - выделение ключевых слов.

Вопросный план - поставьте вопросы к абзацам.

Тезисный план - краткий ответ на вопрос.

Содержательные приёмы компрессии текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Языковые приёмы компрессии текста:

1. Замены:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

• замена сложноподчиненного предложения простым.

2. Исключения:

• исключение повторов;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияния: • слияние нескольких предложений в одно.

Памятка   к сочинению

Основные темы высказываний

  • Лексика и фразеология
  • Связь лексики и грамматики
  • Морфология
  • Синтаксис и пунктуация
  • Человек и его язык (речь)
  • Язык и речь
  • Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

Как писать сочинение-рассуждение

Вступление (тезис и его комментарий) -------  доказательство - пример из текста - ваш комментарий -- второе  доказательство ---- пример из текста --- комментарий  ----  вывод.

Каждая часть - это новый абзац.

Внимание: нельзя сразу после тезиса переходить ко второй части. Необходимо в 1-2 предложениях пояснить мысль лингвиста! Проверяйте своё сочинение по критериям и выучите их!

                           ПОЯСНЕНИЯ К СОЧИНЕНИЮ

1 абзац

Вступление (тезис) Тезис – это то, что доказывается или объясняется.

Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста. Необходимо объяснить цитату

( 3 предложения)

При написании вступления можно использовать следующие приемы:

  • Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна. Например:
  1. 1. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного. 
  2. 2. В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
  • Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
  1. 1. Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного? 
  2. 2. Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
  • Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
  1. 1. «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», - так писал о местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский. 
  2. 2. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.

Помните, что вступление должно быть небольшим.

2 абзац

Основная часть

Речевые клише:

  • Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно; 
  • Союзы: так что, поскольку, так как, если; 
  • Речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.
  • Слова-организаторы логических связей: потому что,поэтому, вот почему; 
  • Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что; 
  • Вводные слова: например, таким образом.
  • Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно; 
  • Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.

Аргументы:

Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса. Ваши примеры должны быть объяснены на примере текста из теста.

Обязательны 2 примера из текста, подтверждающие ваши аргументы.

Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.

3 абзац

Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения

АЛГОРИТМ РАБОТЫ

1. Прочитать текст к тесту, выделить ключевые моменты.

2.Внимательно перечитайте вопрос - задание. Подумайте, что имел в виду лингвист.

3. Выдвинуть тезис  (3- 4 предложения). Внимание: нельзя сразу после тезиса переходить ко второй части. Необходимо в 1-2 предложениях пояснить мысль лингвиста, объяснить .как поняли высказывание! Это даст баллы по С1К1.

4.  Продумать и написать на черновике 2 доказательства - аргумента, подтверждающие тезис.

4.   найти в тексте и отметить 2 предложения для примеров.  

( доказательства и примеры 10– 12 предложений)  

5. Посмотрите, соответствуют ли примеры и аргументы тезису!! Подумайте, для чего употреблены в тексте языковые явления.

6. Продумать заключение ( 3 -4  предложения).  

7. Написать текст на черновике.

8.Проверить связь предложений, адекватность написанного, соответствие плану.

Шаблон

1 абзац

1 пр-е:  Известный ……( ФИО автора цитаты) сказал, что …( пересказать цитату своими словами).

2 пр-е: По моему мнению ( учёный или писатель) прав, ведь…. ( поясняешь цитату, это можно взять из таблицы с цитатами).

3 пр – е: Попробуем подтвердить сказанное примерами из текста ( ФИО автора текста из теста)

2 абзац

4 пр –е: Во - первых, в предложении №.. « …само предложение или слово , нужное для примера»  есть … (… назвать грамматическое или лексическое явление).

5 пр –е : ( это ….. назвать явление) помогает  ( … написать из таблицы , для чего нужно это явление в речи).

6 пр- е: Так, в тексте ( ФИО автора текста)  ( … объяснить, для чего это явление в тексте)

3 абзац

7 пр-е: Во- вторых, обратимся к предложению № … « само пр-е…).

8 пр –е: Без ( …назвать явление) в тексте трудно было бы показать,  … (объяснить явление в тексте…).

4 абзац

9 пр-е: Следовательно, высказывание (ФИО)содержит мысль о том, что …( пересказать фразу своими словами).

9 класс ГИА: грамматические явления

Грамматические явления для аргументации

  • однородные  члены предложения (усиливают выразительность речи: воссоздают зримые картины, служат средством создания яркого описания (ряд прилагательных), динамических картин (ряд глаголов);
  • обособленные  члены предложения (обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения);
  • вводные конструкции (выражают оценку и придают экспрессивную окраску высказыванию);
  • обращения (отражают свойственные разговорной речи интонации (нежности, участия и т.д.), служат для придания речи эмоциональности);
  • разные типы односоставных предложений (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные);
  • разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные).

    Удобнее всего находить и комментировать предложения с вводными конструкциями, обращениями,  однородными членами. Они есть в каждом тексте и, кроме того, обычно упоминаются в тестовых заданиях к тексту (задания В4,В5)

Роль грамматических явлений

Данный материал пригодится при написании той части сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание С2.1), где необходимо привести пример, иллюстрирующий грамматические явления.



1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

  • помогают перечислить действия героев;
  • позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
  • конкретизируют признак предмета. 
  • усиливают выразительность речи: воссоздают зримые картины, служат средством создания яркого описания (ряд прилагательных), динамических картин (ряд глаголов);


2. ОБРАЩЕНИЕ

  • называет собеседника (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.
  • выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функциюЖивёте на износ, бесценная наша, ...
  • раскрывает авторское представление о героеТоварищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
  • в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...


3. ВВОДНЫЕ СЛОВА

  • выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.):   конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. 
    Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
  • выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.):  к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.
  • указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
  • указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.   Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.
  • указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
  • указывают на источник сообщаемогопо словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. 
  • используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. 


4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 

  • помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
  • помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
  • помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 

  • помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.
  • помогают автору дополнить и усилить картинуустановить причинно-следственные связиСтепан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

  • поясняют или уточняют нарицательное существительное;
  • помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.


6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

  • выражают добавочное действие к основному;
  • помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
  • помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
  • помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна,стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
  • помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. 
  • помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.
  • помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
  • помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.
  • помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие:Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так,не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле? 
  • помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.


7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

  • несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
  • помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.


8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...


9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словамиКак же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...
  • помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.


10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
  • ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.
  • ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...


11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо. 
  • СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека,который недомогал.
  • СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
  • СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть. 
  • СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...
  • СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.


12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору показать одновременно происходящие события:  Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.
  • помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части:  Наконец мы дождались: позвонил папа.
  • помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части: Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
  • помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
  • помогают автору противопоставить два события:  Лето припасает - зима поедает.
  • помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части:  Кончил дело - гуляй смело.
  • помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части:  Посеешь ветер - пожнёшь бурю.
  • помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части:  Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.
  • помогают автору передать быструю смену событий Раздался выстрел - зверь упал.
  • помогают автору сравнить события:   Скажет слово - соловей поёт.

Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию С2)

Статья содержит не только перечень лексических явлений, но и информацию о роли этих явлений в речи. Данный материал можно использовать при аргументации своих рассуждений в задании С2.



АНТОНИМЫ:

  • позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, 
  • помогают высказать мысль с большей точностью, 
  • делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

  • помогают избежать однообразия изложения, 
  • разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
  • позволяют всесторонне охарактеризовать образ, 
  • помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, 
  • позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
  • позволяют тонко и красочно описывать явления,
  • способствуют точности и ясности высказывания,
  • дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.


УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

  • служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
  • делают речь яркой и убедительной,
  • служат для передачи торжественности момента,
  • служат для воссоздания исторической обстановки,
  • служат средством речевой характеристики персонажа,
  • используются для создания комического эффекта, иронии;
  • помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
  • подчёркивают достоверность сказанного,
  • служат названиями реалий прошлых лет.


 ДИАЛЕКТИЗМЫ:

  • помогают передать местный колорит, особенности речи героев.


СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • служат для обозначения предметов, признаков, действий.


СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

  • используется писателями как языковая основа произведения,
  • употребляется в любых условиях общения,
  • служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

  • создаёт стилистическую окраску слова,
  •  одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
  • используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

  • помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
  • служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
  • служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
  • служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:

  • позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
  • помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, 
  • служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
  • служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:

  • усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

  

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

  • придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
  • характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

  • помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
  • средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,

Роль знаков препинания

2. Зачем нужно двоеточие?

Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Двоеточие используется в бессоюзном сложно предложении.

3. Зачем нужно тире?

Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Тире используется в бессоюзном сложно предложении.

Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.

4. Зачем нужна пунктуация?

   Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания.

Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.

   Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения. Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением


 

Критерии оценки ГИА

ГИА по РЯ 9 класс

Проверка и оценивание заданий

Таблица 2

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

 

 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1.

2

 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1

 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК2

Сжатие исходного текста

 

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.

2

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

1

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, илиэкзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/илиимеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

 

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1ИК3

7


 

Проверка задания С2.1

Таблица 5

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)

Баллы

 

С1К1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

 

 

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления.

2

 

Экзаменуемый в целом дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, но выявил только 1 функцию языкового явления.

1

 

Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления.

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления.

2

 

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента, соответствующие обоснованию и иллюстрирующие 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, илиэкзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления.

1

 

Экзаменуемый привёл 1–2 примера-аргумента из текста, не соответствующие обоснованиям, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста, илиэкзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления.

0

 

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

С1К4

Композиционная стройность работы

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

 

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

 

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1С1К4

7

 

Проверка задания С2.2

Таблица 6

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2)

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста

 

 

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет.

2

 

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации.

1

 

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.

0

С2К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

2

 

Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента.

1

 

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, илиэкзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

С2К4

Композиционная стройность работы

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

 

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

 

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4

7

 

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом(с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Таблица 7

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1 Соблюдение орфографических норм

 

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.

2

Допущены 2–3 ошибки.

1

Допущены 4 ошибки и более.

0

ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

 

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3–4 ошибки.

1

Допущены 5 ошибок и более.

0

ГК3 Соблюдение грамматических норм

 

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2

Допущены 2 ошибки.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

ГК4 Соблюдение речевых норм

 

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3–4 ошибки.

1

Допущены 5 ошибок и более.

0

ФК1 Фактическая точность письменной речи

 

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.

1

Экзаменуемым допущены 2 (и более) ошибки в изложении материала или в употреблении терминов.

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1ГК4

10

 

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценкиизложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140–290 слов (изложение – не менее 90 слов, сочинение – не менее 50 слов).

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

- если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;

- если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла (см. выше);

Готовимся к ГИА.

Теоретический материал для написания сочинения

 ( образцы - шаблоны)

                                                           Тема « Связь лексики и грамматики»

Задание: Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

СОЧИНЕНИЕ 1
       Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, ,а отношения между реальными вещами, событиями в нем передает грамматика.
      Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
         Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова "должны" (предложение № 19).
       Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

Сочинение 2
Язык это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.
Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте).

Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).
Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: `Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают`

Тема « Пунктуация»



Я думаю, что без знаков препинания обойтись невозможно. Не зря К. Паустовский  сравнивал знаки препинания с нотными знаками, твердо держащими текст. ( здесь своими словами перескажите высказывание лингвиста о знаках препинания, данное в задании).Для чего же нам нужны знаки препинания? ( переводим высказывания лингвиста в обычную тему. Подумайте, о чем говорит лингвист и напишите это)

Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в первом абзаце стоит пять знаков завершения (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения. В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом предложении. Две из них отмечают обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом (как у мальчишки), две другие стоят между однородными составными именными сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосами).

Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек); а в предложении 25 многоточие указывает на интонацию незавершенности.
   Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Они организуют текст, подобно нотным знакам. ( вернемся к высказыванию лингвиста, согласимся с ним)

Образец 2

Лингвист Шапиро говорил ,что пунктуация входит в число тех средств ,которые служат для выражения существенных сторон смысла текста. Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.

Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе.

           Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.Верно говорил…….

Образец 3

К. Паустовский сравнивал знаки препинания с нотными знаками. Почему?
Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, в их необходимости. И действительно, ведь у знаков препинания такие важные функции!

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.

Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.

Прав был К.Паустовский,( или Чехов..) сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

Образец 4


Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.

Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».

В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.
В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др..
Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав ……

Образец 5

Лингвист Шапиро говорил, что знаки препинания есть договор между пишущим и читающим. Что же он имел в виду.Если бы не было знаков препинания, то текст представлял бы набор слов. Само слово «пунктуация» обозначает «остановка», «точка». Остановись, читатель, подумай! Что хочет сказать автор?

Русская пунктуация очень значима и экспрессивна. Возьмём обыкновенную запятую. Кажется, самый простой знак. А она может перечислять, выделять, разделять. Например, в предложении (№…) она выделяет обособленное определение, обособленное обстоятельство, вводное слово. В предложениях (№….) разделяет однородные члены; в предложении (№…) отделяет простые предложения в составе сложного.

Очень экспрессивны вопросительный и восклицательный знаки. Например, в предложении (№…) восклицательный знак сразу привлекает внимание читателя. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы внимания, как красив, выразителен единственный листочек дерева. Риторический вопрос (№…) заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором. Как правило, риторический вопрос не требует ответа.

Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Прав был…


Тире

     Пунктуация-важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое,структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. В частности, иногда пунктуация, устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста. Знаки препинания, эти, по выражению А.П. Чехова, «ноты при чтении», помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении.

    По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Функцию знака препинания выполняет также абзац - написание с новой строки.
Отделяющие знаки препинания членят письменный текст на значимые в семантико-грамматическом отношении части.
   Тире – отделяющий знак очень широкого употребления. Оно означает всевозможные пропуски: пропуск связки в сказуемом, пропуск членов предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуск противительных союзов. Например: Самый ужасный из местных ветров - новороссийская бора (Пауст.); Кроме того, приходилось посылать деньги одной тетке во Владивосток, а другой - в Киев (Пауст.).

    Вторая функция тире - смысловая: передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления, в тех случаях, когда эти значения не выражены лексически; в конечном счете это тоже фиксация своеобразных пропусков. Например: Она вспомнила Винклера - мертвая тоска внезапно сжала ей сердце.
Тире может быть и показателем "неожиданности" - смысловой, композиционной, интонационной; в таких случаях знак передает эмоциональную напряженность речи (динамичность, резкость, быструю смену событий и т.д.). Например: Казалось еще одна минута - и конвойные бросятся к нему (Пауст.); И когда был еще один скачок рассвета - бледное пятно оказалось лицом человека (Пришв.).
Как формальный знак-разграничитель, тире употребляется, например, при оформлении прямой речи, при разграничении реплик диалога: - Ты очень устал, Ефим? - Я не могу быть усталым, я должен работать весь день... (Пришв.).

Таким образом,функции тире многообразны и знать их просто необходимо.

Двоеточие

Пунктуация-важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое,структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. В частности, иногда пунктуация, устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста. Знаки препинания, эти, по выражению А.П. Чехова, «ноты при чтении», помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении.

По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Функцию знака препинания выполняет также абзац - написание с новой строки.
Отделяющие знаки препинания, том числе и двоеточие, членят письменный текст на значимые в семантико-грамматическом отношении части.
Двоеточие предупреждает о последующем разъяснении и пояснении. Эта функция знака раскрывается разными значениями в бессоюзном сложном предложении: причинной обусловленности, обоснования, раскрытия содержания, конкретизации общего понятия. Например: (пример из текста).

Двоеточие как отделяющий знак препинания используется и в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами. Например:….

Двоеточие отделяет слова автора от прямой речи, если они стоят перед ней. Например, в предложении №…(пример из текста)

Таким образом, знания правил постановки двоеточия совершенно необходимо, если ты хочешь быть грамотным и культурным человеком.

Запятая

Пунктуация - важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. В частности, иногда пунктуация, устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста.

Знаки препинания, эти, по выражению А.П. Чехова, «ноты при чтении», помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении.

По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Функцию знака препинания выполняет также абзац - написание с новой строки.
Отделяющие знаки препинания членят письменный текст на значимые в семантико-грамматическом отношении части. Запятая , как отделяющий знак препинания, совершенно необходима там, где она разъединяет предложения, то есть разные части мысли в составе общего целого:в сложных предложениях. Например,в предложении: ……запятая употреблена для отделения частей в сложносочиненном предложении.

С помощью запятой мы отделяем и однородные члены предложения. Так,например, в предложении № … запятой разделяются однородные ….

Иногда запятая факультативна (выделения при уточнениях и сравнениях). Вот как со словом однако, которое может быть союзом (и тогда не выделяется запятой), может быть вводным словом (и тогда обязательно выделяется запятыми), но может быть и междометием (и тогда на ваше усмотрение ставить запятую или нет).

Запятая – это и знак выделяющий, с её помощью выделяют в предложении особо значимые части; особая значимость проявляется в дополнительной смысловой нагрузке (обособленные члены предложения), в специфической функции (обращения, междометия, вводные слова, словосочетания и предложения), в передаче добавочных сообщений (вставные конструкции).

Таким образом,функции запятых широки и разнообразны: они могут передавать различные смысловые, интонационные и акцентные тонкости.

Кавычки

Пунктуация-важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст  для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. В частности, иногда пунктуация, устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста. Знаки препинания, эти, по выражению А.П. Чехова, «ноты при чтении», помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении.

По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Функцию знака препинания выполняет также абзац - написание с новой строки.
Отделяющие знаки препинания членят письменный текст на значимые в семантико-грамматическом отношении части.

Выделительным знаком являются и кавычки. Общая функциональная однозначность кавычек (выделительная) не мешает им иметь разнообразные частные значения.
Прежде всего, кавычки выделяют в тексте чужую речь - отдельные слова, принадлежащие другому автору, цитаты, прямую речь. Например: Мальчик сказал "смотреть грома", и я вспомнил слова из "Божественной комедии" Данте о том, что "солнца луч умолк" (Пауст.); О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: "Царевна плачет" (Пауст.).
Выделение кавычками может быть и иного плана: выделяются необычно употребленные автором слова, - например, слова малоупотребительные,употребленные в ироническом смысле, в противоположном значении, с двойным значением и т.д. Например: А какая крылатая романтика живет во всех этих фрегатах и баркантинах, шхунах и клиперах, вантах и реях, кабестанах и адмиралтейских якорях, "собачьих" вахтах, звоне склянок и лагах, гуле машинных турбин, сиренах, кормовых флагах, полных штормах, тайфунах, туманах, ослепительных штилях, плавучих маяках, "приглубых" берегах и "обрубистых" мысах, узлах и кабельтовых - во всем том, что Александр Грин называл "живописным трудом мореплавания" (Пауст.); А если по новому закону жить, то никаких "вдруг" быть не может, всему есть причины (Пришв.); А задаток уже показывается в руке старшего из "энтих" (Пришв.); Соседи решили, что мусорщик "тронулся" (Пауст.).
Кавычки служат средством выделения различных названий - орденов и медалей, литературных произведений, газет, журналов; предприятий, организаций; производственных изделий, марок машин; сортов растений и т.д. Например: Все созданное Пришвиным: и первые его вещи - "В краю непуганых птиц" и "Колобок" и последующие - "Календарь природы", "Кладовая солнца", многочисленные его рассказы и, наконец, тончайший, как бы сотканный из утреннего света, ключевой воды и тихо говорящих листьев "Жень-шень" - все это полно прекрасной сущностью жизни.

Таким образом, мы убедились в том, что однозначность выделительной функции кавычек не мешает им иметь разнообразные частные значения и знать их просто необходимо.

Многоточие

Пунктуация-важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое,структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. В частности, иногда пунктуация, устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста.

Знаки препинания, эти, по выражению А.П. Чехова, «ноты при чтении», помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении.

По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Функцию знака препинания выполняет также абзац - написание с новой строки.
Отделяющие знаки препинания членят письменный текст на значимые в семантико-грамматическом отношении части.
Многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. Это знак, передающий недосказанность, недоговоренность, прерванность мысли, часто - ее затрудненность, вызванную либо большим эмоциональным напряжением, либо причинами иного плана, например: (пример из текста)

Многоточие может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл, может подчеркивать алогизм. Например,в предложении … (пример из текста)

Роль цитат в речи
Цитата (от лат. cito - вызываю, привожу) - дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В зависимости от этого цитаты выполняют разную роль в речи.
В публицистическом тексте обращение к цитатам – экономный и убедительный прием, позволяющий представить читателю факты, обобщить их, подтвердить свое мнение ссылкой на авторитетный источник. Для журналиста это средство не только убеждения, но и эмоционального воздействия.
В текстах научного стиля, например, в лингвистических исследованиях, цитаты играют роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи.
В художественном тексте, как правило, цитируется прямая речь литературных героев, поэтому цитата не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к диалекту, просторечию, узнаём, предпочитает ли он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию.
Таким образом, цитаты очень важны в речи.

 Зачем нужно двоеточие? 
Образец 1
Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
«Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки...». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.
Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение (смыслоразличительная функция). Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (разделительная фуекция): предложения 28 и 29.
В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (интонационная функция): предложения 2, 11. Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».

 Какова роль знаков препинания в сложном предложении?

В сложных предложениях могут употребляться запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Роль этих знаков препинания огромна, потому что они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, смысловую, интонационную.

Во-первых, в сложных синтаксических конструкциях знаки препинания нередко служат для разделения частей. Рассмотрим предложение 13 из текста В.Ветковской. В нём точка с запятой разделяет части бессоюзной сложной конструкции. В разделительной функции употребляется также запятая перед союзом «а» в предложении 14, перед союзом «но» в предложении 11. Здесь запятые отделяют друг друга части сложных синтаксических конструкций, связанные сочинительной связью.
Во-вторых, в сложноподчинённых предложениях запятые могут выполнять выделительную функцию. Аргументом этому служат предложения 1, 12, 14 и др. В них с помощью запятых выделяются придаточные предложения («что Стася Михальская не любила своего отца», «что мама её не любила», «что она делала для Стаси»).
Двоеточие и тире в сложных предложениях могут выполнять смыслоразличительную функцию. Например, в предложении 9 тире не только разделяет части бессоюзной сложной конструкции, но и сигнализирует о том, что во второй части предложения сообщается вывод к сказанному в первой части. Двоеточие в предложении 11, выполняя разделительную функцию, предупреждает о том, что следующая после знака препинания часть предложения будет пояснять смысл того, о чём говорится в первой части.
В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста В.Ветковской демонстрируют многофункциональность знаков препинания, которые употребляются в сложных предложениях. Тире, двоеточие, запятая, точка с запятой в сложных предложениях служат для внутреннего членения предложения на части, а также помогают понять смысловые отношения между ними. (источник сочинения с текстом)


Тема « Морфология»

 Сочинение-рассуждение на тему: «Имя существительное – важнейшая часть речи»

    Известный лингвист Пешковский утверждал, что   существительное имеет огромное значение для нашей мысли. Попробуем  разобраться в смысле этого высказывания.      Без имени существительного, как я думаю, невозможны были бы знание и наука, наше общение. Ведь именно существительные дают имена всем предметам и явлениям действительности, а также обозначают свойства, качества, действия или состояния.

      По количеству слов имя существительное самая представительная часть речи, почти каждое второе слово в нашей речи – это имя существительное. * Так, например, в … предложении прочитанного мною текста из (указать количество ) слов (указать количество)  - это имена существительные. **

       Существительные, на мой взгляд, являются важной частью речи ещё и потому, что от них образуются прилагательные. * Например, в тексте имеются имена прилагательные «…» (предложение …), «…» (предложение…), «…» (предложение…), «…» (предложение…), которые образованы от имён существительных.

        Мне кажется, что мы можем говорить об имени существительном как о важнейшей части речи также потому, что с наиболее характерными для русского языка понятиями рода, числа, падежа, склонения мы впервые знакомимся, изучая именно имя существительное. * Каждый из нас легко определит, что в … предложении имеются существительные всех трёх родов: …, …, ….. Также легко мы найдём в тексте слова, имеющие множественное или единственное число, установим их склонение и падеж. **

         Обобщая всё сказанное, я могу с уверенностью утверждать, что имя существительное является важнейшей частью речи, необходимой для выражения  мыслей. Я согласна с высказыванием лингвиста….

Глагол:

             Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного. Не зря лингвист В. Виноградов говорил, что глагол - емкая категория русского языка. Попробуем разобраться в этом вопросе.

      Глагол — необыкновенная часть речи.Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы. По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.В нашем тексте множество глаголов: «…………………».Кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает еще и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.Посмотрим, как глагол помогает лучше понять смысл текста:  «……».

 Вот и получается, что глагол—самая живая часть речи .И я согласен с лингвистом…..

Причастие:

                 Даль говорил,что есть часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. О чем это высказывание.Я думаю, что речь идет о причастии. Причастие играет важную роль в речи. Оно соединяет в себе черты прилагательного и глагола и по этой причине делает высказывание более ярким, выразительным, динамичным.

            Причастие обозначает признак по действию, красочно характеризует его, как и прилагательное. Например,  в предложении №.. есть причастие «зарумянившееся (лицо)….». С его помощью точно описаны признаки предмета.            Однако причастия, имея свойства глаголов, обозначают признак, изменяющийся во времени. Следовательно, высказывание приобретает динамичность.

    Грамматические категории залога и времени помогают уточнить лексическое значение этой особой формы глагола. Например, в предложении …. употреблено действительное причастие «……)». Прошедшее время обозначает, что этот признак по действию предмет приобрёл в прошлом, до момента речи.

               Итак, причастия придают динамичность и особенную экспрессивность художественной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку.

Данный материал предназначен для   учащихся 9 классах, который  поможет им  самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку....

Справочник для подготовки к итоговому сочинению 10 - 11 класс

В справочнике учащиеся последовательно знакомятся со структурой и планом экзаменационной работы, который содержит проверяемые элементы содержания и виды деятельности, а также примерное время, за...

Подготовка к написанию сжатого изложения с элементами сочинения 7 класс

Презентация содержит материал по региональному компоненту...

Краткий справочник по подготовке к изложению и сочинению ОГЭ -2015

Материал отобран для работы со слабоуспевающими детьми...

Справочник по подготовке к изложению и сочинению 9 кл.

Справочник предназначен для учащихся 8 - 9 классов при подготовке к итоговой аттестации....