Литературная гостиная "Душа, не знающая меры"
методическая разработка (11 класс) на тему
Вечер в литературной гостиной, посвященный поэтическому творчеству М. И. Цветаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dusha_ne_znayushchaya_mery.docx | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
« Душа, не знающая меры …»
Вечер в литературной гостиной, посвященный
поэтическому творчеству М. И. Цветаевой
Цель: познакомиться с биографией и творчеством М. И. Цветаевой , проникнуть в поэтический мир женской души.
Форма проведения: возможен вариант моноспектакля или композиция из нескольких исполнительниц, каждая выступает в роли М.Цветаевой в разные периоды её жизни
Ход вечера
1 исполнительница. Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Чем закончить? «Вся моя жизнь – роман с собственной душой. Мне ничего не нужно, кроме своей души!»
МОЛИТВА
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
«Терпи, ещё не кончен срок».
Ты сам мне подал – слишком много!
Я жажду сразу – всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звёздам в чёрной башне,
Вести детей вперёд, сквозь тень…
Чтоб был легендой – день вчерашний,
Чтоб был безумьем – каждый день.
Люблю и крест, и шёлк, и краски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство – лучше сказки
И дай мне смерть – в семнадцать лет!
(Звучит фонограмма песни на стихи М.И.Цветаевой «Хочу у зеркала»)
1 ведущая. Из книги М.Цветаевой «Мой Пушкин»
Тайна Красной комнаты.
В красной комнате был тайный шкаф. Запретный шкаф. Запретный плод. Этот плод – том, огромный сине-лиловый том с золотой надписью вкось – «Собрание сочинений А.С. Пушкина».
Но до тайного шкафа было другое, была картина в спальне матери «Дуэль». Снег, чёрные прутья деревец, двое чёрных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а ещё один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес… Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз.
Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили. С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё моё младенчество, детство, юность – я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать поэта – от всех, как бы все эти ни одевались и ни назывались.
Пушкин меня заразил любовью. С л о в о м – л ю б о в ь …
2 ведущая. «… Мне было шесть лет, и это был мой первый музыкальный год в музыкальной школе Зограф – Плаксиной, в Мерзляковском переулке, был, как это тогда называлось, публичный вечер – рождественский. Давали сцену из «Русалки», потом Рогнеду – и:
Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним.
Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встаёт. Оба стоят. И говорит только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова.
И тут я понимаю: что рыжий кот, Августа Ивановна, куклы – не любовь, что – это любовь. Когда скамейка, на скамейке она, потом приходит он и всё время говорит, а она не говорит ни слова.
(Чтение по ролям двумя ведущими)
МАТЬ: Что же, Муся, тебе больше всего понравилось?
МАРИНА: Татьяна и Онегин.
МАТЬ: Что? Не «Русалка», где мельница, и князь, и леший? Не Рогнеда?
МАРИНА: Татьяна и Онегин.
МАТЬ: Но как же это может быть?.. Ты же там ничего не поняла. Ну, что ты там могла понять?
МАРИНА: Молчу…
МАТЬ (торжествующе): Ага, ни слова не поняла, как я и думала. В шесть лет. Ну, что же там могло понравиться?
МАРИНА: Татьяна и Онегин.
МАТЬ: Ты совершенная дура и упрямее десяти ослов. Я её знаю, теперь будет всю дорогу на извозчике на все мои вопросы повторять: Татьяна и Онегин. Прямо не рада, что взяла … Ну, почему, Татьяна и Онегин?
Я молча, полными словами:
- Потому что – ЛЮБОВЬ!
1 ведущая. Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь… И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись, одновременно в двух (в неё немножко больше), ни в них двух, а в их ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ… Скамейка, на которой они не сидели, оказалась предопределяющей.
(Чтение стихотворения М.Цветаевой «Книги в красном переплёте»)
Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда – когда расставались, никогда, когда садились, всегда – когда расходились. Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он НЕ любил (я это поняла), потому и не сел, любила ОНА, потому и встала, они ни минуты не были вместе… он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл, она осталась. Так, что если поднять занавес она одна стоит, а может быть опять сидит, потому что стояла она, только потому, что он стоял. А потом рухнула, и так будет сидеть вечно. Татьяна на той скамейке сидит вечно.
Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви. Я с той самой минуты не захотела быть счастливой и этим себя на нелюбовь обрекла.
Одна половинка окна растворилась.
Одна половинка души показалась.
Давай-ка откроем – и ту половинку
И ту половинку окна!
2 ведущая. В 1910 году, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила первый поэтический сборник «Вечерний альбом».
(Чтение по ролям двумя ведущими)
«Он предстал мне впервые в дверях нашего дома в ТРЁХПРУДНОМ. Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра непомерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды. Вкрадчивый голос.
ВОЛОШИН: Можно мне видеть Марину Цветаеву?
МАРИНА: Я.
ВОЛОШИН: А я Макс Волошин. К вам можно?
МАРИНА: Очень.
Прошли наверх, в детские комнаты.
ВОЛОШИН: Вы читали мою статью о вас?
МАРИНА: Нет.
ВОЛОШИН: Я так и думал и потому вам её принёс.
/Вся статья – самый беззаветный гимн женскому творчеству и семнадцатилетию/.
ВОЛОШИН: Она давно появилась, больше месяца назад, неужели вам никто не сказал?
МАРИНА: Я газет не читаю и никого не вижу. Мой отец до сих пор не знает, то я
выпустила книгу. Может быть, знает, но молчит. И в гимназии молчат.
ВОЛОШИН: А вы в гимназии? Да, вы ведь в форме. А что вы делаете в гимназии?
МАРИНА: Пишу стихи.
1 ведущая. И вот беседа – о том, что пишу, как пишу, что люблю, как люблю полная отдача другому, вникание, проникновение, глаз не сводя с лица и души другого…
Какая бесконечная прелесть в словах: «Помяни… того, кто уходя, унёс, свой чёрный посох и оставил тебе эти золотые листья! Разве не вся мудрость в этом; уносить чёрное, а оставлять золотое».
2 исполнительница. (читает на фоне музыки К.Сен-Санса)
ДУША И ИМЯ
Пока огнями смеется бал.
Душа не уснёт в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поёт огнями манящий зал,
Поёт и зовёт, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!
«Слёзы: непроливающиеся, в счёт не идущие»
«Как билась в своём плену
От скрученности и скрюченности…
И к имени моему
МАРИНА – прибавьте: мученица».
2 ведущая. «Одно из жизненных призваний Волошина было сводить людей, творить встречи и судьбы. Убедившись сейчас… как люди на друзей скупы… насколько все и всех хотят для себя, ничего для другого, насколько страх потерять в людях сильнее радости дать, не могу не настаивать на этом врождённом Максимом свойстве: щедрости на самое дорогое. Спасибо тебе, Макс, за Серёжу – за 1911 год. Коктебель. 1911 год – счастливый год моей жизни».
1 ведущая. СЕРГЕЙ ЭФРОН. Мы встретились 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Я собирала камешки, он стал помогать мне – красивой грустной, кроткой красотой юноша… с поразительными, огромными, в пол-лица глазами.
Я загадала: если он подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от моих зелёных.
Нам 17 и 18 лет. Я решаю, чтобы ни было, с ним не расставаться и выхожу за него замуж.
(Исполнение песни на стихи М.Цветаевой «Вот опять окно», музыка В.Дашкевича)
3 исполнительница ПСИХЕЯ
Не самозванка – я пришла домой,
И не служанка – мне не надо хлеба.
Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твоё седьмое небо.
Там, на земле, мне подавали грош
И жерновов навеша на шею.
- Возлюбленный! Ужель не узнаёшь?
Я ласточка твоя – Психея!
На тебе, ласковый мой, лохмотья,
Бывшие некогда нежной плотью.
Все истрепала, изорвала,
Только осталось, что два крыла.
Одень меня в своё великолепье
Помилуй и спаси.
А бедные истлевшие отрепья –
Ты в ризницу снеси.
2 ведущая. «Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года, в половине шестого утра, под звон колоколов. Я назвала её Ариадной, - вопреки Серёже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые находят, что это салонно… Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью».
АЛЕ: Были мы-
Помни об этом в будущем,
верно, лихом!
Я – твоим первым поэтом,
Ты – моим лучшим стихом!
(Ребята танцуют испанский танец под музыку из «Кармен-сюиты» Р.Щедрина)
4 исполнительница.
Ровно – полночь.
Луна – как ястреб.
- Что глядишь?
- Так – гляжу.
- Нравлюсь? – Нет.
- Узнаешь? – Быть может.
- Дон-Жуан я.
- А я – Кармен.
КАРМЕН 1
Божественно, детски – плоско
Короткое, в сборку, платье.
Как стороны пирамиды,
От пояса мчат бока.
Какие большие кольца
На маленьких тёмных пальцах!
Какие большие пряжки
На крохотных башмачках.
А люди едят и спорят,
А люди играют в карты.
Не знаете, что на карту
Поставили игроки?
А ей – ничего не надо!
А ей – ничего не надо!
- Вот грудь моя. Вырви сердце.
И пей мою кровь, Кармен!
2
Стоит, запрокину горло.
И рот закусила в кровь.
А руку под грудь упёрла –
Под левую – где любовь.
Склоните колена – Что вам,
Аббат, до моих колен?!
Так кончилось – этим словом –
Последняя ночь Кармен.
1 ведущая. В 1914 году Серёжа, студент 1 курса Московского университета, отправляется на фронт с санитарным поездом, курсировавшим от Москвы до Белостока и обратно, в качестве брата милосердия.
5 исполнительница.
В огромном городе моём – ночь.
Из дома сонного иду – прочь
И люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер метёт – путь,
И где-то музыка в окне – чуть.
Ах, нынче ветру до зари – дуть
Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.
Есть чёрный тополь, и в окне – свет,
И звон на башне, и в руках – цвет.
И шаг вот этот – никому вслед,
И тень вот эта, а меня – нет.
Огни – как нити золотых бус,
Ночного листика во рту – вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам – снюсь.
2 ведущая. 1917 год – 13 апреля родилась вторая дочь - Ирина. Я сначала её хотела назвать Анной (в честь Ахматовой). Но ведь судьбы не повторяются!
1918 год – «В Москве безумно трудно жить. Пишу на своём чердаке – кажется 10 ноября, с тех пор, как все живут по-новому, не знаю чисел. С марта месяца ничего не знаю о Сергее».
«Если Вы живы, если мне суждено ещё раз с Вами увидеться, - слушайте… Когда я Вам пишу, Вы – есть, раз я Вам пишу!.. Если Бог сделает чудо, оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…
Горло сжато, точно пальцами. Всё время оттягиваю, растягиваю ворот. Серёженька. Я написала Ваше имя и не могу писать дальше».
6 исполнительница.
Я – есмь. Ты – будешь. Между нами – бездна.
Я пью. Ты жаждешь. Сговориться – тщетно.
Нас десять лет, нас сто тысячелетий
Разъединяют. – Бог мостов не строит.
Будь! – это заповедь моя. Дай мимо
Пройти, дыханьем не нарушив роста.
Я – есмь. Ты – будешь. Через десять вёсен
Ты скажешь: - есмь! – а я скажу: - когда-то…
1 ведущая. 1919 год, запомнившийся самым чёрным, самым чумным, самым смертным. Ты забыл, что я женщина!
ЧЕРДАЧНОЕ
«Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2 года 7 месяцев) в Борисоглебском переулке, против двух деревьев, в чердачной комнате, бывшей Серёжиной. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля… весь запас»
«Мой день: встаю – верхнее окно ещё сереет – холод – лужи – пыль от пилы – ведра – кувшины – тряпки – везде детские платья и рубашки. Пилю. Топлю. Мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре. Хожу и сплю в одном и том же коричневом, однажды безумно севшем, бумазейном платье, шитом весной 17-го года. Всё прожжено от падающих углей и папирос… Потом уборка. Угли – мука от пилы – лужи…И упорное желание, чтобы пол был чистым.
7 исполнительница.
Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!
Взойдите. Гора рукописных бумаг…
Так. – Руку! – Держите направо, -
Здесь лужа от крыши дырявой.
Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
Какую мне Фландрию вывел паук.
Не слушайте толков досужих,
Что женщина – может без кружев!
Ну-с, перечень наших чердачных чудес:
Здесь нас посещает и ангел, и бес,
И тот, кто обоих превыше.
Недолго ведь с неба на крышу!
Вам дети мои – два чердачных царька,
С весёлою музой моею, - пока
Вам призрачный ужин согрею, -
Покажут мою эмпирею.
А что с вами будет, как выйдут дрова?
- Дрова? Но на то у поэта – слова
Всегда – огневые – в запасе!
Нам нынешний год не опасен…
От века поэтов корки черствы,
И дела нам нету до красной Москвы!
Глядите: от края – до края –
Вот наша Москва – голубая!
А если уж слишком поэта доймёт
Московский, чумной девятнадцатый год, -
Что ж, - мы проживём и без хлеба!
Недолго ведь с крыши – на небо.
2 ведущая. Осенью 1919 года отдала своих детей в Кунцовский приют, уговорили поместить туда детей, чтобы не погибли от голода. Была вынуждена сделать вид, что не мои дети, что я их нашла. Через месяц пришлось забрать старшую, больную, ослабевшую. Пока выхаживала Алю – Ирина угасала и 2 марта умерла от истощения и голода. Он никогда мне не простит Ирины.
8 исполнительница.
Две руки, легко опущенные
Были – по одной на каждую –
На младенческую голову!
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла!
Старшую из тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
«Серёжа! Не горюйте о нашей Ирине. Вы её совсем не знали, подумайте, что это Вам приснилось. Не вините в бессердечье, я просто не хочу Вашей боли, - всё беру на себя! – У нас будет сын, я знаю, что это будет…»
2 ведущая. 1922 год. – Прощай Россия! Обратно можно только пешком – по шпалам всю жизнь.
Список драгоценностей за границу (Алиной рукой): мои валенки, Маринины сапоги, красный кофейник, синюю кружку новую. Примус, иголки для примуса, Бархатного льва.
9 исполнительница. Неподражаемо лжёт жизнь:
Сверх ожидания, сверх лжи…
Но по дрожанию всех жил
Можешь узнать: жизнь!
Словно во ржи лежишь: звон, синь…
(Что ж, что во лжи лежишь!) – жар, вал…
Бормот – сквозь жимолость – ста жал…
Радуйся же! – Звал!
И не кори меня, друг, столь
Заворожимы у нас, тел
Души – что вот уже: лбом в сон,
Ибо – зачем пел?
В белую книгу твоих тишизн,
В дикую глину твоих «да» -
Тихо склоняю об лом лба:
Ибо ладонь – жизнь.
1 ведущая.
1922 год – Берлин.
- Недолго. Изданы сборники «Психея», «Ремесло», «Разлука».
Прага. «Я Прагу люблю первой после Москвы, и не из-за родного славянского – из-за собственного родства с нею: за её смешанность и многодушие. Прага – такой город, где душа весит»
2 ведущая.
1925 год. Франция: Париж, Вандеей, Бельвю, Медон …
Бесславие и нищета.
«Я отродясь как вся наша семья – была избавлена от этих двух понятий: слава и деньги. Добрая слава: один из видов нашей скромности – вся наша честность.
Деньги. Да, плевать не на них. Я их чувствую только, когда их – нет… Ведь я могла бы зарабатывать вдвое больше. Ну-и? Ну, вдвое больше бумажек в конверте. Но у меня-то что останется?.. Ведь нужно быть мёртвым, чтобы предпочесть деньги».
За тринадцать лет Франции я бесконечно остыла сердцем. Париж мне душевно ничего не дал. Знаете, как здесь обращаются? Гостиные, всегда много народу. Разговор с соседом, иногда увлекательная беседа – и прощай навсегда… Французу дело до себя… Это у них называется искусством общения. А может быть, это от того, что я не хочу никому нравится. Я хочу воскресить весь тот мир – чтобы все ни не даром жили – и чтобы я ни даром жила!
1 ведущая. Сын мой Георгий родился 1 февраля 1925 года в воскресенье, в полдень, в снежный вихрь. Буду любить его – каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть…
Действующие лица жизни: колодец, куда чаще всего по ночам бегаю за водой, - цепной пёс – скрипучая калитка.
Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете… Читаю стихи. Читать по тетрадке я стала тогда, когда перестала их знать наизусть, а знать перестала – когда просить перестали, с 1922 года – года моего отъезда из России. Из мира, где мои стихи кому-то нужны были».
ЛУЧИНА
До Эйфелевой – рукою
Подать! Подавай и лезь.
Но каждый из нас – такое
Зрел, зрит, говорю, и днесь.
Что скушным и некрасивым
Нам кажется ваш Париж.
«Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?»
(Или чтение стихотворения «Рас -стояние, версты, дали…»)
2 ведущая. Некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант по духу, т.е. по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда…
Б.Пастернаку: « Ничья хвала и ничьё признание мне не нужны, кроме Вашего…
Борис!.. То, что ты пишешь о себе, я могу написать о себе: со всех сторон
любовь, любовь, любовь. И не радует… Что бы мы стали делать с тобой –
в жизни?».
26 мая 1926 года. « Здравствуй, Борис! Шесть утра, всё веет и дует. Я только что
бежала по аллейке к колодцу (две разные радости: пустое ведро,
полное ведро) и всем телом, встречающим ветер, здоровалась с
тобой. У крыльца я остановилась, подняв голову навстречу тебе.
Так я живу с тобой, утра и ночи, вставая в тебе, ложась в тебе.»
10 исполнительница.
Заповедей не блюла, не ходили к причастию.
Видно, пока надо мной не пропоют литию,
Буду грешить – как грешу – как грешила: со страстью!
Господом данными мне чувствами – всеми пятью!
Други! Сообщники! Вы, чьи наущения – жгучи!
Вы, сопреступники! – Вы, нежные учителя!
Юноши, девы, деревья, созвездия, тучи, -
Богу на Страшном суде вместе ответим, Земля!
1 ведущая. «Борис! Я не могла бы с тобой жить не из-за непонимания, а из-за понимания. Страдать от чужой правоты, которая одновременно и своя, страдать от правоты – этого унижения я бы не вынесла…
…Ты не понимаешь Адама, который любил одну Еву. Я не понимаю Еву, которую любят все. Я не понимаю плоти как таковой, не признаю за ней никаких прав – особенно голоса. Я с ней – очевидно хозяйкой дома – незнакома. Знаешь, чего я хочу… Потемнения, посветления, преображения. Крайнего мыса чужой души – и своей. Слов, которых никогда не услышишь, не скажешь. Небывающего. Чудовищного. Чуда.
… Родной, срывай сердце, наполненное мною. Не мучься. Живи. Не смущайся женой и сыном. Даю тебе полное отпущение от всех и вся. Бери всё, что можешь – пока ещё хочется брать!
Пиши или не пиши мне обо всём, как хочешь. Я, кроме всего – нет раньше и позже всего (до первого рассвета) - Твой друг. Марина».
(Звучит фонограмма песни на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»)
«…Я буду терпелива, и свидания буду ждать, как смерти… Отсюда моё:
Терпеливо, как щебень бьют,
Терпеливо, как смерти ждут,
Терпеливо, как вести зреют,
Терпеливо, как месть лелеют –
Буду ждать тебя (пальцы в жгут…) –
Терпеливо, как рифму ждут…
Буду ждать тебя…»
2 ведущая. Но годы шли… «Устали» Пастернаковы письма. Почувствовав это по неуловимому сперва изменению их тональности, я перестала вызывать их на себя.
(Звучит фонограмма песни «Под лаской плюшевого пледа…»)
«В 1937 году я возобновила моё советское гражданство и в 1939 году вернулась с моим 14-летним сыном, чтобы последовать за мужем и дочерью. Причиной моего отъезда на родину было желание дать моему сыну родину и будущность».
12 июня 1939 года я уехала в СССР. В августе 1939 года арестовали дочь, в октябре мужа. Мур злится, что я его сюда привезла.
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
«Мне все эти дни хочется написать своё завещание. Мне вообще хотелось бы не быть. Иду с Муром и без Мура, в школу или за молоком – и изнутри, сами собой складываются слова завещания. Не вещественного – у меня ничего нет, а что-то, что мне нужно, чтобы люди обо мне знали.
(Исполнение ребятами песни на стихи М.Цветаевой «Умирая, не скажу была…)
11 исполнительница. О, чёрная гора,
Затмившая весь свет!
Пора-пора-пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь – быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь жить.
С волками площадей
Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь – плыть.
Вниз – по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, не вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.
1 ведущая. 8 августа 1941 года Цветаева с сыном уехала пароходом из Москвы в эвакуацию в городок Елабугу на Каме. Не будем гадать: почему решила покинуть этот мир – значит, так нужно было.
31 августа, в воскресенье, когда все ушли из дому, покончила с собой. Вернувшийся сын и хозяева нашли её висящей в сенях на крюке. И три записки: Асеевым, хозяевам и сыну.
«Жить – это неудачно кроить и беспрестанно латать, - ничего не держится, ничто не держит меня, не за что держаться, - простите мне эту печальную суровую игру слов!»
Захлёбываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненькие моих руки.
«… меня простите – не вынесла»
«Мурлыга! Прости меня, но дальше было хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик»
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет всё, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с её насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всё – как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем – что мне, ни в чём не знавшей меры,
Чужие и свои?!
Я обращаюсь с требованием веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет.
За то, что мне прямая неизбежность – прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид.
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
- Послушайте! – Ещё меня любите
За то, что я умру.
Литература
- Цветаева М.И. За всех – противу всех!: Судьба поэта: В стихотворениях, поэмах,
очерках, дневниковых записях, письмах / Сост. Л.В.Поликовской. – М.: Высшая
школа, 1992.
- Цветаева М.И. Стихотворения. – А.: Туркменистан, 1982.
- Переписка Бориса Пастернака. – М.: Художественная литература, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"
Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...
Метапредметный урок "О, вера наших матерей, вовек не знающая меры..." (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма").
Урок, ориентирующий школьников на формирование художественно-образного мышления, конструктивную творческую самореализацию....
Внеклассное меропрития для проведения предметной недели ("МИФ" - математики, информатики, физики) "Не знающий геометрии да не войдет в академию" (Платон)
В нашей школе хорошей традицией стало проведение предметной недели точных наук. Мы открываем неделю математики, информатики, физики. Каждый год мы стараемся внести новую идею организации предмет...
Мастер-класс на тему: «Роль письма в жизни современного человека, с использованием технологии знающего незнания»
Основой системы Сократа является принцип «знающего незнания», т.е. признание недостаточности знаний о любом, даже самом простом понятии и разворачивание на этой основе процесса познания-припоминания. ...
Советы от человека, знающего 16 языков
Като Ломб - профессиональная переводчица из Венгрии, владеющая многими языками. Для всех осваивающих тот или иной иностранный язык она сформулировала 10 заповедей....
«Зачем же ты в душе неистребима, Мечта любви, не знающей конца?»…
Литературно – музыкальная композици по лирике Н.А.Некрасова...
Презентация по математике "Старинные меры в литературных произведениях".
Данная презентация предназначена для учащихся 5 класса. Целесообразнее показать ее на последних уроках темы "Десятичные дроби"....