Сборник заданий исследовательского характера 5 класс
учебно-методическое пособие по математике (5 класс)
Исследовательские задания по математике для 5 класса используются с целью:
- научить обучающихся самостоятельному, критическому мышлению. Они учатся размышлять, опираясь на знание фактов и закономерностей , делать обоснованные выводы;
- обучить применять математические знания к практическим нуждам. Если в процессе выполнения заданий прослеживаются закономерности, то создаются условия для обобщения, вывода правил и формул;
- сформировать у школьников такие качества, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность;
- развивать исследовательский подход к изучаемым процессам;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_issledovatelskih_zadaniy.docx | 763.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Магнитная средняя общеобразовательная школа
Агаповского муниципального района
Челябинской области
Сборник заданий исследовательского характера
класс 5
Разработчик:
Шарамко Анастасия Александровна
Учитель математики
2024 – 2025 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Игровые и занимательные задания 9
ВВЕДЕНИЕ
Исследовательские задания по математике для 5 класса используются с целью:
- научить обучающихся самостоятельному, критическому мышлению. Они учатся размышлять, опираясь на знание фактов и закономерностей , делать обоснованные выводы;
- обучить применять математические знания к практическим нуждам. Если в процессе выполнения заданий прослеживаются закономерности, то создаются условия для обобщения, вывода правил и формул;
- сформировать у школьников такие качества, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность;
- развивать исследовательский подход к изучаемым процессам;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Поисковые задания
1. Из кубиков собрали фигуру. Её покрасили снаружи со всех сторон. Когда краска высохла, фигуру разобрали на кубики. Сколько получилось кубиков, у которых окрашены пять сторон (граней)?
2. Прозрачную коробку заполняют кубиками с ребром, равным 1 см. Сколько кубиков войдёт в коробку?
4. Точки А, В и С лежат на одной прямой так, что АВ=20см и ВС=5см. Найдите расстояние между точками А и С.
5. В велогонке Дима, Саша, Андрей и Вася заняли со второго по пятое места. Саша обогнал Диму на 39с., но отстал от Васи на 41с. Андрей был впереди Васи на 12, но отстал от победителя на 13с. В каком порядке финишировали мальчики, и с каким отставанием от победителя?
6. В автобусе 51 место для пассажиров. Две трети этих мест уже заняты. Сколько ещё пассажиров может занять оставшиеся места?
7. Даны три фигуры:
- Квадрат со стороной 3,8 см;
- Прямоугольник с измерениями 4,5 см и 3,2 см;
- Фигура, составленная из квадратов с площадью 1,2 каждый:
Узнайте, у какой из фигур наибольшая площадь.
8. Ковер-самолет летел 2 ч со скоростью 132 км/ч и 3 ч со скоростью 143 км/ч. Найдите среднюю скорость ковра-самолета за все время полета.
9. Скорость планеты Меркурий при движении вокруг Солнца 47,8км/с, а Венеры на 12,8км/с меньше. Какой путь пройдет Венера за 20,9 с.
10. Красная Шапочка несла бабушке пирожки. По дороге она съела 20% пирожков, 10% всех пирожков отдала зайцу, 50% оставшихся пирожков – волку, а последние 7 принесла бабушке. Сколько пирожков было у Красной Шапочки вначале?
11. Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными:
а) 90+120:10*2=42
б) 90+120:10*2=96.
в) 180+400-400:4=180
г) 180+400-400:4=480.
Логические задания
- Какую закономерность ты заметил в построении ряда чисел:
3545, 3550, 3555, 3560, 3565,… ?
Продолжи ряд по тому же правилу, записать два числа. Можно ли утверждать, что каждое число этого ряда делится на 5?
- Исключите лишнее число :108, 267, 384, 420, 503, 507.
Сделайте вывод.
3. Догадайтесь сами, как быстро умножить какое-нибудь число на 101. Обоснуйте свой способ. Составьте несколько примеров умножения на 101 и решите их.
78 х 101= 23 х 101=
4. Отгадайте ребус.
5. Не вычисляя, расшифруйте название одной из самых крупных в мире бабочек.
7,3 | 10 | 7,03 | 1 | |
6. Не вычисляя, найди в строках таблицы правильные ответы.
Из соответствующим им букв составь фамилию известного философа XVIIIв., который выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы из первоначальной туманности (космогоническая теория). В какой стране жил этот философ?
7. Длина крокодила от головы до хвоста равна 4,5 м, а от хвоста до головы – 24 пяди. Это означает, что одна пядь.
8. Определить высоту дерева по его тени
9. Вычислить высоту дерева с помощью рулетки, воздушного шарика и нитки измерить. Как это можно сделать?
10. Как расставить в комнате 7 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 2 стула?
11. У Иванова Ивана по математике в журнале стоят оценки
4 5 3 4 5 4 3 3 4
Как вы думаете, какую оценку в четверти получит Иван? И почему?
12. Какой геометрической формы должен быть чайник (при условии неизменного объёма и материала, из которого изготовлен чайник), чтобы вода в нём остывала как можно дольше?
13. Почему кошка сворачивается в клубок, когда холодно?
14. Разгадать правило, по которому записан каждый ряд чисел, и продолжить его:
А) 123, 246, 492 …
б) 15, 75, 375 …
в) 3020, 3220, 3420 …
г) 7602, 7632, 7662 …
Игровые и занимательные задания
1. Достройте магический квадрат
2.
3. Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел.
4. Лена живет на четвертом этаже, при этом, поднимаясь к себе домой, она проходит по лестнице 60 ступенек. Юля живет в этом же подъезде на втором этаже. Сколько ступенек проходит Юля, поднимаясь к себе домой на второй этаж?
5. Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь?
6. Меняя колесо своей машины, человек уронил все четыре гайки его крепления в решетку канализационного стока, откуда достать их было невозможно. Он уже решил, что застрял здесь, но проходивший мимо мальчик подсказал ему очень дельную мысль, которая позволила ему поехать дальше. В чем состояла его идея?
7. В каком случае, смотря на цифру 2, мы говорим “десять”?
8. Длина удава – 12 м, или 48 попугаев. Какова длина попугая?
9. Напиши число 100 с помощью пяти единиц и знаков действий.
10. Петя прибавляет различные однозначные числа к числу 96. Сколько раз он получит трёхзначное число?
Поисковые задания. Ответы
- 3 кубика
- 30 кубиков
- 58 рублей
- АС = АВ + ВС;
Подставим значения:
АС = 20 см + 5 см;
АС = 25 см.
Ответ: расстояние между точками А и С равно 25 сантиметров.
- Андрей отстал от победителя на 13(с.);
Вася на 13+12=25 (с.);
Саша на 25+41=66(с.)=1мин.6с.;
Дима на 66+39=105 (с.)=1мин 45с.
- 1. 51:3*2=34 (м)
2. 51-34= 17 (п)
Ответ: 17 пассажиров смогут занять свободные места.
- У квадрата
- (132+143):5=275 : 5=55 км/ч Ответ: средняя скорость ковра-самолёта 55км/ч.
- За 20,9 секунды Венера пройдёт путь:
1)47,8 км/c · 20,9 = 999,02 км — для Меркурия;
2)47,8 – 12,8 = 35 км\с
3)35 км/c · 20,9 = 731,5 км — для Венеры. Ответ: 731,5 км
- составляем пропорцию 20%=7 шт 100%=х шт
х=7*100 : 20=35 шт.
Ответ : было 35 пирожков
11.а) (90+120):10*2=42
б) 90+120:(10*2)=96
в) 180+(400-400):4=180
г) 180+400-(400:4)=480)
Логические задания. Ответы
1) 1. Каждое следующее число увеличивается на 5; 3570, 3575.
2. Да.
2) лишнее число – 503. Вывод: 503 не делится на 3, а остальные делятся, ответы: 36, 89, 128, 140, … , 169
3) 78 х 101 = 7878; 23 х 101 = 2323
4. Дробь
5. Совка
6. Кант
7. Одна пядь больше 18 см, но меньше 19 см.
450 см делим на 24 и получаем размер пяди — 18,75 см.
Соответственно, одна пядь в этой задаче больше 18 см, но меньше 19 см.
8.Длина тени 4 м., а длина палки 2 м, значит высота дерева будет в 2 раза меньше длины его тени, высота тени дерева 12 м., значит высота дерева 6 м.
9. 1) привязать к шарику длинную нитку и выталкивать ее постепенно вверх до тех пор, пока шарик не достигнет верхушки берёзы;
2) сделать на нитке отметку (например, узелок);
3) вернуть шарик вниз, измерить длину выпущенной части нитки с помощью рулетки. (Высота берёзы – 12 м.)
10.
11. Все оценки надо сложить и разделить на количество оценок.
Ответ: оценка 4 (3,9)
12. Чайник в форме шара (красный чайник) имеет наименьшую поверхность, а значит дольше остаётся горячим (медленнее остывает), чем чайник любой другой формы.
13. В холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок, так как таким образом они уменьшают площадь поверхности своего тела, таким образом уменьшая теплоотдачу тела в окружающую среду.
14. А) 123, 246, 492 … (984, 1968) (предыдущее число умножается на 2)
б) 15, 75, 375 … (1875, 9375) (предыдущее число умножается на 5)
в) 3020, 3220, 3420 … (3620, 3820) (к предыдущему числу прибавить 200)
г) 7602, 7632, 7662 … (7692, 7722) (к предыдущему числу прибавить 30)
Игровые и занимательные задания. Ответы
1. В этом квадрате мы знаем число в центральной клетке (9), а, значит, мы знаем магическую константу, которая в 3 раза больше и равна 27. Ну а зная магическую константу и три первоначальных числа, вписать оставшиеся числа в клетки не составит труда.
Решение:
2. Вписать в пустую клетку число (2+13 =15, 2*13 =36, 15+36=51)
3."сто" - 100; "миллион" - 1000000
4. Для того, чтобы подняться на 4-й этаж, Лене необходимо пройти три лестничных пролета (60 ступенек). Чтобы подняться на 2-й этаж, Юле необходимо пройти всего лишь один лестничный пролет, то есть 20 ступенек.
5. Ответ - 23 года. Разность между годами отца и сына равна 23 годам; следовательно, сыну надо иметь 23 года, чтобы отец был вдвое старше его.
6. Мальчик предложил отвернуть по одной гайке с каждого из трех колес и закрепить ими четвертое колесо. Сделав это, человек смог доехать до ближайшего гаража на прочно закрепленных колесах.
7. Когда мы смотрим на часы, которые показывают десять минут какого-либо часа.
8. 12 метров – 48 попугаев
1 метр – 4 попугая
Значит,
1 попугай – 0,25 метра или 25 см.
9. 111-11=100
10. 96+4=100
96+5=101
96+6=102
96+7=103
96+8=104
96+9=105 Ответ: 6 раз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие \'\'Сборник заданий по грамматике для учащихся 4-5 классов\'\'
Учебно-методическое пособие \'\'Сборник заданий по грамматике для учащихся 4 класса\'\'...
Сборник заданий по развитию речи (раздел «Лексика» 8 класс)
В восьмом классе общеобразовательной школы в предметной области «Русский язык» учащиеся изучают раздел «Лексика», который способствует совершенствованию навыков определения художественно-выразительных...
Alice in Wonderland". Сборник заданий для уроков домашнего чтения в 5 классе.
В сборник включены задания, которые можно использовать на уроках домашнего чтения после прочтения книги....
СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «МНОГОЧЛЕНЫ» ДЛЯ КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПО МАТЕМАТИКЕ
Система приемов контроля призвана содействовать не только выявлению знаний, но и организации их усвоения и управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся. Контроль знаний учащихся является оч...
СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «МНОГОЧЛЕНЫ» ДЛЯ КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПО МАТЕМАТИКЕ
Система приемов контроля призвана содействовать не только выявлению знаний, но и организации их усвоения и управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся. Контроль знаний учащихся является оч...
«Путешествуя по карте» Сборник вопросов – заданий для 6 класса
«Карта второй язык географии» - об этом на каждом уроке говорила моя учитель географии. Она учила нас ориентироваться в ней, учила читать и понимать её, находить информацию и правильно ею пользо...
Сборник заданий-Химия-ЕГЭ-2018-задания 30,31,33,34,35
Сборник заданий части 2 ЕГЭ по химии...
- Мне нравится (1)