Практико-ориентированное задание исследовательского характера, направленное на формирование и развитие естественнонаучной грамотности
учебно-методический материал по химии (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_ko_2_zanyatiyu.docx | 103.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока химии по теме «Жёсткость воды и
способы её устранения». 9 класс.
«Практико-ориентированное задание исследовательского характера, направленное на формирование и развитие
естественнонаучной грамотности
Учитель дает задание учащимся :
– определить величину жесткости воды в зависимости от объёма
её пробы и количества капель раствора титранта.
Учащиеся для выполнения задания
составляют план:
1.Сформулировать цель - доказать наличие общей жёсткости воды.
2. Задача - установить жёсткости воды в зависимости от объёма анализируемой пробы и количества капель титранта
3. Анализировать источник информации « Жесткость воды.»
4. Изучить методику определения «Общей жёсткости воды» титрометрическим методом с помощью тест-комплекта ЗАО «Кристмас +»
и осуществить опыты.
5. Оформить результаты эксперимента в таблицы
6. Сформулировать выводы.
« Жесткость воды.»
В природе вода, прежде чем попасть в колодец или естественный водоем, просачивается сквозь почву и насыщается в ней растворимыми и малорастворимыми солями-минералами. Природные воды содержат сульфаты и гидрокарбонаты металлов кальция и магния. К солям жесткости относят соли стронция, цинка.
В поверхностных и грунтовых природных водах присутствуют исключительно кальций и магний. Величина жесткости воды может изменяться в широких пределах в зависимости от типа пород и почв, слагающих бассейн водосбора, а также от сезона года, погодных условий.
Суммарная жесткость воды, т. е. общее содержание растворимых солей кальция и магния, получила название «общей жесткости».
Концентрация солей жесткости, или жесткость воды,
измеряется – количеством ммоль/л.
При жесткости до 4 ммоль/л вода считается мягкой;
от 4 до 8 ммоль/л – средней жесткости; от 8 до 12 ммоль/л – жесткая;
более 12 ммоль/л – очень жесткая.
Допустимая величина общей жесткости для питьевой воды составляет не более 7 ммоль/л.
Для хозяйственно - бытовых нужд требуется мягкая вода или вода с очень незначительной жесткостью, т. к. при кипячении жесткая вода образует накипь, в ней плохо развариваются продукты.
Жесткая вода вызывает образование камней в почках, печени, желчном пузыре, нарушает кальциевый баланс в организме, что приводит к заболеваниям костей, крови. Жесткость воды – одно из важнейших свойств, имеющее большое значение при водопользовании.
Если в воде находятся ионы металлов, образующие с мылом нерастворимые (стеараты кальция) соли жирных кислот, то в такой воде затрудняется образование пены при стирке белья и мытье рук, в результате возникает ощущение жесткости.
Различают: - временную, или карбонатную, жесткость, обусловленную присутствием в воде гидрокарбонатов. Они устраняются кипячением
В природных условиях эта реакция обратима, однако, при выходе на поверхность подземных (грунтовых) вод, обладающих значительной, временной жесткостью, равновесие сдвигается в сторону образования CO2, который удаляется в атмосферу;
- постоянную или некарбонатную, жесткость, обусловленную присутствием в воде всех прочих солей магния и кальция. Она устраняется добавлением соды, фосфатов натрия.
Метод определения общей жесткости применяется с помощью тест-комплекта «Общая жесткость» как сумма массовой концентрации катионов кальция и магния. Он основан на реакции солей кальция и магния с реактивом (раствором титранта) – трилоном Б (двунатриевой солью этилендиаминтетрауксусной кислоты)
Методика определения «Общей жёсткости воды».
Оборудование:
- Мерная склянка -3 штуки
- Пипетка – капельница – 3 штуки
Часы
Реактивы:
- Анализируемая вода
- Раствор титранта
Технология проведения опыта:
- Три мерные склянки ополосните несколько раз анализируемой водой. В склянку налейте до метки анализируемую воду (2,5; 5,0 или 10,0 мл);
- Добавляйте пипеткой – капельницей к пробе раствор титранта по каплям.
- Добавляйте раствор титранта постепенно, непрерывно перемешивая содержимое пробирки встряхиванием, до изменения цвета раствора (от розового до сиренево-синего). После добавления очередной капли наблюдайте за окраской раствора не менее 10-20 сек.;
- Определите величину общей жесткости воды в зависимости от объема пробы и количества капель раствора титранта.
1 капля титранта соответствует:
– при объеме пробы 2,5 мл. – 2,0 ммоль/л.;
– при объеме пробы 5,0 мл. – 1,0 ммоль/л.;
– при объеме пробы 10,0 мл – 0,5 ммоль/л .
При необходимости повторите определение.
После проведения анализа склянки для титрования и пипетку промойте чистой водой, склянку с раствором титранта герметично закройте .
Результаты эксперимента
учащиеся по группам заносят в таблицы.
Группа № 1 Таблица 1.
№ группы | Объём пробы воды | Время ожидания | Количество капель раствора титранта | Концентрация солей жесткости ммоль/л | Общая жесткость |
1 | 2.5мл |
Группа № 2 Таблица 2
№ группы | Объём пробы воды | Время ожидания | Количество капель раствора титранта | Концентрация солей жесткости ммоль/л | Общая жесткость |
2 | 5.0мл |
Группа № 3 Таблица 3
№ группы | Объём пробы воды | Время ожидания | Количество капель раствора титранта | Концентрация солей жесткости ммоль/л | Общая жесткость |
3 | 10,0 мл |
Выводы
На основании результатов данного исследования:
- определена общая жёсткость анализируемой воды – средняя жёсткость,
в сравнении с допустимой величиной общей жесткости для питьевой воды составляет не более 7 ммоль/л.
№ группы | Объём пробы воды | Время ожидания сек | Количество капель раствора титранта | Концентрация солей жесткости ммоль/л | Общая жесткость | |
1 | 2,5 мл | 10 - 20 | 3 | 6 | Средней жёсткости | |
2 | 5,0 мл | 10 - 20 | 6 | 6 | Средней жёсткости | |
3 | 10,0 мл | 10 - 20 | 12 | 6 | Средней жёсткости |
- по методике определения «Общей жесткости» доказана зависимость жёсткости воды от объёма пробы воды и количества капель титранта.
- данный метод определения «Общей жесткости» имеет практическое применение в домашнем водопользовании питьевой воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания исследовательского характера по "Мертвым душам" Гоголя
Карточки к урокам...
Чем отличается практико -ориентированный проект от исследовательской работы
В статье рассматриваеюся отличия и общие черты практико-ориентированных проектов и исследовательских работ....
Примеры заданий по физике направленные на формирование естественно - научной грамотности.
Приведены примеры заданий, которые можно применять на уроках физики по формированию естественно- научной грамотности....
Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся.
Одним из важнейших элементов развития математической грамотности являются практико-ориентированные задачи. Решая такие задания, ребята учатся применять полученные знания в повседневной жизни.https://d...
Задание по химии, направленное на формирование функциональной грамотности.
Функциональная грамотность проявляется в ее назначении решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в современном обществе. ...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-8 КЛАССАХ...