Рабочая программа по литературе 8, 9, 10, 11, 12 заочного обучения.
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Литература – базовый учебный предмет, формирующий духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura.zip | 246.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
города Троицка Челябинской области
«Согласовано» Руководитель МО ________ Серсембаева Г.А. Протокол № ___ от «____»____________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ №9» _____________ Лавренюк Л.Л. «____»____________2012 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №9» _____________Горских В.И. Приказ № __ от «___»____2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литература»
11 класс
заочного обучения
Учитель ХайрзамановаА.С.
II квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ___от «__»_______2012 г.
2012- 2013 учебный год
Содержание рабочей программы
- Пояснительная записка.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.
- Учебно-тематический план.
- Содержание тем учебного курса (основное содержание).
- Перечень литературы и средств обучения.
- Календарно-тематическое планирование.
- Контроль уровня обученности учащихся.
Пояснительная записка
Литература – базовый учебный предмет, формирующий духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы под редакцией Коровиной В. Я. с учетом учебника под редакцией Журавлёва В.П. и Лебедева Ю.В.
Рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,
- выразительное чтение,
- различные виды пересказа,
- заучивание наизусть стихотворных текстов,
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,
-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,
- подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
ЦЕЛИ. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем ( текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Учащиеся должны знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХХ века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и
характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Учебно-тематическое планирование
Предмет – литература, класс – 11
( 2 час в неделю, всего 74 часа)
№ п.п. | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Зачеты | Развитие речи | |||
Раздел 1. Введение. (4 ч.) | ||||
1 | Тема 1. Литература рубежа веков. | 2 | ||
2 | Тема 2. Полемика вокруг вопроса о свободе слова. | 2 | ||
Раздел 2. И.Бунин. (8 ч.) | ||||
3 | Тема 3. И.Бунин. Жизненный путь. И.Бунин-поэт. Особенности лирики. | 3 | ||
4 | Тема 4. Особенности прозы И.Бунина. Анализ рассказа «Антоновские яблоки». | 1 | ||
5 | Тема 5. Идейный смысл рассказа «Господин из Сан-Франциско». | 1 | ||
6 | Тема 6. Тема деревни в рассказе «Суходол». | 2 | ||
7 | Те мА 7. Рр. Развернутые ответы на вопросы по рассказу «Господин из Сан-Франциско». | 1 | 1 | |
Раздел 3. А.И.Куприн. (6 ч.) | ||||
8 | Тема 8. А.И.Куприн. Обзор жизни и творчества. | 1 | ||
9 | Тема 9. Анализ повести «Олеся». | 2 | ||
10 | Тема 10. Анализ рассказа «Гранатовый браслет». | 2 | ||
11 | Тема 11. Рр. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | 1 | |
Раздел 4. Лирика поэтов ХХ века. (16 ч.) | ||||
12 | Тема 12. Особенности ХХ века, характеристика литературных направлений. | 2 | ||
13 | Тема 13. Творчество Н.Гумилева. | 2 | ||
14 | Тема 14. Творчество В.Брюсова. | 2 | ||
15 | Тема 15. Творческий путь О.Мандельштама. | 2 | ||
16 | Тема 16. Идейно-художественное своеобразие лирики А.Белого. | 1 | ||
17 | Тема 17. Комплексный анализ стихотворений. | 1 | ||
18 | Тема 18. М.Цветаева. Судьба и творчество. Цикл «Стихи о Москве», эмигрантские стихи о родине. | 2 | ||
19 | Тема 19. Зачет № 1. | 1 | 1 | |
20 | Тема 20. Стихи о любви. | 1 | ||
21 | Тема 21. А.Ахматова. Личность. Судьба. | 1 | ||
22 | Тема 22. Лирика любви. Анализ стихотворений. | 1 | ||
Раздел 5. А.А.Блок. (3 ч.) | ||||
23 | Тема 23. А.А.Блок. Жизнь и творчество. | 1 | ||
24 | Тема 24. Темы и образы ранней лирики. Тема Родины в лирике Блока. «Россия». | 1 | ||
25 | Тема 25. Поэма «Двенадцать». Образы-символы в поэме. | 1 | ||
Раздел 6. С.А.Есенин. (1 ч.) | ||||
26 | Тема 26. Тема России в лирике С.Есенина. «Русь Советская». | 1 | ||
Раздел 7. В.В.Маяковский. (2 ч.) | ||||
27 | Тема 27. В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Своеобразие любовной лирики. Тема поэта и поэзии. | 2 | ||
Раздел 8. Литература 30-х годов. (1 ч.) | ||||
28 | Тема 28. Литература 30-х годов. Обзор. | 1 | ||
Раздел 9. М.А.Булгаков. (6 ч.) | ||||
29 | Тема 29. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. | 1 | ||
30 | Тема 30. «Мастер и Маргарита». История создания. | 1 | ||
31 | Тема 31. Проблемы и герои романа. | 1 | ||
32 | Тема 32. Жанр и композиция романа. | 1 | ||
33 | Тема 33. Эпоха в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | ||
34 | Тема 34. Зачет № 2. | 1 | 1 | |
Раздел 10. А.П.Платонов. (1 ч.) | ||||
35 | Тема 35. А.П.Платонов. «Котлован». Особенности автора. | 1 | ||
Раздел 11. М.А.Шолохов. (6 ч.) | ||||
36 | Тема 36. М.А.Шолохов. Судьба и творчество. | 1 | ||
37 | Тема 37. «Донские рассказы». | 1 | ||
38 | Тема 38. Проблема и герои романа «Тихий Дон». | 1 | ||
39 | Тема 39. Трагедия народа в романе. | 1 | ||
40 | Тема 40. Судьба Григория Мелехова. | 1 | ||
41 | Тема 41. Женские образы в романе «Тихий Дон». | 1 | ||
Раздел 12. В.Быков, Б.Васильев. (2 ч.) | ||||
42 | Тема 42. Тема нравственного выбора. В.Быков. «Сотников». | 1 | ||
43 | Тема 43. Б.Васильев. «А зори здесь тихие…». | 1 | ||
Раздел 13. А.Т.Твардовский. (3 ч.) | ||||
44 | Тема 44. А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. | 1 | ||
45 | Тема 45. Лирика поэта. | 1 | ||
46 | Тема 46. Тема войны. «Памяти матери». | 1 | ||
Раздел 14. Б.Л.Пастернак. (4 ч.) | ||||
47 | Тема 47. Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. | 1 | ||
48 | Тема 48. «Доктор Живаго». Проблемы и герои романа. | 1 | ||
49 | Тема 49. Человек, история и природа в романе. | 1 | ||
50 | Тема 50. Стихотворения доктора Живаго. | 1 | ||
Раздел 15. А.И.Солженицын. (3 ч.) | ||||
51 | Тема 51. А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. | 1 | ||
52 | Тема 52. Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича». | 2 | ||
Раздел 16. В.Т.Шаламов. (1 ч.) | ||||
53 | Тема 53. В.Т.Шаламов. Проблематика и поэтика его рассказов. | 1 | ||
Раздел 17. Н.М.Рубцов. (2 ч.) | ||||
54 | Тема 54. Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Лирика поэта. | 1 | ||
55 | Тема 55. Зачет № 3. | 1 | 1 | |
Раздел 18. В.П.Астафьев. (2 ч.) | ||||
56 | Тема 56.В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы. «Царь-рыба». | 2 | ||
Раздел 19. В.Распутин. (2 ч.) | ||||
57 | В.Распутин. «Живи и помни». Народ и его история. | 2 | ||
Раздел 20. Б.Окуджава. (1 ч.) | ||||
58 | Б.Окуджава. Военные мотивы. | 1 | ||
ИТОГО | 74 | 3 | 2 |
Содержание тем учебного курса (основное содержание)
Введение (4 ч.)
Литература рубежа веков.
Полемика вокруг вопроса о свободе слова.
И.Бунин. (8 ч.)
Жизнь и творчество (Обзор.)
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Суходол». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.
А.И.Куприн. (6 ч.)
Жизнь и творчество. «Гранатовый браслет» - «книга о любви, могучей и прекрасной».
Трагическая история любви в повести.
Тема нравственности.
Лирика поэтов ХХ века. (16 ч.)
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество»! «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город,
знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...».
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения «Раздумья», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбу России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет».
Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
А.А.Блок. (3 ч.)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира
поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
С.А.Есенин. (1 ч.)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».
Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
В.В.Маяковский. (2 ч.)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Литература 30-х годов. (1 ч.)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов.
М.А.Булгаков. (6 ч.)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Содержание тем учебного курса
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового).
Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
А.П.Платонов. (1 ч.)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
М.А.Шолохов. (6 ч.)
Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
В.Быков, Б.Васильев. (2 ч.)
Новое осмысление военной темы в творчестве В. Быкова, Б. Васильева.
А.Т.Твардовский. (3 ч.)
Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина».
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Содержание тем учебного курса
Б.Л.Пастернак. (4 ч.)
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал Образы-символы и сквозные мотивы в романе Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и
поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
А.И.Солженицын. (3 ч.)
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В.Т.Шаламов. (1 ч.)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Н.М.Рубцов. (2 ч.)
Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»
Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
В.П.Астафьев. (2 ч.)
Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».
В.Распутин. (2 ч.)
«Живи и помни». Народ и его история.
Б.Окуджава. (1 ч.)
Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика.
Перечень литературы и средств обучения
- Закон «Об образовании».
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- ПрограммА среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень) -М.: «Просвещение», 2008.
Основная учебная литература для учащихся
1. Литература (редакторы Лебедев Ю.В., Журавлев В.П.) (базовый и профильный уровни). 11 класс. – М.: «Просвещение», 2007.
- П. Басинский. Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию. «Литература», 1996, №9.
- Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М., «Просвещение», 1997.
Литература для учителя
- О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. Методика преподавания литературы. М., «Академия», 1999.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985.
- Т. Г. Кучина, А. В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классы. М., Дрофа, 2001
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах /М.И.Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс, 2009.
- Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 кл./В.А.Крутецкая. – М.: Литера, 2010.
Multimedia-поддержка предмета
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2010.
Календарно-тематическое планирование по литературе
11 класс
кол-во часов на год - 70, кол-во часов на неделю - 2
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Основные термины, понятия | Знания, умения и компетентности | Оборудование | Дата по плану | Дата фактическая | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Введение. (4 ч.) | ||||||||
1-2 | Литература рубежа веков. | 2 | Знать: характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь: конспектировать лекцию учителя. | Учебник, тетрадь. | ||||
3-4 | Полемика вокруг вопроса о свободе слова. | 2 | Знать: характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь: конспектировать лекцию учителя. | Учебник, тетрадь. | ||||
И.Бунин. (8 ч.) | ||||||||
5-7 | И.Бунин. Жизненный путь. И.Бунин-поэт. Особенности лирики. | 3 | Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина, ее философичность, лаконизм и изысканность, «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа. | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
8 | Особенности прозы И.Бунина. Анализ рассказа «Антоновские яблоки». | 1 | ||||||
9 | Идейный смысл рассказа «Господин из Сан-Франциско». | 1 | ||||||
10-11 | Тема деревни в рассказе «Суходол». | 2 | ||||||
12 | Рр. Развернутые ответы на вопросы по рассказу «Господин из Сан-Франциско». | 1 | ||||||
А.И.Куприн. (6 ч.) | ||||||||
13 | А.И.Куприн. Обзор жизни и творчества. | 1 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести. | Знать: биографию писателя; нравственно-философскую проблематику его произведений. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
14-15 | Анализ повести «Олеся». | 2 | ||||||
16-17 | Анализ рассказа «Гранатовый браслет». | 2 | ||||||
Лирика поэтов ХХ века. (16 ч.) | ||||||||
18-19 | Особенности ХХ века, характеристика литературных направлений. | 2 | Знать: основные литературные направления. | Учебник, тетрадь. | ||||
20-21 | Творчество Н.Гумилева. | 2 | Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева | Уметь: выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
22-23 | Творчество В.Брюсова. | 2 | Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова | Уметь: выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
24-25 | Творческий путь О.Мандельштама. | 2 | Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений О.Мандельштама. | Уметь: выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
26 | Идейно-художественное своеобразие лирики А.Белого. | 1 | Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений А.Белого. | Уметь: выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
27 | Комплексный анализ стихотворений. | 1 | ||||||
28-29 | М.Цветаева. Судьба и творчество. Цикл «Стихи о Москве», эмигрантские стихи о родине. | 2 | Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Молодость». Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно...», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля. | Знать: основные мотивы лирики М.Цветаевой. Уметь: выделять изобразительно-выразительные в поэтическом тексте и определять их роль. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
30 | Стихи о любви. | 1 | ||||||
31 | А.Ахматова. Личность. Судьба. | 1 | Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…». Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет» . Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
32 | Лирика любви. Анализ стихотворений. | 1 | ||||||
А.А.Блок. (3 ч.) | ||||||||
33 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. | 1 | Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме». Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Тема Родины в лирике А.Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «По железной дороге». Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира. | Знать: важнейшие биографические сведения о поэте; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
34 | Темы и образы ранней лирики. Тема Родины в лирике Блока. «Россия». | 1 | ||||||
35 | Поэма «Двенадцать». Образы-символы в поэме. | 1 | ||||||
С.А.Есенин. (1 ч.) | ||||||||
36 | Тема России в лирике С.Есенина. «Русь Советская». | 1 | Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери». Тема России в лирике С.А.Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину». Любовная тема в лирике С.А.Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст». Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы». | Знать: важнейшие биографические сведения о поэте; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание; выявлять характерные особенности, роль и место героя, авторскую позицию. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
В.В.Маяковский. (2 ч.) | ||||||||
37-38 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Своеобразие любовной лирики. Тема поэта и поэзии. | 2 | Жизнь и творчество. Художественные мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся». Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Тема поэта и поэзии. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». | Знать: важнейшие биографические сведения о поэте; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание; выявлять характерные особенности, роль и место героя, авторскую позицию. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
Литература 30-х годов. (1 ч.) | ||||||||
39 | Литература 30-х годов. Обзор. | 1 | Знать: особенности литературы 30-х годов. | Учебник, тетрадь. | ||||
М.А.Булгаков. (6 ч.) | ||||||||
40 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. | 1 | Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр. История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа. | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; решать тестовые задания; обосновывать свое высказывание. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
41 | «Мастер и Маргарита». История создания. | 1 | ||||||
42 | Проблемы и герои романа. | 1 | ||||||
43 | Жанр и композиция романа. | 1 | ||||||
44 | Эпоха в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | ||||||
А.П.Платонов. (1 ч.) | ||||||||
45 | А.П.Платонов. «Котлован». Особенности автора. | 1 | Жизнь и творчество. Повесть А.П.Платонова «Котлован». | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
М.А.Шолохов. (6 ч.) | ||||||||
46 | М.А.Шолохов. Судьба и творчество. | 1 | Судьба и творчество. «Тихий Дон». Картины Гражданской войны, проблемы и герои романа. Трагедия и судьба Григория Мелехова. Женские судьбы в романе. | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
47 | «Донские рассказы». | 1 | ||||||
48 | Проблема и герои романа «Тихий Дон». | 1 | ||||||
49 | Трагедия народа в романе. | 1 | ||||||
50 | Судьба Григория Мелехова. | 1 | ||||||
51 | Женские образы в романе «Тихий Дон». | 1 | ||||||
В.Быков, Б.Васильев. (2 ч.) | ||||||||
52 | Тема нравственного выбора. В.Быков. «Сотников». | 1 | Литература периода Великой Отечественной воны: поэзия, проза, драматургия. | Знать: характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
53 | Б.Васильев. «А зори здесь тихие…». | 1 | ||||||
А.Т.Твардовский. (3 ч.) | ||||||||
54 | А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. | 1 | Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…». «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
55 | Лирика поэта. | 1 | ||||||
56 | Тема войны. «Памяти матери». | 1 | ||||||
Б.Л.Пастернак. (4 ч.) | ||||||||
57 | Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. | 1 | Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и своеобразие. | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
58 | «Доктор Живаго». Проблемы и герои романа. | 1 | ||||||
59 | Человек, история и природа в романе. | 1 | ||||||
60 | Стихотворения доктора Живаго. | 1 | ||||||
А.И.Солженицын. (3 ч.) | ||||||||
61 | А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. | 1 | Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Повесть «Один день Ивана Денисовича». | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
62-63 | Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича». | 2 | ||||||
В.Т.Шаламов. (1 ч.) | ||||||||
64 | В.Т.Шаламов. Проблематика и поэтика его рассказов. | 1 | Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов». | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
Н.М.Рубцов. (2 ч.) | ||||||||
65 | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Лирика поэта. | 1 | Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Я буду скакать по полям задремавшей Отчизны…» | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
В.П.Астафьев. (2 ч.) | ||||||||
66-67 | В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы. «Царь-рыба». | 2 | «Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах. «Царь-рыба». | Знать: характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь: конспектировать лекцию учителя. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
В.Распутин. (2 ч.) | ||||||||
68-69 | В.Распутин. «Живи и помни». Народ и его история. | 2 | Нравственные проблемы в произведении «Живи и помни». | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
Б.Окуджава. (1 ч.) | ||||||||
70 | Б.Окуджава. Военные мотивы. | 1 | Слово о поэте. | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера. | Учебник, тетрадь, портрет писателя, текст произведения. | |||
Количество часов за год | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная рабочая программа по литературе для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)
Данная рабочая программа курса «Литература» составлена для изучения курса в течение 60 часов (из расчёта 2 часа в неделю). Программа состоит из ряда разделов, поэтому изучение любой...
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, ...
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, ...
Рабочая программа по литературе для учащихся с надомной формой обучения в 5 классе (35 часов)
Рабочая программа по литературе для 5 класса для учащихся с надомной формой обучения составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образован...
Рабочая программа по литературе для учащихся с надомной формой обучения в 7 классе (35 часов)
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Феде...
Рабочая программа по литературе для учащихся с надомной формой обучения в 9 классе (35 часов)
Рабочая программа по литературе для учащихся с надомной формой обучения составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 5-9 кла...
Рабочая программа по литературе для учащихся с надомной формой обучения в 10 классе (35 часов)
Рабочая программа курса литературы в 10 классе для учащихся с надомной формой обучения разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом...