Готовимся к ЕГЭ по литературе. И.А.Бунин
тест по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
И.А.Бунин – одно из самых ярких имён русской литературы. Прекрасный язык, образ-ность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоёв общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Литературные заслуги были высоко оценены: ему были присуждены
- 2 Пушкинские премии Российской Академии наук (1903, 1909)
- Бунин был избран почётным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности (1909)
- был удостоен Золотых Пушкинских медалей (1911, 1915)
- уже в эмиграции первым из русских писателей Бунин получил Нобелевскую премию (1933)
Буниным написаны около 1200 стихотворений
1900 рассказ «Антоновские яблоки»
1910 повесть «Деревня»
1911 повесть «Суходол»
1916 рассказ «Господин из Сан-Франциско»
1916 рассказ «Лёгкое дыхание»
1918-1919 статья «Окаянные дни»
1927-1933 роман «Жизнь Арсеньева»
1939-1945 книга рассказов «Тёмные аллеи»
1944 рассказ «Чистый понедельник»
1925 рассказ «Солнечный удар»
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1916)
Шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к пробле-мам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Весной 1910 г. Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. В декабре 1910-весной 1911 г. был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. С декабря 1913 г.полгода провёл на Капри. Впечатления от путешествий отрази-лись в рассказах и повестях, составивших сборники «Суходол» (1912), «Иоанн Рыдалец» (1913), «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1916).
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») продолжала традицию Л.Н.Толстого, изображавшего жизнь и смерть как важней-шие события, выявляющие истинную цену личности («Поликушка», «Смерть Ивана Ильича»). (Непосредственным импульсом к возникновению замысла стало название пове-сти немецкого писателя Т.Манна «Смерть в Венеции». Первоначально рассказ имел эпи-граф: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!», который Бунин убрал лишь в последней реда-кции1951 и который был взят из Апокалипсиса)Наряду с философской линией в рассказе разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к безду-ховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутрен-нему совершенствованию. Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом.
Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира.
Сюжет построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого «никто не запомнил» (Он «ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения»)
Завязка – нарушение планов миллионера (туман, дожди и ужасающая качка), его недовольство по поводу плохой погоды
Кульминация – смерть главного героя
Развязка – тело господина отправляют на родину.
Герои ___________________________________________________________________________
Вопросы.
1.В первой фразе какого рассказа И.А.Бунина о его герое сказано «…имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил…»?
2.Укажите название рассказа И.А.Бунина, герой которого после встречи со своей первой любовью задаёт себе такие вопросы: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил её? Какой вздор? Эта самая Надежда не содержательница постоялой гостиницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»
3.К какому из эпических жанров принадлежит произведение Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
4.Какое первоначальное название имел рассказ «Господин из Сан-Франциско»?
5.Какое произведение, по свидетельству самого писателя, стало непосредственным импульсом к возникновению замысла «Господина из Сан-Франциско»?
6.В последней редакции «Господина из Сан-Франциско» автор снял многозначительный эпиграф: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий». Снял, возможно, потому, что эти слова, относящиеся к наказанному городу порока и разврата Вавилону, слишком явно выражали его отношение к описанному. Что цитировал Бунин?
7.Как назывался пароход, на котором путешествовал герой «Господина из Сан-Франци-ско»?
8.Назовите имя главного героя.
9.Символом чего является корабль?
10.В чём символичность названия парохода?
11.В чём смысл убранного Буниным эпиграфа?
12.Кто следил «со скал Гибралтара, с каменных ворот двух миров, за уходящим в ночь и вьюгу кораблём»?
13.С кем сравнивает Бунин капитана корабля, на котором путешествует главный герой?
14.Какой художественный приём использует Бунин при описании корабля: «столовые и бальные залы её изливали свет и радость, гудели говором нарядной толпы, благоухали свежими цветами, пели струнным оркестром»?
15.Назовите средство создания образа главного героя, строящееся на описании его внешности: «Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии… Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова…»
16.В основе сюжета «Господина из Сан-Франциско» помимо общефилософского смысла ещё и социальный аспект: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьём вино…а машинисты в пекле, чёрные от угля работают…Справедливо ли это?» Моделью чего выступает в тексте корабль, на котором плывут герои произведения?
16.Смерть в «Господине из Сан-Франциско» противопоставлена жизни. «Плакал, пиша конец», - признавался Бунин в дневнике. Не из жалости к главному герою плакал автор, а от ощущения полноты бытия, которое он разделял с горцами, радующимися солнцу. Кому поклонялись горцы?
17.Каким термином в литературоведении называют художественный образ, заключающий в себе обобщённый многозначный смысл (океан, пароход «Атлантида»)?
18.Как называется описание природы в художественном произведении: «Океан, ходивший за стенами, был страшен… Океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях… и эти горы, - точно плугом разваливая на стороны их зыбкие , то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады».
19.Как называется композиционный приём, с помощью которого писатель противопо-ставляет стихию природы и хрупкость мира людей?
20.Как называется художественный приём одушевления неживого предмета, использованный автором: «По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке огненными несметными глазами», «…глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскалёнными зевами груды каменного угля»?
21. Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский корабль «Атлантида»: «…этажи… зияли огненными несметными глазами»?
22.Каким термином в литературоведении называют художественный образ, заключающий в себе обобщённый многозначный смысл (океан, пароход «Атлантида», серебряные усы и золотые пломбы господина из Сан_Франциско)?
23.Укажите термин, которым называют изображение внутренней жизни персонажа, анализ свойств личности героя.
Вопросы по произведению «Чистый понедельник»
1.Конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника». Дайте определение этого конфликта.
2.К какому жанру принадлежит «Чистый понедельник»?
3.Укажите термин, которым в литературоведении называют описание обстановки действия, внутреннего убранства помещений («Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед чёрной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на чёрный кожаный диван…»)
4.Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на её внешней губе был в инее, янтарь щёк слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»)
5.Описывая трактир, в который приехали герои, И.А.Бунин использует образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный приём?
6. Назовите форму художественной речи – обмен репликами между персонажами, которую использует И.А.Бунин.
7.Описывая противоречивые ощущения героини, Бунин противопоставляет предметы и явления: «Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и богородица троеручица…». Как называется этот художественный приём?
С1.В чём заключается разность духовного мира героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?
С2.В чём сходство «Чистого понедельника» И.А.Бунина с другими произведениями русских классиков 19-20 вв. о любви? (При сопоставлении укажите произведения и авторов)
И.А.Бунин
Как в апреле по ночам в аллее
Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым,
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.
Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть - все то же, что весной.
Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами –
И опять, опять чего-то жду.
1.Традиции какого литературного направления развивал в своём творчестве Бунин?
2.Как в литературоведении называются художественные определения: «побледневший небосклон», «молодые, лёгкие шаги»?
3.Укажите название средства выразительности: «сучьев дым».
4.Определите размер, которым написано стихотворение.
5.Определите характер рифмовки в стихотворении.
Задание с развёрнутым ответом ограниченного объёма
-В чём проявляется авторское отношение к господину из Сан-Франциско и пассажирам «Атлантида»»?
-Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско и кто ещё из писателей XX века обращался к теме «сытых»?
Сочинение
-Почему корабль в рассказе «Господин из Сан-Франциско» назван «Атлантида»?
-В каких произведениях Бунина естественность противопоставлена искусственности?
-Как раскрывается тема жизни и смерти в прозе И.А.Бунина?
-Какова роль женских образов в рассказах Бунина?
-Как решается проблема человека и цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
-Какую роль в прозе И.А.Бунина играют образы-символы?
- В чём заключается своеобразие композиции рассказа «Господин из Сан-Франциско»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы. И.А.Бунин. "Господин из Сан-Франциско"
Данный материал содержит историю создания, определение темы, идеи, проблемы произведения, а также помогает в выявлении особенностей композиции, рассматривает образ героя, выделяет символику расс...
Презентация к уроку литературы "Стихотворение И.Бунина "Помню долгий зимний вечер""
Презентация включает небольшие биографические сведения о И.Бунине и анализ стихотворение "Помню долгий зимний вечер""...
Разработка урока по литературе "И.А.Бунин "Подснежник"
Технологическая карта урока литературы в 5 классе...
Конспект урока по литературе "И.А. Бунин", 6 класс
Конструкт урока по литературе, 6 класс, УМК: Меркина Г.С. на тему "И.А.Бунин". Данный урок проводился в группах, обучающиеся читали биографию писателя, отбирали важный материал и оформляли в...
Технологическая карта урока литературы "Рассказы И.Бунина о любви"
Урок литературы в 11 классе...
Разработка урока по литературе И. А. Бунин. Темные аллеи
Разработка урока по литературе И. А. Бунин. Темные аллеи...