Технологическая карта урока литературы "Рассказы И.Бунина о любви"
план-конспект занятия по литературе (11 класс)
Урок литературы в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapitonova_n.a._tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_11_klasse.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 11-ом классе на тему «Рассказы И.А. Бунина о любви»
Тип урока: усвоение новых знаний Вид урока: дискуссия | |||||
Педагогические задачи: Образовательные: показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное, увидеть неоднозначность трактовок рассказов; совершенствовать навык самостоятельной работы с текстом художественного произведения, навык монологической и диалогической речи. Развивающие: развивать филологическое мышление; создать условия для развития памяти, внимания, воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность. Воспитательные: формировать эстетическое восприятие. | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные: Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. | Метапредметные: Познавательные – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. | Личностные:
| |||
Образовательные ресурсы: задания для групповой работы, таблица самооценивания; интернет-ресурсы. | |||||
Организационная структура урока | |||||
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||
I.Организационный момент | Приветствует. Проверяет явку обучающихся. Настраивает обучающихся на работу. Доводит до обучающегося план урока. Создает эмоциональный настрой; читает стихотворение Ф.И. Тютчева (текст выводиться на доску): Любовь, любовь, - гласит преданье, - Союз души с душой родной. Их единенье, сочетанье И роковое их слиянье, И поединок роковой. И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее Любя, страдая, страсти млея, Оно изноет наконец. - О чём сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему и задачи урока. |
|
| ||
II. Проверка выполнения домашнего задания | Проверяет домашнее задание: сообщение о цикле «Тёмные аллеи», его истории создания. Побуждает обучающихся к высказыванию собственного мнения: просит прокомментировать оценочные суждения о цикле «Тёмные аллеи» |
|
| ||
III. Актуализация знаний | Организует беседу: читает эпиграф урока – слова И.А. Бунина: «Я написал лучшую свою книгу». Создает проблемную ситуацию. - Чем вызвана бунинская самооценка, выбранная для эпиграфа урока? «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» - пафос цикла «Тёмные аллеи». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ |
|
| ||
IV. Проблемное изложение нового знания | Организует поисковую деятельность обучающихся: - Сопоставить рассказы о любви, написанные в эмиграции: «Солнечный удар», «Чистый понедельник» (работа в группах). ( См.ресурсный материал к уроку) |
|
| ||
V. Первичное закрепление знаний обучающихся | Организует выполнение задания: - Написать свою интерпретацию рассказа (по выбору), ИЛИ - Продолжить фразу: «Цикл рассказов «Тёмные аллеи – это…» «Любовь в понимании Бунина – это…» |
|
| ||
V. Рефлексия | Организует оценочные высказывания обучающихся: прием «Оценочные суждения» (выводятся на доску и раздаются каждому ученику). Подводит итоги. |
| Полно и точно выражают свои мысли. | ||
VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания | Комментирует домашнее задание: - Подготовить анализ одного произведения А.И. Куприна (по выбору). - Тексты для работы в группах: «Дознание» «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь». - Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве А.И. Куприна |
|
|
Ресурсный материал к уроку
Задание для групповой работы
1-я группа. Сюжет рассказов. Сопоставьте «Чистый понедельник» с рассказом «Солнечный удар», попробуйте вычленить повторяющуюся сюжетную схему рассказов. Является ли сюжет главным содержательным звеном рассказов цикла?
2-я группа. Особенности временной организации. Как соотносятся в рассказах приметы конкретной эпохи и напоминание о древности? Как звучит тема будущего?
3-я группа. Особенности внешней изобразительности в рассказах. Проанализируйте приемы «предметной изобразительности» бунинского текста. Какую роль играют в рассказе цвет, запах, звук? Как бунинские детали связаны с характерами героев и героинь. Что известно о героея? Какими средствами рисуется образ героинь? Можно ли представить героинь в ситуации «земного счастья», спокойной и размеренной жизни?
4- группа. Специфика психологизма Бунина. Какие средства использует писатель для раскрытия внутреннего мира героинь: внутренние монологи, объясняют ли словами, что они думали или чувствовали? Какую роль в раскрытии психологии героинь играют ассоциативные параллели?
5-я группа. Особенности внешней изобразительности в рассказах. Проанализируйте приемы «предметной изобразительности» бунинского текста. Какую роль играют в рассказе цвет, запах, звук? Как бунинские детали связаны с характерами героев, сюжетом и авторскими представлениями о мире в целом?
6-я группа. Картина мира в рассказах. Тайна любви. Каковы представления Бунина о состоянии мира и положения человека в нем? Чем, по мысли писателя, является любовь в этом мире? Почему в изображении Бунина любовь всегда – «счастье и мука»?
7-я группа. Смысловой итог рассказов. В чем смысл названия рассказов? Чем эти названия стали в жизни героев и героинь? Что изменилось в мироощущении героев через время? Разрешается ли к финалу конфликт в душах героев?
Таблица самооценки
1. Получил ли я удовлетворение после дискуссии? | |
2 . Могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль? | |
3.Насколько интересна мне культура проведения дискуссии? | |
4. Смог ли воспользоваться приемами доказательства? | |
5. Какие я приобрел новые знания? | |
6. Смог ли я понять точку зрения другого? | |
7. Интересен ли мне живой обмен мнениями? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»
Цель: P { margin-bottom: 0.21cm; } Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формиров...
Технологическая карта урока литературы "Потерянный рай" по творчеству И.А.Бунина 11 класс
Урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативн...
Технологическая карта урока литературы по теме: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2 урок в темеТема урока: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Фе...
Технологическая карта урока И.А.Бунин «Косцы». Образ Родины в рассказе
Задачи:Образовательные1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;2)обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;3) формировать спо...
Технологическая карта урока литературы 5 класс "Косцы"И.А.Бунин. Образ Родины в рассказе.
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)
В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...
Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»
Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»...