Технологическая карта урока литературы "Рассказы И.Бунина о любви"
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Капитонова Наталья Александровна

Урок литературы в 11 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 11-ом классе на тему «Рассказы И.А. Бунина о любви»

Тип урока: усвоение новых  знаний

Вид урока: дискуссия

Педагогические задачи:

Образовательные: показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное, увидеть неоднозначность трактовок рассказов; совершенствовать навык самостоятельной работы с текстом художественного произведения, навык монологической и диалогической речи.

Развивающие: развивать филологическое мышление; создать условия для развития памяти, внимания, воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные: формировать эстетическое восприятие.

Планируемые результаты

Предметные:

Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

Метапредметные:

Познавательные – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

Личностные:

  • реализовать возможность монологического выступления;
  • добиваться результата при ограниченном времени

Образовательные ресурсы: задания для групповой работы, таблица самооценивания; интернет-ресурсы.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I.Организационный момент

Приветствует.

Проверяет явку обучающихся.

Настраивает обучающихся на работу.

Доводит до обучающегося план урока.

Создает эмоциональный настрой; читает стихотворение Ф.И. Тютчева (текст выводиться на доску):

Любовь, любовь,  - гласит преданье, -

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее

Любя, страдая, страсти млея,

Оно изноет наконец.

 - О чём сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему и задачи урока.

  • Активно слушают учителя.
  • Слушают собеседника.
  • Настраиваются на урок.
  • Формулировать собственные ожидания
  • Строить понятные для собеседника высказывания.
  • Проявлять эмоциональное отношение в учебно-познавательной деятельности.

II. Проверка выполнения домашнего задания

Проверяет домашнее задание: сообщение о цикле «Тёмные аллеи», его истории создания. Побуждает обучающихся к высказыванию собственного мнения: просит прокомментировать оценочные суждения о цикле «Тёмные аллеи»

  • Проверяют ранее изученный материал.
  • Контролируют и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность.
  • Оценивают ответы по разработанному алгоритму (правильность ответа, правильность речи, ответы на заданные вопросы).
  • Взаимодействуют с учителем во время опроса.
  • Наблюдать, читать, слушать.
  • Понимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль
  • Использовать речевые средства для передачи своего мнения; формулировать вопросы к одноклассникам
  • Проявлять уважение к личности.

III. Актуализация знаний

Организует беседу: читает эпиграф урока – слова И.А. Бунина: «Я написал лучшую свою книгу». Создает проблемную ситуацию.

 - Чем вызвана бунинская самооценка, выбранная для эпиграфа урока?

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»  - пафос цикла «Тёмные аллеи». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ

  • Воспринимают текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом».
  • Взаимодействуют с учителем во время опроса; участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.
  • Ориентируются на нравственно-этическом содержание поступков и событий, описанных в произведении.
  • Делать выводы, находить ответы на вопросы.
  • Владеть компетенцией в общении; вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.
  • Слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

IV. Проблемное изложение нового знания

Организует поисковую деятельность обучающихся:

 - Сопоставить рассказы о любви, написанные в эмиграции: «Солнечный удар», «Чистый понедельник» (работа в группах).

( См.ресурсный материал к уроку)

  • Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, делают вывод; получают информацию из текста и строят сообщения.
  • Рассуждают, делают предположения; взаимодействуют с учителем; планируют сотрудничество с одноклассниками, способы представления изученного материала.
  • Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.
  • Высказывать своё предположение на основе работы с текстом произведения.
  • Слушать и понимать других.

V. Первичное закрепление знаний обучающихся

Организует выполнение задания:

 - Написать свою интерпретацию рассказа (по выбору),

ИЛИ  - Продолжить фразу:

«Цикл рассказов «Тёмные аллеи – это…»

«Любовь в понимании Бунина – это…»

  • Оценивают предложенные работы одноклассников, выбирают наиболее точный вариант, делаю вывод, устраняют пробелы.
  • Осмысливают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению; применяют на практике новые знания, отвечают на вопросы.
  • Критически оценивать ответ, осуществлять самоконтроль.
  • Иметь мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Высказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции.

V. Рефлексия

Организует оценочные высказывания обучающихся: прием «Оценочные суждения» (выводятся на доску и раздаются каждому ученику). Подводит итоги.

  • Осуществляют самооценку, заполняют таблицу (см. ресурсный материал к уроку).
  • Выражают свои эмоции по поводу урока.

Полно и точно выражают свои мысли.

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Комментирует домашнее задание:

 - Подготовить анализ одного произведения А.И. Куприна (по выбору).

 - Тексты для работы в группах: «Дознание» «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь».

 - Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве А.И. Куприна

  • Творчески перерабатывают изученную информацию; ищут информацию в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных); перерабатывают информацию (на основе анализа и синтеза).
  • Находить и выделять информацию.
  • Иметь потребность и мотивы к учебно-познавательной деятельности.

 

Ресурсный материал к уроку

Задание для групповой работы

1-я группа. Сюжет рассказов. Сопоставьте «Чистый понедельник» с рассказом «Солнечный удар», попробуйте вычленить повторяющуюся сюжетную схему рассказов. Является ли сюжет главным содержательным звеном рассказов цикла?

2-я группа. Особенности временной организации. Как соотносятся в рассказах приметы конкретной эпохи и напоминание о древности? Как звучит тема будущего?

3-я группа. Особенности внешней изобразительности в рассказах. Проанализируйте приемы «предметной изобразительности» бунинского текста. Какую роль играют в рассказе цвет, запах, звук? Как бунинские детали связаны с характерами героев и героинь. Что известно о героея? Какими средствами рисуется образ героинь? Можно ли представить героинь в ситуации «земного счастья», спокойной и размеренной жизни?

4- группа. Специфика психологизма Бунина. Какие средства использует писатель для раскрытия внутреннего мира героинь: внутренние монологи, объясняют ли словами, что они думали или чувствовали?  Какую роль в раскрытии психологии героинь играют ассоциативные параллели?

5-я группа. Особенности внешней изобразительности в рассказах. Проанализируйте приемы «предметной изобразительности» бунинского текста. Какую роль играют в рассказе цвет, запах, звук? Как бунинские детали связаны с характерами героев, сюжетом и авторскими представлениями о мире в целом?

6-я группа. Картина мира в рассказах. Тайна любви. Каковы представления Бунина о состоянии мира и положения человека в нем? Чем, по мысли писателя, является любовь в этом мире? Почему в изображении Бунина любовь всегда – «счастье и мука»?

7-я группа. Смысловой итог рассказов. В чем смысл названия рассказов? Чем эти названия стали в жизни героев и героинь? Что изменилось в мироощущении героев через время? Разрешается ли к финалу конфликт в душах героев?

Таблица самооценки

1. Получил ли я удовлетворение после дискуссии?

2 . Могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль?

3.Насколько интересна мне культура проведения дискуссии?

4. Смог ли воспользоваться приемами доказательства?

5. Какие я приобрел новые знания?

6. Смог ли я понять точку зрения другого?

7. Интересен ли мне живой обмен мнениями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»

Цель:  P { margin-bottom: 0.21cm; } Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формиров...

Технологическая карта урока литературы "Потерянный рай" по творчеству И.А.Бунина 11 класс

Урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативн...

Технологическая карта урока литературы по теме: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2  урок в темеТема урока: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Фе...

Технологическая карта урока И.А.Бунин «Косцы». Образ Родины в рассказе

Задачи:Образовательные1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;2)обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;3) формировать спо...

Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)

В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...

Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»

Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»...